Всероссийская перепись населения 2020–2021 гг. глазами переписчика
Всероссийская перепись населения 2020–2021 гг. глазами переписчика
Аннотация
Код статьи
S013216250019105-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Фарахутдинов Шамиль Фаритович 
Должность: Доцент
Аффилиация: Тюменский индустриальный университет
Адрес: Немцова 41-203
Хайруллина Нурсафа Гафуровна
Должность: профессор кафедры маркетинга и муниципального управления
Аффилиация: Тюменский индустриальный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Выпуск
Страницы
66-73
Аннотация

Представлен взгляд на Всероссийскую перепись населения 2020-2021 гг. с точки зрения переписчика. Охарактеризован социально-экономический и политический фон переписи. На основании эмпирического материала фокус-групп описаны ключевые моменты работы переписчика. Дана оценка таких условий работы, как безопасность, обеспечение инструментарием. Выделена ключевая проблема – низкий уровень лояльности населения к переписи. Представлена социально-демографическая специфика мотивов участия/неучастия в переписи различных групп населения. Показаны адаптационные стратегии переписчиков, направленные на снижение организационных и психологических сложностей в работе.

Ключевые слова
перепись, население, мотивация, социально-демографические группы, пандемия, фокус-группа, цифровизация
Классификатор
Получено
19.12.2022
Дата публикации
20.12.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
23
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Особенности Всероссийской переписи населения 2020–2021 гг. Учёт населения тесно связан со становлением государственности. Попытки проведения общенациональных переписей населения стали возникать в европейских странах с середины XVIII в. Ранние переписи осуществлялись в военных и фискальных целях, носили эпизодический характер, осуществлялись разрозненно, без опоры на жёсткую методологию. На Руси первое подобие переписи было проведено в 1245 г.1, первая полноценная прошла в России в 1897 г. В СССР было семь всесоюзных переписей, в постсоветской России — три. Отдельная перепись прошла в 2014 г. после вхождения Крыма в состав РФ. Перепись 2021 г. из-за пандемии была перенесена сначала на апрель 2021 г., затем на октябрь. В труднодоступных регионах (северные районы, часть Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа) перепись населения началась в октябре 2020 г.
1. История переписей населения в России / Сборник информационных материалов / Под ред. Н.С. Колотовой. Челябинск: Челябинскстат, 2009.
2 В общественном дискурсе высказывается мнение об утрате смысла проведения «традиционных» переписей в связи с масштабной информатизацией и цифровизацией. По сведениям Росстата, за последние два года была серьезно затронута методология получения данных. Одним из прорывов стал запуск цифровой системы, позволяющей сопоставлять данные переписи с показателями предыдущих и с новыми результатами регулярных статистических исследований, что позволит создавать неограниченные вариации сравнения информации и точные прогнозы на их основе2.
2. Росстат показал новые возможности цифровой переписи населения // Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 28.02.2022).
3 Отличительной особенностью переписи 2021 г. стало включение новых технологий: использование аналитической платформы позволяющей отслеживать и контролировать все этапы ее проведения, применение переписчиками планшетов, возможность самостоятельной переписи через портал госуслуг, что позволило организаторам сократить число переписчиков почти в два раза. В переписи 2010 г. были привлечены 600 тыс. переписчиков, в 2021 г. – 270 тыс. Общее количество задействованных в переписи 2021 г. составило 314 тыс. человек. По сравнению с 2010 г. претерпел изменение переписной лист: в него добавили ряд вопросов, касающихся, например, географической удалённости места работы от дома, источников дохода респондента. В графе о национальности появилась возможность указания более одной национальности. Всего переписной лист включал 33 вопроса.
4 Общие результаты переписи отражают сумму данных, полученных из четырех источников: от переписчиков, с портала «Госуслуги», сведения о специализированном контингенте (военные части, тюрьмы), административные данные (сведения ЗАГСов, МВД и других ведомств), которые по международной методологии всегда используются для дополнения собранной информации.
5 Об исследовании. Настоящая работа призвана представить перепись населения как процесс социального взаимодействия. Субъективная сторона этого процесса представлена смыслами, которыми наделяют свои действия переписчики и респонденты в ходе переписи, объективная — факторами, независимыми от взаимодействующих субъектов (условия работы переписчика и социально-политический фон, предшествовавший переписи). Предметом исследования можно считать анализ особенностей работы переписчиков на фоне широкого социального контекста, позволяющего описать состояние российского общества. Объект исследования — перепись как процесс коммуникации переписчиков и населения. Статья базируется на эмпирическом материале, собранном авторами в период проведения переписи населения. В октябре 2021 г. были проведены три фокус-группы по 10 человек среди студентов-социологов Тюменского государственного университета, участвовавших в переписи населения в качестве переписчиков. В сентябре 2021 г. в рамках инициативного проекта, посвящённого социальной солидарности, был проведён опрос 20 экспертов, представляющих государственное управление и науку. В первую категорию вошли сотрудники органов власти: заместители руководителей областных департаментов, отделов и комитетов; заместители глав муниципалитетов по социальным вопросам. Эксперты второй категории представлены сотрудниками двух региональных вузов и региональных филиалов академических структур. Ввиду предстоящей Всероссийской переписи населения в анкету эксперта были внесены вопросы, направленные на общую оценку готовности регионального социума к предстоящему мероприятию.
6 Портрет переписчика. В реализации переписи населения ключевая роль принадлежит переписчику. Для рядовых граждан переписчик является олицетворением государства, отношение к нему – показатель отношения общества к власти. Несмотря на то что перепись 2021 г. подразумевала возможность самостоятельного внесения сведений о себе через портал «Госуслуги», переписчиками был осуществлён обход всех российских домохозяйств. Каждому переписчику выделялся участок около 500 домохозяйств. Координацию работы переписчиков осуществляли контролеры — люди, имеющие опыт аналогичной деятельности.
7 Формально стать переписчиком может любой гражданин РФ старше 18 лет, прошедший трехдневное обучение и заключивший договор с региональным отделением Росстата. Фактически в числе переписчиков оказывается несколько категорий населения. Состав переписчиков будет варьироваться в зависимости от типа населённого пункта, географического расположения территории, уровня её социально-экономического развития. Нам удалось выделить четыре основных типа переписчиков.
8 Первая группа — студенты. Широкому вовлечению студентов в эту работу способствовали рекомендации Минобрнауки России вузам страны работу студентов на переписи засчитывать как практику. В преддверии переписи Росстат распространил видеоклип, главным героем которого стал вежливый молодой человек — студент-переписчик, который сталкивается с нестандартными ситуациями и находит из них выход3. Респонденты отмечали, что одновременная возможность заработка, прохождения практики и лояльность преподавателей университета к посещению занятий сделали для них участие в переписи привлекательным.
3. Росстат представил портрет переписчика 2021 года // РИАМО. 2021. 29 июня URL: >>>> (дата обращения: 28.02.2022).
9 Вторая группа переписчиков представлена безработными гражданами, которых нельзя отнести к категории социально неблагополучных. Основной мотив их участия — возможность гарантированного, пусть небольшого заработка. Часто они проживали не в городе, переписчики осуществляли ежедневные маятниковые перемещения из близлежащих населённых пунктов на пригородном транспорте. Типичный представитель этой группы — женщины в возрасте от 30 до 50 лет. «Я часто сталкивалась с приезжими из соседних деревень – это крепкие женщины, для которых перепись – хорошая подработка» (Мария, переписчик).
10 Третья группа — люди раннего пенсионного возраста, которые прекратили трудовую деятельность, но обладают энергией и желанием активной деятельности. Работа в качестве переписчика для них – это возможность реализовать свой потенциал. В ходе фокус-групп участниками высказывалось мнение, что если бы перепись проходила не глубокой осенью, а, например, в дачный сезон, представителей этой группы среди переписчиков было бы значительно меньше.
11 Четвёртая группа — энтузиасты, основной мотив которых участие в событии национального масштаба, чтобы получить новый опыт, эмоции. «Один мужчина для переписи специально выходит в отпуск по основному месту работы. Он ждал этого с нетерпением. У него даже по голосу было слышно, что он рад. Этот мужчина с понедельника планирует плотно заниматься переписью» (Артём, контролёр).
12 Таким образом, переписчики представлены разными категориями населения и существенно различаются мотивами своего участия. Для одних это рутинная работа с прагматичными целями, для других — событие, позволяющее удовлетворить любопытство, получить новые эмоции, для третьих — реализация потребности в бескорыстном служении обществу.
13 Условия работы переписчика. Вопросы безопасности являются ключевыми в переписи 2021 г. Наряду с информационной, актуализировалась проблема обеспечения эпидемиологической безопасности. Несмотря на обеспечение средствами индивидуальной защиты (масками, перчатками, антисептиками), в ходе мероприятия заболели более 5 тыс. переписчиков. Более чем у 3 тыс. из них подтвержден коронавирус4. Для обеспечения физической безопасности переписчиков сотрудниками МВД России был реализован комплекс мер, включающий усиленное патрулирование территории, дежурство сотрудников в переписных участках, привлечение участковых в места проживания социально неблагополучного населения. Среди переписчиков проводился инструктаж на случай возникновения ситуаций, затрудняющих сбор сведений или угрожающих их личной безопасности. Все переписчики на период выполнения своих обязанностей были бесплатно застрахованы дочерними компаниями банков Сбер и ВТБ.
4. Глава Росстата назвал число заразившихся коронавирусом переписчиков // РБК. 2021. 15 ноября. URL: >>>> (дата обращения: 28.02.2022).
14 О потенциально опасных ситуациях наибольшую озабоченность выражали девушки-студентки, которым доставались неблагополучные районы или частный сектор. Однако они решали эти вопросы, проявляя осторожность и предусмотрительность. В неблагополучных районах пытались заранее узнать у соседей, где проживают пьющие соседи, в частный сектор старались ходить в дневное время. «Вот у меня такая ситуация: мне соседи сказали, что напротив живут пьяницы, туда лучше одной не ходить. Вот я думаю, что в скором времени мы договоримся с участковым и пойдём туда вместе» (Елена, переписчик).
15 Респонденты в ходе фокус-групп практически не упоминали ситуации, прямо угрожавшие их безопасности и здоровью, но отмечали случаи, которые можно назвать потенциально опасными. Например, встречи с бродячими собаками на улицах и дворовыми собаками, агрессивно реагирующими на чужих, в частных домохозяйствах: «Мы ходим в частном секторе и там очень много собак, которые ходят просто так по улицам. Плюс, когда стучишь, очень громко лают дворовые собаки, и они в основном все огромные. И ты стоишь «дразнишь» собаку, которая, возможно на тебя выбежит и искусает» (Анастасия, переписчик).
16 Домашние собаки, проживающие с хозяевами в квартирах, менее опасны, но они могут сорвать опрос. «Мне постоянно мешают собаки эти маленькие, которые живут в квартирах. Открывается дверь и вот она лает на весь подъезд. Я пытаюсь работать, а меня человек вообще не слышит из-за этого лая. Пытается её успокоить, но не помогает. После трёх попыток хозяева уже раздражаются и машут рукой, мол, «всё ладно, до свидания» (Наталья, переписчик).
17 Каждый переписчик для выполнения своих функций в начале первого рабочего дня получал комплект экипировки и инструментарий – удостоверение, планшет, портфель для переписного инструментария, шарф, жилет со светоотражающими элементами и фонарь. Серьёзных нареканий экипировка респондентов не вызвала, но некоторые замечания были. Чаще всего критике подвергался планшет, по мнению студентов, тяжёлый. Выяснилось, что проблема не в весе мобильного устройства, а в том, что переписчикам в течение для его приходится долго держать на сгибе локтевого сустава, а также носить аккумулятор. Отмечалось, что брендированные шарф и жилетка помогали установить первый контакт с человеком.
18 Таким образом, данные свидетельствуют о достаточности предпринятых организаторами мер для обеспечения безопасности и нормальной работы переписчиков.
19 Проблемы проведения переписи. Главной задачей нашего исследования стала оценка реакции населения на процесс переписи. Рассуждая о том, следовало ли переносить Всероссийскую перепись с 2020 на 2021 г., более половины экспертов посчитали перенос необходимой и оправданной мерой. Аргументы в пользу переноса связаны с объективно высоким риском распространения COVID-19: «Слишком высока степень угрозы заражения, непонимание протокола лечения ковида и отсутствие вакцины»; субъективно негативным восприятием обществом пандемии и её социально-экономических последствий: «Так как ситуация была сложная и население было напугано, перепись населения вызвала бы негодование и непонимание действиями власти». В другом вопросе экспертам предлагалось оценить влияние переноса переписи населения на желание населения принять в ней участие. Две трети экспертов отметили, что такого влияния нет. В комментариях отмечалась индифферентность людей к мероприятию: «Людям без разницы. Многие не знают, что она вообще проводится»; «Мало информации, перепись не интересует людей». Эксперты, посчитавшие, что перенос понижает желание населения участвовать в переписи, полагают, что причина этого в снижение доверия к власти: «Социальные настроения за год только ухудшились».
20 Вполне закономерно, что одной из ключевых проблем, с которой столкнулись переписчики, стала проблема низкого охвата населения. Участники фокус-групп часто говорили о нежелании большинства потенциальных респондентов идти на контакт. «Нам контролёр говорит, что мало проходит людей. Вот, у меня из 238, по-моему, квартир, из них пройдено где-то 60, остальные все либо сказали, что перепишутся сами (на Госуслугах), либо просто не открыли, либо отказались» (Наталья, переписчик).
21 В опросе Левада-центра был зафиксирован 57% уровень охвата, ставящий под сомнение получение достоверного знания о населении страны. С.В. Захаров и Е.В. Чурилова отмечают, что 42%, которые не сообщили никаких сведений о себе — это беспрецедентно высокий процент, чего не было в 2002 г. и в 2010 г. Административные источники, которыми дополнялись данные переписи, не позволяют получить полноценный социально-демографический портрет жителей России5.
5. Участие россиян в переписи // Пресс-выпуск Левада центра (признан иноагентом РФ) от 21.12.2021. URL: >>>> (дата обращения: 21.07.2022).
22 Ситуации, при которых население отказывается от участия в переписи, самые разные. Чаще всего представители домохозяйств попросту игнорируют переписчиков. «Дверь не открывают в большинстве случаев. Вот они могут просто дверь закрыть при тебе. Или посмотреть в глазок, не спрашивать, кто там, что нужно, просто уйти от двери и продолжать заниматься своими делами» (Елена, переписчик). В ряде случаев респонденты шли на контакт, но отказывались от участия в переписи, проявляя индифферентность: «У меня была такая ситуация: я захожу, начинаю представляться. Женщина открывает, зовет своего мужа и говорит: «Саш, ты хочешь проходить? - а он говорит: «Да нет, что-то не хочу». И она отвечает: «Ну, нет, мы не хотим, мы не будем проходить». Я начинаю объяснять, что это важно, они отвечают, что им всё равно» (Анастасия, переписчик). Другие открыто проявляли своё пренебрежение: «Я приходила к одной женщине, говорю: это перепись населения, она такая “я рада за вас!” и закрыла передо мной дверь» (Анастасия, переписчик). Некоторые жильцы отказывались открывать дверь, перекладывая ответственность на других членов семьи: «У меня случаев пять было, что отвечала женщина, и говорила, что муж запрещает ей открывать дверь» (Камиль, переписчик). «У меня ситуация забавная была. Я стучусь в квартиру, и мне отвечают таким грубым басом: «Это кто там?», отвечаю: «Я из переписи населения». Пауза. «Мамы нет дома». «Хорошо, поняла» (Анастасия, переписчик).
23 Наблюдения переписчиков показали наличие социально-демографических различий, оказывающих влияние на желание людей участвовать в переписи. Владельцы дорогостоящего жилья чаще принимали участие в переписи, чем жильцы недорогих квартир. «У нас жилой комплекс «Правобережный» состоит из двух частей, одна – закрытая, с очень дорогими квартирами, другая – обычные дома. В элитных домах жители довольно доброжелательные. В обычных – намного чаще не открывают и грубят (Камиль, переписчик). По мнению участников фокус-групп, небогатые более озлоблены и не настроены на сотрудничество. «Складывается такое ощущение, будто богатые люди доброжелательнее, чем люди статусом пониже» (Екатерина, переписчик).
24 Различия в желании участия в переписи проявлялись в возрастном разрезе. По наблюдениям студентов-переписчиков, чаще на контакт идут люди пенсионного возраста, реже — молодёжь до 30 лет, чаще всех отказываются от участия в переписи представители среднего возраста. «Еще есть такая закономерность. Молодые люди до 30-35 лет и старики они с легкостью открывают дверью, а те, кто посередине, они напрочь говорят, что не хотят открывать дверь и что не доверяют правительству» (Камиль, переписчик).
25 Участники фокус-групп, отмечая случаи нежелания переписываться пенсионеров, указывали, что, услышав через дверь, как переписчик работает с соседями, сами открывали дверь и приглашали к себе: «Пенсионеры всегда открывают, они очень доброжелательные, если они не открыли, то все же потом увидят, что я соседей переписала и уже сами открывают двери. Они всегда предложат, и водички, и присест» (Наталья, переписчик). Встречались случаи, когда люди старших возрастов помогали переписчикам в проведении переписи, заранее информируя соседей о важности мероприятия и об отсутствии угрозы. «Женщина, у которой я проводила перепись, говорит, что вот там живёт бабушка, она никому не открывает, давайте я постучу, скажу, что вы из переписи и тогда она вам откроет, я ещё рядом могу постоять, чтобы она получше относилась» (Анастасия, переписчик). Переписчики связывали позитивный настрой пенсионеров с доверием к государству, социальной активностью и коллективизмом, присущим людям, воспитанным в СССР: «Мне кажется, что желание поучаствовать связано еще с уровнем доверия к государству. Видно, что взрослые, когда открывают, они такие счастливые, им кажется, что они внесли какой-то огромный вклад в развитие страны» (Наталья, переписчик).
26 Наиболее ярко возрастные различия были продемонстрированы в следующем кейсе. «У меня была такая ситуация. Я зашла в одну квартиру, там была бабушка. Она там не живет, просто за внуками пришла присмотреть. Я начала ее расспрашивать, она мне отвечала. Потом, чтобы уточнить ответы на некоторые вопросы, которые она не знала, позвонила своей дочери, и дочь на меня наорала через телефон и сказала: ”Выходите отсюда, нам вообще не нужны никакие ваши эти опросы”, и мне пришлось уйти» (Ольга, переписчик). В данном случае показательно поведение отсутствовавшей дома хозяйки квартиры. Ей не пришлось устанавливать контакт с незнакомым человеком, тратить своё время на ответы, безопасность её семьи в момент звонка не вызывала сомнений. Она разрушила установленную коммуникацию, что нельзя объяснить лишь желанием «отмахнуться» от навязываемого государством мероприятия. Нам представляется что причины подобного поведения кроются в нескольких плоскостях. Во-первых – это тотальное недоверие поколения, которое проходило основные стадии социализации в 1990–2000-е гг. — периоды экстремальной нестабильности. Нынешняя средневозрастная когорта — поколение, не привыкшее доверять государству. Во-вторых, средний возраст — это период максимальной социально-экономической активности человека. Большинство обращений в банки за ипотечными кредитами осуществляются гражданами в возрасте 35–44 лет. В этот период возрастают потребности детей, требующих материального обеспечения, качественного образования, психологической поддержки, условий для самоактуализации. 30–45 лет — это этап интенсивного продвижения и пик деловой карьеры. В возрасте 35–45 лет у человека начинают появляться первые возрастные изменения, негативно отражающиеся на здоровье человека. Средневозрастная когорта максимально погружена в «свои проблемы» и активно противодействует любому дополнительному внешнему воздействию, особенно со стороны государства. «А вот начиная с 30 лет… Они вообще почти не открывают двери, а кто открывают чаще всего агрессивные, им не нравится, что к ним приходят и считают, что потом это будет использоваться против них» (Наталья, переписчик).
27 Социально-демографическая специфика желания/нежелания населения участвовать в переписи дополняется особенностями их коммуникативного поведения, которое связано с наличием свободного времени. У пенсионеров, составляющих сегодня основу телеаудитории и обладающих достаточным ресурсом времени, информированность о переписи выше. Основным источником официальной информации и позиции российских властей остаются центральные телевизионные каналы. Молодёжь «замкнута» на своих каналах, куда официальная государственная информация практически не проникает, средневозрастная когорта в силу дефицита времени старается абстрагироваться от любой посторонней информации. «Многие молодые не знают. Пожилые знают, потому что по телевизору очень много это все везде» (Ольга, переписчик).
28 К числу факторов коммуникативного характера, влияющих на поведение населения в процессе переписи, можно отнести соседские взаимоотношения. Участники фокус-групп отмечали факты участия ранее отказавшихся от переписи граждан после рекомендации соседей или после наблюдения (подслушивания) за переписью квартиры соседей «Я к одной зашла, она говорит: “Ой перепись, давайте заходите”. Захожу, к ее соседке, она говорит: “Вы кто такая вообще?”. Первая соседка говорит, что это перепись, ничего страшного, и вторая: ну ладно, и сразу начинает отвечать на вопросы» (Ольга, переписчик). В новых домах жильцы зачастую сами информировали переписчиков о том, какие квартиры ещё не заселены: «Что самое интересное, что жильцы сразу говорят, какие квартиры сданы или нет. Это сильно облегчает задачу» (Камиль, переписчик).
29 Информационно-разъяснительная работа представляет собой одно из главных направлений подготовки к переписи населения [Мерзлякова и др., 2020: 78]. Перепись 2021 г. характеризовалась низкой информированностью населения о предстоящем мероприятии, что трудно объяснить общественными настроениями, социально-демографическими характеристиками или коммуникативными особенностями населения. Четверть экспертов отметили низкую доступность либо отсутствие для населения информации о переписи. «В общественном пространстве информация о деталях переписи практически не циркулирует. В целом люди знают, что она будет в этом году, но никак к ней не готовятся — когда начнётся, тогда и примут участие. Так же, как и с выборами». Эксперты, посчитавшие что информация в общественном пространстве всё же циркулировала, отмечали небольшое количество информации, доступной жителям региона: сведения о возможности лично заполнить переписной лист через электронные госуслуги и дата начала переписи.
30 На низкую информированность населения указывают результаты фокус-группового исследования. «Основная проблема, что люди не знают, что такое перепись и для чего она нужна. Люди старшего возраста более лояльно к этому относятся, потому что они уже через это проходили одиннадцать лет назад» (Анастасия, переписчик). Эту проблему переписчики пытались решить самостоятельно, обращаясь в домовые чаты, предварительно расклеивали листовки у подъездов и раскладывали их по почтовым ящикам. «Я так делаю, потому что я поняла, что мне никто не поможет. Мне надо срочно закончить эти квартиры, и я просто написала письмо и разложила по всем квартирам» (Ольга, переписчик). В некоторых случаях листовки заблаговременно вкладывались переписчиками в двери квартир, что позволяло определить пустующие квартиры. Подобная инициатива зачастую вызывала негативную реакцию жильцов: «Листовки не только положительно влияют. Я приклеила на втором этаже и спустилась на нижний. Пока проводила перепись на первом этаже, женщина поднялась на второй этаж, и я слышала, как она на весь подъезд стоит и прямо ругается очень сильно, что мы мусорим» (Наталья, переписчик). Таким образом, формирование позитивного отношения и стимулирование участия населения в мероприятии были реализованы организаторами неудовлетворительно.
31 Выявленные в ходе фокус-групп случаи позволяют констатировать серьёзное психологическое давление, которое испытывают переписчики, осуществляя свою деятельность. Ситуация усугубляется требованиями контролёров о более тщательной работе с населением с целью снижения отказов: «На нас ругаются, что мало проходят» (Наталья, переписчик). В этих условиях переписчики вырабатывают механизмы, позволяющие снизить давление и выполнить свою задачу. К числу таких «лайфхаков» студенты относили психологические приёмы, направленные на расположение людей к себе: проявляли учтивость, включали личное обаяние: «Я не просто долблю в дверь, а я такой музыкальный мотив стараюсь делать, чтобы они не подумали, что я какой-то взломщик. Потом я улыбаюсь в этот глазок просто от всего сердца. Когда они спрашивают, кто это, то я мягким-мягким голоском говорю: “Всероссийская перепись населения. Прям ухаживаешь за ними сквозь дверь». (Ольга, переписчик). Сомневающимся жильцам переписчики предлагали договориться, чтобы пройти перепись в удобное для них время. В некоторых случаях более эффективным оказывался командный тон общения: «Я обычно не спрашиваю: “А давайте пройдём опрос?!”, я говорю: “Здравствуйте, это перепись населения, я переписчик, и нам необходимо описать ваше домохозяйство” и всё. Они такие: “Ну раз необходимо, то давайте”» (Ольга, переписчик).
32 Выводы. Для современной России перепись населения остаётся важным государственным мероприятием в интересах общества. Инструменты сбора данных, которые появились с момента проведения переписи 2010 г. в результате цифровизации, пока не позволили в полной мере заменить существующий традиционный формат переписи. Ключевым действующим лицом переписных мероприятий является переписчик – посредник между государством и населением страны. Отношение граждан к переписчикам отражает их отношение к государству в целом, что делает переписчиков самостоятельным и информативным объектом исследования. Переписчики представляют собой разнородную группу, различающуюся мотивами своего участия в мероприятии. В крупных городах значительная часть из них — студенты вузов, привлекаемые в счёт прохождения учебной практики. Условия для реализации функции переписчика в части обеспечения безопасности, укомплектованности необходимым инвентарём и методическими указаниями можно считать адекватными потребностям.
33 Всероссийская перепись населения 2020-2021 гг. реализовывалась в сложных социально-экономических и политических условиях, обусловленных негативной эпидемиологической обстановкой с ограничительными мерами и сопротивлением части населения вакцинации. Проведению мероприятия препятствовали низкий уровень информированности населения о переписи и невысокое доверие граждан к власти. Основная проблема, с которой столкнулись переписчики в ходе осуществления своей работы, связана с нежеланием населения участвовать в переписи. Выявлена различная степень активности населения в зависимости от возраста и уровня материального благосостояния. Выяснилось, что дополнительным фактором, усиливающим различия в поведении социально-демографических групп, является набор используемых каналов коммуникации и наличие либо отсутствие свободного времени.
34 Психологическое давление, испытываемое переписчиками в ходе осуществления своей работы, компенсировалось приспособительной стратегией, которая проявлялась в приёмах расположения людей к себе, поиске способов договориться о времени переписи с представителями отдельных домохозяйств, предварительном информировании жильцов о визите переписчика. Перепись населения является отражением тех проблем, которые накопились в российском социуме к моменту её проведения.

Библиография

1. Мерзлякова Г.В. Даньшина С.А. Михалёва Е.И. Чернышева И.В. Опыт информационно-разъяснительной работы по подготовке Всероссийской переписи населения на территории Удмуртской республики в 2008-2010 годах // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2020. №1. С. 78-87.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести