Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 5
>
Образование как социальный лифт
Образование как социальный лифт
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Образование как социальный лифт
5
Образование как социальный лифт
Игорь Кузнецов
Аннотация
Код статьи
S013216250019787-8-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кузнецов Игорь Сергеевич
Связаться с автором
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Номер 5
Страницы
161-162
Аннотация
Классификатор
Получено
17.04.2022
Дата публикации
21.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
71
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
Скачать JATS
ГОСТ
Кузнецов И. С. Образование как социальный лифт // Социологические исследования. – 2022. – Номер 5 C. 161-162 . URL: https://socisras.ru/s013216250019787-8-1/?version_id=94658. DOI: 10.31857/S013216250019787-8
MLA
Kuznetsov, Igor S "Education as a Social Elevator."
Sotsialogicheski issledovania.
5 (2022).:161-162. DOI: 10.31857/S013216250019787-8
APA
Kuznetsov I. (2022). Education as a Social Elevator.
Sotsialogicheski issledovania.
no. 5, pp.161-162 DOI: 10.31857/S013216250019787-8
Содержание публикации
1
Очередной Круглый стол «Российское образование сегодня» прошел 28 февраля 2022 г. в Институте социологии ФНИСЦ РАН
1
. Традиционно заседания посвящены тематическому репертуару, затрагивающему аспекты дошкольного, общего и профессионального образования. Не стал исключением и нынешний, темой которого было образование как социальный лифт. В нем приняли участие докладчики и слушатели из Москвы, Тюмени, Брянска, Казани, Санкт-Петербурга, Кирова, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Екатеринбурга.
1. С 2011 г. заседания проводятся ежегодно под руководством проф. Д.Л. Константиновского и при поддержке ИС ФНИСЦ РАН, ИК «Социология образования» РОС, журнала «Социологические исследования».
Очередной Круглый стол «Российское образование сегодня» прошел 28 февраля 2022 г. в Институте социологии ФНИСЦ РАН<sup>1</sup>. Традиционно заседания посвящены тематическому репертуару, затрагивающему аспекты дошкольного, общего и профессионального образования. Не стал исключением и нынешний, темой которого было образование как социальный лифт. В нем приняли участие докладчики и слушатели из Москвы, Тюмени, Брянска, Казани, Санкт-Петербурга, Кирова, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Екатеринбурга.
Очередной Круглый стол «Российское образование сегодня» прошел 28 февраля 2022 г. в Институте социологии ФНИСЦ РАН<sup>1</sup>. Традиционно заседания посвящены тематическому репертуару, затрагивающему аспекты дошкольного, общего и профессионального образования. Не стал исключением и нынешний, темой которого было образование как социальный лифт. В нем приняли участие докладчики и слушатели из Москвы, Тюмени, Брянска, Казани, Санкт-Петербурга, Кирова, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Екатеринбурга.
1. С 2011 г. заседания проводятся ежегодно под руководством проф. Д.Л. Константиновского и при поддержке ИС ФНИСЦ РАН, ИК «Социология образования» РОС, журнала «Социологические исследования».
2
На заседании обсуждались новые тенденции в дошкольном образовании, изменения в подходах к воспитанию детей дошкольного возраста и ожидания родителей относительно этих изменений. Участники касались вопросов школьного образования как основы формирования будущих компетенций и подготовки к профессиональной деятельности. Много внимания было уделено высшему образованию. Анализировались особенности модернизации воспитательно-образовательной работы в РФ; мнения выпускников вузов о значимости высшего образования; мнения студентов и дипломников заочного высшего образования о перспективности использования уровня полученной квалификации в зависимости от стартовых профессиональных позиций; мнения аспирантов о мотивации профессиональной деятельности и причинах, препятствующих работе в сфере науки. Обсуждались проблемы цифровизации образования: формирования кадрового состава науки; социальные вызовы и риски гендерного разрыва в профессорско-преподавательском составе вузов; социализация и социальный капитал студентов вуза при разных форматах обучения (онлайн и офлайн); технологии виртуальной реальности в системе высшего аграрного образования; также затрагивалась тема миграции иностранных студентов и студентов из регионов России.
На заседании обсуждались новые тенденции в дошкольном образовании, изменения в подходах к воспитанию детей дошкольного возраста и ожидания родителей относительно этих изменений. Участники касались вопросов школьного образования как основы формирования будущих компетенций и подготовки к профессиональной деятельности. Много внимания было уделено высшему образованию. Анализировались особенности модернизации воспитательно-образовательной работы в РФ; мнения выпускников вузов о значимости высшего образования; мнения студентов и дипломников заочного высшего образования о перспективности использования уровня полученной квалификации в зависимости от стартовых профессиональных позиций; мнения аспирантов о мотивации профессиональной деятельности и причинах, препятствующих работе в сфере науки. Обсуждались проблемы цифровизации образования: формирования кадрового состава науки; социальные вызовы и риски гендерного разрыва в профессорско-преподавательском составе вузов; социализация и социальный капитал студентов вуза при разных форматах обучения (онлайн и офлайн); технологии виртуальной реальности в системе высшего аграрного образования; также затрагивалась тема миграции иностранных студентов и студентов из регионов России.
На заседании обсуждались новые тенденции в дошкольном образовании, изменения в подходах к воспитанию детей дошкольного возраста и ожидания родителей относительно этих изменений. Участники касались вопросов школьного образования как основы формирования будущих компетенций и подготовки к профессиональной деятельности. Много внимания было уделено высшему образованию. Анализировались особенности модернизации воспитательно-образовательной работы в РФ; мнения выпускников вузов о значимости высшего образования; мнения студентов и дипломников заочного высшего образования о перспективности использования уровня полученной квалификации в зависимости от стартовых профессиональных позиций; мнения аспирантов о мотивации профессиональной деятельности и причинах, препятствующих работе в сфере науки. Обсуждались проблемы цифровизации образования: формирования кадрового состава науки; социальные вызовы и риски гендерного разрыва в профессорско-преподавательском составе вузов; социализация и социальный капитал студентов вуза при разных форматах обучения (онлайн и офлайн); технологии виртуальной реальности в системе высшего аграрного образования; также затрагивалась тема миграции иностранных студентов и студентов из регионов России.
3
Успешная мобильность зависит от эффективности в сфере образования, что взаимосвязано с проблемами, существующими в этой сфере. Образование как социальный лифт может подразумевать достижение разных «этажей» социальной жизни: престижной и высокооплачиваемой работы, высокого социального статуса, более влиятельных социальных сетей (прежде всего профессиональных и образовательных), расширенного социального капитала и т.п. Здесь нельзя не затронуть тему неравного доступа к образованию и другие проблемы. Ниже представлена лишь малая их часть, которые обсуждались на круглом столе.
Успешная мобильность зависит от эффективности в сфере образования, что взаимосвязано с проблемами, существующими в этой сфере. Образование как социальный лифт может подразумевать достижение разных «этажей» социальной жизни: престижной и высокооплачиваемой работы, высокого социального статуса, более влиятельных социальных сетей (прежде всего профессиональных и образовательных), расширенного социального капитала и т.п. Здесь нельзя не затронуть тему неравного доступа к образованию и другие проблемы. Ниже представлена лишь малая их часть, которые обсуждались на круглом столе.
Успешная мобильность зависит от эффективности в сфере образования, что взаимосвязано с проблемами, существующими в этой сфере. Образование как социальный лифт может подразумевать достижение разных «этажей» социальной жизни: престижной и высокооплачиваемой работы, высокого социального статуса, более влиятельных социальных сетей (прежде всего профессиональных и образовательных), расширенного социального капитала и т.п. Здесь нельзя не затронуть тему неравного доступа к образованию и другие проблемы. Ниже представлена лишь малая их часть, которые обсуждались на круглом столе.
4
В рамках дошкольного образования, по мнению участников, проблема связана с тем, что упор в работе с детьми делается на подготовке к школе, но при этом сравнительно мало внимания уделяется развитию качеств – социальных, моральных и др. В детском саду ребенок имеет высокую степень заорганизованности, предполагающую постоянное обучение в течение дня. Причем запрос на активную подготовку к школе исходит от самих родителей. Такая ситуация характерна в большей степени для столичного дошкольного образования.
В рамках дошкольного образования, по мнению участников, проблема связана с тем, что упор в работе с детьми делается на подготовке к школе, но при этом сравнительно мало внимания уделяется развитию качеств – социальных, моральных и др. В детском саду ребенок имеет высокую степень заорганизованности, предполагающую постоянное обучение в течение дня. Причем запрос на активную подготовку к школе исходит от самих родителей. Такая ситуация характерна в большей степени для столичного дошкольного образования.
В рамках дошкольного образования, по мнению участников, проблема связана с тем, что упор в работе с детьми делается на подготовке к школе, но при этом сравнительно мало внимания уделяется развитию качеств – социальных, моральных и др. В детском саду ребенок имеет высокую степень заорганизованности, предполагающую постоянное обучение в течение дня. Причем запрос на активную подготовку к школе исходит от самих родителей. Такая ситуация характерна в большей степени для столичного дошкольного образования.
5
На примере школьного образования показана проблема несоответствия между требованиями рынка труда к профессиональным навыкам и умениям молодых работников и влиянием школы на формирование и развитие личностных качеств учеников. Школа мало развивает (а нередко и не поощряет) такие качества учащихся, как стрессоустойчивость и независимость, которые в 2020 г., согласно исследованию Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», стали ключевыми для профессиональной деятельности. Возникает необходимость единовременно учитывать изменения рынка труда и самоопределение старшеклассников для осуществления более эффективной образовательной деятельности по формированию личностных качеств и умений.
На примере школьного образования показана проблема несоответствия между требованиями рынка труда к профессиональным навыкам и умениям молодых работников и влиянием школы на формирование и развитие личностных качеств учеников. Школа мало развивает (а нередко и не поощряет) такие качества учащихся, как стрессоустойчивость и независимость, которые в 2020 г., согласно исследованию Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», стали ключевыми для профессиональной деятельности. Возникает необходимость единовременно учитывать изменения рынка труда и самоопределение старшеклассников для осуществления более эффективной образовательной деятельности по формированию личностных качеств и умений.
На примере школьного образования показана проблема несоответствия между требованиями рынка труда к профессиональным навыкам и умениям молодых работников и влиянием школы на формирование и развитие личностных качеств учеников. Школа мало развивает (а нередко и не поощряет) такие качества учащихся, как стрессоустойчивость и независимость, которые в 2020 г., согласно исследованию Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», стали ключевыми для профессиональной деятельности. Возникает необходимость единовременно учитывать изменения рынка труда и самоопределение старшеклассников для осуществления более эффективной образовательной деятельности по формированию личностных качеств и умений.
6
В сфере высшего образования озабоченность у исследователей вызывает дивергенция профессиональных установок и карьерных ресурсов, а также дефекты социальных лифтов с точки зрения образовательных карьер. Речь идет об утрате профессией своей «устойчивости», когда образование по определенной специальности все реже предполагает схожую профессиональную деятельность. Высшее образование не является главным фактором как для трудоустройства выпускников, так и для работодателей при принятии их на работу. По этой причине ценность высшего образования как социального лифта для них остается неочевидной.
В сфере высшего образования озабоченность у исследователей вызывает дивергенция профессиональных установок и карьерных ресурсов, а также дефекты социальных лифтов с точки зрения образовательных карьер. Речь идет об утрате профессией своей «устойчивости», когда образование по определенной специальности все реже предполагает схожую профессиональную деятельность. Высшее образование не является главным фактором как для трудоустройства выпускников, так и для работодателей при принятии их на работу. По этой причине ценность высшего образования как социального лифта для них остается неочевидной.
В сфере высшего образования озабоченность у исследователей вызывает дивергенция профессиональных установок и карьерных ресурсов, а также дефекты социальных лифтов с точки зрения образовательных карьер. Речь идет об утрате профессией своей «устойчивости», когда образование по определенной специальности все реже предполагает схожую профессиональную деятельность. Высшее образование не является главным фактором как для трудоустройства выпускников, так и для работодателей при принятии их на работу. По этой причине ценность высшего образования как социального лифта для них остается неочевидной.
7
В отношении заочного высшего образования обсуждалась проблема влияния стартового статуса на успех конвертации диплома о высшем образовании: дипломники, которые на момент приема в вуз уже являются специалистами высшей квалификации, намного чаще используют диплом по назначению, чем те дипломники, которые имеют более низкие стартовые позиции при приеме в вуз (специалисты среднего звена, служащие, работники торговли/услуг и рабочие). То есть на результативность образования оказывает влияние социальный статус.
В отношении заочного высшего образования обсуждалась проблема влияния стартового статуса на успех конвертации диплома о высшем образовании: дипломники, которые на момент приема в вуз уже являются специалистами высшей квалификации, намного чаще используют диплом по назначению, чем те дипломники, которые имеют более низкие стартовые позиции при приеме в вуз (специалисты среднего звена, служащие, работники торговли/услуг и рабочие). То есть на результативность образования оказывает влияние социальный статус.
В отношении заочного высшего образования обсуждалась проблема влияния стартового статуса на успех конвертации диплома о высшем образовании: дипломники, которые на момент приема в вуз уже являются специалистами высшей квалификации, намного чаще используют диплом по назначению, чем те дипломники, которые имеют более низкие стартовые позиции при приеме в вуз (специалисты среднего звена, служащие, работники торговли/услуг и рабочие). То есть на результативность образования оказывает влияние социальный статус.
8
Отдельное внимание было уделено рассмотрению подходов к изучению профессионального образования и социальной мобильности, а также поиску новых теоретико-методологических перспектив в связи с изменчивостью современной жизни, с экспансией и инфляцией высшего образования, с сохранением неравных возможностей при реализации образовательных траекторий.
Отдельное внимание было уделено рассмотрению подходов к изучению профессионального образования и социальной мобильности, а также поиску новых теоретико-методологических перспектив в связи с изменчивостью современной жизни, с экспансией и инфляцией высшего образования, с сохранением неравных возможностей при реализации образовательных траекторий.
Отдельное внимание было уделено рассмотрению подходов к изучению профессионального образования и социальной мобильности, а также поиску новых теоретико-методологических перспектив в связи с изменчивостью современной жизни, с экспансией и инфляцией высшего образования, с сохранением неравных возможностей при реализации образовательных траекторий.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены