Социальные предприятия: запрос на поддержку
Социальные предприятия: запрос на поддержку
Аннотация
Код статьи
S013216250020401-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Назарова Инна Борисовна 
Должность: заведующая лабораторией исследований здоровья населения и системы здравоохранения
Аффилиация: Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
144-148
Аннотация

На данных опроса 359 руководителей социальных предприятий (2022) анализируются потребности предпринимателей во внешней поддержке. Установлено, что в 2021–2022 гг. более 4/5 из них получали какую-либо поддержку от крупных бизнес-организаций, государственных и негосударственных некоммерческих фондов и т.д. Наиболее значимой для руководителей социальных предприятий представляется помощь государства – безвозмездные финансовые ресурсы на осуществление основной деятельности организации, налоговые льготы и субсидии отдельных социально-значимых программ. Социальные предприниматели сильно нуждаются также в поддержке крупного бизнеса (почти 2/3 респондентов): они хотели бы получить инвестиции в свои проекты, помощь в продвижении продукции на рынок, льготные кредиты. Факторный анализ подтвердил важность всех видов государственной поддержки, и только социальные предприятия, связанные с инноватикой, больше заинтересованы в поддержке крупного бизнеса и некоммерческих фондов.

Ключевые слова
социальное предпринимательство, социальные предприниматели, государственная поддержка
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-511-00047.
Классификатор
Получено
20.12.2022
Дата публикации
20.12.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
20
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Постановка исследовательской задачи. Социальное предпринимательство в отличие от обычного бизнеса ориентировано не на прибыль, а на социальный эффект, на оказание помощи людям [Thompson, 2002]. Социальные предприятия решают социально-значимые проблемы, которые не решают другие участники рынка или государство [Mair, Marti, 2006], в некоторых случаях точнее и эффективнее, чем государство [Кригер, Алекперов, 2014].
2 Социальные предприятия (СП) начали создаваться в России относительно недавно: в соответствии с Реестром МСП1, в начале 2022 г. функционировали 6594 СП, половина которых открыты в 2016 г., остальные позже. Лидером по числу социальных предприятий является Московская область (8,6% от всех по России), но по соотношению числа этих предприятий и численности населения (всего лишь 4 предприятия на 100 тыс. населения) этот регион относится скорее к отстающим, а наиболее активными по их созданию являются Ненецкий АО (на 100 тыс. – 63,8 предприятий) и Камчатский край (соответственно 42,3 предприятия). Социальные инициативы характерны в первую очередь для городов, лишь 12,6% СП действуют в сельских поселениях. Наиболее распространена образовательная деятельность СП (26,4% всех зарегистрированных СП), а также их деятельность в сфере здравоохранения и социальных услуг (26,0%).
1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства АО «Корпорация «МСП». URL: >>>> (дата обращения: 20.12.2021).
3 Поскольку СП функционируют в рыночной экономике, в их деятельности необходимо соединение социального назначения организации с характеристиками обычного бизнеса – с предпринимательским новаторством и с достижением, как минимум, устойчивой самоокупаемости [Московская, Соболева, 2016; Социальное предпринимательство, 2011]. Поскольку СП генерируют положительные экстерналии (как и, например, обычные образовательные и медицинские организации), они вправе рассчитывать на поддержку других социальных субъектов. К сожалению, получают ее они далеко не всегда.
4 В 2019 г. Россия поднялась по характеристикам развития социального предпринимательства на 23-е место в рейтинге стран мира. Эксперты установили, что социальным предпринимателям России стало несколько легче продавать свою продукцию или услуги обществу и бизнесу, однако сложнее получить финансовую и нефинансовую поддержку. В целом условия развития СП в современной России были оценены как недостаточные [The best countries, 2019]. Только в 2019 г. в России были приняты поправки к Закону о развитии малого и среднего предпринимательства, впервые вводящие в законодательное поле понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» (ФЗ № 245 от 26.07.2019), что дает возможность организовать поддержку социальных предпринимателей и оптимизировать их налогообложение. Для этого необходимо узнать потребности социальных предпринимателей во внешней поддержке. Именно это и будет далее анализироваться на материалах проведенного в начале 2022 г. онлайн-опроса 359 руководителей социальных предприятий из разных российских регионов2.
2. Поскольку социальные предприниматели (как и предприниматели вообще) — труднодоступные респонденты, изучаемая выборка не репрезентативна, но в ней присутствуют СП в соответствии со структурой их видов деятельности и распространенности в регионах России (согласно Реестру МСП в Едином реестре Федеральной налоговой службы по состоянию на февраль 2022 г.). Среди респондентов – 31,5% мужчин и 68,5% женщин, большинство (86,4%) имеет высшее образование, 5% – ученую степень. Почти половина руководителей (45,4%) оформлены в качестве индивидуальных предпринимателей, другая часть предприятий (48,2%) являются обществами с ограниченной ответственностью. Исследования проведены Центром социального предпринимательства и социальных инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
5 Поддержка социального предпринимательства. Большинство опрошенных социальных предпринимателей (79,7%) считали, что СП – это, прежде всего, бизнес, хотя и особого рода. Вместе с тем руководители отмечали необходимость поддержки для социального предпринимательства. Речь идет, прежде всего, о финансовой поддержке и взаимовыгодном партнерстве: наиболее важным считается доступ к благотворительным средствам (87,3%) и к финансированию со стороны государства (65,8%). Большинство (80,6%) подчеркнули важность партнерства с крупным бизнесом. Только половина опрошенных считали, что социальные предприятия должны сами зарабатывать средства для своей деятельности.
6 За последние два года тот или иной вид поддержки от государства, бизнеса или специальных фондов3 получили подавляющее большинство (81,6%) вошедших в выборку СП. В частности, от Центра «Мой бизнес» финансовую и/или нефинансовую поддержку в 2021 г. получили 54,3% социальных предпринимателей, от центров инноваций социальной сферы – 40,9%. Почти каждый пятый (18,7%) из руководителей пользовался поддержкой государственных или негосударственных некоммерческих фондов. В то же время более половины предпринимателей не пользовались поддержкой некоммерческих фондов, поскольку не знают об их работе в своем регионе (52,7%), 20,9% опрошенных не удалось добиться поддержки этих фондов, а 16,8% отмечали, что им доступна только возмездная помощь фондов, в которой они не заинтересованы.
3. Например, к государственным фондам относятся Президентский фонд культурных инициатив, а также региональные фонды, учрежденные органами власти, и др. К негосударственным некоммерческим фондам относятся Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Фонд «Навстречу переменам», другие региональные общественные и частные некоммерческие фонды, оказывающие поддержку коммерческим и некоммерческим организациям.
7 За последние два года поддержку от какой-либо более крупной бизнес-организации получали только 23,4% обследованных предпринимателей. Одни из них смогли получить от крупного бизнеса финансовую поддержку (10,6%), другие – помощь в продвижении продукции на рынок (7,0%). В то же время треть (30,8%) даже не обращались за помощью к крупному бизнесу, поскольку он не присутствует в их регионе или не доступен (17,0%), либо потому, что крупный бизнес, по их мнению, вообще не заинтересован сотрудничать с социальными предпринимателями (29,1%). При этом очень многие социальные предприниматели нуждаются в поддержке крупного бизнеса (65,2%): они хотели бы получить от него инвестиции в новые проекты (40,2%), помощь в продвижении продукции на рынок (38,4%), возможность арендовать помещение со скидкой (31,7%), льготные кредиты (21,1%).
8 Наиболее высоко руководители оценивали такие виды помощи от государства, как финансовую помощь (73,3%), налоговые льготы (63,5%) и субсидирование отдельных социально значимых программ (56,8) (табл. 1). В то же время сотрудничество с крупным бизнесом и поддержка некоммерческих фондов получили более высокие средние оценки значимости, чем почти все виды госпомощи.
9 Таблица 1. Значимость разных видов помощи для руководителей СП (наивысшая оценка – 5 баллов)
Формы поддержки Доля полу-чателей, % Средняя оценка
Поддержка со стороны государства:
- субсидии, гранты, другие безвозмездные финансовые ресурсы на осуществление основной деятельности организации 73,3 4,61
- налоговые льготы 63,5 4,39
- субсидирование отдельных социально значимых программ 56,8 4,35
- безвозмездная помощь в продвижении продукции /услуг на рынок, субсидирование затрат на рекламу 52,4 4,19
- льготы или гарантии возврата средств крупному бизнесу, направляющему инвестиции в социальное предпринимательство 40,4 3,85
- бесплатные консультации 39,6 3,77
- профессиональное обучение /тренинги сотрудников 36,8 3,81
- содействие поиску партнеров в коммерческом секторе 36.5 3,79
- инвестиции в инновационные проекты 33,7 3,76
- содействие поиску партнеров в некоммерческом секторе, среди фондов 32,3 3,69
- льготные кредиты 38,2 3,65
Поддержка/сотрудничества с крупным бизнесом 45,1 4,46
Поддержка со стороны некоммерческих фондов 33,7 4,50
10 Для лучшего понимания взаимосвязи характеристик-переменных, описывающих разные виды помощи, необходимой социальным предпринимателям, предпринят факторный анализ (табл. 2). В результате получены три новые переменные (факторы), которые были использованы в последующем корреляционном анализе4. Первые два фактора демонстрируют потребность социального предпринимателя в поддержке только государством, третий – в поддержке в основном со стороны крупного бизнеса и некоммерческих фондов.
4. В описании результатов использованы значения коэффициентов более 0,3 и на уровне значимости 0,001.
11 Таблица 2. Факторная структура оценок видов помощи социальным предприятиям5
Переменные: типы поддержки Факторы
1 2 3
Поддержка со стороны государства
- субсидии, гранты, другие безвозмездные финансовые ресурсы на осуществление основной деятельности организации 0,833
- налоговые льготы 0,736
- субсидирование отдельных социально значимых программ 0,650
- безвозмездная помощь в продвижении продукции /услуг на рынок, субсидирование затрат на рекламу 0,508
- льготы или гарантии возврата средств крупному бизнесу, направляющему инвестиции в социальное предпринимательство 0,498 0,404
- бесплатные консультации 0,711
- профессиональное обучение /тренинги сотрудников 0,632
- содействие поиску партнеров в коммерческом секторе 0,704 0,339
- инвестиции в инновационные проекты 0,534 0,316
- содействие поиску партнеров в некоммерческом секторе, среди фондов 0,751 0,308
- льготные кредиты 0,618
Поддержка/сотрудничество с крупным бизнесом 0,731
Поддержка со стороны некоммерческих фондов 0,691
5. Повернутая матрица компонентов (метод выделения факторов: метод главных компонент). Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера. Вращение сошлось за 5 итераций. Три фактора объясняют 53,3% информации.
12 Фактор 1 – «Потребность во всех видах поддержки от государства». Ось данного фактора объединяет переменные, описывающие важность трех основных видов поддержки со стороны государства: финансовую, консультационную и поиск партнеров. У данного фактора нет связи с основными характеристиками предприятия или руководителя социального предприятия. Виды поддержки, проявившие себя в этом факторе, важны всем типам СП независимо от вида их экономической деятельности.
13 Фактор 2 – «Потребность в выборочной поддержке государства» – демонстрирует ориентацию на более выборочную поддержку со стороны государства. Корреляция данного фактора с другими переменными показывает связь СП с городами-миллионниками, с наличием опыта работы с крупным бизнесом и другими организациями.
14 Фактор 3 – «Потребность в сотрудничестве с крупным бизнесом и некоммерческими фондами». Основную нагрузку здесь несут переменные, показывающие высокую оценку сотрудничества с крупным бизнесом и некоммерческими фондами, в то время как со стороны государства руководителю СП важно получать поддержку только в качестве инвестиций в инновационные проекты. Корреляционный анализ позволяет говорить о наличии у таких предпринимателей опыта работы с бизнесом. Присутствует также связь работы предприятий с социальной группой «семья с детьми».
15 Выводы. Вошедшие в выборку руководители СП почти единодушно отмечают важность и недостаток поддержки со стороны государства, прежде всего финансовой. Им необходима интеллектуальная и консультационная поддержка, доступ к новым знаниям и технологиям. Для российского социального предпринимательства важна также поддержка и сотрудничество с крупным бизнесом, который мог бы привлекать инициативных предпринимателей к участию в собственных социальных проектах.
16 Как показал факторный анализ, в современной России действует три основные группы СП:
17 1) предприятия, руководители которых нуждаются главным образом в финансовой поддержке и обучении, пока мало знают о возможных видах поддержки и партнерствах;
18 2) предприятия, имеющие опыт поучения множества видов поддержки и работы с крупным бизнесом, для них важна партнерская поддержка, они готовы участвовать в конкурсных мероприятиях за поддержку социально-значимых проектов;
19 3) инновационные предприятия, работающие преимущественно с крупным бизнесом и некоммерческими фондами, нацеленные на выпуск инновационного продукта и инновационных услуг.

Библиография

1. Кригер М., Алекперов В. Социальное предприниматели – инновационная опора государства // Эксперт. 2014. № 26. С. 8–10.

2. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Forecasting problems. 2016. Т. 27. № 6. С. 103–111.

3. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / Отв. ред. А.А. Московская. М.: НИУ ВШЭ, 2011.

4. Mair J., Marti I. (2006) Social entrepreneurship research: a source of explanation, prediction, and delight. Journal of World Business. Vol. 41. No. 1: 36–44.

5. The best countries to be a social entrepreneur. Thomson Reuters Foundation. URL: https://poll2019.trust.org/ (accessed: 10.05.2022).

6. Thompson J.L. (2002) The world of the social entrepreneur. The International Journal of Public Sector Management. Vol. 15 (2): 412–431.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести