Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии?
Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии?
Аннотация
Код статьи
S013216250020647-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мерсиянова Ирина Владимировна 
Должность: директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Иванова Наталья Владимировна
Должность: старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Брюхно Александра Сергеевна
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
38-48
Аннотация

В статье представлены результаты расчетов первого индекса цифровых компетенций российских НКО и их интерпретация в свете современных теоретических представлений об эффективной деятельности НКО в цифровом пространстве. Эмпирической основой расчетов являются данные двух всероссийских обследований негосударственных некоммерческих организаций в точке входа в пандемию (2019) и через год после ее начала (2021). Оценка текущей ситуации показала, что российские НКО слабо используют возможности цифровых технологий: среднее значение индекса составляет 2 балла из 10 (SD = 1,6). Сделан вывод о том, что цифровизация коснулась в первую очередь тех НКО, которые уже применяли информационные технологии в своей деятельности, а за время пандемии обратились к новым для себя цифровым инструментам, тогда как организации, ранее не использовавшие цифровые технологии, оказались немотивированными внедрять их в свою деятельность. Это свидетельствует о проявившейся в период пандемии «цифровой поляризации» НКО, которая усиливает разрыв между выделенными на основе значений индекса группами «цифровых аутсайдеров» и «цифровых лидеров». 

Ключевые слова
НКО, цифровизация, цифровые технологии, цифровые компетенции, индексы, пандемия
Источник финансирования
Исследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики».
Классификатор
Получено
28.09.2022
Дата публикации
29.09.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
36
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Глобальные процессы цифровой трансформации в сфере государственного управления и в бизнесе актуализируют экспертный дискурс в этой области и научный анализ происходящих изменений, выявление особенностей цифровизации применительно к различным сферам экономики и управления, исследование инновационного потенциала и перспектив внедрения цифровых технологий и концептуализацию понятия цифровой трансформации в свете современных теорий управления и экономики [Gil-Garcia et al., 2018; Van Veldhoven, Vanthienen, 2019].
2 Аналитическое осмысление цифровой трансформации применительно к некоммерческим организациям (НКО), являющимися важнейшими каналами мобилизации гражданской активности россиян, пока отстает. Инструментом, улавливающим состояние цифровой компетенции НКО, служат индексы, характеризующие их деятельность в цифровой среде. В мировой практике они немногочисленны и представляют собой адаптацию индексов, разработанных для бизнеса.
3 В российском контексте актуальность разработки индекса, позволяющего оценить уровень цифровых компетенций НКО с учетом их потребностей и особенностей, обусловлена возрастающей ролью некоммерческих организаций и сектора в целом в экономическом и социальном развитии нашей страны. На сегодняшний день в России зарегистрировано около 210 тыс. некоммерческих организаций, которые оказывают широкий спектр услуг, включая социальное обслуживание, образование, организацию досуга, патриотическое воспитание, оказание психологической помощи, социальную интеграцию людей с ограниченными возможностями, помощь различным категориям населения, оказавшимся в трудной ситуации и многое другое. Некоммерческие организации внесли заметный вклад в оказание помощи населению в ситуации пандемии: открыли «горячие линии» психологической поддержки, помогали освоить дистанционное обучение школьникам, опекали бездомных, доставляли продуктовые наборы и помогали людям старшего возраста. На НКО возлагаются большие надежды со стороны населения. Так, согласно данным всероссийского опроса населения, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2021 г. (N = 2000), 78% респондентов считают, что НКО и общественные инициативы должны включаться в решении социальных проблем наряду с государственными учреждениями1.
1.  Данные всероссийского опроса городского и сельского населения Российской Федерации в возрасте 18 лет и старше, проведенного в декабре 2021 г. в рамках Мониторинга состояния гражданского общества Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. По многоступенчатой стратифицированной территориальной случайной выборке опрошено 2000 респондентов, проживающих в 8 федеральных округах, в 48 субъектах РФ, в 133 муниципальных образованиях, в том числе сельских. Квоты по основным социально-демографическим параметрам – пол, возраст, уровень образования и тип населенного пункта.
4 В рамках исследования разработан индекс цифровых компетенций некоммерческих организаций, который является инструментом, позволяющим оценить степень внедрения цифровых технологий в деятельность НКО. На основе показателей индекса решается основная задача исследования — сопоставление уровня цифровой компетентности НКО в период, предшествующий пандемии, и в период пандемии. Подобное сравнение позволяет ответить на вопрос о том, как повлиял кризис пандемии на динамику внедрения информационных технологий в российском некоммерческом секторе.
5

  • Опыт оценки состояния цифровой компетентности НКО. Мировой опыт последних лет свидетельствует о растущем осознании важности внедрения цифровых технологий в деятельность НКО. Развитие цифровых технологий и социальных медиа предоставляет некоммерческим организациям новые возможности эффективной коммуникациями с целевыми группами и ключевыми стейкхолдерами, содействует узнаваемости, прозрачности и легитимации НКО, повышению общественного доверия к организациям третьего сектора.
  • 6 На фоне активно развивающегося инструментария оценки сформированности цифровых компетенций на межстрановом, страновом уровне и в различных секторах экономики индексы цифровизации НКО не столь многочисленны. Импульс к разработке индексов цифровизации некоммерческого сектора в настоящее время исходит от консалтинговых бизнес-компаний, а не от самого сектора или его исследователей. Актуальность разработки отдельных индексов цифровизации для НКО обусловлена фундаментальными отличиями потребностей НКО от потребностей коммерческих структур. Стратегия применения цифровых технологий коммерческими компаниями преследует цели максимизации прибыли, увеличения доли рынка, повышения доходов акционеров. НКО не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В связи с этим они принципиально отличаются от коммерческих организаций своей миссией, стратегиями ее реализации, целевыми аудиториями. НКО действуют в условиях дефицита ресурсов, отличаются от бизнес-компаний набором финансовых операций, особенностями организационной культуры и управления [Shafiee Nahrkhalaji et al. 2019]. Миссия некоммерческих организаций заключается в производстве общественного блага, подход к измерению цифровых компетенций НКО, их роли в повышении эффективности организаций призван отражать эту специфику2.
    2. Can Technology Transform the Nonprofit Sector? (2018) Yale Insights. URL: >>>> . (дата обращения: 25.09.2020).
    7 Существующие индексы цифровизации НКО методологически строятся как адаптация соответствующих индексов коммерческих компаний к потребностям некоммерческого сектора. «Исторически сложилось, что некоммерческие организации недоинвестируют в цифровые технологии, поскольку их финансирование направлено прежде всего на оказание прямых социальных услуг»3.
    3. Digital Technology in the Not-for-Profit Sector. Infoxchange. URL: >>>> (дата обращения: 25.09.2020).
    8 Развитие цифровых компетенций некоммерческих организаций обусловлено необходимостью эффективного взаимодействия с организациями государственного сектора и бизнеса, находящимися на значительно более развитых стадиях цифровой трансформации. Согласно данным доклада, опубликованного на сайте парламента Великобритании, некоммерческий сектор в целом отстает от коммерческого сектора в использовании цифровых инструментов приблизительно на пять лет4. Индекс цифровизации благотворительного сектора Великобритании первоначально был выстроен на основе комбинированного индекса базовых цифровых компетенций для бизнеса и благотворительного сектора Великобритании, который разрабатывается банком Lloyds с 2014 г. Лишь в 2019 г. банк предложил отдельный индекс стратегически важных цифровых компетенций для сектора НКО5. В основе индекса лежат восемь переменных, принимающих значения от 0 до 100: (1) доля онлайн-обращений, (2) доля онлайн-транзакций, (3) использование мобильных технологий, (4) использование цифрового документооборота, (5) соблюдение мер информационной безопасности, (6) использование онлайн-рекламы, (7) использование социальных медиа и электронной почты, (8) внутренний потенциал цифрового развития. Итоговое значение индекса цифровых компетенций представляет собой среднее арифметическое от значений данных переменных, при этом какое-либо взвешивание не производилось.
    4. >>>> (дата обращения: 29.08.2020).

    5. UK Charity Digital Index 2019. Lloyds Bank. URL: >>>> (дата обращения: 29.08.2020).
    9 На основе значений индекса выделены пять кластеров НКО. Самые низкие значения характеризуют кластеры «пассивных» (0–18) и «начинающих» (18–34) НКО. Среди «пассивных» собственный сайт имеют менее одной четверти НКО и менее 10% присутствуют в социальных сетях. Высокие значения индекса отличают кластеры «стабильных» (34–48), «сильных» (48–62) и «продвинутых» (62–100) НКО.
    10 Стратегически важные компетенции подразумевают внедрение цифровых технологий в процессы коммуникации, создание цифрового контента, управление данными, расчеты с поставщиками и потребителями, пользование государственными услугами и компьютерную безопасность. Среди видов деятельности, соответствующих стратегически важным цифровым компетенциям, не все одинаково популярны среди НКО. Чаще встречаются онлайн коммуникации и расчеты с поставщиками и потребителями (91%), обновление программного обеспечения (81%), ответы на запросы (80%).
    11 Среди преимуществ, связанных с применением цифровых технологий, респонденты выделяют экономию времени. Полученные данные свидетельствуют о том, что развитые цифровые компетенции способны принести заметный экономический результат. Одна треть НКО, входящих в кластер «сильных», отмечает рост своего оборота. В числе препятствий цифровой трансформации третьего сектора респонденты называют дефицит квалифицированных специалистов (42%) и недопонимание определенной частью руководства благотворительных организаций значимости цифровых технологий (45%).
    12 Индекс цифровизации скандинавских НКО6 разработан посредством адаптации индекса цифровой зрелости частных компаний, который рассчитывается на основе 117 индикаторов, агрегированных в четыре основные переменные. В адаптированном для сектора НКО варианте используются те же четыре переменные, однако число индикаторов сокращено до 100 с учётом особенностей некоммерческого сектора.
    6. Rapport: Catching Up with Society. A digital Reality Check for Nordic NGOs. URL: >>>> (дата обращения: 29.08.2020).
    13 Переменная «Планирование» оценивает наличие стратегии цифровой трансформации и взаимодействие с партнерами по внедрению цифровых технологий. Переменная «Производство» включает использование онлайн инструментов и платформ для повышения эффективности оказываемых услуг и разработки новых. Переменная «Продажи» отражает степень внедрения интерактивных технологий и цифровых инструментов в процесс маркетинга, осуществление платежей и расчетов онлайн. Переменная «Управление» описывает особенности технологической организационной культуры и развитие цифровой инфраструктуры. Каждая переменная в ходе непрозрачной процедуры агрегирования индикаторов получило оценку от 1 до 4.
    14 Согласно результатам исследования, лишь немногие НКО имеют стратегию цифровизации, обеспеченную целевым бюджетом и кадрами. Как правило, используются относительно несложные онлайн-инструменты. Ощутима нехватка краудсорсинговых платформ для обмена идеями и предложениями, их интерактивное обсуждение внутри организации и во взаимодействии со стейкхолдерами. Переменная «Продажи» показывает наивысшие значения индекса цифровизации, что связано с активным распространением онлайн платежных систем, Интернет-инструментов и мобильных платформ привлечения средств. Среди барьеров на пути внедрения цифровизации в практику третьего сектора отмечаются следующие: недостаток цифровой культуры и стратегического подхода к цифровой трансформации, использование ограниченного набора базовых инструментов (электронная коммуникация, коллективные мобильные рассылки), недостаточное внимание к защите данных и компьютерной безопасности.
    15 Интересный инструмент оценки состояния цифровизации представляет модель оценки цифровых компетенций некоммерческого сектора, разработанная международной организацией Nethope7. Модель опирается на 76 индикаторов, каждый из которых принадлежит к одной из шести категорий (переменных). Отдельный индикатор представляет собой результат оценки респондентом по пятибалльной шкале степени своего согласия с предложенным утверждением. Например, содержание переменной «Кадры» передается следующим набором утверждений: 1. «Мы выявляем слабые места в цифровых компетенциях наших сотрудников и партнеров и активно работаем над их устранением»; 2. «Мы выявляем слабые места в цифровых компетенциях благополучателей и активно работаем над их устранением»; 3. «Не только сотрудники IT подразделений, но и все остальные сотрудники организации обладают цифровыми компетенциями и активно используют их». Содержание переменной «Данные» раскрывают следующие утверждения: 1. «Для нас качественные данные не менее важны, чем финансовые ресурсы. Мы анализируем данные, чтобы оценивать прогресс в реальном времени»; 2. «Мы делимся данными с партнерскими НКО и государственными организациями, которые оказывают услуги той же категории благополучателей»; 3. «Мы обеспечиваем безопасность данных, используем соответствующие стандарты безопасности и защиты личных данных».
    7. The Digital Nonprofit Ability Assessment (2018). Nethope. URL: >>>> (дата обращения: 30.08.2020).
    16 Процедура агрегирования переменных не разглашается. Значение индекса для отдельной организации представляет собой выраженное в процентах отклонение от «порога цифровизации» — условного значения, принятого за 100%, которое характеризует начало цифровой трансформации. На основе значений индекса выделяются четыре кластера НКО: технически обеспеченные, автоматизированные, взаимосвязанные и цифровизированные организации. Технически обеспеченные организации (tech-enabled) уделяют слабое внимание технической подготовке всего персонала, что создает цифровой разрыв между IT специалистами и остальными сотрудниками. Предпочтением пользуются стандартные цифровые решения. Автоматизированные НКО (automated) ограничивают цифровизацию административными подразделениями, данные не сводятся воедино, доступ к ним возможен для ограниченного круга сотрудников, в соответствии с должностными обязанностями. Взаимосвязанные НКО (connected) ориентируют развитие цифровых технологий на запросы внешней среды. Данные различных подразделений интегрируются и доступны для других партнерских организаций. Цифровизированные НКО (digital) сочетают преимущества предыдущих типов. Все сотрудники организации обладают цифровыми компетенциями. Активно осуществляется коммуникация онлайн, как внутри организации, так и с внешними стейкхолдерами.
    17 Общей особенностью индексов цифровизации НКО является подразделение на базовые и продвинутые компетенции, которое осуществляется с различной степенью детализации. Результаты исследований отражают динамику перехода НКО от базовых компетенций к более продвинутым, хотя и не столь активную, как в коммерческом секторе. Выявлено, что одним из серьезных барьеров служит недопонимание лидерами НКО преимуществ внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности организации. Индексы фиксируют заметное отставание некоммерческого сектора в сфере цифровизации от коммерческих компаний. По данным британского индекса, лишь в 2019 г. впервые за шесть лет обследования доля благотворительных организаций, обладающих стратегически важными цифровыми компетенциями, приблизилась к доле подобных предприятий малого бизнеса8.
    8. UK Charity Digital Index 2019. Lloyds Bank. URL: >>>> (дата обращения: 29.08.2020).
    18 Методология построения индекса цифровой компетентности российских НКО. Всероссийское обследование негосударственных некоммерческих организаций, результаты которого составляют информационную базу исследования, проводится по квотной выборке по организационно-правовым формам и годам регистрации НКО, метод опроса — личное интервью с руководителями организаций. В статье использованы данные опроса 2019 (N = 1000) и 2021 гг. (N = 1013).
    19 Базовые задачи внедрения цифровых технологий в НКО, выделяемые различными исследователями, включают распространение информации [Hackler, Saxton, 2007; Lovejoy, Saxton, 2012], привлечение средств [Bhati, McDonnell, 2019)], построение отношений со стейкхолдерами [Curtis et al., 2010; Eimhjellen, 2014; Saxton, Guo, 2009], повышение эффективности менеджмента [McNutt et al., 2018; Chui, Chan, 2019]. Сконструированный индекс базовых цифровых компетенций включает в себя четыре переменные: 1) «цифровое присутствие»; 2) «цифровая инфраструктура»; 3) «цифровой фандрайзинг»; 4) «цифровые коммуникации».
    20 Понятие «цифровых компетенций» операционализируется как «активные» компетенции, то есть те, которые организация непосредственно применяет в своей работе. На начальном этапе видится целесообразным использовать простые количественные характеристики; уровень компетенций по каждому направлению оценивается по одномерной шкале соответственно количеству цифровых инструментов, используемых организацией, по процедуре балльного суммирования. В рамках исследования все инструменты считаются равноценными и входят в интегральный показатель с одним и тем же весом. Такой подход к формированию интегральных показателей широко используется [Толстова, 1997; Девятко, 1993] и, несмотря на простоту, позволяет достаточно успешно идентифицировать наиболее и наименее цифровизированные организации, выявить основные «слабые» и «сильные» места. Таким образом, решается задача учета реальной широты цифрового инструментария НКО, без чего не удалось бы в должной мере использовать его для диагностики достижений и резервов цифровизации.
    21 Переменная «цифровое присутствие» характеризует применение интернет-технологий для информирования аудитории о деятельности организации на базовом уровне, предполагающем одностороннюю коммуникацию, включает в себя десять индикаторов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Значение переменной колеблется от 0 (не использует цифровые технологии) до 10 баллов (использует более девяти различных цифровых инструментов): 1) наличие вебсайта; 2) наличие страницы в социальных сетях; 3) регулярное участие в тематических форумах/блогах/сообществах/социальных сетях; 4) размещение информации и публикаций на тематических сайтах, в электронных изданиях; 5) наличие информации об НКО в электронных каталогах (базах), справочниках; 6) регулярное размещение видео- или аудиоинформации на специальных хостингах; 7) регулярная информационная рассылка; 8) размещение рекламы в Интернете; 9) размещение новостей на сайте Агентства социальной информации; 10) организация назвала любой другой инструмент, не входящий в число перечисленных выше.
    22 Переменная «цифровая инфраструктура» оценивает внедрение технологий для обеспечения внутренних процессов, представлена следующими индикаторами: 1) использование CRM-программ; 2) наличие цифровой системы планирования и постановки задач; 3) использование чатов, групп в социальных сетях; 4) использование облачных сервисов хранения информации; 5) использование корпоративных порталов; 6) организация назвала любой другой инструмент, не входящий в представленный список.
    23 Переменная «цифровой фандрайзинг» отражает степень использования технологий для привлечения денежных средств. По одному баллу добавлялось к оценке, если в течение двух последних лет организация осуществляла: 1) массовые email-рассылки писем с просьбой сделать пожертвование; 2) сбор средств через сайт НКО; 3) сбор средств через социальные сети НКО; 4) сбор средств через каналы в мессенджерах, чат-боты; 5) сбор средств через систему электронных денег; 6) публиковала фандрайзинговые материалы в онлайн СМИ, использовала журналистский фандрайзинг; 7) сбор средств на краудфандинг-платформах; 8) сбор средств на Интернет-аукционах; 9) обращение к донору через собственные мобильные приложения.
    24 Переменная «цифровые коммуникации» характеризует использование в коммуникациях с целевыми аудиториями: 1) сайта; 2) социальных сетей; 3) мобильных приложений; 4) платформ для поиска волонтеров; 5) email-рассылок; 6) организация назвала любой другой инструмент, не входящий в представленный список.
    25 Переменные приведены к единой шкале, после стандартизации могут принимать значения от 0 до 10. Итоговый индекс базовых цифровых компетенций представляет собой среднее арифметическое всех переменных. Каждое направление отражается в итоговой оценке с равным весовым коэффициентом. Это видится оправданным с учётом того, что переменные характеризуют направления деятельности, не формирующие однозначную иерархию.
    26 Важный аспект, который необходимо учитывать при разработке модели, — это опасность скомпенсировать низкие значения одного измеряемого показателя высокими оценками другого. Чтобы избежать эффекта компенсации, используется, к примеру, метод порогового агрегирования [Мерсиянова, 2009; Алескеров и др., 2013], обеспечивающий ранжирование объектов, при котором наиболее низким (или, напротив, высоким) оценкам придаётся большая значимость, нивелирующая компенсационный эффект. Чтобы этого добиться, при ранжировании отдельные объекты сравниваются попарно, и более предпочтительным считается тот, где наблюдается меньшее число худших оценок (при условии, что шкала измерения едина для всех переменных) [Алескеров и др., 2007].
    27 В данном случае принято решение пренебречь компенсаторным эффектом, что обусловлено характером используемых индикаторов: нет весомых оснований полагать, что низкая оценка по одному из показателей при высоких оценках в остальном автоматически означает меньшую цифровую компетентность организации, она может объясняться иными причинами (например, НКО не ведет фандрайзинг, полагаясь на иные источники финансирования, но при этом активно использует цифровые технологии для других задач). Таким образом, простое линейное агрегирование с равными весами выглядит наиболее предпочтительным.
    28 Оценка цифровой компетентности российских НКО до пандемии и спустя год после ее начала. Средние значения по всем областям цифровых компетенций невелики до пандемии и спустя год после её начала (рис. 1). Среднее значение индекса составило 2,1 балла (SD = 1,6), и практически не изменилось с 2019 г. (выросло на 0,3 балла). Показатели повысились по всем направлениям, кроме цифрового фандрайзинга, хоть и незначительно. Максимальное значение индекса в выборке также повысилось — в 2019 г. оно составляло 7,4 балла, в 2021 г. – 8,3. По направлениям «цифровая инфраструктура» и «цифровые коммуникации» максимальное значение индекса поднялось с 9 и 8,3 соответственно до полных 10 баллов, максимальное значение по направлению «инфраструктура» не изменилось (10 баллов), по направлению «фандрайзинг» упало с 9 до 7 баллов из 10 возможных.
    29 Рис. 1. Динамика индекса базовых цифровых компетенций
    30 Наиболее развитым направлением в оба периода оказались коммуникации (среднее значение 2,7; SD = 2,4). За время пандемии этот показатель изменился минимально — на 0,1 балла. 28% НКО в 2021 г. вообще не использовали информационные технологии для коммуникации с целевыми аудиториями или их руководители затруднились ответить на соответствующий вопрос, то есть их значение данного показателя равно 0.
    31 Среднее значение переменной «цифровое присутствие» выросло на 0,4 балла и составило 2,4 (SD = 2,1). 16% НКО не присутствуют в Интернете — это самая низкая доля нулевых значений среди всех направлений.
    32 По переменной «цифровая инфраструктура» значение показателя увеличилось на 0,5 балла и сравнялось со значением индекса присутствия (Mean = 2,4, SD = 2,1). Доля нулевых значений индекса по этому показателю 28%, однако в остальном разнообразие инструментов шире, что обусловливает равенство значений.
    33 Наихудший результат показывает переменная «цифровой фандрайзинг»: средний балл составляет всего 0,8 из 10 (SD = 1,4), 70% НКО не используют ни один из доступных цифровых инструментов. Это может быть свидетельством ресурсной зависимости от одних и тех же источников финансирования (в частности, государственного), на которые НКО по-прежнему ориентируются в период пандемии.
    34 Классификация НКО по уровню цифровых компетенций. Исходя из того, насколько активно применяются цифровые технологии, мы выделили пять типологических групп (рис. 2.). 1. «Цифровые аутсайдеры»: НКО, которые вообще не используют информационные технологии в своей деятельности (индекс равен нулю). К этой группе, стабильной по численности, относится примерно каждая десятая НКО. Их больше среди религиозных организаций и некоммерческих партнерств; организаций, занимающихся развитием и жилищной сферой; не являющихся социально ориентированными. 2. «Отстающие»: НКО с минимальным индексом базовых цифровых компетенций (0,5 балла и меньше); таких в выборке 7%. 3. «Середняки»: самая многочисленная группа, включающая 69% организаций, диапазон баллов — 0,6–3,1. За время пандемии эта группа уменьшилась на 7 п.п. 4. «Продвинутые»: организации, значительно более активно использующие цифровые технологии (3,2–4,5 балла); таких в выборке 10% в 2019 и 12% в 2020 г. 5. «Цифровые лидеры»: организации, которые в наибольшей степени используют все виды цифровых технологий (набирают более 4,5 баллов). «Лидеров» больше среди благотворительных организаций и организаций, занимающихся здравоохранением.
    35 Рис. 2. Типологические группы НКО по уровню цифровых компетенций
    36 Положительные изменения, произошедшие за время пандемии, наглядно заметны при сопоставлении численности типологических групп в 2019 и 2021 гг.: общая доля «продвинутых» и «лидеров» увеличилась на 6 п.п., тогда как число «аутсайдеров» и «отстающих» почти не изменилось. Средний диапазон цифровых инструментов НКО стал несколько шире, доля организаций, наиболее активно применяющих разнообразные технологии, возросла за два года. Доля «цифровых аутсайдеров» в выборке не уменьшилась. Это говорит о том, что цифровизация коснулась в первую очередь тех НКО, которые уже применяли информационные технологии в своей деятельности, за время пандемии обратились к новым для себя цифровым инструментам, тогда как организации, не использовавшие цифровые технологии, не были мотивированы внедрять их в свою деятельность.
    37 Заключение. Результаты выявили парадоксальную картину. С одной стороны, вынужденный стремительный переход на удаленный режим работы в большинстве сфер деятельности способствовал процессам цифровой трансформации. Это создавало ощущение, что аналогичные процессы и в секторе НКО проходят активно. С другой стороны, данные нашего индекса свидетельствуют, что работа НКО в условиях самоизоляции способствовала повышению цифровых компетенций в меньшей степени, чем можно было ожидать. По сравнению с 2019 г. индекс цифровых компетенций вырос на незначительные 0,3 балла. Реальный уровень освоения цифровых технологий некоммерческими организациями невысок: среднее значение индекса цифровых компетенций составляет 2,1 балла из 10 возможных.
    38 В условиях пандемии закрепилась и продолжает воспроизводиться в повседневных практиках «цифровая поляризация» между выделенными группами «лидеров», с одной стороны, «отстающими» и «аутсайдерами», с другой. Позитивные изменения в сфере цифровизации в первую очередь коснулись тех НКО, которые и ранее использовали новые технологии.
    39 Настоящее исследование ориентировано на оценку базовых цифровых компетенций некоммерческих организаций. При разработке индекса, во-первых, принимались в расчёт результаты проведенных ранее исследований, позволяющих оценить характер цифровой оснащенности российских НКО; во-вторых, проанализирован ряд аналогичных инструментов оценивания. География существующих индексов цифровых компетенций ограничена США, Великобританией и рядом европейских стран, методики оценивания зачастую являются собственностью компаний, производящей исследования, и отличаются методологической непрозрачностью. Данная работа позволяет рассмотреть специфический российский опыт цифровизации НКО, предлагает полностью прозрачную методологию, которая оставляет место для дальнейших сопоставлений.
    40 Перспективными направлениями дальнейших исследований представляются уточнение набора показателей, позволяющих охарактеризовать различные степени цифровых компетенций, и факторов, способствующих снижению «цифровой поляризации» в секторе НКО. Представляется важным учет потребностей организаций и потребностей клиентов различных категорий НКО в условиях перехода к деятельности в онлайн-формате. Преобладание среди «цифровых аутсайдеров» религиозных организаций, среди «лидеров» - организаций, работающих в сфере здравоохранения, может быть, помимо прочего, связано с тем, что потребности в использовании цифровых каналов возрастного населения, составляющего значительную долю целевой аудитории религиозных организаций, не слишком изменились за время пандемии, тогда как потребности населения в цифровом взаимодействии с организациями в сфере здравоохранения в условиях пандемии заметно возросли. Включение в следующих исследованиях в структуру индекса такого показателя, как изменение потребностей клиентов во время кризиса могло бы обнаружить дополнительные факторы, способствующие или препятствующие цифровизации различных видов НКО, и тем самым повысить диагностический и прогнозный потенциал индекса.
    41 Полученные данные, свидетельствующие о «цифровой поляризации» российских некоммерческих организаций, согласуются с выводами исследователей, рассматривающих различные аспекты цифровизации в масштабе российского общества в целом. Эксперты привлекают внимание к «цифровому неравенству» граждан как новой, требующей решения, проблеме современного общества [Стратегия цифровой трансформации …, 2021]. Для преодоления «цифрового неравенства» необходимы планомерные усилия государства по внедрению доступных форм обучения цифровым технологиям для пенсионеров, повышению грамотности населения в отношении кибербезопасности и защиты персональных данных.

    Библиография

    1. Алескеров Ф.Т., Катаева Е.С., Писляков В.В., Якуба В.И. Оценка вклада научных работников методом порогового агрегирования // Управление большими системами: сборник трудов. 2013. №. 44. С. 172–189.

    2. Алескеров Ф.Т., Юзбашев Д.А., Якуба В.И. Пороговое агрегирование трехградационных ранжировок // Автоматика и телемеханика. 2007. №. 1. С. 147–152.

    3. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М.: Наука, 1993.

    4. Мерсиянова И.В. Российское гражданское общество в региональном измерении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. Т. 4. № 92. С. 26–44.

    5. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / Под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021.

    6. Толстова Ю.Н. Одномерное шкалирование: тестовая традиция в социологии (построение индексов, шкала Лайкерта, латентно-структурный анализ) // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 1997. №. 8. С. 54–65.

    7. Bhati, A., McDonnell D. (2019) Success in an Online Giving Day: The Role of Social Media in Fundraising. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 49. No. 1: 74–92. DOI: 10.1177/0899764019868849.

    8. Chui, C.H.K., Chan, C.H. (2019). The role of technology in reconfiguring volunteer management in nonprofits in Hong Kong: Benefits and discontents. Nonprofit Management and Leadership. Vol. 3. No. 1: 89–111. DOI: 10.1002/nml.21369.

    9. Curtis L. et al. (2010) Adoption of social media for public relations by nonprofit organizations. Public Relations Review. Vol. 36. No. 1: 90–92. DOI: 10.1016/j.pubrev.2009.10.003.

    10. Eimhjellen I.S. (2014) Internet Communication: Does It Strengthen Local Voluntary Organizations? Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 43. No. 5: 890–909. DOI: 10.1177/0899764013487996.

    11. Gil-Garcia J., Dawes S., Pardo T. (2018) Digital government and public management research: finding the crossroads. Public Management Review. Vol. 20. No. 5: 633–646. DOI: 10.1080/14719037.2017.1327181.

    12. Hackler D., Saxton G.D. (2007) The Strategic Use of Information Technology by Nonprofit Organizations: Increasing Capacity and Untapped Potential. Public Administration Review. Vol. 67. No. 3: 474–487.

    13. Lee R.L., Bhattacherjee A. (2011) A Theoretical Framework for Strategic Use of the Web Among Nonprofit Organizations. Proceedings of the Southern Association for Information Systems Conference. Atlanta, Georgia, USA.

    14. Lovejoy K., Saxton G.D. (2012) Information, community, and action: How nonprofit organizations use social media. Journal of computer-mediated communication. Vol. 17. No. 3: 337–353. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2012.01576.x.

    15. McNutt J. et al. (2018) Technology in Nonprofit Organizations and Voluntary Action. Leiden: BRILL.

    16. Saxton G.D., Guo C. (2009) Accountability Online: Understanding the Web-Based Accountability Practices of Nonprofit Organizations. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 40. No. 2: 270–295. DOI: 10.1177/0899764009341086.

    17. Shafiee N., Shafiee S., Shafiee M, Hvam L. (2019) Challenges of Digital Transformation: The Case of the Non-Profit Sector. In: Proceedings of 2018 IEEE Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM), 1245–1249. IEEE. DOI: 10.1109/IEEM.2018.8607762.

    18. van Veldhoven Z., Vanthienen J. (2019) Designing a Comprehensive understanding of Digital transformation and Its Impact. In: Proceedings of 32nd Bled Conference: Humanizing Technology for a Sustainable Society. Bled: Slovenia: 746–763.

    Комментарии

    Сообщения не найдены

    Написать отзыв
    Перевести