Лоббизм как форма публичного диалога
Лоббизм как форма публичного диалога
Аннотация
Код статьи
S013216250021239-5-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Васильев Антон Александрович 
Должность: заведующий кафедрой теории и истории государства и права
Аффилиация: Алтайский государственный университет
Адрес: Барнаул, Россия
Аничкин Евгений Сергеевич
Должность: зав. кафедрой конституционного и международного права
Аффилиация: Алтайский государственный университет
Адрес: Барнаул, Россия
Гройсман Симеон
Должность: ассистент кафедры теории и истории государства и права
Аффилиация: Алтайский государственный университет
Адрес: Барнаул, Россия
Выпуск
Страницы
157-163
Аннотация

Монография С.Л. Диманса и В.Ф. Левичевой «Лоббизм: поиск институциональности» посвящена всестороннему анализу одного из самых противоречивых феноменов социальной жизни – лоббизму. Авторы обозначают проблемное поле исследования, дифференцируют группы интересов по уровню влияния на власть, исследуют институциональные практики лоббизма, проблемы и способы правового регулирования лоббирования частных, корпоративных и общественных интересов. В книге особое внимание уделяется анализу международного опыта правового регулирования лоббизма, исследованию особенностей российского лоббизма и перспективам его правового регулирования. В целом, рецензируемая монография раскрывает новые грани политико-правовой жизни и настраивает социологов, экономистов, юристов и законодателей на размышления о том, как устроено современное государство.

Ключевые слова
лоббизм, лоббистские практики, группы интересов, антикоррупционное законодательство, правовое регулирование
Классификатор
Получено
23.07.2022
Дата публикации
22.09.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
33
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 В рецензируемой монографии [Диманс, Левичева, 2022] сосредоточены результаты детального анализа одного из самых неоднозначных явлений современности – лоббирования частных, корпоративных и общественных интересов. Подчеркивается междисциплинарный характер исследования лоббизма – как политической модели, социального феномена, юридического института, социально-экономической поведенческой траектории и т. д. В своей работе ученые отмечают неизбежность лоббизма как социально-политического феномена, несмотря на «отрицательную репутацию» лоббизма в общественном мнении. Авторами выдвигается смелое предположение о том, что лоббизм является неотъемлемой и основополагающей частью принятия любых государственных решений.
2 Как отмечали Ф. Уэйлер и М. Брандли, политикам не хватает времени, ресурсов и адекватной информации, чтобы быстро реагировать на происходящие изменения и принимать решения [Weiler, Brändli, 2015]. Поэтому лоббизм, действительно, выступает неким обязательным звеном между властью и обществом, позволяющим эффективно выстраивать публичный диалог и оперативно реагировать на общественные запросы. В этой связи, институционализация лоббизма посредством принятия нормативного правового акта, регулирующего основные положения о лоббировании частных и общественных интересов, видится необходимым шагом для легализации лоббизма как структурного звена принятия любого властного решения. В противном случае неинституционализированный лоббизм воспринимается и будет продолжать восприниматься обществом как завуалированная коррупция. Авторы подчеркивают, что даже в случае институционализации лоббизма неизбежно остается пространство для неформальных коммуникаций. Вместе с тем нормативное регулирование придает правилам лоббистской игры системный и упорядоченный характер.
3 Структура монографии последовательно разворачивает теоретическую модель лоббизма в социально-политической практике через осмысление таких проблем, как сущность и модели лоббизма, субъекты лоббистской деятельности, роль правового регулирования и его перспективы в России, неформальное поле лоббистской практики. Особое внимание уделяется международной практике, этическим кодексам, различным формам лоббизма и средствам преодоления негативных аспектов этой деятельности. Наряду с богатым эмпирическим материалом по каждой главе книги, представлены наглядные кейсы лоббизма в сфере отмывания финансовых средств, фарминдустрии и лоббистских практик в условиях пандемии COVID-19.
4 Лоббизм (от англ. lobby – «кулуары») – давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо частных лиц с целью принятия или отклонения того или иного решения.1 Однако это энциклопедическое определение уже не в полной мере отвечает современным реалиям. В этой связи авторы приходят к обоснованному мнению, согласно которому «в отличие от западных стран, в которых ключевым объектом давления для групп интересов является законодательная власть, у нас в стране давлению подвергается в основном исполнительная власть» (с. 143).
1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2002.
5 Более широкого подхода к пониманию лоббизма придерживаются и за рубежом. Исходя из зарубежного опыта правового регулирования [Ситникова, 2010], лоббизм представляет собой процесс продвижения интересов коммерческих и некоммерческих организаций в деятельности публичных органов власти. Нормативные правовые акты о лоббизме предусматривают правовой статус профессиональных посредников (лоббистов), процедуру регистрации лоббистов, порядок предоставления отчетов о контактах с органами государственной власти, а также ответственность за нарушения законодательства. В этой связи, зарубежные лоббистские практики и технологии сближают процесс продвижения лоббистского интереса с культурой продвижения товара в маркетинге.
6 Многогранность и противоречивость изучаемого явления обусловила трудности формирования исчерпывающего определения понятия «лоббизм». В результате проведенного терминологического анализа авторы монографии предлагают рассматривать лоббизм как совокупность институциональных (формальных) и вне институциональных (неформальных) норм и практик, регулирующих отношения между обществом и властью с целью более полного учета всех интересов, существующих в обществе, и обмена информацией. Столь масштабное понимание лоббизма представляется адекватным действительности, справедливо диссонируя с более узкими подходами (например, как воздействия на власть в целях выработки и принятия только политических решений) [Жирнов, 2010].
7 Исходя из указанного определения, процессу лоббирования присущи следующие признаки: 1) интеграция и согласование интересов тех или иных социальных групп; 2) наличие некоей силовой составляющей, позволяющей осуществить передвижение «интереса» от периферии к центру с применением обмена и (или) торговли влиянием.
8 Важным для исследования проблематики лоббизма является изучение природы понятий «интерес», «группы интересов». Авторами рецензируемой монографии предложена классификация групп интересов по степени институционализации, а также по степени давления на властные решения. Так, выделены слабоинтегрированные (например, российская интеллигенция), интегрированные (например, отдельные коллективы, сообщества) и институционализированные группы интересов (например, партии, профсоюзы, общественные организации). При этом слабая черта любой из обозначенных групп в их узкогрупповом интересе, зачастую не совпадающим с интересами общества в целом.
9 Также авторы монографии исследуют различные теоретические модели лоббизма, но приходят к обоснованному выводу о том, что информационная, коммуникационная и ролевая асимметрии сторон в лоббистских сделках приводят к такому поведению участников лоббистского рынка, которое не укладывается ни в одну из теоретических моделей, чрезмерно упрощающих сложные политико-правовые процессы.
10 Исторически первые практики правового регулирования лоббизма появились в США с принятием закона о регистрации иностранных агентов в 1938 г. В дальнейшем американское законодательное регулирование лоббизма видоизменялось и совершенствовалось путём принятия законов о федеральном регулировании лоббизма в 1946 г., о раскрытии лоббистской деятельности в 1995 г., о честном лидерстве и открытом правительстве в 2007 г. [Holman, 2006]. В этой связи, США являются лидерами по правовому регулированию лоббистской деятельности, а правовые акты США, регулирующие лоббизм, рассматриваются в качестве модельных законов для других государств.
11 Авторами монографии предлагается правовая и социологическая оценка законодательных актов, посвященных лоббизму в Великобритании, Канаде, Германии, Нидерландах, Франции и других зарубежных странах, а также подчеркивается наличие правового вакуума в этой сфере в отечественном законодательстве. Действительно, в настоящее время в России лоббистская деятельность регулируется косвенно через антикоррупционное законодательство и законы о государственной службе, хотя, как справедливо замечено авторами, такой подход к правовому регулированию лоббизма характерен для подавляющего большинства стран мира (с. 142).
12 Кроме того, в российском законодательстве предусмотрены следующие формы косвенного продвижения частных и публичных интересов: обращения граждан, интернет-обсуждения проектов нормативных правовых актов, публичные слушания и общественные обсуждения, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов, деятельность экспертных, консультативных и общественных советов, созданных в большинстве органов публичной власти, механизмы социального партнерства, институты общественного контроля и независимой экспертизы и т. д. [Васильева, 2013].
13 Вопрос о легализации лоббизма в современной России неоднократно выносился на обсуждение на законодательном уровне. Так, с 1991 г. в Государственную Думу РФ было внесено около шести законопроектов о лоббизме. Первый законопроект о регулировании лоббистской деятельности был внесен в Государственную Думу РФ в 1995 г., но не был принят по причине отсутствия кворума. Следующий был в 1997 году депутатами В.И. Зоркальцевым, Г.Н. Махачевым, А.В. Чуевым. Основным посылом законопроекта являлось противодействие коррупции и чрезмерному неконтролируемому иностранному лоббизму. Соответственно, инициаторы намеревались установить контроль над теневыми коррупционными схемами и деятельностью иностранных агентов, добивающихся выгодных для себя геополитических решений. Депутатами-инициаторами отмечалось, что действующий механизм взаимодействия общества и власти кулуарен, коррумпирован и хаотичен, в связи с чем, преимуществами во взаимодействии с органами власти обладают супермонополии, в то время как граждане не имеют доступа к принятию государственных решений. Указанный законопроект был снят с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ2.
2. Проект Федерального закона №97801795-2 «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.06.1997). URL: >>>> (дата обращения: 13.06.2022).
14 Следующий законопроект был внесен депутатами Б.Б. Надеждиным, Б.Е. Немцовым, И.М. Хакамадой в 2003 г. Депутаты-инициаторы указывали, что процессы принятия решений и степень участия заинтересованных групп в их подготовке по-прежнему остаются непрозрачными, что порождает справедливые упреки в необъективности и коррумпированности. Принятие законопроекта подразумевало возникновение состязательности и добросовестной конкуренции среди заинтересованных групп. Вместе с тем указанный законопроект также был снят с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ3.
3. Проект Федерального закона №396138-3 «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.11.2003). URL: >>>> (дата обращения: 13.06.2022).
15

В 2013–2015 гг. представителем «Справедливой России» Николаем Левичевым снова было инициировано внесение законопроекта «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления». По указанному законопроекту законным лоббизмом признано взаимодействие представителя интересов с властным органом с целью оказания влияния на разработку и принятие нормативных актов, политических, экономических и иных государственных решений. Согласно выдвигаемой инициативе законный лоббизм подразумевает установление цивилизованных правил продвижения интересов в органах власти с целью повышения открытости и прозрачности взаимодействия бизнеса и государства4. Вместе с тем эта законотворческая инициатива, как и все предыдущие попытки легализовать лоббизм в Российской Федерации, не была осуществлена, в том числе по причине зауженного перечня субъектов лоббистской деятельности (только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели).

4. Лоббизму ищут законодательное подкрепление. URL.: >>>>(дата обращения: 13.06.2022).
16 Авторы рецензируемой монографии предполагают, что по состоянию на сегодняшний день причины институционального диссидентства лоббизма кроются в дисбалансе интересов различных политических и социальных групп. Подобной точки зрения придерживаются и ряд других исследователей [Иванов, 2014; Спектор, 2016], обосновывающих маловероятность принятия специального федерального закона о лоббизме.
17 Во-первых, законы, регулирующие лоббистскую деятельность, распространяются только на внешних лоббистов, хотя большую часть влияния производят сами должностные лица, действия которых нередко попадают под «внутренний лоббизм». Кроме того, нередко активизируется так называемый механизм «вращающихся дверей», когда бывшие государственные служащие переходят в коммерческие структуры, продолжая оказывать влияние на принятие государственных решений, или, наоборот, руководители крупных коммерческих структур становятся государственными служащими, продолжая лоббировать интересы «своей» хозяйственной отрасли. Такое непрямое лоббирование с чрезвычайным трудом поддается какому-либо правовому нормированию, имеет неформальный характер.
18 Во-вторых, подробное нормирование лоббистской деятельности само по себе провоцирует скрытые, а равно упрощенные механизмы социальных взаимодействий с властными органами. Согласно идеям Д. Норта, Дж. Уоллиса и Б.Вайнгаста, существуют формальные и неформальные практики лоббизма, соответственно, выделяются государства закрытого и открытого доступа [Норт и др., 2011]. В первом случае государство жестко контролирует каналы возможного политического влияния, поэтому в лоббировании преобладают индивидуальные связи, во втором – государство считается плюралистичным, и лоббизм опирается на деперсонифицированный обмен. Исходя из указанного, за формализацией лоббизма неизбежно последует формирование теневых каналов неформального лоббирования.
19 В-третьих, на сегодняшний день российское бизнес-сообщество и иные заинтересованные акторы не видят необходимости в правовой регламентации своих взаимоотношений с органами публичной власти, поскольку достаточно активно используют уже апробированные рычаги влияния, как-то: антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, публичные слушания, общественные обсуждения, в том числе посредством различных интернет-платформ, оценку регулирующего воздействия и т.п.
20 Таким образом, авторы монографии фиксируют важный вывод о том, что пределы лоббистской деятельности фактически необозримы. Регламентировать то, что не имеет предела невозможно, но можно предусмотреть правила ведения диалога между бизнесом и иными заинтересованными субъектами и властью, чтобы посредники не были вынуждены балансировать на грани коррупции. Иногда одно от другого отделить непросто, но следует согласиться с устоявшейся позицией, в соответствии с которой критериями их разграничения выступают законность отстаиваемого интереса и средства продвижения интереса [Субочев, 2007]. В этой связи, авторы рассматривают идеальную форму лоббизма сквозь призму публичного диалога между обществом и властью, правовой основой которого выступают гарантированные любой демократической конституцией политические права.
21 Значимость исследования, проведенного авторами рецензируемой монографии, в преодолении существующей в общественном сознании дихотомии лоббизм/коррупция. Несмотря на то что зачастую в силу отсутствия законодательных разграничительных маркеров не удается отделить лоббирование интересов от коррупционных схем, указанные социально-политические процессы нельзя смешивать.
22 Коррупция представляет собой отрицание лоббизма как законного способа влияния на властные решения и опирается на ускоренное, упрощенное и противозаконное продвижение частного интереса. В то же время лоббизм нацелен на выполнение ряда социально значимых функций, способствующих налаживанию конструктивного диалога между обществом и государством. Лоббизм в определенной степени – соперник бюрократии, выступающий в качестве специфической формы проявления политического плюрализма [Пименов, 2011].
23 Исследование, проведенное авторами рецензируемой монографии, служит наглядным подтверждением того, что процесс продвижения интересов существует во всех странах мира, во всех типах общественно-политического устройства и при этом с трудом поддается правовому регулированию ввиду того, что масштабы теневых коммуникаций не поддаются даже приблизительным оценкам.
24 Однако на основе богатого эмпирического материала, включающего примеры использования лоббистских практик различных государств мира, авторами доказано, что как отсутствие правовой институционализации лоббизма, так и попытки его чрезмерного нормирования, выступают отрицательными факторами, препятствующими сбалансированному публичному диалогу между властью и обществом. В связи с чем, важно вывести лоббизм из тени, зафиксировав легальность коммуникаций между государственными и частными структурами в процессе принятия властных решений.
25 Таким образом, основной посыл рецензируемой монографии, по нашему мнению, в том, что открытый лоббизм выступает идеальной формой публичного диалога между обществом и властью с равными возможностями сторон, правила ведения которого нуждаются в легализации. Но эта легализация должна быть умеренной, рамочной, чтобы не «создавать чрезмерные барьеры лоббистской деятельности вплоть до ее полного легального удушения» [Суровцев, 2016]. При этом, видится, что авторами монографии проанализирован объемный массив эмпирического материала, который позволяет сделать еще ряд ценных выводов для политических, юридических, социологических и иных отраслей общественных наук. Рецензируемый труд несомненно займет достойное место среди мультидисциплинарных научных исследований, посвященных вопросам лоббизма.

Библиография

1. Васильева С.В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив формирования // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. №1. С. 136–148.

2. Диманс С.Л., Левичева В.Ф. Лоббизм: поиск институционализации. М.: Ключ-С, 2022.

3. Жирнов А.В. Институт лоббизма и перспективы его правового регулирования в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. №7. С. 14–17.

4. Иванов П.А. Проблемы конституционно-правового регулирования лоббизма в России // Конституционное и муниципальное право. 2014. №6. С. 12–14.

5. Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Пер. с англ. Д. Узланера, М. Маркова, Д. Раскова, А. Расковой. М.: Ин-т Гайдара, 2011.

6. Пименов Н.А. Лоббизм: проблемы и пути решения // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №10. С. 6–10.

7. Ситникова А.В. Конституционность законодательства, регулирующего лоббистскую деятельность в США // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 71–73.

8. Спектор Е.И. Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России // Журнал российского права. 2016. №11. С. 12–20.

9. Субочев В.В. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов // Право и политика. 2007. №3. С. 68–75.

10. Суровцев С.И. Российский закон о лоббизме: первые шаги на пути правовой регламентации лоббистской деятельности в России // Право и управление. XXI век. 2016. №3(40). С. 55–62.

11. Holman C. Origins, Evolution and Structure of the Lobbying Disclosure Act // Public Citizen. 2006.

12. Weiler F., Brändli M. Inside versus outside lobbying: How the Institutional Framework Shapes the Lobbying Behavior of Interest Groups // European Journal of Political Research. 2015. Vol. 54. Issue 4. P. 745–766.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести