Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 3
>
Титаренко Л.Г. Социология общественного мнения: учебное пособие. Минск: РИВШ, 2021
Титаренко Л.Г. Социология общественного мнения: учебное пособие. Минск: РИВШ, 2021
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
Титаренко Л.Г. Социология общественного мнения: учебное пособие. Минск: РИВШ, 2021
3
Титаренко Л.Г. Социология общественного мнения: учебное пособие. Минск: РИВШ, 2021
Полина Амбарова
Аннотация
Код статьи
S013216250022580-1-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Титаренко Л.Г. Социология общественного мнения: учебное пособие. Минск: РИВШ, 2021
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Амбарова Полина Анатольевна
Связаться с автором
Должность: Профессор
Аффилиация:
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Адрес: Екатеринбург, Российская Федерация
Выпуск
Номер 3
Страницы
160-161
Аннотация
Классификатор
Получено
07.04.2023
Дата публикации
07.04.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
32
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
Скачать JATS
ГОСТ
Амбарова П. А. Титаренко Л.Г. Социология общественного мнения: учебное пособие. Минск: РИВШ, 2021 // Социологические исследования. – 2023. – Номер 3 C. 160-161 . URL: https://socisras.ru/s013216250022580-1-1/?version_id=102623. DOI: 10.31857/S013216250022580-1
MLA
Ambarova, Polina A "Titarenko L.G. Sociology of Public Opinion. Minsk: RIVSH, 2021."
Sotsialogicheski issledovania.
3 (2023).:160-161. DOI: 10.31857/S013216250022580-1
APA
Ambarova P. (2023). Titarenko L.G. Sociology of Public Opinion. Minsk: RIVSH, 2021.
Sotsialogicheski issledovania.
no. 3, pp.160-161 DOI: 10.31857/S013216250022580-1
Содержание публикации
1
Хороших учебников много не бывает. Ведь учебник – не столько жанр издания, сколько основная интенция автора. Если следовать не критериям ГОСТА, а расширительной трактовке, к учебникам можно отнести и некоторые учебные пособия, и научные монографии, и научно-популярные книги. Нередко качественный учебник содержательно напоминает первое, второе и третье. К какому жанру отнести классику социологии – «Стратегию социологического исследования» В.А. Ядова
1
? К книге. Именно так определен жанр в аннотации издания, хотя через запятую и указывается, что это учебное пособие. Примечательно, что для хороших учебников и книг год издания не является критерием пригодности к использованию в учебном процессе.
1.
Ядов В.А.
Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999.
Хороших учебников много не бывает. Ведь учебник – не столько жанр издания, сколько основная интенция автора. Если следовать не критериям ГОСТА, а расширительной трактовке, к учебникам можно отнести и некоторые учебные пособия, и научные монографии, и научно-популярные книги. Нередко качественный учебник содержательно напоминает первое, второе и третье. К какому жанру отнести классику социологии – «Стратегию социологического исследования» В.А. Ядова<sup>1</sup>? К книге. Именно так определен жанр в аннотации издания, хотя через запятую и указывается, что это учебное пособие. Примечательно, что для хороших учебников и книг год издания не является критерием пригодности к использованию в учебном процессе.
Хороших учебников много не бывает. Ведь учебник – не столько жанр издания, сколько основная интенция автора. Если следовать не критериям ГОСТА, а расширительной трактовке, к учебникам можно отнести и некоторые учебные пособия, и научные монографии, и научно-популярные книги. Нередко качественный учебник содержательно напоминает первое, второе и третье. К какому жанру отнести классику социологии – «Стратегию социологического исследования» В.А. Ядова<sup>1</sup>? К книге. Именно так определен жанр в аннотации издания, хотя через запятую и указывается, что это учебное пособие. Примечательно, что для хороших учебников и книг год издания не является критерием пригодности к использованию в учебном процессе.
1. <em>Ядов В.А.</em> Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999.
2
Рецензируемая книга формально отнесена к учебным пособиям. Однако в ней многое превосходит жанр учебного издания. И прежде всего, намерение автора целостно представить данную отрасль социологии и свое видение ее ключевых проблем. Книга отражает развитие научно-образовательного знания, которое автор много лет транслирует студентам – будущим социологам, исследователям, включенным в повестку дня. Среди компонентов такого знания – классические и современные теории общественного мнения, представления об основных теоретико-методологических проблемах социологии общественного мнения, методология и методика его изучения, опыт использования общественного мнения в практике управления разных государств, в политической сфере и функционировании социальных институтов.
Рецензируемая книга формально отнесена к учебным пособиям. Однако в ней многое превосходит жанр учебного издания. И прежде всего, намерение автора целостно представить данную отрасль социологии и свое видение ее ключевых проблем. Книга отражает развитие научно-образовательного знания, которое автор много лет транслирует студентам – будущим социологам, исследователям, включенным в повестку дня. Среди компонентов такого знания – классические и современные теории общественного мнения, представления об основных теоретико-методологических проблемах социологии общественного мнения, методология и методика его изучения, опыт использования общественного мнения в практике управления разных государств, в политической сфере и функционировании социальных институтов.
Рецензируемая книга формально отнесена к учебным пособиям. Однако в ней многое превосходит жанр учебного издания. И прежде всего, намерение автора целостно представить данную отрасль социологии и свое видение ее ключевых проблем. Книга отражает развитие научно-образовательного знания, которое автор много лет транслирует студентам – будущим социологам, исследователям, включенным в повестку дня. Среди компонентов такого знания – классические и современные теории общественного мнения, представления об основных теоретико-методологических проблемах социологии общественного мнения, методология и методика его изучения, опыт использования общественного мнения в практике управления разных государств, в политической сфере и функционировании социальных институтов.
3
Конечно, законы жанра соблюдены: текст дополнен фрагментами первоисточников – работ классиков, статьями социологов, занимающихся изучением общественного мнения, описанием методик, разработанных отдельными исследовательскими организациями, контрольными вопросами, списками литературы. Но содержание основных разделов – это не схематичное изложение материала, а повествование об эволюции исследовательских традиций, о методических находок, конституирования социологии общественного мнения как отрасли социологической науки, изложение ее истории через описание лиц, книг, исследовательских проектов и организаций.
Конечно, законы жанра соблюдены: текст дополнен фрагментами первоисточников – работ классиков, статьями социологов, занимающихся изучением общественного мнения, описанием методик, разработанных отдельными исследовательскими организациями, контрольными вопросами, списками литературы. Но содержание основных разделов – это не схематичное изложение материала, а повествование об эволюции исследовательских традиций, о методических находок, конституирования социологии общественного мнения как отрасли социологической науки, изложение ее истории через описание лиц, книг, исследовательских проектов и организаций.
Конечно, законы жанра соблюдены: текст дополнен фрагментами первоисточников – работ классиков, статьями социологов, занимающихся изучением общественного мнения, описанием методик, разработанных отдельными исследовательскими организациями, контрольными вопросами, списками литературы. Но содержание основных разделов – это не схематичное изложение материала, а повествование об эволюции исследовательских традиций, о методических находок, конституирования социологии общественного мнения как отрасли социологической науки, изложение ее истории через описание лиц, книг, исследовательских проектов и организаций.
4
Л.Г. Титаренко выбрала несколько удачных приемов научного письма. Первый – создание особого контекста (исторического, общественно-политического, историко-социологического), в котором она излагает конкретный вопрос. В этом смысле история становления социологии общественного мнения рассматривается как история развития демократии, плюралистического общества, форм согласования и гармонизации общественных отношений, взаимодействия социальных институтов и социологии (социологов). Второй прием – насыщение текста примерами из зарубежной, белорусской и российской практик изучения общественного мнения. Этот материал фактурный, яркий и очень конкретный. Третий прием – соотнесение проблем развития социологии общественного мнения с общими проблемами и тенденциями развития социологии на постсоветском пространстве. Здесь Л.Г. Титаренко транслирует собственный профессиональный опыт и восприятие истории советской и постсоветской социологии.
Л.Г. Титаренко выбрала несколько удачных приемов научного письма. Первый – создание особого контекста (исторического, общественно-политического, историко-социологического), в котором она излагает конкретный вопрос. В этом смысле история становления социологии общественного мнения рассматривается как история развития демократии, плюралистического общества, форм согласования и гармонизации общественных отношений, взаимодействия социальных институтов и социологии (социологов). Второй прием – насыщение текста примерами из зарубежной, белорусской и российской практик изучения общественного мнения. Этот материал фактурный, яркий и очень конкретный. Третий прием – соотнесение проблем развития социологии общественного мнения с общими проблемами и тенденциями развития социологии на постсоветском пространстве. Здесь Л.Г. Титаренко транслирует собственный профессиональный опыт и восприятие истории советской и постсоветской социологии.
Л.Г. Титаренко выбрала несколько удачных приемов научного письма. Первый – создание особого контекста (исторического, общественно-политического, историко-социологического), в котором она излагает конкретный вопрос. В этом смысле история становления социологии общественного мнения рассматривается как история развития демократии, плюралистического общества, форм согласования и гармонизации общественных отношений, взаимодействия социальных институтов и социологии (социологов). Второй прием – насыщение текста примерами из зарубежной, белорусской и российской практик изучения общественного мнения. Этот материал фактурный, яркий и очень конкретный. Третий прием – соотнесение проблем развития социологии общественного мнения с общими проблемами и тенденциями развития социологии на постсоветском пространстве. Здесь Л.Г. Титаренко транслирует собственный профессиональный опыт и восприятие истории советской и постсоветской социологии.
5
В книге есть сквозной сюжет, который обращает на себя особое внимание. Он посвящен этическим проблемам изучения общественного мнения и управления им. И тот, и другой аспекты тесно связаны между собой. Манипулирование общественным мнением как одна из технологий управления им вынесена автором в особый раздел. Однако вопросы ответственности исследователей, органов власти, СМИ проходят красной линией через всю книгу. В этом ее воспитательный потенциал, который напоминает, что перед нами все-таки учебное издание, ориентированное на подготовку профессиональных социологов. Но сама постановка проблемы рассчитана не на учеников, а на профессионалов, находящихся в процессе становления. Очевидно, дискредитация социологии в современном обществе очень остро воспринимается, формулируется Л.Г. Титаренко и транслируется будущим поколениям исследователей общественного мнения.
В книге есть сквозной сюжет, который обращает на себя особое внимание. Он посвящен этическим проблемам изучения общественного мнения и управления им. И тот, и другой аспекты тесно связаны между собой. Манипулирование общественным мнением как одна из технологий управления им вынесена автором в особый раздел. Однако вопросы ответственности исследователей, органов власти, СМИ проходят красной линией через всю книгу. В этом ее воспитательный потенциал, который напоминает, что перед нами все-таки учебное издание, ориентированное на подготовку профессиональных социологов. Но сама постановка проблемы рассчитана не на учеников, а на профессионалов, находящихся в процессе становления. Очевидно, дискредитация социологии в современном обществе очень остро воспринимается, формулируется Л.Г. Титаренко и транслируется будущим поколениям исследователей общественного мнения.
В книге есть сквозной сюжет, который обращает на себя особое внимание. Он посвящен этическим проблемам изучения общественного мнения и управления им. И тот, и другой аспекты тесно связаны между собой. Манипулирование общественным мнением как одна из технологий управления им вынесена автором в особый раздел. Однако вопросы ответственности исследователей, органов власти, СМИ проходят красной линией через всю книгу. В этом ее воспитательный потенциал, который напоминает, что перед нами все-таки учебное издание, ориентированное на подготовку профессиональных социологов. Но сама постановка проблемы рассчитана не на учеников, а на профессионалов, находящихся в процессе становления. Очевидно, дискредитация социологии в современном обществе очень остро воспринимается, формулируется Л.Г. Титаренко и транслируется будущим поколениям исследователей общественного мнения.
6
Известный слоган Левада-центра
2
«От мнений – к пониманию» служит еще одной сквозной нитью книги. Понимание постулируется автором как основной принцип социологии общественного мнения, призванной не просто зафиксировать и понять актуальный срез представлений и отношений тех или иных социальных групп, но заглянуть глубже – внутрь них или даже за них, – чтобы раскрыть смысл событий и процессов, скрытых факторов социальной жизни. В этом плане примеры-кейсы, которыми богата книга, встроены в теоретические рассуждения таким образом, чтобы читатель понял «механику» социологического подхода к анализу социальной реальности сквозь призму общественного мнения. Прием ли это учебной коммуникации? Нет, не только и не столько. Это хороший пример социологической работы, гармонично сочетающей теоретический и эмпирический пласт знания и интерпретаций.
2. Признан иноагентом РФ.
Известный слоган Левада-центра<sup>2</sup> «От мнений – к пониманию» служит еще одной сквозной нитью книги. Понимание постулируется автором как основной принцип социологии общественного мнения, призванной не просто зафиксировать и понять актуальный срез представлений и отношений тех или иных социальных групп, но заглянуть глубже – внутрь них или даже за них, – чтобы раскрыть смысл событий и процессов, скрытых факторов социальной жизни. В этом плане примеры-кейсы, которыми богата книга, встроены в теоретические рассуждения таким образом, чтобы читатель понял «механику» социологического подхода к анализу социальной реальности сквозь призму общественного мнения. Прием ли это учебной коммуникации? Нет, не только и не столько. Это хороший пример социологической работы, гармонично сочетающей теоретический и эмпирический пласт знания и интерпретаций.
Известный слоган Левада-центра<sup>2</sup> «От мнений – к пониманию» служит еще одной сквозной нитью книги. Понимание постулируется автором как основной принцип социологии общественного мнения, призванной не просто зафиксировать и понять актуальный срез представлений и отношений тех или иных социальных групп, но заглянуть глубже – внутрь них или даже за них, – чтобы раскрыть смысл событий и процессов, скрытых факторов социальной жизни. В этом плане примеры-кейсы, которыми богата книга, встроены в теоретические рассуждения таким образом, чтобы читатель понял «механику» социологического подхода к анализу социальной реальности сквозь призму общественного мнения. Прием ли это учебной коммуникации? Нет, не только и не столько. Это хороший пример социологической работы, гармонично сочетающей теоретический и эмпирический пласт знания и интерпретаций.
2. Признан иноагентом РФ.
7
Наконец, отметим качество книги, которое очень импонирует, – бережное и уважительное отношение к коллегам-исследователям и их вкладу в развитие рассматриваемой отрасли социологии. В книге нет ритуального перечисления имен или исследований, но диапазон их упоминаний широк. Каждое отмечено отдельным сюжетом, описанием идей, цитатами, нередко пространными, интересными и уместными. Такое «человеческое» измерение делает издание живым и убедительным.
Наконец, отметим качество книги, которое очень импонирует, – бережное и уважительное отношение к коллегам-исследователям и их вкладу в развитие рассматриваемой отрасли социологии. В книге нет ритуального перечисления имен или исследований, но диапазон их упоминаний широк. Каждое отмечено отдельным сюжетом, описанием идей, цитатами, нередко пространными, интересными и уместными. Такое «человеческое» измерение делает издание живым и убедительным.
Наконец, отметим качество книги, которое очень импонирует, – бережное и уважительное отношение к коллегам-исследователям и их вкладу в развитие рассматриваемой отрасли социологии. В книге нет ритуального перечисления имен или исследований, но диапазон их упоминаний широк. Каждое отмечено отдельным сюжетом, описанием идей, цитатами, нередко пространными, интересными и уместными. Такое «человеческое» измерение делает издание живым и убедительным.
8
Хороший учебник – это хорошая книга, отправная точка формирования нового социолога, точка соединения поколений исследователей, разных традиций. В социологической литературе есть своя линейка учебной классики, в которой, мы надеемся, есть место и представленной книге Л.Г. Титаренко.
Хороший учебник – это хорошая книга, отправная точка формирования нового социолога, точка соединения поколений исследователей, разных традиций. В социологической литературе есть своя линейка учебной классики, в которой, мы надеемся, есть место и представленной книге Л.Г. Титаренко.
Хороший учебник – это хорошая книга, отправная точка формирования нового социолога, точка соединения поколений исследователей, разных традиций. В социологической литературе есть своя линейка учебной классики, в которой, мы надеемся, есть место и представленной книге Л.Г. Титаренко.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены