Социальное сравнение как фактор субъективного благополучия
Социальное сравнение как фактор субъективного благополучия
Аннотация
Код статьи
S013216250023036-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Савченко Татьяна Николаевна 
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Самойленко Е. С.
Должность: Главный научный сотрудник, заведующая лабораторией когнитивных процессов и математической психологии
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
74-85
Аннотация

Рассматриваются представления в социологии и психологии о субъективном благополучии, проводится его сопоставление с субъективным качеством жизни и психологическим благополучием, обсуждается проблема их взаимосвязи с социальным сравнением. Показано, что особый интерес представляет изучение этой взаимосвязи в социальных сетях. При этом особое значение приобретает анализ исследований влияния «восходящего» и «нисходящего» онлайн-сравнения на уровень субъективного и психологического благополучия, а также промежуточных переменных, опосредующих это влияние.

Ключевые слова
субъективное благополучие, психологическое благополучие, субъективное качество жизни, социальное сравнение, социальные сети
Источник финансирования
Работа выполнена в рамках Государственного задания № 0138-2022-0007.
Классификатор
Получено
14.12.2022
Дата публикации
20.12.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
22
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Введение.

2

На протяжении последних десятилетий субъективное благополучие (СБ) изучается на стыке социальной психологии, социологии, экономики, философии, геронтологии. Существует множество подходов к исследованию и пониманию СБ, поиск эмпирических индикаторов его стал одной из центральных задач социологии [Троцук, Королева, 2020]. Выделяются ценности, определяющие его ядро, полу-периферию и периферию [Шилова, 2020]; предложена типологизация и «целевой показатель субъективного благополучия» [Татарова, Кученкова, 2016]; изучается влияние на него значимых жизненных событий, ключевых социально-демографических и культурных факторов, этно-групповых ценностей (напр., см.: [Лысухо, 2020; Кученкова, Татарова, 2019; и др.]).

3 В каждой из дисциплин, изучающих СБ, выбирается соответствующий исследовательский ракурс и принимается определенное понимание его содержания. Суть социологического анализа благополучия составляют субъективные оценки качества жизни в связи с важностью изучения представлений людей о здоровье, доходах и жизни в контексте анализа групповых процессов (см., напр., спецномер журнала «Мониторинг общественного мнения» с вводной статьей [Алмакаева, Гашенина, 2020]). В результате мы имеем дело с палитрой интерпретаций смысла субъективного благополучия и с разными представлениями о его взаимосвязи с близкими по значению понятиями (напр., см.: [Савченко, Головина, 2019]), что, в свою очередь, связано с многообразием направлений его эмпирических исследований. Среди таких исследований особый интерес представляют, с нашей точки зрения, те, которые проводятся в последние два десятилетия и касаются взаимосвязи СБ и социального сравнения (напр., [Carrieri, 2012; Kleinke, Miller, 1998]).
4 В статье сопоставляются представления о субъективном благополучии через смежные понятия – субъективное качество жизни и психологическое благополучие. Анализируются некоторые закономерности влияния на СБ социального сравнения, реализуемого, в частности, в контексте социальных сетей.
5

Субъективное благополучие: обзор смежных понятий.

6 Понятие «субъективное благополучие» (СБ) отражает оценку качества жизни человека с его собственной точки зрения» [Diener et al., 2018: 1]. По мнению К. Рифф, субъективное благополучие – интегральный многомерный конструкт, по которому можно судить о положительном функционировании личности [Ryff, 1989]. Наиболее дискуссионным является, с нашей точки зрения, вопрос его составляющих.
7 Согласно общему представлению, в СБ два главных когнитивных компонента: воспринимаемый уровень жизни, который отражает удовлетворение материальным доходом, и удовлетворенность жизнью, которая «относится к оценке людьми условий их жизни и является ключевым показателем субъективного благополучия» [McCardle, Speck, 2019: 70].
8 Существует более дифференцированное представление о СБ как конструкте, в составе которого выделяют: 1) глобальную удовлетворенность жизнью, в частности, желание изменить свою жизнь, удовлетворенность текущей жизнью, ее прошлыми этапами и жизненными перспективами; 2) удовлетворенность конкретными сферами жизни (работой, семьей, досугом, здоровьем, финансовым положением, самим собой и группой, к которой принадлежит человек); 3) аффективные состояния людей (положительные – радость, экзальтация, гордость удовлетворенности, привязанность, счастье, экстаз, и отрицательные – чувство вины и стыда, печаль, тревога и беспокойство, гнев, стресс, депрессия, зависть) [Diener et al., 1999; Pavot, 2018].
9 Наиболее широкое представление о СБ [Gerson et al., 2016] подразумевает включение в него эвдемонии (eudaimonia), состоящей как из субъективного переживания чувства самовыражения, так и объективных компонентов, касающихся видов поведения, связанных с достижением целей самореализации, сопровождающейся развитием личного потенциала и реализацией этого потенциала способами, придающими смысл жизни [Waterman et al., 2010]. По мнению К. Шелдона [Sheldon, 2016], предложившего иерархическую динамическую модель субъективного благополучия, эвдемонию стоит рассматривать не как его компонент, а как предиктор, активность, порождающую переживания субъективного благополучия. В модели эвдемонической активности С. Любомирски и К. Шелдона, получившей название «модель пирога», выделены три группы факторов, определяющих индивидуальные различия в оценке людьми их собственного субъективного благополучия, отождествляемого авторами со счастьем: 1) внешние факторы (условия), не зависящие от людей; 2) факторы, связанные с устойчивыми характеристиками личности; 3) цели, которые люди ставят и достигают, а также отношения, которые они выстраивают с другими людьми [Sheldon, Lyubomirsky, 2019].
10 Одним из понятий, часто соотносимых или рассматриваемых во взаимосвязи с СБ, и прежде всего в социологических исследованиях, является измеряемое на объективном и субъективном уровнях качество жизни (КЖ). КЖ выражает целостность человеческого бытия, а степень зрелости общества определяется тем, насколько качество жизни становится определяющим фактором развития [Субетто, 2004]. В качестве одного из показателей КЖ предложен индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий один из аспектов жизнедеятельности людей: формирование человеческого потенциала (повышение уровня здоровья, приобретение знаний и навыков) [Зараковский, 2009]. В структуре КЖ выделяют субъективное экономическое благополучие, субъективное психологическое благополучие и другие «благополучия».
11 Субъективный аспект качества жизни или «субъективное качество жизни» (СКЖ) рассматривается некоторыми авторами как синоним субъективного благополучия. СКЖ это многомерный конструкт, его смыслообразующая функция заключается в том, что он имеет для личности ценностное значение, придает смысл и определяет цели будущего развития и жизнедеятельности. Субъективная оценка качества жизни включает аффективный, когнитивный и ценностно-побудительный компоненты психики [Папура, 2014]. Основными оценочными показателями субъективного КЖ являются «счастье» (аффективный компонент качества жизни) и «удовлетворенность жизнью» (когнитивный компонент) [Давыдова, Давыдов, 1993]. Т.Н. Савченко и Г.М. Головина рассматривают СКЖ как интегральный конструкт и один из компонентов КЖ, описываемый системой объективных и субъективных показателей: качество природной среды, качество социальной среды и субъективное качество жизни [Савченко, Головина, 2019]. СКЖ определяется как отношение человека к наиболее значимым и важным в данный момент аспектам его жизнедеятельности.
12 Понятие СБ соотносится с понятием психологическое благополучие, введенным Н. Брэдберном для обозначения «субъективного ощущения счастья и общей удовлетворенности жизнью» [Bradburn, 1969]. Психологическое благополучие – баланс позитивных и негативных эмоций, его важный компонент – устойчивые межличностные отношения и возможности общения. Психологическое благополучие обычно операционализируется понятиями самооценка, выраженность депрессивных состояний, удовлетворённость, психическое здоровье и т.д. [Hanna et al., 2017; Ranzijn, Luszcz, 2000]. В психологическом благополучии выделяют шесть основных размерностей: автономия; экологическое мастерство (способность человека выбирать или создавать среду, подходящую для его психических состояний); личностный рост; позитивные отношения с людьми; наличие цели в жизни; принятие себя [Ryff, 1989]. Некоторые авторы считают ядром психологического благополучия положительный и отрицательный аффект [Ranzijn, Luszcz, 2000], другие отождествляют его с эвдемонией [Diener et al., 2018].
13 В научной литературе нет общепринятого понимания того, как именно соотносятся субъективное и психологическое благополучие. Ряд авторов рассматривают психологическое благополучие как компонент субъективного [Бенко, 2016; Куликов, 2000], другие утверждают, что второе составляет часть первого [Ширяева, 2008; Ryff, 1989], третьи отождествляют эти понятия [Шевеленкова, Фесенко, 2005]. Полагаем, что оба термина используются для обозначения субъективного аспекта КЖ. Психологическое благополучие сходно по значению с субъективным благополучием и СКЖ, но включает некоторые специфичные конструкты, например, психическое здоровье и образ своего тела. Что касается изучения социального сравнения как фактора формирования данных конструктов, в эмпирических исследованиях чаще всего фигурируют субъективное благополучие и психологическое благополучие, понимаемые идентичным образом и нередко измеряемые идентичными инструментами.
14

Влияние социального сравнения в социальных сетях на субъективное/психологическое благополучие.

15 Социальное сравнение, понимаемое как соотнесение себя с реальными или воображаемыми людьми, – один из важных источников формирования представления о себе. Согласно классической теории социального сравнения [Festinger, 1954], у человека есть потребность в оценке собственных мнений и способностей, и при отсутствии объективных способов такой оценки он прибегает к сравнению себя с другими людьми.
16 В контексте проблематики СБ особый смысл приобретают такие понятия, как «восходящее» и «нисходящее» сравнение. Применительно к оценке человеком собственных способностей, Л. Фестингер сформулировал представление о так называемом однонаправленном стремлении вверх: человек, руководствуясь общим принципом сравнения себя с людьми, имеющими сходный уровень оцениваемой способности, выбирает для сопоставления с собой тех, чей уровень несколько выше его собственного. В дальнейших исследованиях однонаправленное сравнение с кем-то, кто лучше по определенным параметрам, было обозначено как «восходящее» сравнение.
17 Что касается «нисходящего» сравнения с кем-то, кто хуже по некоему параметру, оно, согласно одноименной теории [Wills, 1981], может позволить улучшить собственное СБ. При этом, чем хуже показатели по некому параметру у референта сравнения (человека, с кем осуществляется сравнение) и у сравнивающего субъекта, тем более существенным будет казаться последнему его реальное преимущество в плане собственного благополучия. Однако эта теория содержит уточнения. Если позиция референта сравнения слишком плоха, результатом сравнения с ней будет не улучшение субъективного представления о собственном благополучии, а эмпатия. Если сравнивающий субъект понимает, что велика вероятность того, что он станет в будущем таким, как тот человек, который находится по сравнению с ним в худшей ситуации, его представление о собственном благополучии изменится в худшую сторону. Наконец, в теории присутствует принцип амбивалентности, согласно которому люди при необходимости улучшения представления о себе прибегают не только к «нисходящему», но и к «восходящему» сравнению [Wills, Suls, 1991]. Этот принцип получил подтверждение в современных эмпирических исследованиях, в которых, кроме того, показано, что для СБ важны не только направленность социального сравнения, но и степень близости по социальному статусу или доходу референта сравнения и осуществляющего это сравнение субъекта (напр., [Barcena-Martin, 2017; Kraus, 2018]), а также особенности контекста осуществления социального сравнения.
18 Одним из таких контекстов являются социальные сети, которые предоставляют людям возможности взаимодействовать и получать информацию друг о друге, и соответственно, сравнивать себя с другим по уровню благополучия, статусу, достижениям и т.д. (напр., [Haferkamp, Krämer, 2011; Sabatini, Sarracino, 2018]). При этом социальные сети чаще представляют собой контекст «восходящего» сравнения [Wang et al., 2017], так как содержат идеализированную информацию, от которой пользователи не всегда могут отстраниться, и, соответственно, оценивают себя негативно по сравнению с другими. «Восходящее» сравнение зачастую приводит к снижению СБ, порождает такие коррелирующие с субъективным благополучием феномены, как ревность, зависть, депрессию, беспокойство, негативное восприятие собственной привлекательности и своего тела. Социальное сравнение в социальных сетях иногда сопровождается возникновением у пользователей ощущения отсутствия у себя положительных моментов, наблюдаемых у других (the fear of missing out, FoMO) [Przybylski et al., 2013]. Ключевым элементом этого феномена считается зависть.
19 Важно также, что человек, сравнивая себя с другими пользователями онлайн-платформ, может делать разные выводы и, соответственно, переживать различные эмоции, что, в свою очередь, может влиять на его субъективное и психологическое благополучие [Batenburg, Das, 2015]. Это положение соответствует разработанной Б.П. Буунком модели дихотомического сравнения [Buunk, Ybema, 1997], согласно которой социальное сравнение служит основой формирования самооценки и уровня СБ. В соответствии с такой моделью, как в результате «восходящего», так и в результате «нисходящего» сравнения у человека может возникать либо идентификация (ощущение близости или похожести), либо контраст (ощущение различия) в отношении того, с кем он себя сравнивает. Эмоциональный эффект как восходящего, так и нисходящего сравнения может быть различным в зависимости от того, как человек использует информацию сравнительного плана [Buunk et al., 1990]. То есть, совершая «восходящее» сравнение и получая информацию о том, что кто-то лучше, чем он, человек может сделать, в зависимости от личностных особенностей или обстоятельств, вывод, что он не так хорош, как тот, с кем он себя сравнивает (ощущение контраста с ним), и испытывать отрицательные эмоции, либо, что он может стать лучше, наподобие того, с кем он себя сравнивает (ощущение идентификации с ним), и испытывать положительный настрой. И наоборот, при «нисходящем» сравнении себя с кем-то, кто хуже, человек также может сделать вывод о том, что он в лучшей позиции, чем другой (ощущение контраста с ним), и испытывать положительный настрой, или же вывод о том, что он может оказаться в худшей позиции, аналогичной той, в которой находится человек, с которым он себя сравнивает (ощущение идентификации с ним), и испытывать отрицательные эмоции.
20 Положения модели представляются нам релевантными для исследования того, какое влияние на уровень субъективного и психологического благополучия оказывает сравнение, осуществляемое в социальных сетях, в контексте которых субъективное и психологическое благополучие исследуются во взаимосвязи и с общей ориентированностью на социальное сравнение, и с его определенным направлением («восходящим»/«нисходящим»).
21 В современных работах показано, что взаимосвязь между выраженностью социального сравнения и СБ может быть не прямой [Wang et al., 2017]. Примерами могут служить два исследования, объединяемые идеей о том, что влияние социального сравнения в Facebook на субъективное/психологическое благополучие может различаться в зависимости от направления сравнения (восходящего или нисходящего) и сопряженных феноменов идентификации и контраста, а в качестве промежуточной переменной данного влияния может выступать эмоциональное состояние, возникающее у человека в отношении пользователей социальных сетей. В одном из них, проведенном на американских подростках, использующих Facebook [Kang et al., 2013], в качестве показателей СБ оценивались уровень удовлетворенности жизнью, склонность к депрессивным состояниям и субъективные оценки собственной социальной значимости (собственной внешности и степени принятия себя социальной группой). Выраженность «восходящей» и «нисходящей» форм сравнения, приводящих к феноменам идентификации и контраста, оценивалась с помощью шкалы, адаптированной к социальному сравнению в Facebook. Согласно иерархическому линейному регрессионному анализу, положительным предиктором выраженности депрессивного состояния оказалась склонность к «восходящему» сравнению, сопряженному с переживанием «контраста», и к «нисходящему» сравнению, сопряженному с «идентификацией», а отрицательным предиктором – «восходящее» сравнение, сопряженное с идентификацией. Выраженность «нисходящего» сравнения, сопряженного с идентификацией, выступала в качестве положительного предиктора величины субъективной оценки собственной социальной значимости. В качестве положительного предиктора удовлетворенности жизнью выступала выраженность «восходящего» сравнения, сопряженного с идентификацией, а в качестве отрицательного предиктора – выраженность «восходящего» сравнения, сопряженного с контрастом, и «нисходящего» сравнения, сопряженного с идентификацией. Для подростков, имеющих низкую субъективную оценку собственной социальной значимости и склонность к более интенсивному использованию Facebook, была характерна меньшая склонность к депрессии и большая удовлетворенность жизнью. Таким образом, было показано, что СБ подростков может зависеть от того, как они сравнивают себя с другими людьми в Facebook.
22 Второе исследование, проведенное с участием корейских пользователей Facebook, касалось анализа взаимосвязи психологического благополучия, оцениваемого по шкале удовлетворенности жизнью, с выраженностью ориентированности на сравнение мнений и способностей при учете такой переменной, как эмоциональное состояние пользователей социальной сети [Park, Baek, 2018]. Исходя из предложенной Р. Смитом классификации эмоций, вызываемых социальным сравнением [Smith, 2000], анализировались эмоции, которые возникают при «восходящем» социальном сравнении – контрастные (например, зависть и депрессивность) и ассимилятивные (например, оптимизм и воодушевление), а также эмоции, возникающие при соответствующем «нисходящем» сравнении – контрастные (например, гордость и злорадство) и ассимилятивные (например, беспокойство и сочувствия). Показано, что на психологическое благополучие косвенно влияла ориентированность пользователей социальных сетей на социальное сравнение способностей или мнений. Это влияние было опосредовано четырьмя видами эмоций, вызываемых социальным сравнением. С увеличением ориентированности пользователей Facebook на сравнение способностей их психологическое благополучие снижалось в случаях, когда у них возникали характерные для «восходящего» сравнения эмоции депрессивности и зависти, и повышалось при возникновении характерных для «нисходящего» сравнения эмоций беспокойства и сочувствия. И наоборот, с увеличением ориентированности пользователей Facebook на сравнение мнений их психологическое благополучие увеличивалось при большей выраженности возникающих при «восходящем» сравнении эмоций оптимизма и воодушевленности или меньшей выраженности возникающих при «нисходящем» сравнении переживаниях депрессии или зависти. То есть влияние социального сравнения на психологическое благополучие пользователей социальных сетей оказывалось положительным или отрицательным в зависимости от того, была ли у них более выражена ориентированность на сравнение мнений или ориентированность на сравнение способностей, а также в зависимости от того, какие эмоции возникали у них при сравнении себя с другими пользователями Facebook.
23 В качестве другой переменной, опосредующей взаимосвязь между выраженностью социального сравнения и уровнем СБ, могут выступать индивидуально-психологические характеристики. Так, в исследовании [Gerson et al., 2016] изучалась взаимосвязь между особенностями социального сравнения в Facebook (выраженность положительного и отрицательного восприятия себя по сравнению с другими пользователями сети), интенсивностью использования этой социальной сети и субъективным благополучием, под которым понимались и удовлетворенность жизнью, и эвдемония. Индивидуально-психологические характеристики, изучавшиеся в качестве переменной, опосредующей эту взаимосвязь, касались выраженности «наступательного» поведения, торможения поведения и поведению избегания опасности. Были обнаружены отрицательные взаимосвязи между степенью отрицательного восприятия себя в сравнении с другими пользователями Facebook, с одной стороны, и удовлетворенностью жизнью и эвдемонией – с другой. При этом интенсивность использования Facebook (количество друзей и время, проводимое в Facebook) оказалась положительно связанной с обоими показателями субъективного благополучия. Кроме того, у респондентов, характеризующихся более «наступательным» поведением (настойчивым стремлением к цели, потенциально связанной с наградой), отмечена положительная взаимосвязь между социальным сравнением в Facebook и эйдемонией.
24 В качестве еще одной личностной характеристики, изучаемой во взаимосвязи с онлайн-сравнением и субъективным/психологическим благополучием, выступает возникающее у человека чувство упускаемых возможностей, имеющихся у других людей. Показано, что люди, у которых сильно выражено это чувство, ощущают постоянную потребность получать информацию о том, что происходит с другими, склонны чаще использовать социальные сети и при этом имеют более низкий уровень психологического благополучия. Так, например, в недавнем исследовании [Reer et al., 2019] немецких пользователей социальных сетей изучалась связь между выраженностью чувства упускаемых возможностей, психологическим благополучием (выраженностью чувства одиночества, депрессии и тревоги), ориентированностью на социальное сравнение и интенсивностью использования социальных сетей. Ориентированность на социальное сравнение оказалась важным предиктором чувства упускаемых возможностей и опосредовала его связь с психосоциальным благополучием. Согласно авторам исследования, люди с более высокой склонностью к социальному сравнению, возможно, чаще сталкиваются с приукрашенной информацией, которую другие выкладывают о себе в сетях, и, следовательно, чаще делают вывод о том, что у других дела идут лучше.
25 Интересны исследования, в которых показано, что социальное сравнение встраивается в качестве дополнительного фактора во взаимосвязь между интенсивностью использования социальных сетей и уровнем субъективного и психологического благополучия их пользователей. В одном из них [Wang et al., 2017] изучалась взаимосвязь выраженности у китайских пользователей социальных сетей Qzone и WeChat «восходящего» социального сравнения, ориентированности на социальное сравнение, степени СБ, уровня самооценки и интенсивность пассивного использования социальных сетей. Было показано, что «восходящее» сравнение и самооценка опосредуют взаимосвязь между использованием сайта социальной сети и СБ пользователей. Ориентированность на социальное сравнение опосредовала взаимосвязь между пассивным использованием сайта и «восходящим» социальным сравнением пользователей. «Восходящее» сравнение оказалось положительно связанным с «хвастливой» информацией в социальных сетях, что, в свою очередь, связано с низким уровнем удовлетворенности жизнью.
26 Другим примером является изучение [Hanna, 2017] того, как ориентированность на социальное сравнение опосредует взаимосвязь между частотой использования Facebook и тремя составляющими психологического благополучия: самооценкой, психическим здоровьем и самообъективацией (объективированным телесным сознанием). Частота использования Facebook оказалась связанной с более выраженной ориентированностью на социальное сравнение и самообъективацией, что, в свою очередь, связано с более низкой самооценкой, ухудшением психического здоровья и большим чувством стыда за собственное тело. Таким образом, самообъективация и ориентированность на социальное сравнение опосредовали связь между использованием Facebook и всеми тремя показателями психологического благополучия.
27

Заключение.

28 Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что в психологии и социологии понятие СБ используется в широком смысле и в одних случаях включает в себя, наряду с воспринимаемым уровнем жизни и удовлетворенностью жизнью, такие конструкты, как эмоциональное состояние и эвдемония, а в других рассматривает последние только как его предикторы.
29 СБ ближе всего по смысловому содержанию к психологическому благополучию и субъективному качеству жизни. Психологическое благополучие, более сфокусированное на аспектах психического здоровья, может рассматриваться как синоним, как компонент и как более общее по отношению к субъективному благополучию понятие. Субъективное качество жизни используется в качестве синонима СБ в случаях, когда последнее понимается в широком смысле, как многомерный конструкт, состоящий не только из когнитивного, но и из аффективного компонентов.
30 К настоящему времени мало исследований собственно влияния социального сравнения на СБ и, в частности, в контексте социальных сетей. Вопрос о характере взаимосвязей СБ и социального сравнения в социальных сетях еще не получил однозначного решения. При этом можно сделать несколько выводов. Во-первых, влияние склонности к социальному сравнению на уровень СБ пользователей социальных сетей зависит от того, касается ли такое сравнение мнений или способностей. Этот факт, как нам кажется, подтверждает идею Фестингера о разных закономерностях в отношении сравнения способностей и мнений. Во-вторых, СБ по-разному взаимосвязано с «восходящим» и «нисходящим» сравнением и сопряженными феноменами идентификации и контраста, отмечаемыми у человека в отношении тех, с кем он себя сравнивает. В-третьих, влияние склонности к социальному сравнению в социальных сетях на субъективное или психологическое благополучие может быть не прямой. Примером опосредующих переменных являются эмоциональные состояния у человека в процессе сравнения себя с пользователями социальных сетей, а также некоторые его личностные черты, например, склонность переживать чувство упускаемых возможностей, ключевым элементом которого является зависть, или индивидуально-психологические характеристики, выделяемые в соответствие с нейрофизиологическими системами. В-четвертых, социальное сравнение может само встраиваться в качестве дополнительного фактора во взаимосвязь между интенсивностью использования социальных сетей и уровнем субъективного или психологического благополучия их пользователей.
31 Стоит отметить, что перспектива аналитического исследования данной проблематики может касаться сопоставительного анализа разных методических подходов к оценке СБ и социального сравнения. Это может быть связано с изучением соответствующих закономерностей применительно к широкому кругу сайтов и социальных сетей, с проведением лонгитюдных исследований, а также с более широким вовлечением участников разных возрастных и социальных категорий, что делает данную тематику актуальной для психологии и социологии.

Библиография

1. Алмакаева А.М., Гашенина Н.В. Субъективное благополучие: концептуализация, измерение и российская специфика // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. No. 1. С. 4—13. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.01.

2. Бенко Е.В. Психодиагностика структуры субъективного благополучия // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/03PSMN416.pdf.

3. Давыдова Е.Е., Давыдова А.А. Измерение качества жизни. М.: РАН, Институт социологии, 1993.

4. Зараковский Т. М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009.

5. Куликов K.B. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: СПбГУ, 2000. С. 405–442.

6. Кученкова А.В., Татарова Г.Г. «Этап жизненного цикла» как детерминанта субъективного благополучия личности // Социологические исследования. 2019. № 8. C. 30–43.

7. Лысухо А.С. Обзор российских исследований по теме «социальное благополучие»: основные исследования и результаты // ИНАБ Информационно-аналитический бюллетень: Субъективное и объективное благополучие в современном российском обществе: результаты эмпирического исследования. 2020. №1. С.7-18.

8. Папура А.А. Категория «качество жизни» в психологических исследованиях // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. № 3. С. 3–3.

9. Савченко Т.Н., Головина Г.Н. Субъективное качество жизни: подходы, измерение // Разработка понятий в современной психологии. Т. 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова, Г.А. Виленская. М.: Институт психологии РАН, 2019. С. 595–614.

10. Субетто А. И. Качество жизни: грани проблемы. СПб. – Кострома. КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004.

11. Татарова Г.Г., Кученкова А.В. Показатели субъективного благополучия как типообразующие признаки // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 21–32.

12. Троцук И.В., Королева К.И., Субъективное благополучие – качество жизни или счастье? // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 9. С. 57–62.

13. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 95–129.

14. Шилова В. А. Субъективное благополучие в понимании россиян: оценки уровня, связь с другими показателями, субъективные характеристики и модели // ИНАБ. Информационно-аналитический бюллетень: Субъективное и объективное благополучие в современном российском обществе: результаты эмпирического исследования. 2020. №1. С.18–39.

15. Ширяева О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск: КамГУ им. В. Беринга, 2008.

16. Bárcena-Martín E., Cortés-Aguilar A., Moro-Egido A.I. Social Сomparisons on Subjective Well-Being: The Role of Social and Cultural Capital // J. Happiness Stud. 2017. Vol. 18. No. 4. P. 1121–1145.

17. Batenburg A., Das E. Virtual support communities and psychological well-being: The role of optimistic and pessimistic social comparison strategies // Journal of Computer-Mediated Communication. 2015. Vol. 20. No. 6. P. 585–600. DOI: 10.1111/jcc4.12131.

18. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. Chicago, 1969.

19. Carrieri V. Social Comparison and Subjective Well‐Being: Does the Health of Others Matter? // Bulletin of economic research. 2012. Vol. 64. No. 1. P. 31–55.

20. Buunk B.P., Collins R.L., Taylor S.E., VanYperen N.W., Dakof G.A. The affective consequences of social comparison: either direction has its ups and downs // Journal of personality and social psychology. 1990. Vol. 59. No. 6. P. 1238–1249.

21. Buunk B.P., Ybema J.F. Social comparisons and occupational stress: The identification-contrast model // Health, coping, and well-being: Perspectives from social comparison theory. 1997. P. 359–388.

22. Diener E., Suh E.M., Lucas R E., Smith H. L. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. No. 2. P. 276–302.

23. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. Advances and Open Questions in the Science of Subjective Well-Being // Collabra. Psychology. 2018. Vol. 4. No. 1. P. 15. DOI: 10.1525/collabra.115.

24. Festinger L. A Theory of social comparison processes // Human relations. 1954. Vol. 7. No. 2. P. 117–140.

25. Gerson J., Plagnol A.C. Corr Ph. J. Subjective well-being and social media use: Do personality traits moderate the impact of social comparison on Facebook? // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 813–822.

26. Hanna E., Ward L.M., Seabrook R.C., Jerald M., Reed, L. Giaccardi S., Lippman J.R. Contributions of social comparison and self-objectification in mediating associations between Facebook use and emergent adults' psychological well-being // Cyberpsychology, Behavior, and Social networking. 2017. Vol. 20. No. 3.

27. Haferkamp N., Krämer N.C. Social comparison 2.0: Examining the effects of online profiles on social networking sites // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2011. Vol. 14. No. 5. P. 309–314.

28. Kang S., Chung W.J., Mora A.R., Chung Y.K. Facebook comparisons among adolescents: How do identification and contrast relate to wellbeing? // Asian Journal of Information and Communications. 2013. Vol. 5. No. 2. P. 1-21.

29. Kleinke C.L., Miller W.F. How comparing oneself favorably with others relates to well-being // Journal of Social and Clinical Psychology. 1998. Vol. 17. No. 1. P. 107–123.

30. Kraus M.W. Beggars do not envy millionaires: Social comparison, socioeconomic status, and subjective well-being // Handbook of well-being / Ed. by E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City, UT: DEF Publishers. 2018. P. 1–10.

31. McCardle J.G., Speck S.A. Comparative Study of Social Comparison, Materialism, and Subjective Well-Being in the US., China, Croatia, and India // Journal of Business Diversity. 2019. Vol. 19. No. 5. P. 68-87. DOI: 10.33423/jbd.v19i5.2646.

32. Park S.Y., Baek Y.M. Two faces of social comparison on Facebook: The interplay between social comparison orientation, emotions, and psychological well-being // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 79. P. 83–93.

33. Pavot W. The cornerstone of research on subjective well-being: Valid assessment methodology // Handbook of well-being / Еd. by E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City, UT: DEF Publishers. 2018. P. 1-11. DOI: nobascholar.com.

34. Przybylski A.K, Murayama K., De Haan C.R., et al. (2013) Motivational, emotional, and behavioral correlates of fear of missing out // Computers in Human Behavior. Vol. 29. No. 4: 1841–1848. DOI: 10.1016/j.chb.2013.02.014.

35. Ranzijn R., Luszcz M. Measurement of subjective quality of life of elders // The International Journal of Aging and Human Development. 2000. Vol. 50. No. 4. P. 263–278.

36. Reer F., Tang W.Y. Quandt Th. Psychosocial well-being and social media engagement: The mediating roles of social comparison orientation and fear of missing out // New Media & Society. 2019. Vol. 21. No. 7. P. 1486-1505.

37. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of personality and social psychology. 1989. Vol. 57. No. 6. P. 1069–1081. DOI: 10.1037/0022-3514.57.6.1069.

38. Sabatini F., Sarracino F. Keeping up with the e-Joneses: Do online social networks raise social comparisons? // Economics Discussion Papers. 2018. No. 43. P. 1–25.

39. Sheldon K. Putting Eudaimonia in its Place: On the Predictor, No the Outcome, Side of the Equation // Handbook of Eudaimonic Well-Being / Еd. by J. Vittersø. Cham: Springer, 2016. P. 531–541.

40. Sheldon K., Lyubomirsky S. Revisiting the Sustainable Happiness Model and Pie Chart: Can Happiness Вe Successfully Pursued? // The Journal of Positive Psychology. 2019. P. 1–10.

41. Smith R.H. Assimilative and contrastive emotional reactions to upward and downward social comparisons // Handbook of social comparison / Ed. by J. Suls, L. Wheller. New York: Plenum. 2000. P. 173-200.

42. Wang J.L., Wang H.Z., Gaskin J., Hawk S. The Mediating Roles of Upward Social Comparison and Self-esteem and the Moderating Role of Social Comparison Orientation in the Association between Social Networking Site Usage and Subjective Well-Being // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 1–9.

43. Waterman A.S., Schwartz S.J., Zamboanga B.L., Ravert R.D., Williams M.K., Bede Agocha V., Brent Donnellan M. The questionnaire for eudaimonic wellbeing: Psychometric properties, demographic comparisons, and evidence of validity // The Journal of Positive Psychology. 2010. Vol. 5. No. 1. P. 41–61.

44. Wills T.A. Downward comparison principles in social psychology // Psychological Bulletin 1981. Vol. 90. P. 245-271.

45. Wills A., Suls J. Commentary: Neo-social comparison theory and beyond. Social comparison // Contemporary theory and research / Еd. by J. Suls, A. Wills. New York: Lawrence Erlbaum, 1991. P. 395–410.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести