Social Comparison as a Factor of Subjective Well-Being
Table of contents
Share
QR
Metrics
Social Comparison as a Factor of Subjective Well-Being
Annotation
PII
S013216250023036-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana N. Savchenko 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
E. Samoylenko
Occupation: Chief researcher, Head of the laboratory of cognitive processes and mathematical psychology
Affiliation: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
74-85
Abstract

The ideas of subjective well-being in sociology and psychology are discussed, and its comparison with such close concepts as subjective quality of life and psychological well-being is carried out. It is shown that of particular interest is the study of this relationship in the context of social comparison in social networks, which provide their users with a variety of opportunities to exchange information about each other. At the same time, the analysis of studies of the influence of “upward” and “downward” online comparison on the level of subjective and psychological well-being, as well as intermediate variables mediating this influence, is of particular importance. 

Keywords
subjective well-being, psychological well-being, subjective quality of life, social comparison
Received
14.12.2022
Date of publication
20.12.2022
Number of purchasers
3
Views
26
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

Введение.

2

На протяжении последних десятилетий субъективное благополучие (СБ) изучается на стыке социальной психологии, социологии, экономики, философии, геронтологии. Существует множество подходов к исследованию и пониманию СБ, поиск эмпирических индикаторов его стал одной из центральных задач социологии [Троцук, Королева, 2020]. Выделяются ценности, определяющие его ядро, полу-периферию и периферию [Шилова, 2020]; предложена типологизация и «целевой показатель субъективного благополучия» [Татарова, Кученкова, 2016]; изучается влияние на него значимых жизненных событий, ключевых социально-демографических и культурных факторов, этно-групповых ценностей (напр., см.: [Лысухо, 2020; Кученкова, Татарова, 2019; и др.]).

3 В каждой из дисциплин, изучающих СБ, выбирается соответствующий исследовательский ракурс и принимается определенное понимание его содержания. Суть социологического анализа благополучия составляют субъективные оценки качества жизни в связи с важностью изучения представлений людей о здоровье, доходах и жизни в контексте анализа групповых процессов (см., напр., спецномер журнала «Мониторинг общественного мнения» с вводной статьей [Алмакаева, Гашенина, 2020]). В результате мы имеем дело с палитрой интерпретаций смысла субъективного благополучия и с разными представлениями о его взаимосвязи с близкими по значению понятиями (напр., см.: [Савченко, Головина, 2019]), что, в свою очередь, связано с многообразием направлений его эмпирических исследований. Среди таких исследований особый интерес представляют, с нашей точки зрения, те, которые проводятся в последние два десятилетия и касаются взаимосвязи СБ и социального сравнения (напр., [Carrieri, 2012; Kleinke, Miller, 1998]).
4 В статье сопоставляются представления о субъективном благополучии через смежные понятия – субъективное качество жизни и психологическое благополучие. Анализируются некоторые закономерности влияния на СБ социального сравнения, реализуемого, в частности, в контексте социальных сетей.
5

Субъективное благополучие: обзор смежных понятий.

6 Понятие «субъективное благополучие» (СБ) отражает оценку качества жизни человека с его собственной точки зрения» [Diener et al., 2018: 1]. По мнению К. Рифф, субъективное благополучие – интегральный многомерный конструкт, по которому можно судить о положительном функционировании личности [Ryff, 1989]. Наиболее дискуссионным является, с нашей точки зрения, вопрос его составляющих.
7 Согласно общему представлению, в СБ два главных когнитивных компонента: воспринимаемый уровень жизни, который отражает удовлетворение материальным доходом, и удовлетворенность жизнью, которая «относится к оценке людьми условий их жизни и является ключевым показателем субъективного благополучия» [McCardle, Speck, 2019: 70].
8 Существует более дифференцированное представление о СБ как конструкте, в составе которого выделяют: 1) глобальную удовлетворенность жизнью, в частности, желание изменить свою жизнь, удовлетворенность текущей жизнью, ее прошлыми этапами и жизненными перспективами; 2) удовлетворенность конкретными сферами жизни (работой, семьей, досугом, здоровьем, финансовым положением, самим собой и группой, к которой принадлежит человек); 3) аффективные состояния людей (положительные – радость, экзальтация, гордость удовлетворенности, привязанность, счастье, экстаз, и отрицательные – чувство вины и стыда, печаль, тревога и беспокойство, гнев, стресс, депрессия, зависть) [Diener et al., 1999; Pavot, 2018].
9 Наиболее широкое представление о СБ [Gerson et al., 2016] подразумевает включение в него эвдемонии (eudaimonia), состоящей как из субъективного переживания чувства самовыражения, так и объективных компонентов, касающихся видов поведения, связанных с достижением целей самореализации, сопровождающейся развитием личного потенциала и реализацией этого потенциала способами, придающими смысл жизни [Waterman et al., 2010]. По мнению К. Шелдона [Sheldon, 2016], предложившего иерархическую динамическую модель субъективного благополучия, эвдемонию стоит рассматривать не как его компонент, а как предиктор, активность, порождающую переживания субъективного благополучия. В модели эвдемонической активности С. Любомирски и К. Шелдона, получившей название «модель пирога», выделены три группы факторов, определяющих индивидуальные различия в оценке людьми их собственного субъективного благополучия, отождествляемого авторами со счастьем: 1) внешние факторы (условия), не зависящие от людей; 2) факторы, связанные с устойчивыми характеристиками личности; 3) цели, которые люди ставят и достигают, а также отношения, которые они выстраивают с другими людьми [Sheldon, Lyubomirsky, 2019].
10 Одним из понятий, часто соотносимых или рассматриваемых во взаимосвязи с СБ, и прежде всего в социологических исследованиях, является измеряемое на объективном и субъективном уровнях качество жизни (КЖ). КЖ выражает целостность человеческого бытия, а степень зрелости общества определяется тем, насколько качество жизни становится определяющим фактором развития [Субетто, 2004]. В качестве одного из показателей КЖ предложен индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий один из аспектов жизнедеятельности людей: формирование человеческого потенциала (повышение уровня здоровья, приобретение знаний и навыков) [Зараковский, 2009]. В структуре КЖ выделяют субъективное экономическое благополучие, субъективное психологическое благополучие и другие «благополучия».
11 Субъективный аспект качества жизни или «субъективное качество жизни» (СКЖ) рассматривается некоторыми авторами как синоним субъективного благополучия. СКЖ это многомерный конструкт, его смыслообразующая функция заключается в том, что он имеет для личности ценностное значение, придает смысл и определяет цели будущего развития и жизнедеятельности. Субъективная оценка качества жизни включает аффективный, когнитивный и ценностно-побудительный компоненты психики [Папура, 2014]. Основными оценочными показателями субъективного КЖ являются «счастье» (аффективный компонент качества жизни) и «удовлетворенность жизнью» (когнитивный компонент) [Давыдова, Давыдов, 1993]. Т.Н. Савченко и Г.М. Головина рассматривают СКЖ как интегральный конструкт и один из компонентов КЖ, описываемый системой объективных и субъективных показателей: качество природной среды, качество социальной среды и субъективное качество жизни [Савченко, Головина, 2019]. СКЖ определяется как отношение человека к наиболее значимым и важным в данный момент аспектам его жизнедеятельности.
12 Понятие СБ соотносится с понятием психологическое благополучие, введенным Н. Брэдберном для обозначения «субъективного ощущения счастья и общей удовлетворенности жизнью» [Bradburn, 1969]. Психологическое благополучие – баланс позитивных и негативных эмоций, его важный компонент – устойчивые межличностные отношения и возможности общения. Психологическое благополучие обычно операционализируется понятиями самооценка, выраженность депрессивных состояний, удовлетворённость, психическое здоровье и т.д. [Hanna et al., 2017; Ranzijn, Luszcz, 2000]. В психологическом благополучии выделяют шесть основных размерностей: автономия; экологическое мастерство (способность человека выбирать или создавать среду, подходящую для его психических состояний); личностный рост; позитивные отношения с людьми; наличие цели в жизни; принятие себя [Ryff, 1989]. Некоторые авторы считают ядром психологического благополучия положительный и отрицательный аффект [Ranzijn, Luszcz, 2000], другие отождествляют его с эвдемонией [Diener et al., 2018].
13 В научной литературе нет общепринятого понимания того, как именно соотносятся субъективное и психологическое благополучие. Ряд авторов рассматривают психологическое благополучие как компонент субъективного [Бенко, 2016; Куликов, 2000], другие утверждают, что второе составляет часть первого [Ширяева, 2008; Ryff, 1989], третьи отождествляют эти понятия [Шевеленкова, Фесенко, 2005]. Полагаем, что оба термина используются для обозначения субъективного аспекта КЖ. Психологическое благополучие сходно по значению с субъективным благополучием и СКЖ, но включает некоторые специфичные конструкты, например, психическое здоровье и образ своего тела. Что касается изучения социального сравнения как фактора формирования данных конструктов, в эмпирических исследованиях чаще всего фигурируют субъективное благополучие и психологическое благополучие, понимаемые идентичным образом и нередко измеряемые идентичными инструментами.
14

Влияние социального сравнения в социальных сетях на субъективное/психологическое благополучие.

15 Социальное сравнение, понимаемое как соотнесение себя с реальными или воображаемыми людьми, – один из важных источников формирования представления о себе. Согласно классической теории социального сравнения [Festinger, 1954], у человека есть потребность в оценке собственных мнений и способностей, и при отсутствии объективных способов такой оценки он прибегает к сравнению себя с другими людьми.
16 В контексте проблематики СБ особый смысл приобретают такие понятия, как «восходящее» и «нисходящее» сравнение. Применительно к оценке человеком собственных способностей, Л. Фестингер сформулировал представление о так называемом однонаправленном стремлении вверх: человек, руководствуясь общим принципом сравнения себя с людьми, имеющими сходный уровень оцениваемой способности, выбирает для сопоставления с собой тех, чей уровень несколько выше его собственного. В дальнейших исследованиях однонаправленное сравнение с кем-то, кто лучше по определенным параметрам, было обозначено как «восходящее» сравнение.
17 Что касается «нисходящего» сравнения с кем-то, кто хуже по некоему параметру, оно, согласно одноименной теории [Wills, 1981], может позволить улучшить собственное СБ. При этом, чем хуже показатели по некому параметру у референта сравнения (человека, с кем осуществляется сравнение) и у сравнивающего субъекта, тем более существенным будет казаться последнему его реальное преимущество в плане собственного благополучия. Однако эта теория содержит уточнения. Если позиция референта сравнения слишком плоха, результатом сравнения с ней будет не улучшение субъективного представления о собственном благополучии, а эмпатия. Если сравнивающий субъект понимает, что велика вероятность того, что он станет в будущем таким, как тот человек, который находится по сравнению с ним в худшей ситуации, его представление о собственном благополучии изменится в худшую сторону. Наконец, в теории присутствует принцип амбивалентности, согласно которому люди при необходимости улучшения представления о себе прибегают не только к «нисходящему», но и к «восходящему» сравнению [Wills, Suls, 1991]. Этот принцип получил подтверждение в современных эмпирических исследованиях, в которых, кроме того, показано, что для СБ важны не только направленность социального сравнения, но и степень близости по социальному статусу или доходу референта сравнения и осуществляющего это сравнение субъекта (напр., [Barcena-Martin, 2017; Kraus, 2018]), а также особенности контекста осуществления социального сравнения.
18 Одним из таких контекстов являются социальные сети, которые предоставляют людям возможности взаимодействовать и получать информацию друг о друге, и соответственно, сравнивать себя с другим по уровню благополучия, статусу, достижениям и т.д. (напр., [Haferkamp, Krämer, 2011; Sabatini, Sarracino, 2018]). При этом социальные сети чаще представляют собой контекст «восходящего» сравнения [Wang et al., 2017], так как содержат идеализированную информацию, от которой пользователи не всегда могут отстраниться, и, соответственно, оценивают себя негативно по сравнению с другими. «Восходящее» сравнение зачастую приводит к снижению СБ, порождает такие коррелирующие с субъективным благополучием феномены, как ревность, зависть, депрессию, беспокойство, негативное восприятие собственной привлекательности и своего тела. Социальное сравнение в социальных сетях иногда сопровождается возникновением у пользователей ощущения отсутствия у себя положительных моментов, наблюдаемых у других (the fear of missing out, FoMO) [Przybylski et al., 2013]. Ключевым элементом этого феномена считается зависть.
19 Важно также, что человек, сравнивая себя с другими пользователями онлайн-платформ, может делать разные выводы и, соответственно, переживать различные эмоции, что, в свою очередь, может влиять на его субъективное и психологическое благополучие [Batenburg, Das, 2015]. Это положение соответствует разработанной Б.П. Буунком модели дихотомического сравнения [Buunk, Ybema, 1997], согласно которой социальное сравнение служит основой формирования самооценки и уровня СБ. В соответствии с такой моделью, как в результате «восходящего», так и в результате «нисходящего» сравнения у человека может возникать либо идентификация (ощущение близости или похожести), либо контраст (ощущение различия) в отношении того, с кем он себя сравнивает. Эмоциональный эффект как восходящего, так и нисходящего сравнения может быть различным в зависимости от того, как человек использует информацию сравнительного плана [Buunk et al., 1990]. То есть, совершая «восходящее» сравнение и получая информацию о том, что кто-то лучше, чем он, человек может сделать, в зависимости от личностных особенностей или обстоятельств, вывод, что он не так хорош, как тот, с кем он себя сравнивает (ощущение контраста с ним), и испытывать отрицательные эмоции, либо, что он может стать лучше, наподобие того, с кем он себя сравнивает (ощущение идентификации с ним), и испытывать положительный настрой. И наоборот, при «нисходящем» сравнении себя с кем-то, кто хуже, человек также может сделать вывод о том, что он в лучшей позиции, чем другой (ощущение контраста с ним), и испытывать положительный настрой, или же вывод о том, что он может оказаться в худшей позиции, аналогичной той, в которой находится человек, с которым он себя сравнивает (ощущение идентификации с ним), и испытывать отрицательные эмоции.
20 Положения модели представляются нам релевантными для исследования того, какое влияние на уровень субъективного и психологического благополучия оказывает сравнение, осуществляемое в социальных сетях, в контексте которых субъективное и психологическое благополучие исследуются во взаимосвязи и с общей ориентированностью на социальное сравнение, и с его определенным направлением («восходящим»/«нисходящим»).
21 В современных работах показано, что взаимосвязь между выраженностью социального сравнения и СБ может быть не прямой [Wang et al., 2017]. Примерами могут служить два исследования, объединяемые идеей о том, что влияние социального сравнения в Facebook на субъективное/психологическое благополучие может различаться в зависимости от направления сравнения (восходящего или нисходящего) и сопряженных феноменов идентификации и контраста, а в качестве промежуточной переменной данного влияния может выступать эмоциональное состояние, возникающее у человека в отношении пользователей социальных сетей. В одном из них, проведенном на американских подростках, использующих Facebook [Kang et al., 2013], в качестве показателей СБ оценивались уровень удовлетворенности жизнью, склонность к депрессивным состояниям и субъективные оценки собственной социальной значимости (собственной внешности и степени принятия себя социальной группой). Выраженность «восходящей» и «нисходящей» форм сравнения, приводящих к феноменам идентификации и контраста, оценивалась с помощью шкалы, адаптированной к социальному сравнению в Facebook. Согласно иерархическому линейному регрессионному анализу, положительным предиктором выраженности депрессивного состояния оказалась склонность к «восходящему» сравнению, сопряженному с переживанием «контраста», и к «нисходящему» сравнению, сопряженному с «идентификацией», а отрицательным предиктором – «восходящее» сравнение, сопряженное с идентификацией. Выраженность «нисходящего» сравнения, сопряженного с идентификацией, выступала в качестве положительного предиктора величины субъективной оценки собственной социальной значимости. В качестве положительного предиктора удовлетворенности жизнью выступала выраженность «восходящего» сравнения, сопряженного с идентификацией, а в качестве отрицательного предиктора – выраженность «восходящего» сравнения, сопряженного с контрастом, и «нисходящего» сравнения, сопряженного с идентификацией. Для подростков, имеющих низкую субъективную оценку собственной социальной значимости и склонность к более интенсивному использованию Facebook, была характерна меньшая склонность к депрессии и большая удовлетворенность жизнью. Таким образом, было показано, что СБ подростков может зависеть от того, как они сравнивают себя с другими людьми в Facebook.
22 Второе исследование, проведенное с участием корейских пользователей Facebook, касалось анализа взаимосвязи психологического благополучия, оцениваемого по шкале удовлетворенности жизнью, с выраженностью ориентированности на сравнение мнений и способностей при учете такой переменной, как эмоциональное состояние пользователей социальной сети [Park, Baek, 2018]. Исходя из предложенной Р. Смитом классификации эмоций, вызываемых социальным сравнением [Smith, 2000], анализировались эмоции, которые возникают при «восходящем» социальном сравнении – контрастные (например, зависть и депрессивность) и ассимилятивные (например, оптимизм и воодушевление), а также эмоции, возникающие при соответствующем «нисходящем» сравнении – контрастные (например, гордость и злорадство) и ассимилятивные (например, беспокойство и сочувствия). Показано, что на психологическое благополучие косвенно влияла ориентированность пользователей социальных сетей на социальное сравнение способностей или мнений. Это влияние было опосредовано четырьмя видами эмоций, вызываемых социальным сравнением. С увеличением ориентированности пользователей Facebook на сравнение способностей их психологическое благополучие снижалось в случаях, когда у них возникали характерные для «восходящего» сравнения эмоции депрессивности и зависти, и повышалось при возникновении характерных для «нисходящего» сравнения эмоций беспокойства и сочувствия. И наоборот, с увеличением ориентированности пользователей Facebook на сравнение мнений их психологическое благополучие увеличивалось при большей выраженности возникающих при «восходящем» сравнении эмоций оптимизма и воодушевленности или меньшей выраженности возникающих при «нисходящем» сравнении переживаниях депрессии или зависти. То есть влияние социального сравнения на психологическое благополучие пользователей социальных сетей оказывалось положительным или отрицательным в зависимости от того, была ли у них более выражена ориентированность на сравнение мнений или ориентированность на сравнение способностей, а также в зависимости от того, какие эмоции возникали у них при сравнении себя с другими пользователями Facebook.
23 В качестве другой переменной, опосредующей взаимосвязь между выраженностью социального сравнения и уровнем СБ, могут выступать индивидуально-психологические характеристики. Так, в исследовании [Gerson et al., 2016] изучалась взаимосвязь между особенностями социального сравнения в Facebook (выраженность положительного и отрицательного восприятия себя по сравнению с другими пользователями сети), интенсивностью использования этой социальной сети и субъективным благополучием, под которым понимались и удовлетворенность жизнью, и эвдемония. Индивидуально-психологические характеристики, изучавшиеся в качестве переменной, опосредующей эту взаимосвязь, касались выраженности «наступательного» поведения, торможения поведения и поведению избегания опасности. Были обнаружены отрицательные взаимосвязи между степенью отрицательного восприятия себя в сравнении с другими пользователями Facebook, с одной стороны, и удовлетворенностью жизнью и эвдемонией – с другой. При этом интенсивность использования Facebook (количество друзей и время, проводимое в Facebook) оказалась положительно связанной с обоими показателями субъективного благополучия. Кроме того, у респондентов, характеризующихся более «наступательным» поведением (настойчивым стремлением к цели, потенциально связанной с наградой), отмечена положительная взаимосвязь между социальным сравнением в Facebook и эйдемонией.
24 В качестве еще одной личностной характеристики, изучаемой во взаимосвязи с онлайн-сравнением и субъективным/психологическим благополучием, выступает возникающее у человека чувство упускаемых возможностей, имеющихся у других людей. Показано, что люди, у которых сильно выражено это чувство, ощущают постоянную потребность получать информацию о том, что происходит с другими, склонны чаще использовать социальные сети и при этом имеют более низкий уровень психологического благополучия. Так, например, в недавнем исследовании [Reer et al., 2019] немецких пользователей социальных сетей изучалась связь между выраженностью чувства упускаемых возможностей, психологическим благополучием (выраженностью чувства одиночества, депрессии и тревоги), ориентированностью на социальное сравнение и интенсивностью использования социальных сетей. Ориентированность на социальное сравнение оказалась важным предиктором чувства упускаемых возможностей и опосредовала его связь с психосоциальным благополучием. Согласно авторам исследования, люди с более высокой склонностью к социальному сравнению, возможно, чаще сталкиваются с приукрашенной информацией, которую другие выкладывают о себе в сетях, и, следовательно, чаще делают вывод о том, что у других дела идут лучше.
25 Интересны исследования, в которых показано, что социальное сравнение встраивается в качестве дополнительного фактора во взаимосвязь между интенсивностью использования социальных сетей и уровнем субъективного и психологического благополучия их пользователей. В одном из них [Wang et al., 2017] изучалась взаимосвязь выраженности у китайских пользователей социальных сетей Qzone и WeChat «восходящего» социального сравнения, ориентированности на социальное сравнение, степени СБ, уровня самооценки и интенсивность пассивного использования социальных сетей. Было показано, что «восходящее» сравнение и самооценка опосредуют взаимосвязь между использованием сайта социальной сети и СБ пользователей. Ориентированность на социальное сравнение опосредовала взаимосвязь между пассивным использованием сайта и «восходящим» социальным сравнением пользователей. «Восходящее» сравнение оказалось положительно связанным с «хвастливой» информацией в социальных сетях, что, в свою очередь, связано с низким уровнем удовлетворенности жизнью.
26 Другим примером является изучение [Hanna, 2017] того, как ориентированность на социальное сравнение опосредует взаимосвязь между частотой использования Facebook и тремя составляющими психологического благополучия: самооценкой, психическим здоровьем и самообъективацией (объективированным телесным сознанием). Частота использования Facebook оказалась связанной с более выраженной ориентированностью на социальное сравнение и самообъективацией, что, в свою очередь, связано с более низкой самооценкой, ухудшением психического здоровья и большим чувством стыда за собственное тело. Таким образом, самообъективация и ориентированность на социальное сравнение опосредовали связь между использованием Facebook и всеми тремя показателями психологического благополучия.
27

Заключение.

28 Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что в психологии и социологии понятие СБ используется в широком смысле и в одних случаях включает в себя, наряду с воспринимаемым уровнем жизни и удовлетворенностью жизнью, такие конструкты, как эмоциональное состояние и эвдемония, а в других рассматривает последние только как его предикторы.
29 СБ ближе всего по смысловому содержанию к психологическому благополучию и субъективному качеству жизни. Психологическое благополучие, более сфокусированное на аспектах психического здоровья, может рассматриваться как синоним, как компонент и как более общее по отношению к субъективному благополучию понятие. Субъективное качество жизни используется в качестве синонима СБ в случаях, когда последнее понимается в широком смысле, как многомерный конструкт, состоящий не только из когнитивного, но и из аффективного компонентов.
30 К настоящему времени мало исследований собственно влияния социального сравнения на СБ и, в частности, в контексте социальных сетей. Вопрос о характере взаимосвязей СБ и социального сравнения в социальных сетях еще не получил однозначного решения. При этом можно сделать несколько выводов. Во-первых, влияние склонности к социальному сравнению на уровень СБ пользователей социальных сетей зависит от того, касается ли такое сравнение мнений или способностей. Этот факт, как нам кажется, подтверждает идею Фестингера о разных закономерностях в отношении сравнения способностей и мнений. Во-вторых, СБ по-разному взаимосвязано с «восходящим» и «нисходящим» сравнением и сопряженными феноменами идентификации и контраста, отмечаемыми у человека в отношении тех, с кем он себя сравнивает. В-третьих, влияние склонности к социальному сравнению в социальных сетях на субъективное или психологическое благополучие может быть не прямой. Примером опосредующих переменных являются эмоциональные состояния у человека в процессе сравнения себя с пользователями социальных сетей, а также некоторые его личностные черты, например, склонность переживать чувство упускаемых возможностей, ключевым элементом которого является зависть, или индивидуально-психологические характеристики, выделяемые в соответствие с нейрофизиологическими системами. В-четвертых, социальное сравнение может само встраиваться в качестве дополнительного фактора во взаимосвязь между интенсивностью использования социальных сетей и уровнем субъективного или психологического благополучия их пользователей.
31 Стоит отметить, что перспектива аналитического исследования данной проблематики может касаться сопоставительного анализа разных методических подходов к оценке СБ и социального сравнения. Это может быть связано с изучением соответствующих закономерностей применительно к широкому кругу сайтов и социальных сетей, с проведением лонгитюдных исследований, а также с более широким вовлечением участников разных возрастных и социальных категорий, что делает данную тематику актуальной для психологии и социологии.

References

1. Almakaeva A.M., Gashenina N.V. (2020) Subjective WellBeing: Conceptualization, Assessment and Russian Specifics. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Eco no mic and Social Changes]. No. 1: 4—13. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.01. (In Russ.)

2. Bárcena-Martín E., Cortés-Aguilar A., Moro-Egido A.I. Social comparisons on Subjective Well-Being: The Role of Social and Cultural Capital // J. Happiness Stud. 2017. Vol. 18. No. 4. P. 1121–1145.

3. Batenburg A., Das E. (2015) Virtual support communities and psychological well-being: The role of optimistic and pessimistic social comparison strategies. Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 20. No. 6: 585-600. DOI: 10.1111/jcc4.12131.

4. Benko E.V. (2016) Psychodiagnostics of the structure of subjective well-being. In: Online magazine "World of Science". Vol. 4. No. 4. http:.mir-nauki.com/PDF/03PSMN416.pdf. (In Russ.)

5. Bradburn N.M. (1969) The structure of psychological Well-being. Chicago: Aldine.

6. Buunk B.P., Collins R.L., Taylor S.E., VanYperen N.W., Dakof G.A. (1990) The affective consequences of social comparison: either direction has its ups and downs. Journal of personality and social psychology. Vol. 59. No. 6: 1238.

7. Buunk B.P., Ybema J.F. (1997) Social comparisons and occupational stress: The identification-contrast model. In: Health, coping, and well-being: Perspectives from social comparison theory: 359–388.

8. Carrieri V. (2012) Social Comparison and Subjective Well‐Being: Does the Health of Others Matter? Bulletin of economic research. Vol. 64. No. 1: 31–55.

9. Davydova E.E., Davydova A.A. (1993) Measuring the quality of life. Moscow: RAS, Institute of Sociology. (In Russ.)

10. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. (2018) Advances and Open Questions in the Science of Subjective Well-Being. Collabra. Psychology. Vol. 4. No. 1: 15. DOI: 10.1525/collabra.115.

11. Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. (1999) Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin. Vol. 125. No. 2: 276–302. DOI: 10.1037//0033-2909.125.2.276.

12. Festinger L. A. (1954) Theory of social comparison processes. Human relations. Vol. 7. No. 2: 117–140. DOI: 10.1177/001872675400700202.

13. Gerson J., Plagnol A.C. Philip J. Corr. (2016) Subjective well-being and social media use: Do personality traits moderate the impact of social comparison on Facebook? Computers in Human Behavior. Vol. 63: 813–822. DOI: 10.1016/j.chb.2016.06.023.

14. Haferkamp N., Krämer N.C. (2011) Social comparison 2.0: Examining the effects of online profiles on social networking sites. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. Vol. 14. No. 5: 309–314. DOI: 10.1089/cyber.2010.0120.

15. Hanna E., Ward L.M., Seabrook R.C., Jerald M., Reed,L. Giaccardi S., Lippman J.R. (2017) Contributions of social comparison and self-objectification in mediating associations between Facebook use and emergent adults' psychological well-being. Cyberpsychology, Behavior, and Social networking. Vol. 20. No. 3. DOI: 10.1089/cyber.2016.0247.

16. Kang S., Chung W.J., Mora A.R., Chung Y.K. (2013) Facebook comparisons among adolescents: How do identification and contrast relate to wellbeing? Asian Journal of Information and Communications. Vol. 5. No. 2: 1-21.

17. Kleinke C. L., Miller W.F. (1998) How comparing oneself favorably with others relates to well-being. Journal of Social and Clinical Psychology. Vol. 17. No. 1: 107–123. DOI: 10.1521/jscp.1998.17.1.107.

18. Kraus M. W. (2018) Beggars do not envy millionaires: Social comparison, socioeconomic status, and subjective well-being. In: Handbook of well-being / Ed. by E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City, UT: DEF Publishers: 1-10.

19. Kuchenkova A.V., Tatarova G.G. (2019) "The stage of the life cycle" as a determinant of the subjective well-being of the individual. Sotsiologicheskie Issledovaniya [Sociological Studies]. No. 8: 30-43. DOI: 10.31857/S013216250006135-1. (In Russ.)

20. Kulikov K.V. (2000) Health and subjective well-being of the individual. In: Health Psychology / Ed. G.S. Nikiforov. St. Petersburg: St. Petersburg State University: 405–442. (In Russ.)

21. Lysukho A.S. (2020) Review of Russian research on the topic "Social well-being": basic research and results. In: INAB. Information and Analytical Bulletin: Subjective and objective well-being in modern Russian society: results of an empirical study. No. 1: 7–18. (In Russ.)

22. McCardle J.G., Speck S.S.A. (2019) Comparative Study of Social Comparison, Materialism, and Subjective Well-Being in the U. S., China, Croatia, and India. Journal of Business Diversity. Vol. 19. No. 5: 68–87. DOI: 10.33423/jbd.v19i5.2646.

23. Papura A.A. (2014) Category "quality of life" in psychological research. In: Applied psychology and psychoanalysis: electron. Scientific journal. No. 3. URL: http://ppip.idnk.ru (accessed 03.04.2019). (In Russ.)

24. Park S.Y., Baek Y.M. (2018) Two faces of social comparison on Facebook: The interplay between social comparison orientation, emotions, and psychological well-being. Computers in Human Behavior. Vol. 79: 83–93.

25. Pavot W. (2018) The cornerstone of research on subjective well-being: Valid assessment methodology. In: Handbook of well-being / Еd. by E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City, UT: DEF Publishers: 1-11. DOI: nobascholar.com.

26. Przybylski A.K, Murayama K., De Haan C.R., et al. (2013) Motivational, emotional, and behavioral correlates of fear of missing out. Computers in Human Behavior. Vol. 29. No. 4: 1841–1848. DOI: 10.1016/j.chb.2013.02.014.

27. Ranzijn R., Luszcz M. (2000) Measurement of subjective quality of life of elders. The International Journal of Aging and Human Development. Vol. 50. No. 4: 263–278. DOI: 10.2190/4B0W-AMGU-2NDX-CYUQ.

28. Reer F., Tang W.Y., Quandt Th. (2019) Psychosocial well-being and social media engagement: The mediating roles of social comparison orientation and fear of missing out. New Media & Society. Vol. 21. No. 7: 1486-1505.

29. Ryff C.D. (1989) Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of personality and social psychology. Vol. 57. No. 6: 1069–1081. DOI: 10.1037/0022-3514.57.6.1069.

30. Sabatini F., Sarracino F. (2018) Keeping up with the e-Joneses: Do online social networks raise social comparisons? Economics Discussion Papers. No. 2018-43, Kiel Institute for the World Economy. http://www.economicsejournal.org/economics/discussionpapers / 2018-43: 1-25.

31. Savchenko T.N., Golovina G.N. (2019) Subjective quality of life: approaches, measurement. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko, N.E. Kharlamenkova, G.A. Vilenskaya. (eds) Development of concepts in modern psychology. Moscow: Institute of Psychology RAS. T.2: 595–614. (In Russ.)

32. Sheldon K. (2016) Putting Eudaimonia in its Place: On the Predictor, No the Outcome, Side of the Equation. In: Handbook of Eudaimonic Well-Being / Еd. by J. Vittersø. Cham: Springer: 531–541. DOI: 10.1007/978-3-319-42445-3_36.

33. Sheldon K., Lyubomirsky S. (2019) Revisiting the Sustainable Happiness Model and Pie Chart: Can Happiness Be Successfully Pursued? The Journal of Positive Psychology: 1-10. DOI: 10.1080/17439760.2019.1689421.

34. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. (2005) Psychological well-being of the individual (review of the main concepts and research methods). Psychological diagnostics. No. 3: 95–129. (In Russ.)

35. Shilova V.A. (2020) Subjective well-being in the understanding of Russians: level assessments, connection with other indicators, subjective characteristics and models. In: INAB Information and Analytical Bulletin: Subjective and objective well-being in modern Russian society: results of an empirical study. No. 1: 18-39. (In Russ.)

36. Shiryaeva O. S. (2008) Psychological well-being of the individual in extreme conditions of life: Abstract of the thesis ... cand. psychological sciences. Khabarovsk: KamSU named after V. Bering. (In Russ.)

37. Smith R.H. (2000) Assimilative and contrastive emotional reactions to upward and downward social comparisons. In: Handbook of social comparison / Ed. by J. Suls, L. Wheller. New York: Plenum: 173–200.

38. Subetto A.I. (2004) Quality of life: facets of the problem. St. Petersburg, Kostroma: N. A. Nekrasov KSU. (In Russ.)

39. Tatarova G.G., Kuchenkova A.V. (2016) Indicators of subjective well-being as type-forming signs. Sotsiologicheskie Issledovaniya [Sociological Studies]. No. 10: 21–32. (In Russ.)

40. Trotsuk I.V., Koroleva K.I. (2020) Subjective well-being-quality of life or happiness? Humanities, socio-economic and social sciences. No. 9: 57–62. (In Russ.)

41. Wang J.L., Wang H.Z., Gaskin J., Hawk S. (2017) The Mediating Roles of Upward Social Comparison and Self-esteem and the Moderating Role of Social Comparison Orientation in the Association between Social Networking Site Usage and Subjective Well-Being. Frontiers in Psychology. Vol. 8: 1–9. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00771.

42. Waterman A.S., Schwartz S.J., Zamboanga B.L., Ravert R.D., Williams M.K., Bede Agocha V., Brent Donnellan M. (2010) The questionnaire for eudaimonic wellbeing: Psychometric properties, demographic comparisons, and evidence of validity. The Journal of Positive Psychology. Vol. 5. No. 1: 41–61. DOI: 10.1080/17439760903435208.

43. Wills A., Suls J. (1991) Commentary: Neo-social comparison theory and beyond. Social comparison. In: Suls J., Wills A. (eds) Contemporary theory and research. New York: Lawrence Erlbaum: 395–410.

44. Wills T.A. (1981) Downward comparison principles in social psychology. Psychological Bulletin. Vol. 90: 245-271. DOI: 10.1037/0033-2909.90.2.245

45. Zarakovsky T.M. (2009) The quality of life of the population of Russia: psychological components. Moscow: Sense. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate