Ценностные ориентации и практики социальной активности иногородних студентов Казани и Санкт-Петербурга
Ценностные ориентации и практики социальной активности иногородних студентов Казани и Санкт-Петербурга
Аннотация
Код статьи
S013216250026384-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ефлова Мария Юрьевна 
Должность: зам. директора по научной деятельности Института социально-философских наук и массовых коммуникаций
Аффилиация: Казанский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Максимова Ольга Александровна Озерова Карина
Аффилиация: Казанский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Выпуск
Страницы
123-135
Аннотация

Проанализирована структура ценностных ориентаций и специфика реализации практик социальной активности иногородних студентов, обучающихся в ведущих вузах двух крупнейших городов России - Казанском федеральном университете и Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге. На основе результатов репрезентативных опросов произведен сравнительный анализ исследуемых параметров, выявлена корреляция между различными типами ценностей в ценностных ориентациях студентов двух вузов. Произведен факторный анализ и выявлены факторы, характеризующие структуру ценностей и практик социальной активности иногородних студентов в рассматриваемых городах. Факторный анализ по предпочитаемым сферам активности позволил выделить специфические группы в составе студентов двух университетов.

Ключевые слова
ценности, ценностные ориентации, социальная активность, иногородние студенты
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках проекта № FZSM-2023-0022, осуществляемого по государственному заданию за счет средств субсидии, выделенной Казанскому федеральному университету, и совместного проекта зеркальных лабораторий Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге и Казанского (Приволжского) федерального университета «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции»
Классификатор
Получено
03.07.2023
Дата публикации
12.07.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
35
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Постановка проблемы. Студенчество является одной из наиболее активных социальных групп в структуре молодежи, демонстрирующей высокий уровень социальной активности и восприятия инноваций, в том числе – и в сфере ценностных ориентаций и установок. В то же время сама структура студенчества не является однородной, включая в себя множество разнообразных подгрупп, дифференцированных по различным основаниям: имущественному статусу, профессиональному образовательному вектору, обучению в родном городе или же осуществлению образовательной миграции и др. Молодежь, переезжающая для получения образования в другие города, оказывается в более сложном положении, сталкиваясь с различными адаптационными проблемами. В связи с этим данная подгруппа в структуре студенчества представляет особый исследовательский интерес в качестве самостоятельного объекта изучения.
2 Методология исследования базируется на концепции материалистических и постматериалистических ценностей Р. Инглхарта [Inglehart, 1990; Инглхарт, 2023] и теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца [Schwartz, 2007; Шварц и др., 2012].
3 Показатели физиологических потребностей – экономической и физической безопасности, согласно Р. Инглхарту, взаимосвязаны и совместно образуют группу материалистических ценностей; социальные же потребности и потребности самореализации, связанные с акцентом на свободе выбора, защите окружающей среды, гендерном равенстве и т.п. – группу постматериалистических ценностей. В постиндустриальных обществах происходит межпоколенческий сдвиг с преобладания материалистических на постматериалистические ценности. Доказательство данного факта Инглхарт базирует на двух гипотезах: 1) гипотезе дефицита, согласно которой если в обществе не гарантированы физическая безопасность и материальные средства к существованию, первостепенное значение индивидами отдается материалистическим ценностям, тогда как в условиях безопасности индивиды начинают больше ценить постматериалистические цели; 2) гипотезе социализации, согласно которой базовые ценности индивида отражают условиях, которые существовали в годы его взросления [Инглхарт, 2023: 36-37].
4 Ш. Шварц представил шкалу двух пар метаценностей – автономии/принадлежности (ценности, выражающие интересы индивида, и ценности, исходящие из интересов группы), которые соотносил с различными установками, мнениями, типами поведения, качествами личности и социально-демографическими показателями. По мнению Шварца, в обществах с преобладающей ценностью автономии, индивиды в большей степени склонны к независимости и самостоятельности. Тогда как в культурах с доминирующей ценностью принадлежности, преобладают коллективистские установки, и ограничиваются индивидуальные действия, которые могут подорвать групповую солидарность [Schwartz, 2007].
5 Обе теории базируются на двух постулатах – во-первых, противопоставление двух групп ценностей, а, во-вторых, признание, что ценностные ориентации личности служат мотивационной основой социальной активности.
6 Взяв за основу идеи Р. Инглхарта и Ш. Шварца, авторами статьи была разработана собственная шкала ценностей, в соответствии с которой были проанализированы и проранжированы базовые ценности и практики социальной активности иногородних студентов двух крупных вузов – Казанского федерального университета (КФУ) и Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге (ВШУ-СПб). Цель исследования состояла в выявлении того, насколько для респондентов значимы различные ценности, связанные как со сферой личной жизни (здоровье, семья и т.д.), так и с социальными статусами личности (доход, карьера и т.д.), и каким образом данные ценности обуславливают практики социальной активности студентов.
7 Методическое обеспечение исследования. Эмпирический этап исследования осуществлен в рамках совместного проекта зеркальных лабораторий ВШЭ-СПб и КФУ. Выбор объектов изучения производился целенаправленно – исследователи остановили свое внимание на наиболее привлекательных для абитуриентов вузах, расположенных в двух символических столицах – «культурной» и «спортивной», городах имеющих особую притягательность для студентов, что демонстрирует и рейтинг вузов RAEX: НИУ ВШЭ занимает 5 место, КФУ – 20 место в сотне лучших вузов России1. Результаты локальных университетских исследований подтверждают, что абитуриенты выбирают не только сам вуз, большое значение имеет непосредственно город, в котором он располагается. Одной из задач исследования было сравнение опыта и практик внеучебной жизни студентов – занятия спортом, посещение культурных заведений, участие в волонтёрской работе. Санкт-Петербург и Казань в целом соизмеримы по возможностям, которые предоставляются горожанам для реализации своих социально-культурных потребностей. В рамках проекта в марте-сентябре 2022 г. был проведен массовый репрезентативный опрос студентов очной формы обучения, поступивших в КФУ и ВШЭ-СПб из других регионов России. Опрос в Казани проводился сотрудниками Лаборатории социологических исследований КФУ(N = 458), в Санкт-Петербурге – сотрудниками Центра молодежных исследований ВШЭ-СПб (N = 437). Применена квотная выборка, пропорциональная по уровню подготовки (бакалавриат и магистратура) и подразделениям вузов (специальностям подготовки). Квоты по полу были равномерными (50,5% мужчин / 49,5% женщин в Казани и 47,4% мужчин / 52,6% женщин в СПб.). Выборочные совокупности в обоих вузах репрезентативные (с 5%-ной ошибкой выборки) и соизмеримые, позволяют сравнивать и сопоставлять данные, полученные по изучаемым объектам исследования.
1.
8 Анкета исследования включала в себя 35 вопросов, позволяющих проследить жизненные стратегии иногородних студентов, их ценностные ориентации, досуговые и социально-культурные предпочтения, виды социальной активности. Опрос проводился в режиме онлайн.
9 Ценности иногородних студентов. В рамках опроса студентам было предложено оценить (по шкале от 1 до 5 баллов), насколько для них значимы различные ценности, связанные как со сферой личной жизни (здоровье, семья), так и с социальными статусами личности (доход, карьера и т.д.). Каждая из предложенных ценностей набрала высокую среднюю оценку (более 3 баллов из 5 возможных), кроме ценности «Стать известным, популярным». Итоговая иерархия ценностей студентов, расположенных по убыванию значимости для респондентов, представлена в таблице 1.
10 Таблица 1 Иерархия ценностей иногородних студентов КФУ и ВШЭ–СПб (средняя оценка по 5-балльной шкале, где 1 – «совсем не значимо», а 5 – «очень значимо»)
Ценность Студенты К(П)ФУ Студенты ВШЭ – СПб
Быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться 4,4 4,4
Быть здоровым и долго прожить 4,3 4,3
Иметь хорошую, дружную семью, детей 4,2 4,1
Иметь интересную, творческую работу 4 4,2
Сделать карьеру, добиться общественного признания 3,9 4,1
Жить для себя, получать удовольствие от жизни. Чтобы никто меня не трогал 3,8 3,8
Быть полезным для общества, участвовать в общественно значимых мероприятиях 3,2 3,2
Стать известным, популярным 2,6 2,3
11 Как видно из представленных данных, иерархия ценностей практически одинакова для студентов из разных университетов. При этом высшую оценку все дают материалистической ценности «Быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться». Далее у обеих групп следуют ценности здоровья, семейные ценности и желание иметь интересную творческую работу.
12 Сравнение средних значений оценок и казанских, и петербургских респондентов различного пола (Т-тест для независимых выборок, на уровне значимости 0,05) позволило выявить статистически значимые различия оценок только для ценностей «Жить для себя, получать удовольствие от жизни. Чтобы никто меня не трогал» и «Быть полезным для общества, участвовать в общественно значимых мероприятиях». Несмотря на то что эти ценности можно назвать противоположными в дихотомии материалистических / постматериалистических, девушки в среднем чаще дают более высокие оценки каждой из них: в первом случае 3,4 против 3, во втором 4 против 3,7.
13 Дисперсионный анализ (ANOVA) ответов казанских студентов, проживающих в разных типах жилья, показал существование статистически значимых различий в оценках ценностей. Так, приоритет «Иметь интересную, творческую работу» несколько ниже других оценивают студенты, проживающие в собственном жилье или у родственников (3,6 балла при среднем 4). Утверждение «Жить для себя, получать удовольствие от жизни. Чтобы никто меня не трогал» более значимо для тех, кто снимает квартиру или комнату (4,2 при среднем 3,8). Также для этой группы менее значима ценность «Быть полезным для общества, участвовать в общественно значимых мероприятиях» (2,9 при среднем 3,2). Интересно, что у студентов ВШЭ-СПб, проживающих в разных типах жилья, статистически значимые различия оценок ценностей не обнаружены.
14 Оценки в группах респондентов с разным уровнем обеспеченности значимо различаются только у казанских студентов, и только для приоритета «Стать известным, популярным» – для тех, кто имеет низкий и крайне низкий доход, эта ценность в среднем получила более высокую оценку (3,8 балла при среднем 2,6).
15 Значимым фактором различия оценок приоритетов, ориентированных на популярность и карьеру, у казанских студентов стали планы, связанные с местом будущей работы (продолжения учебы) после выпуска из КФУ. Дисперсионный анализ показал, что респонденты, которые собираются после окончания КФУ переезжать в Москву, выше оценивают и значимость карьеры, и стремление к популярности. Далее идут оценки тех, кто планирует мигрировать в дальнее зарубежье. Самые низкие оценки значимости карьеры демонстрируют студенты, которые намерены после обучения вернуться в родной город/село (см. рис. 1).
16

Рис. 1. Значимые различия средних значений оценок приоритетов студентов КФУ и планы, связанные с местом работы (или продолжения учебы) после выпуска (проверка значимости методом дисперсионного анализа)

17 Для петербургских студентов планы на переезд в Москву или за рубеж оказали влияние на более высокую значимость ценности «Быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться».
18 Оценка всех рассматриваемых ценностей имеет значимую линейную связь с такой переменной, как самооценка студентами степени освоенности города, в который они переехали – чем более высокую оценку респонденты называют, когда говорят, насколько они освоились в новом для них городе, тем более высокие оценки они ставят и всем рассматриваемым ценностям. Наиболее значимый коэффициент сопряженности (0,6) выявлен у переменной освоенности города и ценности «Быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться». Эта закономерность характерна как для казанских, так и для петербургских студентов. Таким образом, можно констатировать, что успешная адаптированность в городе обучения является одним из важнейших факторов повышения уровня самооценки иногородних студентов, их ценностного восприятия мира.
19 На основе результатов исследования проведен корреляционный анализ взаимосвязи различных ценностных приоритетов студентов. Полученные результаты указывают на то, что все оценки соотносятся между собой линейно (чем выше оценки одного приоритета, тем выше и всех остальных, корреляция значима на уровне ≤0,05, двусторонняя). Можно заметить, что ряд ценностей взаимосвязаны попарно. Рассмотрим данную закономерность для казанских студентов (см. табл. 2).
20 Таблица 2 Корреляционная матрица связи ценностей иногородних студентов КФУ (** корреляция значима на уровне 0,01, двусторонняя), * корреляция значима на уровне 0,05, двусторонняя)
Ценности Карьера, признание Семья, дети Обеспеченность Интересная работа Здоровье
Карьера, признание 1 0,3** 0,6** 0,4** 0,4**
Семья, дети 0,3** 1 0,5** 0,3** 0,6**
Обеспеченность 0,6** 0,5** 1 0,4** 0,5**
Интересная работа 0,4** 0,3** 0,4** 1 0,5**
Здоровье 0,4** 0,6** 0,5** 0,5** 1
21 Как видно из представленных в таблице корреляций, наиболее сильные связи (коэффициент сопряженности 0,6) зафиксированы в ценностных парах «карьера / финансовая обеспеченность», «семья / здоровье», а также сильные связи (коэффициент сопряженности 0,5) выявлены между оценками в парах «семья / финансовая обеспеченность», «финансовая обеспеченность / здоровье», «интересная работа / здоровье».
22 На основе результатов исследования проведен факторный анализ переменных, основанных на восьми, предложенных респондентам ценностях, и в итоге выделены два фактора, которые характеризуют ценности студентов КФУ. Дисперсия этих факторов составляет 56,8% (см. табл. 3, 4).
23 Таблица 3 Начальные собственные значения и рассчитанные показатели квадратичных нагрузок факторов (ценности студентов КФУ)
Фактор Начальные собственные значения Рассчитанные показатели квадратичных нагрузок
сумма дисперсия (%) кумулятивная дисперсия (%) сумма дисперсия (%) кумулятивная дисперсия (%)
1 3,407 42,584 42,584 2,364 29,554 29,554
2 1,140 14,254 56,838 2,183 27,284 56,838
3 ,987 12,344 69,181
4 ,699 8,735 77,916
5 ,599 7,484 85,400
6 ,497 6,207 91,608
7 ,367 4,593 96,201
8 ,304 3,799 100,000
24 Таблица 4 Матрица факторных нагрузок (метод вращения варимакс, ценности студентов КФУ)
Ценности Компонент
1 2
Иметь хорошую, дружную семью, детей 0,833 0,048
Сделать карьеру, добиться общественного признания 0,473 0,582
Иметь интересную, творческую работу 0,407 0,577
Быть здоровым и долго прожить 0,822 0,214
Стать известным, популярным -0,063 0,847
Быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться 0,721 0,320
Жить для себя, получать удовольствие от жизни. Чтобы никто меня не трогал 0,174 0,543
Быть полезным для общества, участвовать в общественно значимых мероприятиях 0,224 0,591
25 Фактор 1 включает в себя ценности, связанные со сферой приватного, личного пространства. Он включает в себя следующие переменные: иметь хорошую, дружную семью, детей; быть здоровым и долго прожить; быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться.
26 Фактор 2 объединяет ценности социальной принадлежности и состоит из следующих переменных: стать известным, популярным; быть полезным для общества, участвовать в общественно значимых мероприятиях; сделать карьеру, добиться общественного признания.
27 Фактически данные две группы ценностей соответствуют дихотомии материалистических / постматериалистических ценностей Р. Инглхарта, и подтверждают его гипотезу о том, что ценностные приоритеты индивида отражают социально-экономическое состояние и, таким образом, индивид относит к основной ценности те потребности, которые наименее удовлетворены; в большой степени на основные ценности взрослого индивида влияют социально-экономические условия, превалировавшие в годы детства.
28 У петербургских студентов корреляции ценностей выглядят несколько иначе, чем у казанских (см. табл. 5, 6).
29 Таблица 5 Корреляционная матрица связи ценностей студентов ВШЭ-СПб
 Ценности Карьера, признание Семья, дети Обеспеченность Интересная работа Здоровье Известность, популярность Приносить пользу для общества Жизнь для себя, удовольствие от жизни
Карьера, признание 1 0,2** 0,4** 0,3* 0,3* 0,2** 0,2** 0,1*
Семья, дети 0,2** 1 0,2** 0,1* 0,1 0,5** 0,2** 0,1**
Обеспеченность 0,4** 0,2** 1 0,1 0,1* 0,4** 0 0,3**
Интересная работа 0,3** 0,1* 0,1 1 0,4* 0,4** 0,3** 0,2**
Известность, популярность 0,3** 0,1 0,0* 0,4** 1 0,2** 0,3** 0,2**
Здоровье 0,2** 0,4** 0,4** 0,4** 0,2* 1 0,2** 0,1*
Приносить пользу для общества 0,2** 0,2** 0 0,3** 0,3* 0,2** 1 0,1
Жизнь для себя, удовольствие от жизни 2,1* -0,1** 0,3** 0,2* 0,2* 0,1** 0,1 1
Примечание. ** корреляция значима на уровне 0,01, двусторонняя), * корреляция значима на уровне 0,05, двухсторонняя.
30 Как видим, наиболее сильные связи (коэффициент сопряженности 0,5) зафиксированы в паре «известность, популярность» и «семья / здоровье».
31 Факторный анализ переменных в выборке студентов ВШЭ-СПб позволил выделить три фактора, которые описывают ценности студентов. Дисперсия этих факторов составляет 62,4% (см. табл. 5).
32 Таблица 5 Начальные собственные значения и рассчитанные показатели квадратичных нагрузок факторов (ценности студентов ВШЭ-СПб)
Фактор Начальные собственные значения Рассчитанные показатели квадратичных нагрузок
сумма дисперсия (%) кумулятивная дисперсия (%) сумма дисперсия (%) кумулятивная дисперсия (%)
1 2,523 31,541 31,541 1,918 23,971 23,971
2 1,263 15,791 47,332 1,774 22,169 46,140
3 1,202 15,024 62,357 1,297 16,216 62,357
4 ,852 10,656 73,012
5 ,695 8,682 81,694
6 ,596 7,451 89,145
7 ,474 5,928 95,073
8 ,394 4,927 100,000
33 Таблица 6 Матрица факторных нагрузок (метод вращения варимакс, ценности студентов ВШЭ-СПб)
Ценности Компонент
1 2 3
Сделать карьеру, добиться общественного признания 0,550 0,282 0,295
Быть здоровым и долго прожить 0,703 0,279 -0,028
Быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться 0,737 -0,161 0,470
Стать известным, популярным 0,064 0,706 0,300
Жить для себя, получать удовольствие от жизни. Чтобы никто меня не трогал 0,045 0,144 0,818
Иметь хорошую, дружную семью, детей 0,726 0,120 -0,436
Иметь интересную, творческую работу 0,168 0,720 0,108
Быть полезным для общества, участвовать в общественно значимых мероприятиях 0,132 0,735 -0,167
34 Фактор 1 объединяет следующие переменные: быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться; иметь хорошую, дружную семью, детей; быть здоровым и долго прожить; сделать карьеру, добиться общественного признания.
35 Фактор 2 состоит из переменных: иметь интересную, творческую работу; стать известным, популярным; быть полезным для общества, участвовать в общественно значимых мероприятиях.
36 Фактор 3 наполняют переменные: жить для себя, получать удовольствие от жизни, чтобы никто не трогал; быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться.
37 Вторая и третья группы могут быть отнесены к постматериалистическим и материалистическим ценностям, соответственно (согласно типологии Р. Инглхарта), тогда как первая группа представляет собой смешанный вариант. Можно предположить, что в данном случае работает как гипотеза дефицита Инглхарта, так и идея Шварца – студенты Санкт-Петербурга, имея больше условий для удовлетворения жизненных потребностей, и проживая в городе с большей степенью развития культуры автономии, соответственно, в несколько большей степени ориентированы на постматериалистические индивидуалистские ценности, по сравнению с казанскими студентами.
38 Практики социальной активности иногородних студентов. Занятия, которым посвящают свободное время студенты, разнообразны, однако и для казанских, и для петербургских студентов наиболее распространены общение с близкими, занятия спортом и посещение учреждений культуры.
39 Можно отметить, что опыт активности казанских студентов, по результатам опроса, несколько шире (см. рис. 2).
40 Петербургские студенты значительно реже казанских указывают на опыт таких активностей, как донорство, благоустройство городского пространства, общественно-политическая деятельность (отстаивание прав и свобод граждан), помощь бездомным животным, волонтерство, помощь больным, малоимущим и другим социально значимым активностям. Тогда как в сфере гедонистических активностей (общение с друзьями, посещение учреждений культуры, занятия спортом, культурная жизнь города) показатели казанских и петербургских респондентов оказались практически идентичными. Рис. 2. Активность студентов ВШЭ-СПб и КФУ, сумма % ответов «регулярно» и «время о времени» (в % от общего числа опрошенных в каждом городе)
41 По обеим выборкам зафиксированы и определенные общие тенденции. Так, частота некоторых из перечисленных видов активности статистически значимо различается (проверка при помощи статистики хи-квадрат) для студентов разного пола и разного уровня материального благосостояния, как в Казани, так и в Санкт-Петербурге. Юноши чаще девушек отмечают регулярные и периодические занятия физкультурой и спортом и участие в неформальных субкультурных сообществах. Среди респондентов мужского пола 39% регулярно занимаются спортом, тогда как среди женщин данная доля составила 28%; иногда, время от времени занимаются 42% мужчин и 35% женщин; при этом среди девушек значительно больше тех, кто занимается лишь очень редко, эпизодически (30% против 16% среди мужчин). Большую заинтересованность проявляют юноши и в субкультурной активности – доля тех, кто отметил регулярное участие в неформальных субкультурных сообществах, составила 13%, а среди девушек – лишь 4%. При этом в целом по выборке никогда не участвовали в субкультурной активности 49% мужчин и 57% женщин. Доход респондентов из обоих городов связан с частотой посещения учреждений культуры – студенты с низким уровнем дохода чаще других отмечали, что никогда их не посещают (14% против 3% респондентов со средним доходом и 7% - с высоким), а в группе с высоким доходом несколько больше студентов, посещающих учреждения культуры регулярно (20% против 13% и 15% в группах с низким и средним доходом соответственно).
42 Корреляционный анализ данных о наиболее частых видах активности казанских студентов позволил установить, что частота занятий спортом, общение с друзьями и близкими и создание интересного/полезного контента в интернете (ведение каналов и групп, например) гораздо слабее связаны с какой-либо другой активностью (корреляции значимые на уровне ≤0,05, двусторонняя, не превышают 0,5). Частота же активностей, предполагающих деятельность, связанную с культурой и обществом, коррелирует значительно чаще (см. табл. 7).
43 Таблица 7 Корреляционная матрица связи частоты различных видов активностей иногородних студентов КФУ
Виды активностей  Поддержка экологических инициатив Волонтерская работа на крупных мероприятиях Благоустройство города Общ.-полит. деятельность, отстаивание прав и свобод Помощь нуждающимся людям Помощь бездомным животным
Поддержка экологических инициатив 1 0,6** 0,7** 0,6** 0,7** 0,6**
Волонтерская работа на крупных мероприятиях 0,6** 1 0,5** 0,7** 0,5**
Благоустройство города 0,7** 0,5** 1 0,6** 0,6** 0,5**
Общ.-полит. деятельность, отстаивание прав и свобод 0,6** 0,6** 1 0,5**
Помощь нуждающимся людям 0,7** 0,7** 0,6** 0,5** 1 0,8**
Помощь бездомным животным 0,6** 0,5** 0,5** 0,8** 1
Примечание. ** корреляция значима на уровне 0,01, двусторонняя, * корреляция значима на уровне 0,05, двухсторонняя.
44 В ходе анализа удалось выявить виды активностей казанских студентов, частота которых имеет попарно наиболее высокие коэффициенты корреляции, это:
45 – «Волонтерская помощь бездомным, больным, пожилым, малоимущим людям» / «Помощь бездомным животным» (коэффициент сопряженности 0,8) / «Поддержка экологических инициатив» (коэффициент сопряженности 0,7) / «Волонтерская работа на крупных мероприятиях» (коэффициент сопряженности 0,7).
46 – «Поддержка экологических инициатив» / «Благоустройство города и решение городских проблем» (коэффициент сопряженности 0,7) / «Волонтерская помощь бездомным, больным, пожилым, малоимущим людям» (коэффициент сопряженности 0,7).
47 При этом важно отметить, что выявленные корреляции частоты других занятий студентов также статистически значимы и превышают значение 0,5, что говорит о наличии устойчивой линейной корреляции между ними. Для уточнения и описания особенностей этих связей нами был проведен факторный анализ активностей студентов, в результате которого выделены факторы, характеризующие структуру активности иногородних студентов в рассматриваемых городах.
48 Факторный анализ позволил выделить три группы в составе студентов КФУ по предпочитаемым сферам активности (процент объясненной дисперсии 61,2%) (см. табл. 8, 9)
49 Таблица 8 Начальные собственные значения и рассчитанные показатели квадратичных нагрузок факторов (сферы активности иногородних студентов КФУ)
Фактор Начальные собственные значения Рассчитанные показатели квадратичных нагрузок
сумма дисперсия (%) кумулятивная дисперсия (%) сумма дисперсия (%) кумулятивная дисперсия (%)
1 7,547 47,169 47,169 7,547 47,169 47,169
2 1,211 7,567 54,736 1,211 7,567 54,736
3 1,027 6,419 61,156 1,027 6,419 61,156
4 ,906 5,659 66,815
5 ,839 5,241 72,056
6 ,763 4,770 76,826
7 ,652 4,072 80,898
8 ,513 3,206 84,104
9 ,442 2,763 86,867
10 ,396 2,476 89,344
11 ,385 2,404 91,748
12 ,357 2,232 93,979
13 ,308 1,922 95,901
14 ,266 1,661 97,562
15 ,225 1,405 98,968
16 ,165 1,032 100,000
50 Таблица 9 Матрица факторных нагрузок (метод вращения варимакс, сферы активности иногородних студентов КФУ)
51
Виды активностей Компонент
1 2 3
Общение с друзьями и близкими, посещение различных развлекательных мероприятий с ними (вечеринки, дискотеки и т.п.) -,089 ,294 ,461
Посещение дискуссионных клубов, площадок, коворкингов в качестве слушателя ,571 ,333 ,475
Посещение учреждений культуры ,214 ,314 ,653
Участие в неформальных субкультурных сообществах ,650 ,082 ,419
Занятия спортом ,177 -,108 ,706
Креативные индустрии и все, что связано с творчеством и культурой ,343 ,516 ,481
Общественно-политическая деятельность, отстаивание прав и свобод граждан ,697 ,194 ,352
Благоустройство города и решение городских проблем (ЖКХ, транспортные проблемы, отходы и т.д.) ,756 ,287 ,167
Организация мероприятий для других людей ,346 ,738 ,173
Культурная и общественная жизнь своего вуза и/или города ,255 ,787 ,154
Волонтерская работа на крупных мероприятиях (спортивных, культурных, международных форумах и т.д.) ,469 ,681 ,112
Поддержка экологических инициатив ,744 ,368 ,109
Помощь бездомным животным ,726 ,291 ,030
Волонтерская помощь бездомным, больным, пожилым, малоимущим людям ,771 ,366 ,117
Донорство ,759 ,142 ,053
Создание интересного/полезного контента в интернете (ведение каналов и групп, например) ,460 ,424 ,102
52 Полученные факторы характеризуют распределение иногородних студентов КФУ на три разноориентированные по практикам социальной активности группы:
53 1 – группа респондентов, которые могут быть охарактеризованы как «Социально ориентированные», с корреляционно выраженным предпочтением следующих форм активности: волонтерская помощь бездомным, больным, пожилым, малоимущим людям; донорство; благоустройство города и решение городских проблем (ЖКХ, транспортные проблемы, отходы и т.д.); поддержка экологических инициатив; помощь бездомным животным; общественно-политическая деятельность, отстаивание прав и свобод граждан.
54 2«Ориентированные на социокультурную, креативную и волонтерскую активность»: культурная и общественная жизнь своего вуза и/или города; организация мероприятий для других людей; волонтерская работа на крупных мероприятиях (спортивных, культурных, международных форумах и т.д.); креативные индустрии и все, что связано с творчеством и культурой.
55 3 «Ориентированные на досуг и спорт»: занятия спортом; посещение учреждений культуры.
56 Корреляционный анализ данных о наиболее распространенных видах активности студентов ВШЭ–СПб позволил установить, что теснее всего связаны такие активности, как поддержка экологических инициатив и благоустройство города, волонтерская помощь людям и помощь бездомным животным (корреляции значимые на уровне ≤0,05, двусторонние, не превышают 0,5-0,6) (см. табл. 10).
57 Таблица 10 Корреляционная матрица связи частоты активностей иногородних студентов ВШЭ-СПб
Виды активностей Поддержка экологических инициатив Благоустройство города Помощь нуждающимся людям Помощь бездомным животным
Поддержка экологических инициатив 1 0,6** 0,5* 0,5*
Благоустройство города 0,6** 1,0* 0,5* 0,4*
Волонтерская помощь людям 0,5* 0,5* 1 0,6*
Помощь бездомным животным 0,5* 0,4* 0,6** 1
Примечание. ** корреляция значима на уровне 0,01, двусторонняя, * корреляция значима на уровне 0,05, двусторонняя.
58 Факторный анализ позволил выделить четыре фактора (процент объясненной дисперсии 61,2%) по переменным, связанным с предпочитаемыми сферами активности студентов ВШЭ-СПб, (см. табл. 11, 12).
59 Таблица 11 Начальные собственные значения и рассчитанные показатели квадратичных нагрузок факторов (сферы активности иногородних студентов ВШЭ-СПб)
Фактор Начальные собственные значения Рассчитанные показатели квадратичных нагрузок
сумма дисперсия (%) кумулятивная дисперсия (%) сумма дисперсия (%) кумулятивная дисперсия (%)
1 5,326 33,287 33,287 3,176 19,849 19,849
2 1,517 9,484 42,771 2,636 16,477 36,326
3 1,176 7,351 50,122 2,008 12,550 48,876
4 1,031 6,445 56,566 1,230 7,690 56,566
5 ,978 6,112 62,678
6 ,885 5,531 68,209
7 ,722 4,512 72,721
8 ,705 4,407 77,128
9 ,640 4,000 81,128
10 ,544 3,401 84,528
11 ,507 3,167 87,695
12 ,476 2,974 90,669
13 ,424 2,651 93,321
14 ,401 2,507 95,827
15 ,344 2,153 97,980
16 ,323 2,020 100,000
60 Таблица 12 Матрица факторных нагрузок (метод вращения варимакс, сферы активности иногородних студентов ВШЭ-СПб)
Виды активностей Компонент
1 2 3 4
Общение с друзьями и близкими, посещение различных развлекательных мероприятий с ними (вечеринки, дискотеки и т.п.) 0,043 -,039 0,450 0,477
Занятия спортом 0,059 0,074 0,074 0,808
Посещение учреждений культуры 0,089 0,078 0,712 0,216
Креативные индустрии и все, что связано с творчеством и культурой 0,097 0,399 0,694 -0,062
Посещение дискуссионных клубов, площадок, коворкингов в качестве слушателя 0,257 0,445 0,501 0,140
Участие в неформальных субкультурных сообществах 0,370 0,316 0,437 -0,152
Организация мероприятий для других людей 0,152 0,796 0,077 -0,004
Благоустройство города и решение городских проблем (ЖКХ, транспортные проблемы, отходы и т.д.) 0,704 0,308 0,078 0,138
Культурная и общественная жизнь своего вуза и/или города 0,170 0,709 0,270 0,019
Волонтерская работа на крупных мероприятиях (спортивных, культурных, международных форумах и т.д.) 0,336 0,614 0,016 0,312
Волонтерская помощь бездомным, больным, пожилым, малоимущим людям 0,751 0,233 0,102 0,043
Поддержка экологических инициатив 0,705 0,097 0,302 -0,014
Общественно-политическая деятельность, отстаивание прав и свобод граждан 0,550 0,264 0,259 -0,236
Помощь бездомным животным 0,789 0,042 0,057 0,087
Донорство 0,521 0,352 -0,222 0,264
Создание интересного/полезного контента в интернете (ведение каналов и групп, например) 0,178 0,548 0,251 -0,069
61 Полученные факторы характеризуют распределение иногородних студентов ВШЭ-СПб на четыре разноориентированные по практикам социальной активности группы:
62 1 «Социально ориентированные»: поддержка экологических инициатив; благоустройство города и решение городских проблем (ЖКХ, транспортные проблемы, отходы и т.д.); волонтерская помощь бездомным, больным, пожилым, малоимущим людям; помощь бездомным животным; общественно-политическая деятельность, отстаивание прав и свобод граждан.
63 2«Ориентированные на социокультурную и волонтерскую активность, в том числе в виртуальном пространстве»: организация мероприятий для других людей; культурная и общественная жизнь своего вуза и/или города; волонтерская работа на крупных мероприятиях (спортивных, культурных, международных форумах и т.д.); создание интересного/полезного контента в интернете (ведение каналов и групп и т.п.).
64 3«Ориентированные на культурно-досуговую активность»: креативные индустрии и все, что связано с творчеством и культурой; посещение учреждений культуры; посещение дискуссионных клубов, площадок, коворкингов в качестве слушателя.
65 4 «Гедонистически ориентированные»: общение с друзьями и близкими, посещение различных развлекательных мероприятий с ними (вечеринки, дискотеки и т.п.);
66 занятия спортом.
67 В целом, несмотря на то, что структура активности студентов в Казани и Санкт-Петербурге во многом идентична (в каждом городе наиболее популярны общение с близкими, спорт и посещение развлекательных и культурных заведений), можно отметить, что студенты из Казани в среднем на 5-10% чаще включены в разнообразные активности. В том числе, связанные с общественной и волонтерской работой. В целом в каждой из выборок на активность студентов влияли пол (спорт и субкультурные сообщества популярнее у юношей) и доход (чем обеспеченнее респонденты, тем регулярнее они посещают учреждения культуры).
68 Выводы. Как показали результаты исследования, наряду с тем, что обозначились во многом схожие ценностные предпочтения и социальные активности студентов из КФУ и ВШЭ-СПб, согласно факторному анализу, у студентов из Санкт-Петербурга в большей степени выявляется группа ценностей, ориентированных на индивидуализм и самовыживание («жить для себя, получать удовольствие от жизни, чтобы никто не трогал, быть максимально обеспеченным, ни в чем не нуждаться»). Кроме того, в практиках социальной активности иногородних студентов ВШЭ-СПб выявлена группа, менее характерная для иногородних студентов КФУ, ориентированная на гедонистический стиль жизни. В целом для обеих групп респондентов можно выделить закономерность: материалистические ценности и ценности автономии преобладают в мировоззрении опрошенных молодых людей, что свидетельствует о еще недостаточном уровне достижения экзистенциальной безопасности и социально-экономической стабильности.
69 Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что ценностные приоритеты студентов отражают их социально-экономическое состояние. Практики социальной активности и преобразование социальной реальности в результате включения в практики волонтерства, создание интересного/полезного контента в интернете, а также посещение учреждений культуры, дискуссионных клубов, площадок, коворкингов в качестве участников способствуют формированию активной гражданской позиции и трансформации мировоззрения, ориентированного скорее на постматериалистические ценности. Отсюда подчеркивается важность формирования благоприятных условий для самовыражения молодежи, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации и эффективной самореализации.

Библиография

1. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир; пер. с англ. С. Л. Лопатиной, под ред. М.А. Завадской, В.В. Косенко, А.А. Широкановой, научн. ред. Э.Д. Панарин. М.: Мысль, 2018.

2. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43–70.

3. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton: Princeton University Press, New Jersey, 1990.

4. Schwartz Shalom H. Value Orientations: Measurement, Antecedents and Consequences Across Nations in Measuring Attitudes Cross-Nationally / Edited by Roger Jowell, Caroline Roberts, Rory Fitzgerald & Gillian Eva. SAGE Publications, Ltd, 2007. P. 161-193.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести