Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 7
>
XXVIII Социологические чтения РГСУ
XXVIII Социологические чтения РГСУ
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
XXVIII Социологические чтения РГСУ
7
XXVIII Социологические чтения РГСУ
Дина Танатова
;
Нурсафа Хайруллина
Аннотация
Код статьи
S013216250026596-8-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Танатова Дина Кабдуллиновна
Связаться с автором
Аффилиация:
Российский государственный социальный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Хайруллина Нурсафа Гафуровна
Аффилиация:
Тюменский индустриальный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Выпуск
Номер 7
Страницы
161-163
Аннотация
Классификатор
Дата публикации
02.10.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
22
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
Скачать JATS
ГОСТ
Танатова Д. К. , Хайруллина Н. Г. XXVIII Социологические чтения РГСУ // Социологические исследования. – 2023. – Номер 7 C. 161-163 . URL: https://socisras.ru/s013216250026596-8-1/?version_id=103440. DOI: 10.31857/S013216250026596-8
MLA
Khayrullina, Nursafa G, Tanatova, Dina K "XXVIII Sociological Readings in RSSU."
Sotsialogicheski issledovania.
7 (2023).:161-163. DOI: 10.31857/S013216250026596-8
APA
Khayrullina N., Tanatova D. (2023). XXVIII Sociological Readings in RSSU.
Sotsialogicheski issledovania.
no. 7, pp.161-163 DOI: 10.31857/S013216250026596-8
Содержание публикации
1
26 апреля 2023 г. прошли очередные Социологические чтения РГСУ. События последних лет в России и в мире актуализировали необходимость исследования современного общества, социальных изменений, противоречий, возникающих между традициями и современностью, новыми и «старыми» концептами культуры, поэтому тема нынешних Чтений звучала как «Духовно-нравственные смыслы, идентичности и культура отмены: потребности, парадоксы, последствия».
26 апреля 2023 г. прошли очередные Социологические чтения РГСУ. События последних лет в России и в мире актуализировали необходимость исследования современного общества, социальных изменений, противоречий, возникающих между традициями и современностью, новыми и «старыми» концептами культуры, поэтому тема нынешних Чтений звучала как «Духовно-нравственные смыслы, идентичности и культура отмены: потребности, парадоксы, последствия».
26 апреля 2023 г. прошли очередные Социологические чтения РГСУ. События последних лет в России и в мире актуализировали необходимость исследования современного общества, социальных изменений, противоречий, возникающих между традициями и современностью, новыми и «старыми» концептами культуры, поэтому тема нынешних Чтений звучала как «Духовно-нравственные смыслы, идентичности и культура отмены: потребности, парадоксы, последствия».
2
В работе мероприятия приняли участие ученые, аспиранты и студенты из Вьетнама, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана и 30 российских регионов.
В работе мероприятия приняли участие ученые, аспиранты и студенты из Вьетнама, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана и 30 российских регионов.
В работе мероприятия приняли участие ученые, аспиранты и студенты из Вьетнама, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана и 30 российских регионов.
3
Открыла научный форум проф.
Д.К.
Танатова
(РГСУ), подчеркнув переломный момент в истории страны. Свое выступление она выстроила вокруг выделенных ею трех векторов: 1) возврат к своим истокам, к традиционным ценностям; 2) осознанная идентичность, когда российское общество стало глубже понимать кто «мы»; 3) концепт культуры отмены (исключения). Отменяется не просто какой-то зафиксированный годами культурный конструкт, действие, а меняются их смыслы. Также было подчеркнуто, что отменить/исключить культуру никто не в силах, чем больше сопротивление, тем больше она крепнет.
Открыла научный форум проф. <strong>Д.К. </strong><strong>Танатова</strong><strong> </strong>(РГСУ), подчеркнув переломный момент в истории страны. Свое выступление она выстроила вокруг выделенных ею трех векторов: 1) возврат к своим истокам, к традиционным ценностям; 2) осознанная идентичность, когда российское общество стало глубже понимать кто «мы»; 3) концепт культуры отмены (исключения). Отменяется не просто какой-то зафиксированный годами культурный конструкт, действие, а меняются их смыслы. Также было подчеркнуто, что отменить/исключить культуру никто не в силах, чем больше сопротивление, тем больше она крепнет.
Открыла научный форум проф. <strong>Д.К. </strong><strong>Танатова</strong><strong> </strong>(РГСУ), подчеркнув переломный момент в истории страны. Свое выступление она выстроила вокруг выделенных ею трех векторов: 1) возврат к своим истокам, к традиционным ценностям; 2) осознанная идентичность, когда российское общество стало глубже понимать кто «мы»; 3) концепт культуры отмены (исключения). Отменяется не просто какой-то зафиксированный годами культурный конструкт, действие, а меняются их смыслы. Также было подчеркнуто, что отменить/исключить культуру никто не в силах, чем больше сопротивление, тем больше она крепнет.
4
С приветственными словами выступили: проректор по научной деятельности РГСУ
В.В.
Уроженко
, президент РОС
В.А. Мансуров
(ИС ФНИСЦ РАН), проф.
Ю.А. Зубок
(ИС ФНИСЦ РАН) и др.
С приветственными словами выступили: проректор по научной деятельности РГСУ <strong>В.В. </strong><strong>Уроженко</strong>, президент РОС <strong>В.А. Мансуров </strong>(ИС ФНИСЦ РАН), проф. <strong>Ю.А. Зубок </strong>(ИС ФНИСЦ РАН) и др.
С приветственными словами выступили: проректор по научной деятельности РГСУ <strong>В.В. </strong><strong>Уроженко</strong>, президент РОС <strong>В.А. Мансуров </strong>(ИС ФНИСЦ РАН), проф. <strong>Ю.А. Зубок </strong>(ИС ФНИСЦ РАН) и др.
5
Чл.-корр. РАН
Ж.Т.
Тощенко
(РГГУ, ИС ФНИСЦ РАН) обратил внимание участников, что западные санкции, введенные против России, запустили исторический процесс: культура и наука начали движение на восток и социологи должны найти новые пути изучения предстоящих изменений.
С.А.
Судьин
(ННГУ им. Н.И. Лобачевского), отмечая изменения, произошедшие за последний год, назвал Россию проводником традиционных ценностей и куда бы ни двигалась культура – на запад или на восток – рано или поздно все вернется на свои места и в этом процессе культуре и образованию отводится главная роль.
Чл.-корр. РАН <strong>Ж.Т. </strong><strong>Тощенко</strong> (РГГУ, ИС ФНИСЦ РАН) обратил внимание участников, что западные санкции, введенные против России, запустили исторический процесс: культура и наука начали движение на восток и социологи должны найти новые пути изучения предстоящих изменений. <strong>С.А. </strong><strong>Судьин</strong><strong> </strong>(ННГУ им. Н.И. Лобачевского), отмечая изменения, произошедшие за последний год, назвал Россию проводником традиционных ценностей и куда бы ни двигалась культура – на запад или на восток – рано или поздно все вернется на свои места и в этом процессе культуре и образованию отводится главная роль.
Чл.-корр. РАН <strong>Ж.Т. </strong><strong>Тощенко</strong> (РГГУ, ИС ФНИСЦ РАН) обратил внимание участников, что западные санкции, введенные против России, запустили исторический процесс: культура и наука начали движение на восток и социологи должны найти новые пути изучения предстоящих изменений. <strong>С.А. </strong><strong>Судьин</strong><strong> </strong>(ННГУ им. Н.И. Лобачевского), отмечая изменения, произошедшие за последний год, назвал Россию проводником традиционных ценностей и куда бы ни двигалась культура – на запад или на восток – рано или поздно все вернется на свои места и в этом процессе культуре и образованию отводится главная роль.
6
Совместный доклад проф.
В.А.
Мансурова
и
Е.Ю. Ивановой
(оба – ИС ФНИСЦ РАН) дал представление о культурном коде России, традиционных ценностях и ценностях современного мира. Докладчики привели данные: сегодня только 36% россиян в той или иной мере представляют значение понятия культурный код. Три четверти россиян признались, что лично для них важно сохранение семейных традиций, две трети опрошенных – народного искусства, каждый второй – традиционной религии, народных песен и танцев, похоронного обряда. Авторы пришли к выводу, что изменения, происходящие в социуме, оказывают влияние и на изменение культурного кода.
Совместный доклад проф. <strong>В.А.</strong> <strong>Мансурова </strong>и <strong>Е.Ю. Ивановой </strong>(оба – ИС ФНИСЦ РАН) дал представление о культурном коде России, традиционных ценностях и ценностях современного мира. Докладчики привели данные: сегодня только 36% россиян в той или иной мере представляют значение понятия культурный код. Три четверти россиян признались, что лично для них важно сохранение семейных традиций, две трети опрошенных – народного искусства, каждый второй – традиционной религии, народных песен и танцев, похоронного обряда. Авторы пришли к выводу, что изменения, происходящие в социуме, оказывают влияние и на изменение культурного кода.
Совместный доклад проф. <strong>В.А.</strong> <strong>Мансурова </strong>и <strong>Е.Ю. Ивановой </strong>(оба – ИС ФНИСЦ РАН) дал представление о культурном коде России, традиционных ценностях и ценностях современного мира. Докладчики привели данные: сегодня только 36% россиян в той или иной мере представляют значение понятия культурный код. Три четверти россиян признались, что лично для них важно сохранение семейных традиций, две трети опрошенных – народного искусства, каждый второй – традиционной религии, народных песен и танцев, похоронного обряда. Авторы пришли к выводу, что изменения, происходящие в социуме, оказывают влияние и на изменение культурного кода.
7
Молодежная проблематика прозвучала в докладе проф.
Ю.А. Зубок
(ИС ФНИСЦ РАН), эмпирической базой для выводов в котором послужили результаты всероссийского опроса 1155 представителей молодежного возраста, проведенного в октябре 2020 г. Структурно-таксономическое моделирование смысловых оснований саморегуляции социальных взаимодействий молодежи позволило выстроить иерархическую кластеризацию. Определяющую роль в саморегуляции играет смысловая структура гибридного (67% опрошенной молодежи выбирают и традиционное, и современное) и традиционного типа (44%).
Молодежная проблематика прозвучала в докладе проф. <strong>Ю.А. Зубок </strong>(ИС ФНИСЦ РАН), эмпирической базой для выводов в котором послужили результаты всероссийского опроса 1155 представителей молодежного возраста, проведенного в октябре 2020 г. Структурно-таксономическое моделирование смысловых оснований саморегуляции социальных взаимодействий молодежи позволило выстроить иерархическую кластеризацию. Определяющую роль в саморегуляции играет смысловая структура гибридного (67% опрошенной молодежи выбирают и традиционное, и современное) и традиционного типа (44%).
Молодежная проблематика прозвучала в докладе проф. <strong>Ю.А. Зубок </strong>(ИС ФНИСЦ РАН), эмпирической базой для выводов в котором послужили результаты всероссийского опроса 1155 представителей молодежного возраста, проведенного в октябре 2020 г. Структурно-таксономическое моделирование смысловых оснований саморегуляции социальных взаимодействий молодежи позволило выстроить иерархическую кластеризацию. Определяющую роль в саморегуляции играет смысловая структура гибридного (67% опрошенной молодежи выбирают и традиционное, и современное) и традиционного типа (44%).
8
Тематику трансляции культурного наследия России продолжила проф.
С.Н. Майорова-Щеглова
(МГППУ). Она выявила особенности передачи российской культуры детям дошкольного возраста. Результаты онлайн-опроса 3300 воспитателей в восьми федеральных округах и 54 субъектах РФ показали, что воспитатели детских садов формируют мировоззрение и образовывают младшее поколение. Более половины опрошенных воспитателей считают, что дети дошкольного возраста при изучении культуры своего народа должны освоить народные обычаи, каждый второй – историю города или села, где живет, каждый третий – родной язык, народные песни, танцы и подвижные народные игры. Автор формулирует ключевой вывод: общество выдвигает запрос на участие воспитателей в формировании традиционных ценностей дошкольников, однако их деятельность не признается активной, стабильной и постоянной.
Тематику трансляции культурного наследия России продолжила проф. <strong>С.Н. Майорова-Щеглова </strong>(МГППУ). Она выявила особенности передачи российской культуры детям дошкольного возраста. Результаты онлайн-опроса 3300 воспитателей в восьми федеральных округах и 54 субъектах РФ показали, что воспитатели детских садов формируют мировоззрение и образовывают младшее поколение. Более половины опрошенных воспитателей считают, что дети дошкольного возраста при изучении культуры своего народа должны освоить народные обычаи, каждый второй – историю города или села, где живет, каждый третий – родной язык, народные песни, танцы и подвижные народные игры. Автор формулирует ключевой вывод: общество выдвигает запрос на участие воспитателей в формировании традиционных ценностей дошкольников, однако их деятельность не признается активной, стабильной и постоянной.
Тематику трансляции культурного наследия России продолжила проф. <strong>С.Н. Майорова-Щеглова </strong>(МГППУ). Она выявила особенности передачи российской культуры детям дошкольного возраста. Результаты онлайн-опроса 3300 воспитателей в восьми федеральных округах и 54 субъектах РФ показали, что воспитатели детских садов формируют мировоззрение и образовывают младшее поколение. Более половины опрошенных воспитателей считают, что дети дошкольного возраста при изучении культуры своего народа должны освоить народные обычаи, каждый второй – историю города или села, где живет, каждый третий – родной язык, народные песни, танцы и подвижные народные игры. Автор формулирует ключевой вывод: общество выдвигает запрос на участие воспитателей в формировании традиционных ценностей дошкольников, однако их деятельность не признается активной, стабильной и постоянной.
9
Н.А.
Барышная
(РГСУ) проанализировала процессы трансформации идентичности в моноэтнических поселениях Саратовской области. Исследования автора показали, что в области снижается численность русских, мордвы, чувашей, немцев. Одновременно в структуре населения появились представители ранее не проживавших на территории региона новых этнических групп: дунган и курдов, большинство из которых компактно расселяются в вымирающих деревнях, развивают свои традиционные хозяйственные занятия (животноводство, земледелие) и формируют новую социальную реальность.
<strong>Н.А. </strong><strong>Барышная</strong><strong> </strong>(РГСУ) проанализировала процессы трансформации идентичности в моноэтнических поселениях Саратовской области. Исследования автора показали, что в области снижается численность русских, мордвы, чувашей, немцев. Одновременно в структуре населения появились представители ранее не проживавших на территории региона новых этнических групп: дунган и курдов, большинство из которых компактно расселяются в вымирающих деревнях, развивают свои традиционные хозяйственные занятия (животноводство, земледелие) и формируют новую социальную реальность.
<strong>Н.А. </strong><strong>Барышная</strong><strong> </strong>(РГСУ) проанализировала процессы трансформации идентичности в моноэтнических поселениях Саратовской области. Исследования автора показали, что в области снижается численность русских, мордвы, чувашей, немцев. Одновременно в структуре населения появились представители ранее не проживавших на территории региона новых этнических групп: дунган и курдов, большинство из которых компактно расселяются в вымирающих деревнях, развивают свои традиционные хозяйственные занятия (животноводство, земледелие) и формируют новую социальную реальность.
10
Е.Ю. Киреев
(ИДИ ФНИСЦ РАН) осветил темы эмиграции в экономически слабые страны. На основе интервью, проведенных с россиянами, эмигрировавшими в Кыргызстан после начала СВО, автору удалось представить социально-демографический портрет эмигранта: это мужчина среднего возраста (26 лет), с высшим образованием, профессиональная деятельность которого связана не столько с IT-технологиями, сколько с медициной, финансами, образованием, юриспруденцией и др. В республике они работают в онлайн формате и не создают конкуренцию местным жителям.
<strong>Е.Ю. Киреев </strong>(ИДИ ФНИСЦ РАН) осветил темы эмиграции в экономически слабые страны. На основе интервью, проведенных с россиянами, эмигрировавшими в Кыргызстан после начала СВО, автору удалось представить социально-демографический портрет эмигранта: это мужчина среднего возраста (26 лет), с высшим образованием, профессиональная деятельность которого связана не столько с IT-технологиями, сколько с медициной, финансами, образованием, юриспруденцией и др. В республике они работают в онлайн формате и не создают конкуренцию местным жителям.
<strong>Е.Ю. Киреев </strong>(ИДИ ФНИСЦ РАН) осветил темы эмиграции в экономически слабые страны. На основе интервью, проведенных с россиянами, эмигрировавшими в Кыргызстан после начала СВО, автору удалось представить социально-демографический портрет эмигранта: это мужчина среднего возраста (26 лет), с высшим образованием, профессиональная деятельность которого связана не столько с IT-технологиями, сколько с медициной, финансами, образованием, юриспруденцией и др. В республике они работают в онлайн формате и не создают конкуренцию местным жителям.
11
Совместный доклад проф.
Г.И.
Осадчей
и проф.
Т.Н. Юдиной
(обе – ИДИ ФНИСЦ РАН) дал представление о масштабах развития интеграционного взаимодействия государств ЕАЭС, начавшееся после распада Советского Союза и позволившее восстановить прерванные связи государств. Согласно опросам, проведенным среди граждан России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, активными сторонниками интеграции выступают жители Казахстана и Кыргызстана: около восьмидесяти процентов из них поддерживают экономическую интеграцию, три четверти культурную и экономическую интеграцию, каждый второй – военную интеграцию.
Совместный доклад проф. <strong>Г.И.</strong> <strong>Осадчей </strong>и проф. <strong>Т.Н. Юдиной </strong>(обе – ИДИ ФНИСЦ РАН) дал представление о масштабах развития интеграционного взаимодействия государств ЕАЭС, начавшееся после распада Советского Союза и позволившее восстановить прерванные связи государств. Согласно опросам, проведенным среди граждан России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, активными сторонниками интеграции выступают жители Казахстана и Кыргызстана: около восьмидесяти процентов из них поддерживают экономическую интеграцию, три четверти культурную и экономическую интеграцию, каждый второй – военную интеграцию.
Совместный доклад проф. <strong>Г.И.</strong> <strong>Осадчей </strong>и проф. <strong>Т.Н. Юдиной </strong>(обе – ИДИ ФНИСЦ РАН) дал представление о масштабах развития интеграционного взаимодействия государств ЕАЭС, начавшееся после распада Советского Союза и позволившее восстановить прерванные связи государств. Согласно опросам, проведенным среди граждан России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, активными сторонниками интеграции выступают жители Казахстана и Кыргызстана: около восьмидесяти процентов из них поддерживают экономическую интеграцию, три четверти культурную и экономическую интеграцию, каждый второй – военную интеграцию.
12
В ходе Чтений участники смогли познакомиться не только с результатами исследований опытных социологов, но и молодых исследователей. Так,
И.А. Сикорский
(РГСУ) представил результаты исследования, посвященного локальной (соседской) идентичности российском мегаполисе на примере Москвы. Ретроспективное кабинетное исследование выявило наиболее консолидированные локальные сообщества, позволившее определить характер института соседства в городе.
В ходе Чтений участники смогли познакомиться не только с результатами исследований опытных социологов, но и молодых исследователей. Так, <strong>И.А. Сикорский</strong> (РГСУ) представил результаты исследования, посвященного локальной (соседской) идентичности российском мегаполисе на примере Москвы. Ретроспективное кабинетное исследование выявило наиболее консолидированные локальные сообщества, позволившее определить характер института соседства в городе.
В ходе Чтений участники смогли познакомиться не только с результатами исследований опытных социологов, но и молодых исследователей. Так, <strong>И.А. Сикорский</strong> (РГСУ) представил результаты исследования, посвященного локальной (соседской) идентичности российском мегаполисе на примере Москвы. Ретроспективное кабинетное исследование выявило наиболее консолидированные локальные сообщества, позволившее определить характер института соседства в городе.
13
И.А.
Караева
(«Ромир») обозначила необходимость изучения стационарности при проведении этносоциологических исследований. Автор обратила внимание, что каждый третий проживает не в том регионе, где родился. Опираясь на данные Росстата на 1 января 2022 г., самыми нестационарными российскими регионами являются Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край.
<strong>И.А. </strong><strong>Караева</strong> («Ромир») обозначила необходимость изучения стационарности при проведении этносоциологических исследований. Автор обратила внимание, что каждый третий проживает не в том регионе, где родился. Опираясь на данные Росстата на 1 января 2022 г., самыми нестационарными российскими регионами являются Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край.
<strong>И.А. </strong><strong>Караева</strong> («Ромир») обозначила необходимость изучения стационарности при проведении этносоциологических исследований. Автор обратила внимание, что каждый третий проживает не в том регионе, где родился. Опираясь на данные Росстата на 1 января 2022 г., самыми нестационарными российскими регионами являются Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край.
14
О.А.
Горелова
(«Ипсос Комкон») проанализировала состояние внутреннего туризма в России, драйверы и барьеры посещения Москвы. Докладчик подчеркнула, что внутренний туризм, пострадавший в 2020 г. из-за пандемии и в 2022 г. в связи с началом СВО и последовавшими санкциями, в текущем году возвращает утраченные позиции. По данным опроса, проведенного среди москвичей, несмотря на дороговизну турпакетов (59%) и общеполитическую напряженность (39%), большинство (сколько?) строят планы на путешествия.
<strong>О.А.</strong> <strong>Горелова </strong>(«Ипсос Комкон») проанализировала состояние внутреннего туризма в России, драйверы и барьеры посещения Москвы. Докладчик подчеркнула, что внутренний туризм, пострадавший в 2020 г. из-за пандемии и в 2022 г. в связи с началом СВО и последовавшими санкциями, в текущем году возвращает утраченные позиции. По данным опроса, проведенного среди москвичей, несмотря на дороговизну турпакетов (59%) и общеполитическую напряженность (39%), большинство (сколько?) строят планы на путешествия.
<strong>О.А.</strong> <strong>Горелова </strong>(«Ипсос Комкон») проанализировала состояние внутреннего туризма в России, драйверы и барьеры посещения Москвы. Докладчик подчеркнула, что внутренний туризм, пострадавший в 2020 г. из-за пандемии и в 2022 г. в связи с началом СВО и последовавшими санкциями, в текущем году возвращает утраченные позиции. По данным опроса, проведенного среди москвичей, несмотря на дороговизну турпакетов (59%) и общеполитическую напряженность (39%), большинство (сколько?) строят планы на путешествия.
15
За более чем четверть века Социологические чтения РГСУ стали традиционной и известной в социологическом сообществе площадкой, где можно обменяться полученными результатами, знаниями, укреплять и развивать научно-исследовательские связи.
За более чем четверть века Социологические чтения РГСУ стали традиционной и известной в социологическом сообществе площадкой, где можно обменяться полученными результатами, знаниями, укреплять и развивать научно-исследовательские связи.
За более чем четверть века Социологические чтения РГСУ стали традиционной и известной в социологическом сообществе площадкой, где можно обменяться полученными результатами, знаниями, укреплять и развивать научно-исследовательские связи.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены