VI Казанские социологические чтения
VI Казанские социологические чтения
Аннотация
Код статьи
S013216250027786-7-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ефлова Мария Юрьевна 
Должность: зам. директора по научной деятельности Института социально-философских наук и массовых коммуникаций
Аффилиация: Казанский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Максимова Ольга Александровна
Должность: доцент кафедры общей и этнической социологии
Аффилиация: Казанский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Выпуск
Страницы
154-155
Аннотация

          

Классификатор
Получено
03.10.2023
Дата публикации
03.10.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
51
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Очередные Казанские социологические чтения на тему «Цифровая социализация и цифровая компетентность в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии» состоялась 18–19 мая 2023 г. в Казанском (Приволжском) федеральном университете (КФУ). В ходе конференции работало пять секций, на которых выступили более 200 ученых из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Уфа, Калининград, Грозный, Владивосток, Тюмень и др.), а также из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Йемена и Турции.
2 Открывая пленарное заседание конференции директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ проф. М.Д. Щелкунов (Казань), отметил, что ежегодное проведение Чтений стало хорошей традицией, позволяющей сосредоточить усилия социологического сообщества на фундаментальных и прикладных научных исследованиях цифровой социализации и цифровой компетентности в условиях современного информационного общества. С приветственным словом также выступили директор Научно-исследовательского института Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова, проф. Ж.Т. Айменов (Казахстан) и проф. М.Ю. Ефлова (КФУ, Казань).
3 Проблеме изучения ценностных миров молодежи Северо-Запада России был посвящен пленарный доклад проф. Е.Л. Омельченко (НИУ ВШЭ - СПб.). Докладчик рассказала о результатах исследования выбора жизненных стратегий талантливой молодежью и ее роли в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответа на глобальные вызовы «утечки мозгов». С 2021 по 2023 г. были проведены опросы студентов и глубинные интервью с выпускниками вузов Калининграда, Пскова, Сыктывкара, Петрозаводска, Мурманска и Архангельска. Е.Л. Омельченко отметила, что миграционные намерения молодежи всех шести городов скорее схожи, отличаются лишь в деталях. Практически половина выпускников вузов хочет остаться в регионе полученного образования (преимущественно – в Калининграде и Сыктывкаре, в других городах – в меньшей степени). Каждый десятый планирует переехать в другую страну, каждый пятый – в другой регион (в качестве наиболее привлекательных российских локаций для переезда лидируют Москва и Санкт-Петербург). Как отметила докладчик, значимый фактор для современной российской молодежи – это чувство самореализации, при этом жизненные стратегии и цели у молодых людей, настроенных на переезд, и у желающих остаться, идентичны: самореализация, здоровье, желание найти себя, найти работу по душе, быть независимым и свободным человеком. Также исследованием зафиксирована сильная эмоциональная привязанность респондентов к локальному месту и территории повседневной жизни и образования, что обуславливает важность развития городов как комфортного и безопасного во всех смыслах пространства жизни и работы, что при определенных обстоятельствах может послужить своего рода «стоп-фактором» в принятии решения уехать.
4 Проблемы и возможности для реализации молодежи Кабардино-Балкарской Республики осветил Х.К. Геграев (КБГУ, Нальчик). Он обратил внимание на высокие показатели молодежи в социально-демографической структуре региона, в первую очередь у титульных этносов. Согласно социологическому опросу, на первое место молодежь Северного Кавказа ставит проблемы экономического характера и социально-экономической политики. Х.К. Геграев поделился размышлениями о направлениях преодоления обособленности молодежи и ее замкнутости внутри этнических и религиозных общностей. Опыт межрегиональных и всероссийских мероприятий показывает стремление молодежи Северного Кавказа к интеграции, межрегиональному и межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Важно включать молодое поколение в формирование и реализацию государственной молодежной политики. Также необходимы адресность и индивидуальный подход, предполагающие учет особенностей каждой возрастной, социальной, профессиональной, этнической группы.
5 Работа Казанских социологических чтений продолжилась секционными заседаниями. Также в рамках конференции прошел круглый стол «Молодежь в сетях большого города: ресурсы и барьеры социального включения», на котором были представлены результаты работы проекта «Зеркальных лабораторий» НИУ ВШЭ – СПб. и КФУ.
6 В рамках секции «Цифровая социализация и медиакомпетентность в современном обществе» (модераторы Л.Г. Егорова, А.В. Липатова, КФУ, Казань) были рассмотрены проблемы цифровой социализации молодежи, особенности влияния блогинга на самореализацию молодого поколения в условиях цифровизации, специфика цифрового интеллекта и медиакомпетентности студенческой молодежи, дополненная реальность в контексте цифрового неравенства, проблема распространения фейковых новостей и способы их распознавания, фаббинг как результат влияния цифровизации на коммуникационные практики молодежи, детский семейный досуг в условиях цифровой трансформации и др. аспекты. Среди выступлений этой секции можно выделить доклады П.В. Коноваловой и Д.Д. Трубициной (РУДН, Москва) об исследовании социальных сетей как информационных каналов вовлечения в экстремистские организации и путям решения данной проблемы, А.И. Акста (БФУ, Калининград) о мнении родителей как факторе виртуальной самопрезентации студентов.
7 В выступлениях на секции «Социальная структура и культура в условиях глобальных вызовов» (модераторы Л.Р. Низамова, А.Н. Нурутдинова, КФУ, Казань) были освещены такие направления исследований, как сценарии социального включения и одиночество в большом городе, формирование ценностного ядра городской общности в условиях глобальных вызовов, спорт как культурный феномен в современном глобальном социуме, вопросы изменения культуры и стиля жизни в условиях цифровизации, новые взгляды на изучение кинематографа, мультипликации и народных сказок, развитие национальных языков и исторической памяти. Наибольший интерес среди участников секции вызвал доклад Е.А. Беляевой и Е.В. Грунт (УрФУ, Екатеринбург), посвященный современному отечественному кинематографу в оценках екатеринбуржцев в условиях глобального вызова российской культуре.
8 Секция «Жизненное пространство современной российской молодежи: вызовы, проблемы, возможности» (модераторы О.А. Максимова, А.Р. Гарифзянова, КФУ, Казань) была посвящена рассмотрению проблем гражданской идентичности молодежи в условиях неопределенности в контексте интеграции российского общества, влияния вторичной занятости студентов на реализацию практик заботы о себе, выбора брачного партнера в условиях развития социальных медиа, специфики сексуального просвещения современной российской молодежи, проблем анорексии, демонстративного поведения, языковых установок, экологических практик современной российской молодежи и др. В докладах этой секции можно выделить выступления Ю.Н. Соловаровой (КНИТУ-КХТИ, Казань) о демографической безопасности в контексте цифровизации жизненного пространства современной российской студенческой молодежи и Ю.В. Мокеровой (УрФУ, Екатеринбург) о новых практиках питания современной российской молодежи.
9 На секции «Человеческий потенциал, социальный капитал, образование и профессиональные траектории в современных условиях» (модераторы Ю.Р. Хайрулина, Р.Р. Гарипова, КФУ, Казань) были заслушаны доклады, посвященные методам развития профессиональных компетенций социального работника при оказании социальных услуг, феномену NEET-молодежи в современных российских реалиях, способам привлечения молодежи к социальному предпринимательству, актуальным проблемам и направлениям развития современной андрогогики, практикам трудоустройства людей с инвалидностью, социальному капиталу современных российских организаций, цифровой аскетике как способу формирования навыков саморазвития, виртуальным командам как атрибуту цифровизации HR-менеджмента и др. (И.И. Рысаева (БАГСиУ, Уфа), Г.З. Ефимовой (ТГУ, Тюмень) и др.).
10 В ходе работы секции «Проблемы здоровьесбережения, воспроизводства социального порядка и неравенства в условиях цифровой трансформации» (модераторы Ж.В. Савельева, Л.М. Фахретдинова, КФУ, Казань) дискуссия развернулась вокруг таких исследовательских направлений, как деятельность медицинских учреждений в условиях цифровизации, потенциал донорства в молодежной среде, кадровые ресурсы системы здравоохранения, конфиденциальность персональных данных пациентов и безопасность в интернете, проблемы репродуктивного принуждения, социальной инклюзии людей с инвалидностью, возможности реализации и самоактуализации населения региона как компоненты социального здоровья и др. Отметим доклад Р.Ф. Батыровой (БАГСиУ, Уфа) о роли современных цифрогвых технологий в профилактике заболеваний населения.
11 Прошедшая конференция продемонстрировала высокий потенциал Казанских социологических чтений как площадки для плодотворной и многогранной дискуссии о развитии современного общества в условиях цифровизации и новых рисков.
12 М.Ю. ЕФЛОВА, О.А. МАКСИМОВА

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести