А. Турен (03.08.1925–09.06.2023)
А. Турен (03.08.1925–09.06.2023)
Аннотация
Код статьи
S013216250027886-7-1
Тип публикации
Персоналия
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
173-174
Аннотация

  

Классификатор
Дата публикации
03.10.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
25
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Большая потеря для французской и мировой социологии: в ночь на 9 июня скончался один из самых ярких социологов современности Ален Турен. Он был интеллектуальным лидером Франции. Своеобразной демострацией отношения к нему можно считать то, что его работы давно заняли значимое место на полках, отведенных литературе по социологии.
2 Произведения Турена переведены на множество языков. Особенно большим уважением он пользовался в Латинской Америке, с которой был тесно связан. В частности, Турен сыграл важную роль в основании Центра социологии промышленности и труда кафедры социологии Университета Сан-Паулу, поскольку проводил исследования в Бразилии, Чили и других странах. Французский социолог предложил собственное видение сути политических трансформаций в Латинской Америке. На его работы до сих пор опираются социологи стран, которые оказались в центре внимания Турена. Особенно значимой в этом ряду является монография 1988 г. «Слово и кровь».
3 На русском языке представлена небольшая часть его творчества – «Концепция “постсоциализма”» (1981 [1980]), «Возвращение человека действующего» (1998 [1984]), реферат одной из самых цитируемых его работ в XXI в. «Критика модерна» (1998 [1992]), а также переводы отдельных статей и докладов, в том числе в журнале «Социологические исследования». Однако они не позволяют оценить масштаб его вклада в современную социологию, хотя и позволяют судить о многообразии его творчества.
4 Турен всегда был готов отстаивать собственную точку зрения и не боялся критиковать даже именитых социологов. В 1952 г. благодаря стипендии от Фонда Рокфеллера он побывал в США, где познакомился со структурным функционализмом Парсонса. Однако французский социолог пришел к выводу, что общество предстает в теории Парсонса чрезмерно гармоничным и стабильным. Мировоззрение Турена было во многом сформировано Второй мировой войной, и он не был готов принять идею общества без конфликтов, предложенную американским социологом. Более того, теория действия Турена представляет собой контраргумент Парсонсу, у которого актор фактически сводится к набору ролей. Турен полагал, что если системы стремятся к интеграции и адаптации, то субъекты стремятся к большей свободе и праву на свою репрезентацию, в том числе и культурную, что предполагает неизбежную борьбу с системой. Высшей ценностью для него были достоинства каждого человека, из какой бы страны он ни пришел и какой бы путь ни выбрал. В начале творческого пути Турен осознал необходимость возвращения в социологию субъекта, способного инициировать социальные изменения, и не отказывался от этой идеи.
5 Исследовательский путь французского социолога начинался с изучения сферы трудовых отношений, на которые Турен смотрел преимущественно со стороны рабочих. На родине высоко оценивают его работы по социологии труда, в частности, монографию 1955 г., ставшую результатом исследований на автозаводе «Рено». В Латинской Америке широкую известность получили его исследования чилийских рабочих, занятых на угольных шахтах и в металлургии.
6 В мировую социологию Турен вошел благодаря поздним своим работам. События мая 1968 г. заставили его обратиться к изучению социальных движений – теме, которая оставалась для него одной из важнейших на протяжении 50 лет. Французский социолог указывал, что он старается изложить историю общества через историю конфликтов, и социальные движения позволяли анализировать социальные процессы на основе данной перспективы. Его теория постиндустриального общества, изложенная в одноименной работе 1969 г. (La Société post-industrielle), предстала как теория программируемого общества, то есть, как анализ социальных конфликтов и их трансформации. Исследователи его творчества называют среди главных теоретических работ монографию 1973 г. «Производство общества», название которой перекликается с опубликованной годом позднее книгой Лефевра «Производство пространства». Наверное, это не случайно, учитывая, что они вместе работали в Университете Нантера.
7 Постепенно Турен отказался от идеи о том, что в центре внимания должны находится рабочие движения и конфликты в сфере труда. Постепенно расширился перечень социальных движений, которые представляли для него интерес. В 1978 г. в его книге «Голос и взгляд» была предпринята попытка комплексного анализа социальных движений, среди которых социолог выделил студенческие и женские, поскольку, по его мнению, они стали важнее рабочих. Интерес к студенческим движения был многим обусловлен событиями 1968 г. Что касается движений женских, Турен видел в них серьезную социально-политическую силу, о которой продолжал писать на протяжении нескольких десятилетий, в частности в работе 2006 г. «Мир женщин». Да и глобальное «общество коммуникаций», описанное им в 2021 г., он характеризует как «место, занимаемое женщинами».
8 Он не почивал на лаврах, хотя давно получил признание. Турен продолжал работать и до последнего времени публиковал новые книги: «Новая парадигма: понять мир сегодня» (2005), «Мыслить по-другому» (2007), «После кризиса» (2010), «Конец обществ» (2013), «Мы, субъекты» (2015), «Новый политический век» (2016), «В защиту модерна» (2018), «Общество коммуникации и его действующие лица» (2021) и др. Он старался наметить основные темы для социологии XXI в. и одним из первых поставил вопрос о правомерности считать современную социологию наукой об обществе, хотя признавал, что она была таковой на протяжении большей части своей истории и представала как критика общества модерна. Однако в условиях растущего индивидуализма французскому социологу казалось особенно важным исследование действий субъектов, в том числе через изучение социальных движений.
9 Турен считал, что социолог должен участвовать в социально-политической жизни общества и регулярно высказывал свою точку зрения по поводу значимых для Франции событий, в том числе в своем блоге, который вел до 2018 г. Он призывал голосовать за Макрона, рассматривая приход к власти Ле Пен как катастрофу для Франции. В последнее время он все чаще указывал на то, что мигранты, против присутствия которых в стране выступала Ле Пен, играют важную роль в общественной жизни. Социолог полагал, что только признание их прав освободит Францию от колониального наследия. Ужесточение отношения к мигрантам в мире он связывал с усилением культурно-символического измерения социальных конфликтов в «обществе коммуникаций».
10 С Туреном спорят, его критикуют, но он старался успеть сказать как можно больше и донести свою точку зрения до широкой общественности, поэтому продолжал активно писать, даже завершив академическую карьеру. За многие десятилетия напряженной работы ему удалось внести вклад в самые разные области социологической науки, он автор около 40 книг и множества статей. Французский социолог до конца оставался верен себе и своей теории действия, поскольку, по его мнению, только «возвращение человека действующего» может дать надежду на освобождение от оков «программируемого общества».
11 И.А. ВЕРШИНИНА

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести