ООНСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

Ученые о вызовах этическим основаниям деятельности российского научного сообщества

Код статьи
S0132162525020053-1
DOI
10.31857/S0132162525020053
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 2
Страницы
52-63
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы нормативных основ профессиональной деятельности научного сообщества как составляющей его человеческого потенциала, т. е. жизнеспособности. На основе анализа транскриптов 20 глубинных интервью с учеными, работающими в исследовательских институтах и вузах, представителями социальных и гуманитарных наук из разных регионов России выявлен спектр мнений о нарушениях этики исследовательской деятельности. Установлено, что информанты толерантно относятся к множественности форм знания в современном обществе, не претендуют на символическое господство научной картины мира, которая сегодня не воспринимается как нечто целостное. Возникновение этических девиаций в исследовательской деятельности – фальсификаций и фабрикации результатов, плагиата, погони за формальными показателями и т. д. – связывают как с установками самих ученых, так и с неэффективными управленческими подходами. Наиболее действенным инструментом поддержания этических основ исследовательской деятельности информанты считают репутацию ученого, которую понимают как символический капитал, конвертируемый в социальный: значимость репутации обусловлена необходимостью совместной работы, включения в коллективы, коллаборации исследователей. Репутация является значимым механизмом саморегуляции научного сообщества и основывается как на формальных показателях (публикации, индекс цитирования и т. п.), так и на неформальных профессиональных и личностных качествах исследователя. Способность отвечать на этические вызовы, самостоятельно преодолевать девиации, деструктивные для исследовательской деятельности, – важнейшая составляющая человеческого потенциала российского научного сообщества.
Ключевые слова
научное сообщество человеческий потенциал нормы этика девиация лженаука символическое господство символический капитал социальный капитал репутация
Дата публикации
16.09.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
13

Библиография

  1. 1. Бажанов В. А., Конопкин А. М. О классификации подходов к определению псведонауки: традиции и новации // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 31. № 1. С. 174–191.
  2. 2. Бразертон Р. Недоверчивые умы. М.: Альпина нон-фикшн. 2021.
  3. 3. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Социология политики. М.: Socio-Logos. 1993. С. 53–86.
  4. 4. Доверие к знанию в условиях социальной турбулентности: риски, уязвимости, вызовы безопасности. 2018. М.: МГИМО-Университет.
  5. 5. Ефремов Ю. Н. Лженаука, псевдонауки и гипотеза // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа. СПб.: Изд-во ВВМ, 2013. С. 30–41.
  6. 6. Зарубина Н. Н. Доверие к науке в современной России в контекстах множественности форм знания // Социологические исследования. 2018. № 5. DOI 10.7868/S0132162518050100. С. 110–120.
  7. 7. Заславская Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 5–16.
  8. 8. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, 2002.
  9. 9. Кругляков Э. П. “Ученые” с большой дороги – 3 / Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. М.: Наука, 2009.
  10. 10. Плакроуз Х., Линдси Дж. Циничные теории. Как все стали спорить о расе, гендере и идентичности, и что в этом плохого. Individuum, 2020.
  11. 11. Сергеев А. Г. Проблема практической демаркации науки и лженауки на российском научном поле // В защиту науки. 2015. № 16. С. 49–68.
  12. 12. Соколов М. М. Изучаем локальные академические сообщества // Социологические исследования. 2012. № 6. С. 76–82.
  13. 13. Степин В. С. Наука и лженаука // Науковедение. 2000. № 1. С. 72–81. EDN THACIN.
  14. 14. Философия науки. – Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005.
  15. 15. Эйдельман Е. Д. Ученые и псевдоученые: критерии демаркации // Здравый смысл. 2004. № 4 (33). С. 15.
  16. 16. Merton R. Institutional Imperatives of Science. / Ed. by B. Barnes. L. 1972.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека