- Код статьи
- S0132162525040104-1
- DOI
- 10.31857/S0132162525040104
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 4
- Страницы
- 117-122
- Аннотация
- Поводом для написания критического комментария послужила статья Гошина М.Е. и др., опубликованная в журнале «Социологические исследования» в № 3, 2024 г. Подвергается анализу и критике изучение «агентности» в отношении детей. Указывается на отсутствие четкого определения самого термина, неоднозначность русскоязычного восприятия иностранной лексической кальки, искусственность создания производных - «индекс агентности», «распаковка агентности». Отмечается игнорирование российской обширной междисциплинарной научной традиции изучения самостоятельности, активности детей, слабая обоснованность методологии и методики эмпирического исследования в детской среде, пропуск важных аспектов анализа условий и факторов формирования и воспитания субъектности, инициативности детей и подростков. Приводятся аргументы в пользу переноса в будущих исследованиях инициативности с индивидуалистической значимости на просоциальный вектор, излагается авторская позиция изучения социальной активности современного юного поколения России в рамках детского и молодежного движения.
- Ключевые слова
- дети детство инициативность самостоятельность детское движение тезаурус социологии социология детства
- Дата публикации
- 21.08.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 14
Библиография
- 1. Белоклоков С. В. Процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого--педагогические науки». 2023. Т. 20. № 3. С. 49-62.
- 2. Гошин М. Е., Сорокин П. С., Григорьев Д. С. Основные факторы агентности школьников: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2024. № 3. С. 106-121.
- 3. Закарьяева С. З., Алиева С. А., Абдулатипова Э. А., Аталаева Н. Г. Анализ отечественного опыта социально--значимой деятельности детских объединений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого--педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 99-104. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-99-104.
- 4. Кученкова А. В., Майорова--Щеглова С. Н. Счастливое детство: поиск информативной системы признаков сквозь призму событийности // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12. № 3. С. 125-149.
- 5. Майорова--Щеглова С. Н. Социологический тезаурус: проблема заимствований и неологизмов // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 99-101.
- 6. Майорова--Щеглова С. Н. Трансформации детства в начале XXI в.: к уточнению концепции социального конструирования детства // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. № 4 (126). С. 173-183.
- 7. Обучение служением / Под ред. О. В. Решетникова, С. В. Тетерского. М.: АВЦ, 2019.
- 8. Тетерский С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: дис. … д-р пед. наук. Тамбов, 2004.
- 9. Тетерский С. В., Воронцова Т. В., Измаилов А. И. Фундаментальные и прикладные исследования в области наук об образовании: обновление ценностей и смыслов // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 24-37.
- 10. Филипова А. Г., Бухтиярова И. Н., Скрыпникова Е. М. Социальная активность детей и общественные организации: ресурсы, ограничения и возможности участия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29. № 1. С. 147-155.
- 11. Филипова А. Г. Российская социология детства: вчера, сегодня, завтра. Проблемы институционализации и перспективы развития: монография. СПб.: Астерион, 2016.