Некоммерческие организации как структурные элементы общества: роль в реализации и развитии человеческого потенциала
Некоммерческие организации как структурные элементы общества: роль в реализации и развитии человеческого потенциала
Аннотация
Код статьи
S020736760019571-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Федорова Мария Николаевна 
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт экономики Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
38-48
Аннотация

В статье рассматривается роль некоммерческих организаций как структурных элементов общества, дающих возможность человеку реализовать свой потенциал как субъекту общества, способствующих разрешению противоречий между индивидом и социумом, между эгоизмом и альтруизмом. Исследуется система институциональных норм, регулирующих деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в России, их взаимодействие с государством и перспективы развития. Предлагаются варианты определения социальной эффективности деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций и их государственной поддержки.

Ключевые слова
некоммерческие организации, отношения человека, общества и государства, человеческий потенциал, противоречие между индивидом и социумом, образ жизни, благотворительность, социальная эффективность
Классификатор
Дата публикации
27.04.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
530
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Пандемия коронавируса обострила социально-экономические и нравственно-духовные проблемы современного общества, связанные с противоречиями между индивидом и социумом, между эгоизмом и альтруизмом. Об этом свидетельствуют, например, беспорядки во многих странах, связанные с выступлениями против вакцинации и антиковидных мер. Данные противоречия оказывают непосредственное воздействие на качество человеческого потенциала, объединяющего разнообразные черты человека как субъекта экономики и общества, как биологического, социального и духовного существа, прямо или косвенно влияющие на результаты его трудовой, предпринимательской и социальной деятельности.
2 Поиск путей разрешения названных противоречий предполагает рассмотрение организаций и институтов, дающих возможность человеку в созидательной форме реализоваться как члену общества, и обоснование мер по их развитию. Исследуя эти проблемы, необходимо учитывать, что человеческий потенциал реализуется в различных сферах жизнедеятельности людей – в труде, проведении досуга, межличностных отношениях, потреблении [9]. Реализуя свой человеческий потенциал, индивид одновременно развивает его и создает условия для развития человеческого потенциала других индивидов, вносит свой вклад в человеческий потенциал на уровне хозяйствующего субъекта, на региональном и национальном уровнях. Он участвует в воспроизводстве общественного продукта и социально-экономических отношений. Возможности и конкретные формы этого участия зависят от социально-экономических условий, в которых живет и работает человек, от его выбора и от наличия и функционирования соответствующих институтов и организаций. Реализация и развитие человеческого потенциала – это, в конечном счете, результат взаимодействия отношений человека, общества и государства.
3 При исследовании процессов реализации и развития человеческого потенциала основное внимание, как правило, уделяется роли человека (его доходам, трудовой и предпринимательской активности, выбору, нравственно-духовному состоянию и т.д.) и государства (его социальным функциям, стратегическому планированию, трудовому законодательству, налогообложению и т.д.).
4 В России государство традиционно играет доминирующую роль в системе отношений человека, общества и государства, связанных с реализацией и развитием человеческого потенциала. С одной стороны, государственное регулирование является важнейшим условием социально-политической стабильности, социальной справедливости, обеспечения занятости, доступности образования и здравоохранения, развития культуры и т.п. Но, с другой стороны, для органов государственной власти может быть затруднительно обнаружение и решение некоторых проблем, требующих «точечного», индивидуального подхода. Это противоречие может разрешаться в результате деятельности общественных структур. Общество, его организации и институты занимают свою нишу в создании условий для реализации и развития человеческого потенциала. В экономической литературе отмечается, что «общество – это тоже инструмент удовлетворения человеческих потребностей» [1], что у человека «творческое мышление проявляется в трудовой и социальной формах» [5]. Отмечается также, что наметились тенденции к декоммерциализации и социализации общества [2. С. 5-14; 7].
5 Общество играет важнейшую роль в формировании образа жизни человека. Этот процесс, безусловно, имеет экономическую основу. Но сам образ жизни как типичное социальное поведение людей, как отношение человека к другим людям и обществу, как целевые жизненные установки человека и выбор способов их осуществления определяется, в значительной мере, социальными и культурно-историческими факторами [6].
6 Необходимо учитывать, что общество – это сложное образование с многообразными социальными группами. Человек может относить себя к различным социальным группам – по уровню доходов, уровню образования, профессии, месту жительства, общению в социальных сетях и т.п. Все это в той или иной мере влияет на потребности и образ жизни человека. Исследование социальной структуры общества дает возможность установить, из каких социальных групп оно состоит, каково экономическое и социальное положение каждой из них. Это, безусловно, необходимо для исследования условий воспроизводства человеческого потенциала и выявления проблем в этой сфере. Но социальные группы сами по себе не являются организационными структурами общества и не образуют механизм его функционирования. Структурные элементы общества представляют собой организации, взаимодействующие между собой, с людьми и органами государственной власти.
7 Роль некоммерческих организаций (НКО) как структурных элементов общества в реализации и развитии человеческого потенциала обусловлена тем, что они способствуют разрешению противоречий между эгоизмом и альтруизмом, между индивидом и социумом. Как известно, «люди сочетают своекорыстное и альтруистическое поведение» [10]. Разрешение противоречия между эгоизмом и альтруизмом осуществляется в формировании «человека гармоничного», оптимально сочетающего материальное и духовное [3].
8 Разрешение этого внутреннего противоречия в человеке является основой разрешения противоречия между индивидом и социумом, поскольку «становящийся все более культурным, ответственным перед обществом человек оказывает соответствующее воздействие на экономические, политические и прочие общественные институты» [2. С. 12].
9 Ряд организационно-правовых форм НКО выступают как «организационные ячейки социального, политического, правового и духовного развития групп людей и общества в целом» [11]. Это – добровольные объединения граждан или граждан и юридических лиц, в том числе общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, фонды, некоммерческие партнерства, частные учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации (союзы)1. В деятельности некоммерческих организаций реализуются возможности человека как субъекта общества по реализации и развитию человеческого потенциала на макро-, мезо- и микроуровне.
1. См. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021), вступил в силу 03.10.2021.
10 Необходимо отметить, что наличие в обществе организаций, являющихся его структурными элементами, созданных индивидами и их группами и действующих в соответствии с законодательством, является необходимым условием становления и функционирования гражданского общества как формы взаимодействия государственных структур и общественных структур самоорганизации и самодеятельности индивидов. В гражданском обществе некоммерческие организации выступают носителями индивидуальных и групповых интересов людей, взаимодействуют с государственными структурами и дополняют их деятельность.
11 Некоммерческие организации как структурные элементы общества выполняют различные функции, среди которых особую роль для реализации и развития человеческого потенциала играют артикуляция (выявление социальных проблем), фандрайзинг (сбор средств) и организация людей для их решения, в том числе бесплатное привлечение дополнительных трудовых ресурсов – волонтеров. С реализацией и развитием потенциала человека как субъекта общества непосредственно связаны, прежде всего, социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), в том числе благотворительные организации. В деятельности этих НКО реализуется и развивается не только профессионализм сотрудников, но и нравственно-духовная сторона человеческого потенциала благотворителей, сотрудников и волонтеров. В результате укрепляются солидарность, взаимопомощь, взаимное уважение людей в обществе. Для получателей услуг создаются возможности для сохранения и развития их человеческого потенциала, например, для укрепления здоровья, получения новых знаний, духовного развития, проведения досуга и т.п.
12 В России сформирована система институциональных норм, регулирующих деятельность СО НКО. В основе этой системы лежат статьи Конституции РФ, в которых закреплены право граждан на создание общественных организаций (Ст. 30.1) и функции Правительства РФ по поддержке НКО и добровольческой (волонтерской) деятельности (Ст. 39.3, 114.1), и Гражданского кодекса РФ, в котором дается характеристика организационно-правовых форм НКО (Ст. 122). Конкретные правила создания и деятельности социально ориентированных и благотворительных НКО содержатся в федеральных законах «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995, № 135-ФЗ, «О меценатской деятельности» от 04.11.2014 № 327-ФЗ, «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ.
13 О том, что социально ориентированным НКО отводится важная роль в обществе, свидетельствует то, что они особо выделены в законодательстве. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» к социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО) относятся НКО, созданные в предусмотренных данным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации2. Эти организации включаются в специальный реестр Министерства экономического развития РФ, если они получают государственную поддержку.
2. Конкретные виды деятельности СО НКО многообразны. Среди них к развитию и реализации человеческого потенциала непосредственное отношение имеют, прежде всего, социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства); деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов (См. Ст. 2.1., 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021), вступил в силу 03.10.2021).
14 При этом в числе СО НКО выделены НКО – исполнители общественно полезных услуг, участвующие в гражданском партнерстве с государством по конкретным направлениям. Это СО НКО, которые не выполняют функции иностранного агента3, не имеют задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и оказывали на протяжении не менее чем одного года общественно полезные услуги надлежащего качества или осуществляли надлежащую реализацию проектов по оказанию общественно полезных услуг по одному или нескольким приоритетным направлениям с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества4. Для них существует специальный реестр Министерства юстиции РФ.
3. К НКО, выполняющим функции иностранного агента, относятся организации, получающие средства из иностранных источников и участвующие в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ; они включаются в особый реестр Министерства юстиции РФ (См. Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»).

4. См. Ст. 2.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021), вступил в силу 03.10.2021.
15 Таблица 1
16 Динамика количества СО НКО, численности персонала и волонтеров в них в 2011-2020 гг.*
2011 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2011 г.
Количество СО НКО (тыс.) 99,0 140,0 146,0 128,7 130%
Численность работников в СО НКО (тыс. чел.) 445,0 409,2 375,8 374,3 84,1%
Численность волонтеров в СО НКО (тыс. чел.) 1146,0 2937,3 4046,7 3429,1 299,2%
17 *Составлена по: Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций.
18 URL: https:\\ www.economy.gov.ru\material\file\7fc7a6ff479bf19501fad50198b397a1\Doklad_2020pdf;
19 Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2020 г. URL: https:\\www.economy.gov.ru\material\file\6e0b95bace2f3e90da56ef04545e5f35\Doklad_2021pdf;
20 Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. URL: https:\\ economy.samregion.ru\upload\iblock\a73\doklad-v-pravitelstvo-87-r.pdf
21 Как показывают данные таблицы 1, до пандемии количество СО НКО и волонтеров росли высокими темпами, а количество занятых сокращалось, то есть СО НКО старались больше использовать труд волонтеров. В период пандемии сократилось количество СО НКО, работников и волонтеров в них. Несмотря на это, как показывает дальнейшее исследование, социальный эффект от их деятельности не уменьшился.
22 Среди СО НКО особое место занимают благотворительные организации. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации целей, аналогичных видам деятельности СО НКО путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительная деятельность осуществляется в виде бескорыстной передачи гражданам и юридическим лицам имущества, денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки5. Деятельность благотворительных организаций дает возможность дополнить бюджетные средства для решения социальных проблем. Благотворительность является традицией российского бизнеса, которая существовала в Российской Империи и возродилась в наше время.
5. См. Ст. 1,6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ.
23 По данным Минюста РФ, в России в 2018 г. было 11,6 тысяч благотворительных организаций, а в 2020 г. – около 13 тысяч6, то есть их количество за указанный период увеличилось на 12%.
6. См.: [4]; URL: https:\\www.fontanka.ru\2020\04\15\69092677
24 Как следует из данных социологических опросов Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ», в период пандемии доля населения, осуществляющего благотворительные пожертвования, увеличилась, но сократилась средняя сумма пожертвований (см. таблицу 2). Это в значительной мере связано со снижением реальных располагаемых доходов населения – в 2020 г. их уровень составил 96,5% к 2019 г.7 Но, несмотря на это, люди старались помочь нуждающимся, им не безразличны социальные проблемы. Осознание того, что все должны в какой-то мере участвовать в решении социальных проблем, свидетельствует о стремлении человека реализовать свой потенциал как члена общества.
7. URL: https:\\ www.gks.ru
25 Таблица 2
26 Участие населения РФ в благотворительности, основные направления и основные мотивы пожертвований*
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Доля взрослых россиян, жертвующих в благотворительные организации (%) 49 49 51
Средняя сумма пожертвований (руб.) 8258 10132 5833
Основные направления пожертвований (в % к количеству жертвующих): – на помощь детям (сиротам, инвалидам, нуждающимся в лечении и т.п.); – на помощь нуждающимся (бедным); – на поддержку религиозных организаций. 57% 26% 36% 59% 32% 31% 52% 29% 28%
Основные мотивы пожертвований (в % к количеству жертвующих): – не безразлична конкретная социальная проблема; – желание помочь тем, кому меньше повезло; – все должны участвовать в решении социальных проблем. 45% 38% 32% 45% 42% 28% 38% 34% 28%
* Составлена по: URL: >>>> Исследование частных пожертвований в России. URL: https:\\www.cafoline.org; Исследование частных пожертвований в России. 2021 г. URL: https:\\www.cafrussia.ru
27 Государство взаимодействует с СО НКО, осуществляя финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержки, поддержку в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) СО НКО, предоставляя субсидии, гранты и различные льготы, заключая контракты на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Созданы информационные порталы, ресурсные центры, проводятся мероприятия по обмену опытом в регионах, развивается социальная реклама. В Налоговом Кодексе РФ содержится комплекс льгот для НКО, жертвователей (доноров) и получателей помощи.
28 В период пандемии коронавируса СО НКО участвовали в оказании помощи пожилым людям, многодетным, инвалидам и людям с ограниченными возможностями, привлекая и организовывая волонтеров, собирая благотворительные пожертвования. Государство оказывает поддержку таким организациям подобно той, которую оказывает малому и среднему бизнесу8 (см. таблицу 3).
8. См., например, Постановление Правительства РФ от 11.06.2020 № 897 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», «Правила предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (утверждены постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2021 г. № 1513).
29 Таблица 3
30 Динамика государственной и муниципальной поддержки СО НКО
31 в 2018-2020 гг. *
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2018 г.
Из федерального бюджета (млрд руб.) 21,8 34,7 53,4 245%
Из бюджетов субъектов РФ (млрд руб.) 34,6 48,7 58,0 167,6%
Из местных бюджетов (млрд руб.) 3,33 2,99 4,8 144%
Всего 59,73 86,39 116,2 195%
32 *Составлена по: Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. URL: https:\\ www.economy.gov.ru\material\file\7fc7a6ff479bf19501fad50198b397a1\Doklad_2020pdf;
33 Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2020 г. URL: https:\\www.economy.gov.ru\material\file\6e0b95bace2f3e90da56ef04545e5f35\Doklad_2021pdf;
34 Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. URL: https:\\ economy.samregion.ru\upload\iblock\a73\doklad-v-pravitelstvo-87-r.pdf
35 Необходимо отметить, что налоговые льготы для НКО существуют в большинстве стран. Вместе с тем их целесообразность является дискуссионной проблемой. Например, существует альтернативное предложение о введении системы благотворительных ваучеров для всех налогоплательщиков вместо налоговых льгот в сфере благотворительности [8]. На первый взгляд, это возможность экономии средств. Но для эффективной деятельности в сфере благотворительности, как и в любой другой сфере, нужны профессионалы, а это некоммерческие организации как структурные элементы общества со всеми своими функциями, и им нужны устойчивые, предсказуемые условия работы. Поэтому систему налоговых льгот целесообразно сохранять и корректировать по мере возникновения новых задач у НКО. Например, целесообразно освободить СО НКО от транспортного налога, налога на имущество и земельного налога. Не менее важное значение имеет дальнейшее развитие информационных центров (государственных и организованных благотворительными фондами), предоставляющих информацию как по организации работы СО НКО (финансирование, менеджмент, взаимодействие с органами государственной власти и т.п.), так и по способам работы по конкретным социальным проблемам (профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников, обмен опытом и т.п.).
36 Перспективы развития СО НКО отражены в стратегическом планировании. Об этом свидетельствует, например, разработка «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года»9 и «Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года»10. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»11 отмечена необходимость укрепления взаимодействия органов государственной власти и организаций гражданского общества, то есть некоммерческих организаций. В национальные проекты «Демография», «Жилье и городская среда», «Культура», «Наука», «Образование» и «Экология» вовлечены НКО, а в проектах «Культура» и «Образование» предусмотрены поддержка деятельности НКО и волонтеров, привлечение благотворительных организаций к стратегическому планированию в социальной сфере. Все это свидетельствует о том, что СО НКО встроены в систему социально-экономических отношений человека, общества и государства, связанных с реализацией и развитием человеческого потенциала.
9. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2019 г. № 2705-р.

10. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. N 2950-р.

11. Утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400.
37 Актуальной проблемой является определение эффективности деятельности НКО. В «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено создание методик и стандартов оценки социального эффекта. Это сложная задача, поскольку эффект можно оценивать по-разному. Например, в результате сбора благотворительных пожертвований на лечение достигается социальный эффект – люди вылечились, восстановили трудоспособность и экономический эффект – сэкономлены средства этих людей и государства. По-видимому, методики необходимы разные, чтобы НКО применяли их по своему выбору.
38 Социальный эффект не измеряется деньгами. Можно предложить варианты (см. таблицу 4) – например, скольким людям помогли работники и волонтеры СО НКО, скольким людям помог 1 рубль государственной поддержки СО НКО.
39 Таблица 4
40 Социальная эффективность СО НКО*
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2018 г.
Социальный эффект – количество людей получивших поддержку от СО НКО (млн чел.). 22,0 19,0 44,0 200%
Количество работников и волонтеров в СО НКО (млн чел.). 3,3 4,4 3,8 115%
Социальная эффективность деятельности СО НКО – отношение количества людей, получивших поддержку от СО НКО, к количеству работников и волонтеров. 6,7 4,3 11,6 173%
Общая сумма государственной и муниципальной поддержки СО НКО (млн руб.). 59730 86390 116200 195%
Социальная эффективность государственной и муниципальной поддержки – отношение количества людей, получивших поддержку от СО НКО, к общей сумме государственной и муниципальной поддержки СО НКО. 0,0073 0,0072 0,0073 100%
41 *Составлена по: Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. URL: https:\\ www.economy.gov.ru\material\file\7fc7a6ff479bf19501fad50198b397a1\Doklad_2020pdf;
42 Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2020 г. URL: https:\\www.economy.gov.ru\material\file\6e0b95bace2f3e90da56ef04545e5f35\Doklad_2021pdf;
43 Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. URL: https:\\ economy.samregion.ru\upload\iblock\a73\doklad-v-pravitelstvo-87-r.pdf
44 Как следует из таблицы 4, в пандемию увеличилось общее количество людей, получивших поддержку от СО НКО, а также в расчете на одного работника и волонтера. При этом показатель социальной эффективности государственной и муниципальной поддержки практически не изменился. Можно сделать вывод, что основным источником роста социальной эффективности деятельности СО НКО стала их работа, а не рост господдержки. Это свидетельствует о росте вклада СО НКО как субъектов общества в реализацию и развитие человеческого потенциала в России.
45 Следует отметить, что предлагаемый вариант оценки социального эффекта будет способствовать тому, чтобы СО НКО больше занимались решением реальных социальных проблем, а не поиском способов оформления государственной поддержки для себя.
46 Таким образом, деятельность НКО как структурных элементов общества является одним из условий и формой проявления развития и реализации потенциала человека как субъекта общества, разрешения противоречий между индивидом и социумом, между эгоизмом и альтруизмом. Необходимо развивать систему льгот для НКО, благотворителей и волонтеров, уважение к ним в обществе. Необходимо также чтобы в средствах массовой информации больше уделялось внимание результатам деятельности СО НКО и волонтеров. Нередко средства массовой информации уделяют много внимания общественным беспорядкам, преступлениям и т.п. В связи с этим невольно вспоминается песня старухи Шапокляк из мультфильма о Чебурашке: «Кто людям помогает – тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя». СО НКО дают возможность прославиться хорошими делами. Достойны уважения те, кто делает пожертвования, идет работать волонтером, помогает пожилым людям и инвалидам.

Библиография

1. Бодрунов С.Д. «К вопросу о сравнительном анализе теории ноономики и социализма» // «Вопросы политической экономии». 2020. № 3. С. 54-55.

2. Бодрунов С.Д. «Генезис ноономики: НТП, диффузия собственности, социализация общества, солидаризм» // «Экономическое возрождение России». 2021. № 1.

3. Бушуев В.В., Голубев В.С., Кураков Л.П. «Проблемы формирования социогуманитарной цивилизации (естественно-гуманитарный синтез)» // М.: Изд-во ИАЭП. 2016. С. 41.

4. «Волонтерство и благотворительность в России и задачи национального развития» / Под ред. Мерсияновой И.В. // М.: Издат. дом ВШЭ. 2019. С. 12.

5. Зяблюк Р.Т. «Развитие человека в процессе смены экономических систем» // «Вопросы политической экономии». 2020. № 1. С. 49.

6. Капустин Е.И. «Уровень, качество и образ жизни населения России» // М.: Наука. 2006. С. 21.

7. Клейнер Г.Б. «Декоммерциализация общества – условие интеллектуализации экономики» // «Экономическое возрождение России». 2021. № 1. С. 23-30.

8. Корнейчук Б.В. «Социалистический проект Тома Пикетти» // «Вопросы экономики». 2021. № 11. С. 137.

9. Соболева И.В. «Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития» // М.: Наука. 2007. С. 13.

10. Стиглиц Дж. «Люди, власть и прибыль. Прогрессивный капитализм в эпоху массового недовольства» // М.: Альпина Паблишер. 2021. С. 60.

11. Федорова М.Н. Трансформация институтов некоммерческих организаций в Российской Федерации // М.: ИЭ РАН. 2004. С. 113.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести