Фигура Брахмана и брахманистское ритуальное мышление
Фигура Брахмана и брахманистское ритуальное мышление
Аннотация
Код статьи
S023620070019514-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Смирнов Николай Алексеевич Алексеевич 
Аффилиация: Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций
Адрес: Российская Федерация, 420111 Казань, ул. Кремлевская, дом 35, к. 1602
Страницы
111-128
Аннотация

Автор статьи предполагает, что философия в индийской культуре возникает как расширение и развитие ритуального мышления, основной чертой которого является единство слова, мысли и действия, опирающееся на символическое отождествление участников ритуала и всего, что происходит в нем, с пребывающими вне времени, абсолютными событиями божественной жизни (сотворение мира, например). Акты философской мысли, описываемые в «старших» упанишадах — это не отвлеченное вопрошание о началах мира, пришедшее на смену брахманистскому жертвоприношению, а новая, более совершенная форма осуществления (того же самого) жертвенного ритуала, и особого, сакрального Знания, несущего не гносеологический, а сотериологический смысл. Цель такого философствования — не познание мира, а достижение бессмертия через сакрализацию всего сущего. Ключевыми эпизодами здесь являются онтологизация фигуры жреца-брахмана, трансформировавшегося в развитии ритуала в образ Брахмана как абсолютного основания жизни и внутренней, подлинной природы «я» (эта трансформация зафиксирована в текстах брахман — символических комментариев к ритуалу), а также роль ритуальной формулы ya evam veda («кто так знает»), формой развития которой являются философские формулы упанишад. Так же как жрец-брахман создает сакральное пространство ритуала, отождествляя себя и все, происходящее внутри ритуала с жертвоприношением божества Праджапати, творящего мир, так же мыслители упанишад сакрализуют все существующее и самих себя через осознание тождества Атмана и Брахмана. Это осознание — именно акт ритуального тождества, а не теоретическая интерпретация. В своих размышлениях автор статьи опирался на концепцию «ритуального символизма» В.С. Семенцова, понимающего ведийское жертвоприношение (в текстах брахман, в первую очередь) как особый тип мышления.

Ключевые слова
ритуальный символизм, Брахман, жертвоприношение, ритуальное мышление, Веды, Упанишады
Источник финансирования
Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета
Классификатор
Получено
06.04.2022
Дата публикации
11.05.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
1004
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070019514-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 06.04.2022
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS

Библиография

1. Бибихин В.В. Грамматика поэзии. Новое русское слово. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009.

2. Бэшем А. Чудо, которым была Индия / пер. с англ. М.: Восточная литература, 1977.

3. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» — великое начало индийской литературы и культуры / Ригведа: Мандалы I–IV: изд. подготовила Т.Я. Елизаренкова. М.: Наука, 1999.

4. Елизаренкова Т.Я. Язык и стиль ведийских риши: древнеиндийский памятник «Ригведа». М.: Восточная литература, 1993.

5. Радхакришнан С. Индийская философия / пер. с англ. М.: Академический проект: Альма Матер, 2008.

6. Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы: Ритуальный символизм. М.: Наука, 1981.

7. Упанишады / пер. с санскрита, исслед., коммент. и прил. А.Я. Сыркина. 4-е изд., испр. и доп. М.: Наука, Восточная литература, 2019.

8. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.1. От каменного века до элевсинских мистерий / пер. с румын. Н.Н. Кулаковой и др. М.: Критерион, 2001.

9. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М.: Наука, 1980.

10. Gonda J. Eye and Gaze in the Veda. Amsterdam-London: North

11. Holland Publishing Company (Verh. Kon. Ned. Wet. Letterkunde LXXV, n 1), 1969

12. Gonda J. The Vision of the Vedic Poets. The Hague, 1963.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести