Африканская диаспора в Китае: меняющаяся идентичность в меняющемся мире
Африканская диаспора в Китае: меняющаяся идентичность в меняющемся мире
Аннотация
Код статьи
S032150750011116-9-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
C. Jama Adams. Africana Peoples in China: Psychoanalytic Perspectives on Migration Experiences, Identity, and Precarious Employment. New York, 2019, 208 p.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Андреев Николай Дмитриевич 
Должность: м.н.с., Центр глобальных и стратегических исследований
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
78-80
Аннотация

Рецензия на книгу C. Jama Adams. Africana Peoples in China: Psychoanalytic Perspectives on Migration Experiences, Identity, and Precarious Employment. New York, 2019, 208 p.

Ключевые слова
Африка, Китай, психоанализ, мигранты, диаспора, идентичность
Классификатор
Дата публикации
22.10.2020
Всего подписок
22
Всего просмотров
1857
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В книге Карлтона Джама Адамса, доцента кафедры психологии и африканских исследований в Колледже уголовного правосудия имени Джона Джея (США), «Africana Peoples in China: Psychoanalytic Perspectives on Migration Experien-ces, Identity, and Precarious Employment»1 (New York, 2019, 208 p.) рассматривается психосоциальный опыт африканских мигрантов в Китае. Цель своего исследования автор предельно схематично обозначает как анализ проблем, переживаемых мигрантами «субъективно, с акцентом на взаимодействие между чувством свободы воли индивидов и структурами, в которые они встроены» (p.16).
1. «Африканцы в Китае: психоаналитические перспективы [исследования] миграционного опыта, идентичности и неустойчивой занятости».
2 Во введении, являющемся одновременно и 1-й главой работы, исследователь называет африканцев первыми мигрантами в истории и вводит сам термин «Africana», которым он обозначает выходцев из Африки и представителей африканских диаспор за пределами этого континента. Основной причиной переселения африканцев в КНР автор называет «силы рынка» (p. 6), т.е. в этом отношении китайский вектор ничем не отличается от других направлений миграций из Африки. Прибыв в Китай, африканец начинает напряженный поиск своего места в новых для себя условиях. Неотъемлемой чертой африканских мигрантов в КНР Адамс считает амбивалентность - это утверждение обосновывается на протяжении всей книги.
3 Он отмечает, что интеграция мигрантов в китайское общество вообще сильно затруднена, т.к. государство, как правило, «настороженно относится к иностранцу как к носителю ценностей, представляющих угрозу для статус-кво» (p. 7). Не способствует интеграции африканцев в китайское общество и то, что общение с местным населением происходит, в основном, на «колониальных» языках либо на «языке калькулятора»2 (p. 3).
2. Автор термина - А.Бодомо (Венский университет), исследователь африканских мигрантов и африканской диаспоры в Китае. Так он называет практику, когда продавец набирает на калькуляторе свою цену, а покупатель свою, - и они сторговываются (прим. авт.).
4 Во 2-й главе - «Самость и мир» («Self in the World») рассматриваются психологические и психоаналитические аспекты социального бытия мигрантов, в т.ч. африканских - в Китае. Адамс фокусируется на процессе поддержания самости в уязвимой и оторванной от корней мигрантской среде. Он критикует капиталистическую систему и глобализацию, однако осознавая при этом невозможность игнорирования этих феноменов и поэтому сосредотачиваясь на одной из их прикладных проекций - роли миграционных процессов в современном мире.
5 Эта роль, по его мнению, исключительно велика, поскольку год от года нарастают подвижность человечества и одновременно восприятие ее как некой новой мировой реальности. «Усиление чувства мобильности становится все более важным фактором того, как современный человек конструирует осознание своей самости», - пишет исследователь (p. 19). Для него миграция - это всегда поиск человеком смысла собственного существования, попытка оправдания его подлинности, но это одновременно и неизбежное погружение себя в некое амбивалентное состояние, когда одинокая личность мигранта балансирует между рисками и возможностями принимающего сообщества.
6 В книге утверждается, что в современном глобальном мире у мигранта практически не может быть единственной идентичности - скорее, ему свойственна плавающая иерархия множества идентичностей. По мысли Адамса, жизнь большинства африканских мигрантов, в особенности на юге Китая, остается как бы за гранью внимания китайского общества и находится под пристальным и недружелюбным контролем государства. Мигранты пребывают на положении аутсайдеров, они обречены быть всегда посторонними, не чувствующими себя дома, их «промежуточное состояние становится постоянным» (p. 43).
7 Вместе с тем, автор фиксирует наличие в Китае определенных сетей взаимной поддержки среди африканских мигрантов - сетей различной степени разветвленности и глубины. Если на севере или в центральной части Китая - в Пекине или Шанхае - поддержка мигрантов со стороны таких сетей основывается преимущественно на профессиональной идентичности, то на юге - в Гуанчжоу- на идентичности более традиционной, в частности, этнической, родовой, семейной. Адамс признает глобальный рынок площадкой и формой творческой деятельности, которой и занимаются мигранты, в т.ч. африканские.
8 Третья глава - «Адаптивная амбивалентность» («Adaptive Ambivalence») - посвящена анализу защитного и в определенном смысле интеграционного механизма, характерного для африканских мигрантов в Китае, сталкивающихся с «экзистенциальной дилеммой», которая, по словам автора, заключается в том, что «у них есть существенные основания для любви и к родному дому, и к Китаю одновременно с существенной неудовлетворенностью обоими» (p. 48).
9 Африканских мигрантов Китай привлекает как потенциальное место преуспеяния, а родина - как эмоциональная привязанность. Но в Китае ограничения налагаются как на suzhi - более образованных и социально устроенных мигрантов-африканцев, проживающих, главным образом, на севере Китая, так и на chiku - мигрантов-торговцев на юге Китая (в основном, в Гуанчжоу) (p. 49). Отсюда и фиксируемое Адамсом проявление одной из «набирающих силу неолиберальных установок», когда «моральное “я” все больше входит в противоречие с деловым “я”» (p. 58).
10 Мигранты рассматриваются как своего рода современные кочевники. Адамс критикует традиционное представление о миграции как о бегстве с целью дальнейшей ассимиляции. Миграция, с его точки зрения, - процесс не негативный, а именно амбивалентный. Автор считает хорошо управляемую, подкрепленную саморефлексией и поддержанную в рамках определенного сообщества адаптивную амбивалентность неизбежным и вместе с тем - оптимальным состоянием африканских мигрантов в Китае.
11 В 4-й главе, «Современность и миграция» («Modernity and Migration»), раскрываются общие тенденции бытования мигрантских сообществ в эпоху глобализации. Для людей, решившихся на миграцию, все чаще мотивацией служит не страх, а «ненасытное любопытство, отчасти подпитываемое, для пущей уверенности, логикой и рациональностью» (p. 76). Поскольку современный мир создает для человека - и в первую очередь для мигранта - атмосферу отчужденности и одиночества, амбивалентность позволяет ему балансировать между «хищничеством» и «креативностью» капитализма (p. 81). По мнению Адамса, внутри мигрантской среды необходимо создавать такие сообщества, которые позволили бы своим членам пользоваться всеми преимуществами и выгодами капитализма и вместе с тем - противостояли бы его несправедливости.
12 Амбивалентность, о которой пишет Адамс, созвучна мыслям, которые высказывают и китайские ученые Чжао Цзюцзюнь и Ань Юаньюань3. Они констатируют, что подавляющее большинство африканских переселенцев «имеют низкий уровень образования» (а значит, как это прочитывается между строк, - и культуры, а также поведенческих норм), поэтому могут претендовать исключительно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые виды деятельности под контролем представителей своих же этнических групп. Но вместе с тем, причина столь безнадежного положения африканских мигрантов в Гуанчжоу кроется и в отношении к ним со стороны местного населения, которое стремится изолироваться от чужаков.
3. Чжао Цзюцзюнь, Ань Юаньюань. Формирование районов компактного проживания выходцев из Африки в Гуанчжоу и появление феномена их изоляции на расовой почве. Административный форум. 2017. № 4, с. 53-59 (на кит.).
13 В 5-й главе - «Раса и этничность» («Race and Ethnicity») - говорится об этнических аспектах жизни африканских мигрантов в КНР. Китай, переживший опыт унижения со стороны иностранцев, по мнению исследователя, с большим подозрением относится ко всем этнически отличным группам и стремится к ассимиляции неханьских представителей, т.к. видит в них угрозу своему суверенитету. Свойственный китайцам, по мнению Адамса, бытовой расизм строится не на собственно ксенофобских настроениях, а на оценке африканцев как «невежественной» группы населения (p. 113). Особенно ярко такая установка заметна на примере травли лиц, состоящих в смешанных китайско-африканских браках, и их детей.
14 Приведенное мнение подтверждают китайские социологи Чжоу Ян и Ли Чжиган4. Они свидетельствуют об «огромном социальном давлении», которое испытывают на себе смешанные китайско-африканские семьи, проживающие в Гуанчжоу, даже считающиеся благополучными, со стороны местного населения, которое в большинстве своем негативно воспринимает такие браки и считает, что необходимо «осторожнее относиться к выбору супруга».
4. Чжоу Ян, Ли Чжиган. Влияние в среде изоляции: социально-культурная адаптация китайско-африканских браков на примере Гуанчжоу. Вестник Центрального университета национальностей (выпуск по философии и общественным наукам). 2016. № 1, с. 70-79 (на кит.).
15 Адамс надеется, что «со временем, когда Китай станет более интегрированным в международное сообщество», его подходы по целому ряду вопросов могут оказаться «неуместными», а «ханьцы начнут уделять больше внимания поддержанию индивидуальной свободы и обеспечению благополучия и меньше интересоваться преобладанием своей этнической группы» (p. 113).
16 В 6-й главе - «Современные чернокожие в Китае: психологические перспективы, устремления и ограничения» («Contemporary Blackness in China: Psychological Perspectives, Aspirations, and Constraints») - разбираются практические аспекты жизни африканских мигрантов в сегодняшней КНР. Большинство из них, помимо студентов, - это торговцы, которых можно условно разделить на три группы: бизнесмены, проживающие в Китае более 3 лет на легальном положении, бизнесмены, постоянно курсирующие между южным Китаем и странами Западной Африки, и те, чей срок регистрации истек, и кто находится фактически на нелегальном положении.
17 Адамс рассматривает национальный состав африканских диаспор и их истории. Западные африканцы, в частности, нигерийцы, преобладают в Гуанчжоу, столице провинции Гуандун, значительное число северных и все больше западных африканцев проживают в Иу (провинция Чжэцзян). В Шанхае и, в меньшей степени, в Пекине также рассеяны небольшие группы африканцев. Самое давнее сообщество африканцев, проживающих в Китае, находится в Макао. Оно существует с XVII в., причем большинство его членов являются выходцами из стран лузофонии (с относительно недавним притоком нигерийцев).
18 Автор выделяет 6 психологических факторов, которые способствуют формированию и реализации устремлений мигрантов. Во-первых, это сама мечта о цели, достижение которой не связано напрямую с преодолением исключительно экономических трудностей. Во-вторых - «императивы развития», которые «определяют характер и качества мечты, которая движет устремлениями человека» (p. 137). В-третьих - тип характера, который влияет на широту устремлений и «способность адаптивно управлять возникающими амбивалентностями» (p. 139). В-четвертых - возможности, т.е. адекватные поставленным целям способности. В-пятых, статус и класс, связанные с уровнем мобильности и доходов. Наконец, в-шестых - взаимоотношения, предполагающие поддержку со стороны своего сообщества.
19 В главе 7 - «Африканцы и конструирование самости в Китае» («Africana Persons and Self-Making in China») - анализируется комплекс проблем, связанных с идентичностью африканских мигрантов. Адамс считает, что унижения и изоляция, в которой они оказываются, могут стимулировать сопротивление и поощрять попытки продемонстрировать свою человечность. Например, через инвестирование в красоту чернокожими женщинами. Другой формой сопротивления является борьба за права мигрантов и за справедливое к ним отношение, что и происходит, например, в Гуанчжоу.
20 В 8-й, заключительной, главе - «Выводы и возможности будущего» («Conclusions and Possibilities for the Future») - заново суммируются все положения работы, и делается прогноз относительно тех трудностей и возможностей, которые ожидают африканскую диаспору в будущем. Адамс осторожно предполагает, что количество смешанных китайско-африканских браков будет расти, и дети от таких браков, оставаясь носителями африканского наследия, станут уже полноправными гражданами КНР. Вместе с тем, по его мнению, само по себе «промежуточное положение вполне может быть не временной, а устойчивой формой психической организации, пусть и с некоторыми рисками», а «ощущение себя посторонними» может быть комфортным для «психологически здоровых мигрантов» (p. 202).
21 Получается, что для Адамса мигранты являются неким мессианским социумом, преисполненным жизненной энергии и творчества, провозвестниками неомарксистского «идеального» - бесклассового и безрасового эгалитарного - общества (весь дискурс книги сугубо маркузианский: Адамсу, несомненно, близко утверждение немецкого и американского неомарксиста Г.Маркузе, что «прослойка отверженных и аутсайдеров, эксплуатируемых и преследуемых представителей других рас и цветов кожи»5 - наиболее передовая в процессе переустройства мира).
5. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М., REFL-book, 1994, с. 336.
22 Среди несомненных достоинств книги стоит отметить глубокую погруженность автора в изучаемый вопрос, комплексный подход к анализу, а также богатый эмпирический материал - многочисленные интервью с чернокожими мигрантами, живущими в Китае.
23 Однако наряду с этим нельзя не отметить и крайнюю политическую ангажированность текста, определенный неомарксистский догматизм Адамса. Также стоит указать и на довольно предвзятое отношение к китайскому государству и китайскому обществу, которые, несмотря на некоторые комплиментарные оговорки, представляются в книге носителями репрессивной парадигмы.
24 В то же время дело зачастую обстоит прямо противоположным образом - китайцы (преимущественно в лице общественных организаций) стараются адаптировать переселенцев из Африки и обеспечивать им достойный уровень жизни. Так, социологи Чжан Сяовэн и Мао Гуомин6 анализируют работу Центра комплексного обслуживания иностранцев в Гуанчжоу, которому удалось наладить «успешную социальную интеграцию» выходцев из Африки в китайское общество.
6. Чжан Сяовэн, Мао Гуомин. Роль общественных организаций в процессе социальной интеграции африканских мигрантов - на основе анализа примеров улицы Дэнфэн в районе Юэсю города Гуанчжоу. Исследования в области административного управления. 2017. № 7, с. 49-51 (на кит.).
25 Книга, несомненно, представляет интерес для дальнейшего изучения проблем адаптации мигрантов, в частности африканских, в новых сообществах их проживания.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести