США - Африка. Визит Государственного секретаря Э.Блинкена в Кению, Нигерию, Сенегал (ноябрь 2021). Часть 2
США - Африка. Визит Государственного секретаря Э.Блинкена в Кению, Нигерию, Сенегал (ноябрь 2021). Часть 2
Аннотация
Код статьи
S032150750019729-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Урнов Андрей Юрьевич 
Должность: главный научный сотрудник, Центр изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
5-13
Аннотация

Во второй части статьи рассказано о пребывании государственного секретаря США в Сенегале (20 ноября 2021 г.) - одной из 7 франкоговорящих стран Африки. Э.Блинкен был принят президентом М.Саллом, провёл обстоятельные переговоры с министром иностранных дел. Обсуждалось двустороннее сотрудничество в пяти сферах «общих интересов - глобальное здравоохранение, климатический кризис, инклюзивный экономический рост, демократия, мир и безопасность». В ходе визита четыре американские компании подписали с правительством Сенегала Меморандум об инвестировании $1 млрд в инфраструктурные проекты страны.

На основе заявлений и ответов государственного секретаря на вопросы СМИ в ходе его визита в Африку представлена позиция США по конфликтным ситуациям в четырех странах Африки. Установочные требования: Эфиопия - прекращение вооружённой борьбы между Федеральным правительством и Народным фронтом освобождения Тыграя, диалог и политическое урегулирование; Сомали - завершение формирования парламента и выборы президента; Судан и Мали - «демократический транзит» от военных режимов к гражданскому правлению.

Приведены фактические данные об участии африканских государств в инициированном президентом Байденом глобальном очно-дистанционном «Саммите за демократию» 8-10 декабря 2021 г. Из 54 стран континента на саммит были приглашены 17. Бросалось в глаза отсутствие Алжира, Марокко, Туниса и Египта.

Ключевые слова
Соединенные Штаты, Африка, партнёрство, общие интересы, экономический рост, демократия, мир и безопасность, конфликт, политическое урегулирование, диалог
Классификатор
Получено
28.01.2022
Дата публикации
22.04.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
946
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 СЕНЕГАЛ
2 Официальное сообщение о приёме Э.Блинкена президентом Сенегала Маки Саллом 20 ноября 2021 г. было кратким. Участники встречи подтвердили «партнёрский характер» двусторонних отношений, «обсудили общие глобальные приоритеты - прекращение пандемии, возобновление инклюзивного экономического роста, укрепление демократического управления и уважение прав человека в регионе». Со своей стороны, госсекретарь «аплодировал» руководителю Сенегала, как участнику решения африканских проблем, «поднял вопрос об укреплении сотрудничества в области безопасности при продолжении совместной работы по противодействию климатическим изменениям» [1].
3 Главным собеседником Э.Блинкена была министр иностранных дел Айсата Талл Салли. Министр поблагодарила госсекретаря за то, что Сенегал стал первой из семи франкоговорящих стран Африки, которую он решил посетить: «Для нас это очень много значит … показывает, что Сенегал занимает особое место в отношениях, которые вы хотите иметь с Африкой», - сказала А.Т.Салли. Из её высказываний следовало, что сенегальское руководство готово сделать всё, чтобы оправдать такое доверие. «Мы будем придерживаться тех же принципов, того же видения, тех же мыслей и тех же целей, достижения которых мы вместе желаем всему миру». Главенствующая роль США в мире безоговорочно признавалась. «Мы хотим поблагодарить Соединенные Штаты за возвращение на мировую сцену, в её центр, потому, что это ваше место и вам ни в коем случае не следовало его покидать. Мы счастливы, что вы вернулись», - заявила А.Т.Салли. «Великой инициативой» назвала министр предложение Дж.Байдена провести Саммит за демократию. Президент М.Салл будет в нём участвовать. «Сенегальская модель станет примером для всех стран, и это приводит меня в трепет», - расчувствовалась А.Т.Салли. Была выражена готовность принять в Сенегале Саммит США - Африка [2].
4 Щедрым на комплименты был и государственный секретарь. «Сенегал - это демократия, мотор экономического развития в Западной Африке, лидер различных африканских институтов, участник международных миротворческих усилий». «Министр иностранных дел и я имели продуктивную дискуссию практически по всем стоящим перед нами критически важным вопросам». «Мы высоко ценим наше партнерство, но хотим поднять его на новый уровень амбиций, взаимности и эффективности», - говорил Э.Блинкен после окончания переговоров [3]. Посмотрим, как складывались дела на основных направлениях сотрудничества.
5 Экономика. До пандемии экономика Сенегала ежегодно прирастала на 6%. Пандемия COVID-19 вызвала спад, но прогноз был благоприятным - 10,8% роста в 2023 г. «В 2020 г. помощь США сенегальскому народу в поддержку наших общих целей превысила $155 млн», - отмечалось в справочном материале Госдепа «США и Сенегал - 60 лет партнёрства» [4].
6 Экспорт Соединенных Штатов в Сенегал в 2020 г. составил $281 млн, импорт - $101 млн. В Сенегале работали около 50 американских компаний. Сфера деятельности - инфраструктура, информационные и коммуникационные технологии, энергетика транспорт, финансы, туризм. Число компаний быстро росло и, по оценке министра экономики Сенегала А.Хотта, «могло в скором времени удвоиться». В 2018-2020 гг. энергетическая компания «Лекела» при финансовой и организационной поддержке МФК и ЮСАИД, действовавших через «Африка - Энергетика», построила в Сенегале крупнейшую в Западной Африке ветряную станцию мощностью 160 МВт, генерирующую 15% электроэнергии страны. Для сооружения станции потребовалось создать 450 новых рабочих мест и проложить 20 миль местных дорог [5].
7 В сентябре 2021 г. началось осуществление второго «компакта» (соглашения) с «Корпорацией вызов тысячелетия», в соответствии с которым в течение 5 в модернизацию высоковольтных ЛЭП страны планировалось инвестировать $550 млн; вклад правительства Сенегала - $50 млн. ЮСАИД через программу «Накормим будущее» помогало повысить продуктивность рыболовства, урожайность риса, кукурузы и проса [4].
8 ЮСАИД выделило американской компании «Винрок» $14,8 млн на подготовку сенегальской молодёжи и женщин, желающих заняться бизнесом в области сельского хозяйства, здравоохранения, энергетики, водоснабжения, санитарии и гигиены [5].
9 К визиту Э.Блинкена была приурочена церемония торжественного подписания правительством Сенегала и четырьмя американскими компаниями Меморандума о взаимопонимании об инвестировании $1 млрд в инфраструктурные проекты страны. «Кьюбик Корпорейшн» предстояло упорядочить автодорожное движение в Дакаре и вокруг него; компании «Бетчел» - построить при поддержке МФК 300-километровое шоссе, соединяющее столицу с административным центром Сент Луи на северном побережье страны; «АБД Групп» - соорудить мост через р. Казамане в административном центре Загиншар; компании «Моторола» - создать в сотрудничестве с МВД цифровую коммуникационную сеть безопасности граждан. Посол США в Сенегале и Новой Гвинее С.Мушенги назвал эти проекты «американской моделью экономического сотрудничества, когда передача технологий сопровождается созданием рабочих мест как в Сенегале, так и в США» [5].
10 Здравоохранение. За последние 20 лет на поддержку здравоохранения США выделили Сенегалу $880 млн [4]. К ноябрю 2021 г. было передано почти 904 тыс. доз антиковидной вакцины. Сумма чрезвычайной помощи, оказанной стране на осуществление мер по противодействию распространению вируса, уходу за заболевшими, организации прививок составила $10,7 млн [4].
11 Климат. Экология. Взаимодействие в этой сфере осуществлялось в основном в рамках экологических программ ООН. Оказывалась поддержка политике Дакара, направленной на развитие «зелёной энергетики». К 2025 г. планировалось обеспечить стопроцентную электрификацию страны [4].
12 Связи между людьми. Образование. Акцент - на обучение английскому языку и подготовку будущих руководителей. Волонтёры «Корпуса мира» с 1963 г. преподавали английский язык в средних школах Сенегала. Их общее число достигло 4 тыс. человек. Ежегодно около 100 сенегальских студентов, преподавателей и специалистов приезжали в США по программам обмена, спонсируемым Государственным департаментом. Число участников этих программ превысило одну тысячу. За пределами Дакара в стране действовали «американские площадки» (spaces) обучения английскому языку, подготовки молодежи и консультации предпринимателей по вопросам науки, технологий, инженерного искусства и математики (СТЕАМ). В 2019 г. эти площадки посетили 74 тыс. человек [4].
13 Курс по программе Госдепартамента «Доступ к английскому» прошли 5 тыс. студентов. Региональный центр ЯАЛИ в Дакаре готовит будущих лидеров в области гражданского руководства, публичного менеджмента и предпринимательства. С 2015 г. обучение в центре завершили 4,2 тыс. слушателей из франкоговорящих стран Африки. В 2020 г. ЮСАИД в рамках программы обучения чтению профинансировал издание 743,5 тыс. учебных пособий на наиболее распространенных в Сенегале языках. «Обмен стимулирует экономику США, активно продвигая партнерство с американским бизнесом и образовательными институтами». «Американские площадки способствуют взаимопониманию между местными сообществами и Соединенными Штатами в поддержку политики США», - признавалось в материале Госдепа [4].
14 Безопасность. Контртерроризм. «Сенегал является стойким партнером США в укреплении региональной стабильности и безопасности в Западной Африке и за её пределами». Системы его правоохранительных, судебных и исправительных органов, равно как и вооруженные силы, «относятся к числу наиболее дееспособных в регионе», отмечалось в материале Госдепа. Американская помощь Сенегала включала поставки имущества, подготовку и обучение кадров, выдачу рекомендаций и советов. Кроме того, правительство США оказывало помощь Сенегалу как участнику Транссахарского контртеррористического партнерства [4].
15 Демократия. Управление. В течение многих лет Сенегал служит для региона «моделью демократии», отмечалось в материале Госдепа. Никаких претензий к этой «модели» Э.Блинкен не предъявлял. Совместные усилия были направлены на совершенствование работы госорганов Сенегала и повышение роли гражданского общества.
16 На вопрос корреспондента «Франс Пресс», не подрывает ли репутацию Дакара как демократического государства недавний арест лидера оппозиции, Э.Блинкен заметил, что ни одну демократию нельзя принимать как нечто безупречное. Но, продолжал госсекретарь, наша беседа с президентом показала, что он является «твёрдым лидером демократии, демократических ценностей и демократических институтов». США «очень многого» ожидают от него» на Саммите в защиту демократии и в следующем году, когда Сенегал возглавит Африканский Союз [3].
17 Короче, тревожиться за сенегальскую демократию не следует.
18 О НЕКОТОРЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В АФРИКЕ
19 Заметное внимание на переговорах было уделено конфликтным ситуациям в ряде стран Африки. Установочные позиции общие - отказ от насилия, прекращение военных действий, диалог, политическое решение, выборы, восстановление гражданского правления. Детали обсуждений не раскрывались. О некоторых нюансах позиции США Э.Блинкен рассказал, отвечая на вопросы представителей СМИ.
20 ЭФИОПИЯ
21 США настаивали на прекращении военных действий между войсками Федерального правительства и повстанцами Народного фронта освобождения Тыграя (НФОТ). Все стороны пока «продолжают верить в военное решение [6], но политическое урегулирование «не просто возможно, а абсолютно необходимо», иначе страна развалится и конфликт охватит весь регион, - заявил Блинкен [7]. В эфиопском конфликте США не оказывают поддержки «ни одной из сторон», но их позиция не является «нейтральной». «Дело не в конкретной личности или в конкретном регионе... Мы работаем в поддержку Эфиопии, её демократии, мирного и благополучного будущего её народа», - утверждал госсекретарь [8].
22 Соединённые Штаты признавали А.Ахмеда «законно избранным лидером Эфиопии». Как премьер-министру ему надлежит «сыграть жизненно важную роль в том, чтобы собрать страну, вместе, покончить с насилием, заняться глубокими расхождениями, возникшими в Эфиопии в прошедшем году, оказать населению помощь и поддержку, в которых оно нуждается. Но точно такие же задачи стоят и перед другими участниками конфликта», - говорил Э.Блинкен. От ответа на вопрос, не следует ли лишить А.Ахмеда Нобелевской премии мира, он уклонился, сказав, что решение на этот счёт входит в компетенцию Нобелевского комитета [9].
23 Согласно принципу «африканские решения африканских проблем», главным посредником в поисках урегулирования конфликта Вашингтон считал Африку. Роль США - вспомогательная. Они поддерживают усилия высокого представителя Афросоюза, бывшего президента Нигерии О.Обасанджо, президента Кении У.Кениаты, других африканских акторов. С Обасанджо тесно сотрудничает специальный посланник США на Африканском Роге Дж.Фелтман [9].
24 Проводилась работа и с эфиопскими сторонами. Мы «тесно общаемся с премьер-министром А.Ахмедом», поддерживаем с ним «регулярные контакты», говорил Блинкен. Совсем недавно у него состоялась встреча с заместителем премьера, министром иностранных дел Эфиопии Д.Мекконеном. Есть контакты с НФОТ и другими участниками конфликта [8]. Характеризуя посреднические усилия США, Э.Блинкен был красноречив. Мы работаем «сверхурочно» [6], «каждый день», «поощряем, поддерживаем, подталкиваем, подкалываем» [9].
25 В сентябре 2021 г. Дж.Байден издал указ, разрешающий применение санкций в отношении лиц и организаций, причастных к нарушениям прав человека на севере Эфиопии [10]. С принятием адресных санкций Вашингтон тянул, дабы не вмешиваться в конфликт на чьей-либо стороне. Но терпение иссякло. На пресс-конференции в Найроби 19 ноября 2021 г. Э.Блинкен предупредил, что, если нарушения прав человека в Эфиопии будут продолжаться, эта страна лишится торговых преференций, получаемых по закону АГОА [6]. С 1 января 2022 г. Эфиопия была исключена из списка бенефициариев АГОА [11].
26 К тому времени военная ситуация в Эфиопии претерпела существенные изменения. 25 ноября 2021 г. вооруженные силы Федерального правительства перешли в контрнаступление. Формированиям НФОТ пришлось оставить контролируемые ими территории в соседних штатах и вернуться в Тыграй. В свою очередь, федеральные войска получили приказ оставаться на занятых позициях и полномасштабных операций в Тыграе не предпринимать.
27 10 января 2022 г. состоялся телефонный разговор Дж.Байдена с А.Ахмедом. Согласно официальному сообщению, «два лидера обсудили пути ускорения диалога о прекращении огня, срочного улучшения доступа к гуманитарной помощи во всей Эфиопии, достижения конкретного прогресса в разрешении конфликта», другие острые вопросы. Многообещающе прозвучала фраза о том, что участники встречи «подчеркнули важность отношений между США и Эфиопией, потенциальные возможности укрепления сотрудничества по ряду вопросов» [12]. «В продолжение конструктивного телефонного разговора» на переговоры в Аддис-Абебу направились помощница госсекретаря по делам Африки Молли Фи и спецпосланник на Африканском Роге Д.Сэттерфилд [13].
28 Ожидаемого перелома пока не произошло.
29 СУДАН
30 Американо-суданские связи достаточно успешно развивались после того, как в апреле 2019 г. в Хартуме был свергнут режим Омара аль-Башира, а пришедшая к власти в стране военно-гражданская коалиция в обмен на исключение Судана из американского списка государств-спонсоров международного терроризма, в октябре 2020 г. присоединилась к «Авраамовым соглашениям» о нормализации отношений с Израилем (подробнее см.: [34]).
31 Наладившееся было сотрудничество между военными, контролировавшими верховный Суверенный совет во главе с генералом аль-Бурханом и гражданским правительством премьер-министра А.Хамдука, не выдержало испытания временем. Во второй половине октября 2021г. в стране начались массовые демонстрации сторонников как военных, так и гражданских властей. 25 октября аль-Бурхан объявил о введение чрезвычайного положения, отстранении А. Хамдука от должности и роспуске правительства. Премьер был взят под домашний арест, но позже освобождён. Военные применяли силу при разгоне демонстраций. До гражданской войны дело не дошло.
32 Соединённые Штаты изначально сделали ставку на А.Хамдука. События 25 октября были расценены как «захват власти и военный переворот», нарушивший «исторический процесс продвижения Судана к демократии, свободе и процветанию» [6]. Выдвигалось требование о восстановлении прежней формы правления и возвращения на путь демократического транзита. Публичные заявления подкреплялись личными контактами. 4 ноября Э.Блинкен переговорил по телефону с аль-Бурханом и А.Хамдуком, затем Хартум посетила помощник госсекретаря по делам Африки М.Фи.
33 Отношение к аль-Бурхану критическое. Между его заявлениями о приверженности демократии существует «большой разрыв». «Источник реальной легитимности - это премьер-министр», - заявил Э.Блинкен на пресс-конференции в Найроби 17 ноября 2021 г. «Тотально неприемлемым» назвал он расстрел в Судане 17 ноября мирной демонстрации. Но дверь была оставлена приоткрытой. Если реальные изменения всё же произойдут, ныне приостановленное предоставление Судану международной помощи и гарантий по займам - а это $4 млрд и $20 млн, соответственно, - будет возобновлено, пообещал Э. Блинкен [6].
34 Подвижка произошла 21 ноября, когда между сторонами было достигнуто соглашение о постепенном переходе к гражданскому правлению. А.Хамдук был восстановлен в должности премьера.
35 На следующий день госсекретарь позвонил по телефону аль-Бурхану и А.Хамдуку, одобрив достигнутое соглашение [14]. В совместном заявлении США, Великобритании, Саудовской Аравии и ОАЭ соглашение от 21 ноября было оценено как «первый шаг» на пути возвращения Судана к демократии. К участникам соглашения был обращён призыв как можно скорее опубликовать «заслуживающую доверия дорожную карту о проведении выборов в конце 2023 - начале 2024 гг.» [15].
36 Договориться о последующих действиях стороны, однако, не смогли. 2 января 2022 г. А.Хамдук объявил, что уходит в отставку. Остро встал вопрос о сформировании нового правительства - теперь уже без А.Хамдука. Аль-Бурхан считал, что этот вопрос входит в его компетенцию. Выборы он обещал провести в середине 2023 г. Оппозиция, однако, требовала от военных немедленного ухода из политики и передачи власти гражданскому правительству. В Хартуме и других городах проходили массовые демонстрации протеста. Власть отвечала жёстко.
37 Вскоре после отставки А.Хамдука «Интегрированная переходная миссия ООН помощи Судану» (ЮНИТАМС) объявила о запуске процесса «инклюзивных» консультаций сторон по выходу из кризиса, в котором она будет участвовать в качестве «помощника» [16].
38 Одобрив начинание ЮНИТАМС, Вашингтон пошёл дальше. Военные совершили «предательство», поэтому ранее согласованная модель власти на переходный период должна быть пересмотрена, заявила М.Пи. на слушаниях в сенатском Комитете по международным делам 1 февраля 2022 г. Отныне военным надлежит выступать уже не в роли «партнёра» гражданской власти, а в роли простого «участника» переходного процесса. Вашингтон намерен использовать «весь набор традиционных и нетрадиционных инструментов», чтобы побудить военных руководителей «изменить поведение». Тем самым будет установлен «новый баланс между военными и гражданскими», «что является предварительным условием успеха демократии в Судане», сказала помощник государственного секретаря [17].
39 Тем временем, аль-Бурхан оставался фигурой номер один. Напряжённость в стране нарастала.
40 МАЛИ
41 Соединённые Штаты негативно восприняли повторный военный переворот в Мали в мае 2021 г. После первого переворота (август 2020 г.) между ЭКОВАС и Бомако была достигнута договоренность о восстановлении в стране демократии путём проведение президентских и парламентских выборов по истечении 18-месячного переходного периода в феврале 2022 г. Новую власть во главе с временным президентом А.Гоита такой календарь не устраивал.
42 Э.Блинкен поддерживал ЭКОВАС. «Мы предпримем необходимые шаги для возобновления зарубежной помощи Мали во всём её объёме, как только демократически избранное правительство приступит к работе», - заявил он на совместной пресс-конференции в Дакаре [3].
43 Вашингтон активно подключился к развязанной Францией кампании против приглашения в Мали российской ЧВК «Вагнер». «Внешние акторы делают ситуацию лишь ещё более трудной и более сложной. Я имею в виду такие группы, как «Вагнер» в Мали», - заявил Э.Блинкен [3]. Между тем, правительство Мали отрицало присутствие «Вагнер» в стране; Москва неоднократно подчёркивала, что никаких отношений с этой кампанией РФ не поддерживает. Военное сотрудничество с Мали осуществлялось по государственной линии.
44 Переходный период в Мали затягивался. В начале января власти объявили, что на подготовку выборов потребуется 5 лет [18]. В ответ 9 января 2022 г. Саммит ЭКОВАС ввёл против Мали пакет дополнительных санкций, включавших закрытие сухопутных и воздушных границ, запрет на финансовые и торговые операции. А.Гаита назвал санкции «незаконными и бесчеловечными» [19]. Позиция Бомако по срокам переходного периода оставалась неизменной.
45 С 1 января 2022 г. США отказали Мали в торговых преференциях по закону АГОА [11]. Государственный департамент санкции ЭКОВАС поддержал [20].
46 СОМАЛИ
47 Главная внутриполитическая проблема Сомали - избрание нового президента. Согласно конституции, глава государства избирается на совместном заседании двух палат сомалийского парламента. Ко времени приезда Э.Блинкена в Африку, несмотря на перебои и задержки, электоральная ситуация в Сомали выглядела сносно. Так что у госсекретаря были определенные основания для оптимизма и на встрече в штаб-квартире Межправительственной организации по развитию (ИГАД) 17 ноября 2021 г. он «подчеркнул важность завершения национальных выборов в Сомали к концу года» [21].
48 В совместном заявлении об американо-кенийском стратегическом диалоге была подтверждена приверженность сторон «противостоянию и деградации “Аш-Шабаб” в Сомали». Госсекретарь благодарил Кению за участие её контингента в миротворческой миссии Афросоюза [22].
49 Ответ Э.Блинкена на вопрос корреспондента «Нью Йорк Таймс», вернутся ли войска США в Сомали, был уклончивым: «Это вопрос прежде всего к Министерству обороны и в более широком плане - к администрации. Сейчас проводится оценка ситуации. Она не завершена, так что я не буду забегать вперед» [7].
50 Ситуация изменилась в конце 2021 г., когда между действующим президентом Мохамедом Абдулахи Мохамедом (Фармаджо) и премьер-министром Хусейном Робле возник конфликт. 26 декабря президент лишил Х.Робле полномочий по организации и наблюдению за выборами как «не справившегося». В ответ премьер обвинил Мохамеда в попытке сорвать выборы, чтобы остаться у власти.
51 Решению президента премьер не подчинился, выступив с инициативой созвать Национальный консультативный совет (НКС) для рассмотрения вопроса о завершении электорального процесса. К тому времени Верхняя палата (сенат) была, в основном, сформирована, тогда как выборы в Народную палату только начинались. Государственный департамент одобрил предложение премьер-министра [23].
52 9 января 2022 г. НКС под председательством Х.Робле принял решение завершить выборы в Народную палату 25 февраля 2022 г. [24]. Э.Блинкен в заявлении для прессы сообщил о вступлении в силу нормативного акта, санкционирующего применение санкций в отношении тех, кто препятствует продвижению Сомали к демократии. Далее было сказано, что «транспарентные и заслуживающие доверия парламентские выборы» надлежит завершить к 25 февраля 2022 г. [25]. Такой вот тонкий намёк.
53 Реакция президента была позитивной. Свет в конце тоннеля?
54 ЗАПАДНАЯ САХАРА
55 На прямой, трижды заданный вопрос, возможен ли пересмотр решения Вашингтона о признании суверенитета Марокко над Западной Сахарой, государственный секретарь почти дословно трижды повторил фразу о том, что Соединённые Штаты «сфокусированы» на оказании поддержки усилиям ООН и её нового специального посланника С.де Мистура, занятых поиском «длительного и достойного решения» проблемы [6].
56 Следовало ли из сказанного Блинкеном, что признание суверенитета Марокко таковым решением не является и США допускают возможность пересмотра своей позиции? Вряд ли. На наш взгляд, пересмотр возможен лишь в случае, если в Марокко случится нечто экстраординарное, абсолютно неприемлемое для Вашингтона.
57 * * *
58 Подводя краткие итоги своего визита перед отъездом из Дакара, госсекретарь заявил, что после бесед в Кении, Нигерии и Сенегале он испытывает «огромный энтузиазм»: «У нас были замечательные, плодотворные встречи»; «Наше приверженность партнерствам в Африке занимает центральное место в нашей внешней политике»; «Я с нетерпением жду, когда смогу возвратиться в Африку, чтобы продолжить проделанную нами работу, хотя думаю, что наши команды будут заниматься этим каждый день» [3].
59 САММИТ ЗА ДЕМОКРАТИЮ
60 Для начала, однако, предстояло поработать ещё на одной высокой встрече - «Саммите за демократию». Проходил он в очно-дистанционном формате 8-10 декабря 2021 г. На повестку дня было вынесено три вопроса: защита от авторитаризма; борьба с коррупцией; уважение прав человека [26]. Тема неисчерпаемая. Ограничимся вопросами участия Африки в саммите.
61 На саммит были приглашены 110 государств. Из 54 африканских государств приглашения получили 17.
62 Пояснений, какими критериями руководствовался Вашингтон при отборе участников Саммита, дано не было. «Красная линия» отсечения - авторитаризм. При рассмотрении вопроса, «кого приглашать?», рассматривались альтернативные варианты созыва Саммита - под «широким» или «узким» «тентом». Остановились на усреднённом варианте. Демократический потенциал отдельных государств оценивался как с позиции сегодняшнего дня, так и на перспективу. Связывать себе руки Вашингтон не хотел. Действовал по принципу «чем больше, тем лучше», но излишеств избегал.
63 Авторитетная в правозащитных кругах неправительственная организация «Фридом Хаус» («Дом свободы»), расквартированная в Вашингтоне и более чем на 50% финансируемая правительством США, подразделяет страны мира на 3 категории - «свободные», «частично свободные» и «несвободные».
64 Как смотрелся в этом плане список приглашённых из Африки? Статусом «свободных» «Фридом Хаус» наделил 8 государств - Ботсвану, Гану, Кабо-Верде, Маврикий, Намибию, Сан Томе и Принсипи, Сенегал и ЮАР. Статусом «частично свободных» - Замбию, Кению, Либерию, Малави, Нигер, Нигерию, Сейшелы - итого семь. К «несвободным» государствам были отнесены Ангола и ДРК [27]. В Вашингтоне считали, что обе эти сраны встали на путь перехода от авторитаризма к демократии, подавая тем самым пример остальным. К тому же ДРК была председателем Афросоюза.
65 Бросалось в глаза отсутствие среди приглашённых Египта, Марокко, Туниса и Алжира. В «чёрный список» попали военные режимы (Гвинея, Мали, Судан). Не были приглашены государства, политическая ситуация и образ правления в которых не позволяли Вашингтону рассчитывать на них как на лояльных и примерных участников создаваемого глобального альянса (Камерун, Ливия, Мозамбик, Танзания, Уганда, ЦАР, Эфиопия, Южный Судан и др.).
66 На пленарных сессиях Саммита выступили руководители 15 государств Африки. Президенты ЮАР и Сейшел от выступлений воздержались. Публичных пояснений дано не было. Активнее других повели себя президенты Ботсваны, Ганы, Замбии и Малави, принявшие участие в заседаниях рабочих групп Саммита. В состоявшихся в этих группах дискуссиях участвовали также спикер парламента Замбии, мэр столицы Сьерра-Леона Фритауна и бывшая президент Либерии Элен Джозеф Серлиф. Африканская оппозиция была представлена правозащитниками из Египта, Нигерии, Уганды и Южного Судана [28].
67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
68 Визит Э.Блинкена можно, на наш взгляд, считать успешным. Были сформулированы концептуальные установки и определены основные направления африканской политики Администрации Дж.Байдена. Окрепли позиции США в трёх ключевых странах континента.
69 Курс Вашингтона на наращивание американского присутствия в Африке, в целом, позитивно воспринимался африканскими лидерами. Напомним реплику министра иностранных дел Нигерии Дж.Оньямы о «привлекательной невесте», которой различные поклонники предлагают «замечательные вещи» [29]. Оставалось дождаться саммита США - Африка, чтобы закрепить планы сотрудничества на общеконтинентальной основе.
70 Приняв приглашение на «Саммит за демократию» и поучаствовав в его работе, африканские лидеры сыграли ту роль, которая отводилась им Вашингтоном в контексте его глобальной инициативы.
71 Чёрный континент был солидно представлен, «правильные слова» говорились о демократии, правах человека и борьбе с коррупцией, отмечался вклад США и лично Дж.Байдена в решение мировых проблем. Африка была вовлечена в возглавляемое Соединёнными Штатами «антиавторитарное» движение. 2022 г. был объявлен «Годом действий» и Африке, вместе с другими участниками встречи, предстояло отчитаться о достигнутом «прогрессе» на «Втором саммите за демократию».
72 Показательно, вместе с тем, что в заявлениях и акциях африканских участников саммита американские организаторы не нашли ничего такого, что заслуживало бы адресного одобрения, упоминания или цитирования. Президент Байден в заключительном выступлении сообщил о решении президентов Панамы, Коста-Рики и Доминиканской Республики создать в регионе «Союз по укреплению демократических институтов», назвав эту инициативу «вдохновляющим обязательством» и выразив надежду, что число «таких партнёрств» будет расти [30]. Подавать подобный, «вдохновляющий» Дж.Байдена, пример Африка не стала.
73 Хотелось бы завершить на оптимистической ноте - на открытии Саммита Дж.Байден назвал «нашими великими лидерами» Махатму Ганди и Нельсона Манделу [31].
74 Увы, африканская политика Дж.Байдена, как и прежде, являлась неотъемлемой частью курса США на мировое господство. Исполнение предлагаемого Госдепартаментом проекта бюджета США на 2023 фин.г. «позволит нам продолжить руководство миром в решении глобальных вызовов и защищать международную систему, для создания которой Соединенные Штаты так много сделали», говорилось в обращении Э.Блинкена к Конгрессу в марте 2022 г. Мы будем «эффективно конкурировать с Китаем и Россией». Инициатива президента «Восстановить лучший мир» является «непреодолимой альтернативой» китайской инициативе «Один пояс - один путь» [32].
75 Велось дело и к военному обострению, причём не только по линии НАТО. «Россия, Китай создают новые вызовы безопасности для военных США в Африке и на Среднем Востоке», комментировала газета «Старз энд Страйпз» выступления командующих АФРИКОМ С.Таунсенда и Центрального командования К.Маккензи на слушаниях в сенатском Комитете по вооруженным силам 15 марта 2022 г. Россия сегодня является «главной ядерной угрозой в регионе», - утверждали генералы [33].
76 В целом, после начала спецоперации РФ в Украине политика США в отношении России перешла в фазу истерической конфронтации.

Библиография

1. Secretary Blinken’s Meeting with Senegalese President Sall. Readout. November 20, 2021. https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-senegalese-president-sall/ (accessed 27.11.2021)

2. Secretary Antony J. Blinken and Senegalese Foreign Minister Aïssata Tall Sall before their Meeting. Remarks. Dakar, Senegal. November 20, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-senegalese-foreign-minister-aissata-tall-sall-before-their-meeting/ (accessed 28.11.2021)

3. Secretary Antony J. Blinken and Senegalese Foreign Minister Aïssata Tall Sall at a Joint Press Availability. Remarks.. Dakar, Senegal. November 20, 2021 https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-senegalese-foreign-minister-aissata-tall-sall-at-a-joint-press-availability/ (accessed 29.11.2021)

4. The United States and Senegal: 60 Years of Partnership. Fact Sheet. November 19, 2021. https://www.state.gov/the-united-states-and-senegal-60-years-of-partnership/ (accessed 30.11.2021)

5. Secretary Antony J. Blinken with U.S. Ambassador to Senegal and Guinea-Bissau Tulinabo S. Mushingi and Senegalese Economy Minister Amadou Hott at an MOU Signing with U.S. Companies. Dakar, Senegal. November 20, 2021. https://www.state.gov/sec-retary-antony-j-blinken-with-u-s-ambassador-to-senegal-and-guinea-bissau-tulinabo-s-mushingi-and-senegalese-economy-minister-amadou-hott-at-an-mou-signing-with-u-s-companies/ (accessed 30.11.2021)

6. Secretary Antony J. Blinken with Anne Soy of BBC Africa. Interview. Nairobi, Kenya. November 19, 2021. https://state.gov/sec-retary-antony-j-blinken-with-anne-soy-of-bbc-africa/ (accessed 02.12.2021)

7. Secretary Antony J.Blinken and Kenyan Cabinet Secretary of Foreign Affairs Raychelle Omamo at a Joint Press Avalability. Nairobi, Kenya. November 17, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-kenyan-cabinet-secretary-of-foreign-af-fairs-raychelle-omamo-at-a-joint-press-availability/ (accessed 26.11.2021)

8. Secretary Antony J. Blinken with Linus Kaikai of Citizen TV. Interview. Nairobi. Nairobi, Kenya. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-with-linus-kaikai-of-citizen-tv/ (accessed 28.11.2021)

9. Secretary Antony J. Blinken with Stephanie Busari of CNN International. Interview. Abuja, Nigeria. November 19, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-with-stephanie-busari-of-cnn-international/ (accessed 24.11.2021)

10. US Authorizes Sanctions in Ethiopia’s Tigray Conflict. Human Rights Watch. Laetitia Bader. September 17, 2021. https://www.hrw.org/news/2021/09/17/us-authorizes-sanctions-ethiopias-tigray-conflict (accessed 22.09.2021)

11. US Removes Ethiopia, Mali and Guinea from Trade Pact. The Guardian. 02 January 2022. https://guardian.ng/news/us-removes-ethiopia-mali-and-guinea-from-trade-pact/ (accessed 5.01.2022)

12. Readout of President Biden’s Call with Prime Minister Abiy Ahmed of Ethiopia. January 10, 2022. Statements and Releases https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/01/10/readout-of-president-bidens-call-with-prime-minister-abiy-ahmed-of-ethiopia/ (accessed 15.01.2022)

13. Assistant Secretary of State for African Affairs Phee and Special Envoy for the Horn of Africa Satterfield. Media Note. January 14, 2022. https://www.state.gov/assistant-secretary-of-state-for-african-affairs-phee-and-special-envoy-for-the-horn-of-africa-satterfi-eld/ (accessed 20.01.2022)

14. Secretary Blinken’s Call with Sudanese Prime Minister Hamdok and Sovereign Council Chair General Burhan. Readout. November 22, 2021. https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-sudanese-prime-minister-hamdok-and-sovereign-council-chair-general-burhan/ (accessed 01.12.2021)

15. Joint Statement by the Kingdom of Saudi Arabia, the United Arab Emirates, the United States of America and the United Kingdom, on the November 21 Political Agreement in Sudan. Media Note. December 16, 2021. https://www.state.gov/joint-statement-by-the-kingdom-of-saudi-arabia-the-united-arab-emirates-the-united-states-of-america-and-the-united-kingdom-on-the-november-21-poli-tical-agreement-in-sudan/ (accessed 21.12.2021)

16. Sudanese Stakeholders Continue to Offer Perspective on Overcoming Current Political Crisis During Fourth Week of UN-facilitated Consultations for a Political Process for Sudan [EN/AR]. 3 February, 2022.

17. Statement of Assistant Secretary Molly Phee. Bureau of African Affairs. February 1, 2022. https://www.state.gov/statement-ofassistant-secretary-molly-phee-bureau-of-african-affairs-united-states-department-of-statesenate-foreign-relations-committee/ (ac-cessed 10.02.2022)

18. Mali Proposes Five-Year Election Delay to West African Bloc. Reuters. January 2, 2022. https://www.reuters.com/ world/africa/ mali-proposes-five-year-election-delay-west-african-bloc-2022-01-01/ (accessed 7.01.2022)

19. ИТАР-ТАСС. 11.01.2022. Политика: Мали-Президент-Заявление.

20. ECOWAS Action on Mali. Press Statement. Ned Price. January 10, 2022. https://www.state.gov/ecowas-action-on-mali/ (accessed 15.01.2022)

21. Secretary Blinken’s Meeting with IGAD Executive Secretary Workneh Gebeyehu. Readout. November 17, 2021. https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-igad-executive-secretary-workneh-gebeyehu/ (accessed 25.11.2021)

22. Joint Statement on the Second Kenya-U.S. Bilateral Strategic Dialogue. Media Note. November 17, 2021. https://state.gov/joint-statement-on-the-second-kenya-u-s-bilateral-strategic-dialogue/ (accessed 26.11.2021)

23. United States Calls for Credible, Rapid Conclusion of Somali Elections. Press Statement. Ned Price. December 26, 2021. https://www.state.gov/united-states-calls-for-credible-rapid-conclusion-of-somali-elections/ (accessed 02.01.2022)

24. ИТАР-ТАСС. 9.01.2022. Политика: Сомали-Выборы-Дата (accessed 10.01.2022)

25. Promoting Sustainable Peace and Responsive Governance in Somalia. Press Statement. February 8, 2022. https://www.state.gov/ promoting-sustainable-peace-and-responsive-governance-in-somalia/ (accessed 15.02.2022)

26. US Department of State. The Summit for Democracy. February 2021. https://www.state.gov/summit-for-democracy/ (accessed 20.12.2021)

27. Who’s In and Who’s Out From Biden’s Democracy Summit. Steven Feldstein. November 22, 2021. Table 1. https://carnegieen dowment.org/2021/11/22/who-s-in-and-who-s-out-from-biden-s-democracy-summit-pub-85822 (accessed 30.11.2021)

28. US Department of State. The Summit for Democracy. Schedule. https://www.state.gov/schedule-the-summit-for-democracy/ (accessed 20.12.2021)

29. Secretary Antony J. Blinken and Nigerian Foreign Minister Geoffrey Onyeama at a Joint Press Availability. Remarks. Abuja. Nigeria. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-nigerian-foreign-minister-geoffrey-onyeama-at-a-joint-press-availability/ (accessed 01.12.2021)

30. Remarks by President Biden at the Summit for Democracy Closing Session. December 10, 2021. https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/speeches-remarks/2021/12/10/remarks-by-president-biden-at-the-summit-for-democracy-closing-session/ (accessed 14.12.2021)

31. Remarks by President Biden at The Summit For Democracy Opening Session. December 09, 2021. https://www.whitehouse.gov/ briefing-room/speeches-remarks/2021/12/09/remarks-by-president-biden-at-the-summit-for-democracy-opening-session/ (accessed 14.12.2021)

32. Congressional Budget Justification. Department of State. Foreign Operations and Related Programs. Fiscal Year 2023. P. I. https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/FY2023-Congressional-Budget-Justification.pdf (accessed 23.03.2022)

33. Russia, China creating new security challenges for US military in Africa and Middle East, generals warn. Stars and stripes. March 15, 2022. https://www.stripes.com/theaters/us/2022-03-15/middle-east-africa-russia-china-senate-africom-centcom-5356225.html (ac-cessed 21.03.2022)

34. Лиокумович Я.Б., Ахматшина Э.К. «Авраамовы соглашения» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном: изменения геополитической реальности Ближнего Востока. Азия и Африка сегодня. 2022. № 2. С. 64-68. DOI: 10.31857/S032150750016335-0

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести