Развитие научной коммуникации в Китае
Развитие научной коммуникации в Китае
Аннотация
Код статьи
S032150750019736-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Полякова Есения Сергеевна 
Должность: преподаватель китайского языка, Кафедра восточных языков
Аффилиация: Всероссийская академия внешней торговли
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
14-19
Аннотация

В новом веке Китай ставит перед собой амбициозные цели, реализация которых в большой степени зависит от развития научно-технической базы страны, в связи с чем в последние годы Пекин заметно увеличил инвестиции в собственную науку, на фоне этого выросло и финансирование сферы научной коммуникации. 

Научная коммуникация является важной составляющей научно-технического развития общества, представляющая собой в широком смысле процессы и механизмы распространения передовых идей и достижений прогресса как внутри академических кругов, так и за пределами научного сообщества по средствам различных форм, учреждений и каналов коммуникации. В настоящее время преимущественно в западном мире активно развиваются теория и практика научной коммуникации. В отличие от традиционного понимания этого термина - в Поднебесной используют термины кepu и kexuechuanbo (популяризация и распространение науки), которые лучше соответствуют китайским реалиям. Под ними понимается передача знаний, а не способ мышления, речь идет скорее о распространении науки среди молодежи, людей в сельских и бедных регионах, чем об обмене идеями и способами мышления - своеобразной научной коммуникации с китайской спецификой.

В статье отмечается, что несмотря на ряд очевидных трудностей на этапе реализации, связанных отчасти с особенностями китайской культуры и общих бюрократических проблем, популяризация науки носит системный и многоуровневый характер, задействует большое число каналов и институтов передачи знаний и научной информации, и имеет прочную правовую основу, что способствует решению поставленных перед ней задач и выходу на новый уровень. Вместе с тем, несмотря на стремительное развитие китайской научной мысли, не стоит переоценивать ее влияние на мировую науку.

Ключевые слова
Китай, научная коммуникация, научно-техническое развитие Китая
Классификатор
Получено
23.11.2021
Дата публикации
22.04.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
985
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Амбициозные цели, которые Китай ставит перед собой в новом веке, невозможно представить без комплексного развития науки. Более того, анализируя задачи 14-го пятилетнего плана развития КНР (2021-2025 гг.) (далее - План) можно сказать, что развитие и опора на науку и технологии являются необходимым условием для их реализации. В Плане подчеркивается: «Необходимо твердо придерживаться того, чтобы инновации занимали центральное место в модернизации Китая и рассматривать научно-технологическую самостоятельность в качестве стратегической поддержки национального развития»1.
1. 中华人民共和国国民经济和社会发展第十四个五年规划和2035年远景目标纲要. (The 14th Five-Year Plan for the National Economic and Social Development of the PRC and the Outline of the Long-term Goals for 2035) (In Chin.). >>>> (accessed 16.10.2021)
3 Как важной составляющей научно-технического прогресса, правительство КНР на протяжении всей истории уделяло большое внимание развитию научной коммуникации у себя в стране. Традиционно эта сфера всегда находилась под контролем государства. В последние годы она стала развиваться еще активнее, во многом это связано с увеличением финансирования науки, в целом. В 2021 г. расходы Китая на науку составили 2,79 трлн юаней ($441,3 млрд), рост, по сравнению с предыдущим годом, - более 14%, что составило 2,49% от ВВП2. При этом бюджет только Китайской академии Наук (КАН) на 2022 г. составил 162 млрд юаней ($22,5 млрд)3.
2. China resumes R&D push with record US$441b outlay in 2021. 09.02.2022. South China Morning Post. >>>> (accessed 26.03.2022)

3. Chinese Academy of Sciences 2022 Departmental Budget. (In Chin.). >>>> (accessed 26.03.2022)
4 Зачастую вместо термина научная коммуникация, употребляемого преимущественно в западных странах, в КНР используют два похожих понятия - kepu (科普 - букв. популяризация науки) и kexue chuanbo (科学传播 - букв. диссеминация науки. Примечательно, что chuanbo дословно означает «передавать и сеять». - Е.П.). С недавних пор начали также использовать понятие «научная коммуникация» - отчасти благодаря развитию научной журналистики в Китае, отчасти - благодаря стремлению привести китайскую терминологию в соответствие с международной. Тем не менее, есть важное различие между научной коммуникацией и тем, что понимается под популяризацией науки/распространением науки в Китае.
5 Задача научной коммуникации - донести до общественности информацию, подтвержденную научными данными, в правильной и понятной форме и, что более важно, критически и независимо оценивать научный прогресс и его последствия для общества. Таким образом, конечная цель - научить общественность критическому мышлению. В отличие от этого, под kepu понимается передача знаний, а не способ мышления, речь идет, скорее, о распространении науки среди молодежи, людей в сельских, бедных регионах, чем об обмене идеями и способами мышления [1].
6 Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с научным общением с китайской спецификой. В предлагаемой статье под научной коммуникацией понимается термин «популяризация науки» как наиболее часто употребляемый в Китае на официальном уровне.
7 КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КНР
8 В новейшей истории правительство Китая начало заниматься популяризацией науки (kepu) еще на заре основания КНР в 1949 г., тогда были созданы Бюро популяризации науки при Министерстве культуре и Всекитайская ассоциация по распространению науки и техники. В 1958 г. была основана Китайская ассоциация по науке и технике (далее - Ассоциация) путем слияния Всекитайской ассоциации по естественным наукам и Всекитайской ассоциации по науке и технике. С тех пор популяризация науки стала основной задачей этой организации.
9 В годы «культурной революции» (1966-1976) деятельность Ассоциации была прекращена. И только в 1977 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) издал циркуляр «О созыве всекитайской научной конференции», работе по популяризации научных знаний вновь стали уделять внимание.
10 С начала 1980-х и в 1990-х гг. начинает быстро развиваться товарная экономики, меняются ценностные ориентации людей, получают развитие феодальные суеверия и псевдонаука, популяризация науки идет на спад. В 1993 г. для содействия научно-техническому прогрессу Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) приняло «Закон КНР о научно-техническом прогрессе». В 1994 г. ЦК КПК и Государственный совет КНР (Госсовет) обнародовали «Несколько заключений об усилении работы по научно-технической популяризации»; в документе отмечалось: «Принятие эффективных мер по активному усилению популяризации науки стало неотложной задачей» [2].
11 В 2002 г. был обнародован «Закон КНР о распространении научно-технических знаний» (далее - Закон), устанавливающий правовой механизм управления популяризацией науки в Китае4. В 2006 г. Госсовет сформулировал и приступил к реализации «Национальной программы планирования повышения качества науки (2006-2010-2020 гг.)». В 2021 г. на смену ей стартовала новая «Национальная программа планирования повышения качества науки (2021-2025-2035 гг.)»5.
4. 中华人民共和国科学技术普及. 2002. Law of the People's Republic of China on Popularisation of Science and Technology. (In Chin.).  >>>>  (accessed 25.10.2021)

5. 全民科学素质行动规划纲要2021-2035. 2020. National science for scientific literacy 2021-2035. http://gybz.cast.org.cn/bzdt/info/2020/7228.html (accessed 31.10.2021)
12 В 2017 г. пять ведомств, включая Отдел пропаганды ЦК КПК, совместно выпустили Циркуляр о дальнейшей интенсификации пропаганды популяризации науки6. В соответствии с документом,Кпопуляризация науки должна носить всесторонний и системный характер.
6. Directive about further strengthening work on the science popularization propaganda.20.07.2017 (In Chin.). >>>> kjzc/kepu/2017-07/20/content_561737.shtml (accessed 01.11.2021)
13 Наконец, особо следует отметить, что популяризация науки закреплена в Плане и конституции КНР, в ст. 20 говорится: «Государство развивает естественные и общественные науки, популяризует научно-технические знания…»7.
7. Constitution of the People's Republic of China. 11.03.2018. (In Chin.). >>>> (accessed 30.10.2021)
14 Таким образом, можно сказать, что научная коммуникация в Китае имеет прочную правовую основу.
15 МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ
16 Общенациональная деятельность по популяризации науки осуществляется, в целом, в соответствии с местными положениями и Законом, в гл. 2 которого закреплены правила функционирования механизма деятельности по популяризации науки. Общие требования сводятся к трем положениям:
17 1) административные ведомства Госсовета по науке и технике отвечают за разработку национального плана работы по популяризации науки, реализацию рекомендаций по проведению политики, осуществление надзора и инспекций; а также содействие развитию работы по популяризации науки;
18 2) правительства на всех уровнях возглавляют работу по популяризации науки и должны включить деятельность по популяризации науки в национальный план экономического и социального развития;
19 3) Ассоциация - основная общественная сила в работе по популяризации науки, в сферу ее компетенций входит организация массовых, общественных мероприятий, содействие правительству в разработке планов работы по популяризации науки и др.
20 Вместе с тем, многие аспекты управления и функционирования деятельности по популяризации науки требуют корректировки и совершенствования. Система координации работы по популяризации науки, закрепленная в Законе, носит программный характер, однако по-прежнему отсутствуют подробные правила реализации и разделения компетенций на операционном уровне, что приводит к высоким общим операционным расходам и низкой эффективности управления организаций, занимающихся популяризацией науки. Кроме того, в Законе сказано, что главными исполнительными органами являются научно-технические отделы администраций правительств всех ступеней, а Ассоциации, представляющей собой организацию сообществ, отводится главная роль в работе по популяризации науки. Однако как показали исследования, должностные обязанности вышеупомянутых структур пересекаются, не ясна социальная роль правительств в сфере популяризации науки, в то время как Ассоциации не хватает права голоса и влияния.
21 Все это приводит к ряду трудностей: во-первых, общественному непониманию того, кто «является главной организацией по популяризации науки»; во-вторых, к растрате средств, выделяемых на популяризацию науки, увеличению затрат на управление; в-третьих, есть сложности в координации деятельности между правительством и Ассоциацией - ответственность за популяризации науки лежит на правительственных структурах, однако бόльшая часть задач выполняется Ассоциаций [2].
22 ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ
23 Основными источниками финансирования деятельности по популяризации науки в Китае являются государственные финансовые вложения и социальные инвестиции, из которых государственные инвестиции занимают центральное место. Согласно статистическим данным, в 2019 г. расходы на популяризацию науки в масштабах страны постоянно увеличиваются, растет финансирование объектов инфраструктуры.
24 По официальным данным, в 2019 г. на популяризацию науки в Китае в общей сложности было выделено 18,5 млрд юаней ($2,7 млрд) - рост, по сравнению с 2018 г., составил 15,1%, из них правительство выделило 14,8 млрд юаней ($2.15 млрд), что составляет 79,6% от общей суммы привлеченных средств (на 1,4% больше, чем в 2018 г.). Кроме того, в 2019 г. в Китае число занятых в сфере популяризации науки выросло и составило 1,8 млн человек (на 4,8% больше, чем в 2018 г.).
25 Продолжало расти и количество площадок для проведения мероприятий по популяризации науки и количество их посетивших. В 2019 г. в общей сложности насчитывалось 1477 музеев науки и техники (на 16 больше, чем в 2018 г.), число посетивших музеи достигло 243 млн человек (на 11% больше, чем в 2018 г.) 8.
8. In 2019, a total of 1,149 billion people participated in various popular science activities nationwide. 25.12.2020 (In Chin.). >>>> (accessed 07.11.2021)
26 ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ В СМИ
27 Важное место в популяризации науки занимают СМИ и периодика. Одной из ранних и наиболее эффективных инициатив kepu в современном Китае является публикация с 1950-х гг. серии книг shiwange weishenme («Сто тысяч почему»). Примером для проекта стали похожие книги, издаваемые в Советском Союзе, в которых задавались вопросы, интересовавшие молодежь. Многие ученые говорили, что увлеклись наукой благодаря этой серии, обновленная версия которой есть в продаже. По словам заместителя директора Китайского НИИ популяризации науки, в настоящее время Ассоциация реализовала несколько проектов, в т.ч. десятки книжных серий. В Китае есть СМИ, специализирующиеся на научной журналистике, такие, как Science and Technology Daily (издается министерством науки и технологий), China Science Daily (издается Китайской академией наук - КАН) [1].
28 В эпоху развития цифрового пространства Китай делает ставку на популяризацию науки через ресурсы Всемирной сети. Так, например, в Циркуляре отмечается: «Необходимо усилить популяризацию науки на новостных сайтах, наполнить содержанием, улучшить форму и сделать Интернет новой [боевой] позицией, новым каналом популяризации науки»9. В этой связи важное место отводится «Экспо науки Китая» (kepu.net.cn) - облачной платформе, управляемой Центром компьютерной информационной сети Китайской академией наук.
9. Directive about further strengthening work on the science popularization propaganda. 20.07.2017. (In Chin.). >>>> (accessed 05.11.2021)
29 С момента своего создания в 1999 г., опираясь на научно-исследовательские ресурсы КАН для популяризации науки, группа виртуальных музеев постепенно превратилась в комплексную платформу для научной коммуникации, объединяющую популяризацию науки, научное образование и услуги в области науки и культуры, создавая различные научно-популярные приложения и сервисы.
30 Используя новейшие информационные технологии и тенденции в области медиакоммуникации, на базе сайта «Экспо науки Китая» была создана матричная система популяризации науки, охватывающая около 20 каналов селф-медиа (включая Sina Weibo, публичные аккаунты в WeChat, Toutiao, Yidian News и др.) и свыше 100 объединённых медиа каналов (включая «Жэньминь жибао», агентство Синьхуа, Центральное телевидение Китая, газету «Глобал таймс» и др.).
31 В Китае под термином «селф-медиа» (другое название - «мы-медиа», кит. zimeiti) раньше понимались независимые аккаунты социальных сетей на таких платформах, как WeChat, Weibo и др., обычно управляемые отдельными пользователями. Со временем понятие расширилось, и почти все основные новостные агентства, а также People’s Daily, Global Times и т.п. создают «селф-медиа контент» на своих публичных аккаунтах WeChat. Вместе с тем, сотни тысяч аккаунтов селф-медиа принадлежат отдельным пользователям, создающим свои собственные новости, что заставляет их конкурировать с более авторитетными информационными агентствами. Согласно статистическому отчету Tencent (владелец WeChat) за 2017 г., существует 3,5 млн селф-медиа аккаунтов в WeChat.
32 Эта система представляет собой интегрированную информационную среду, предоставляющую ученым и научным организациям возможности выбора тем для творчества и каналов распространения информации, а также обеспечивает высококачественным научным контентом СМИ, организации по популяризации науки, начальные и средние учебные заведения с целью пробуждения в обществе любви к науке. Если облачная платформа «Экспо науки Китая» насчитывает свыше 7 млн подписчиков и более 3000 оригинальных публикаций ежегодно, то объединенная информационная сеть охватывает уже свыше миллиарда пользователей, что заметно повысило надежность распространения научно-технической информации10.
10. Science Museums of China - I’ve loved science ever since. 2021. (In Chin.). >>>> (accessed 01.10.2021)
33 Помимо вышеперечисленного, появляются независимые научные платформы, такие, как Guokr.com11, цель которой - построить «мост» между наукой и публикой. Сейчас - это известный научный и культурный бренд в КНР, который иногда называют китайским аналогом американского частного некоммерческого фонда TED, известного своими конференциями. Основными задачами Guokr.com являются распространение передового научного прогресса и ответы на письма читателей. Треть контента - оригинальные материалы, треть - переведенные статьи, и еще треть - материалы с других китайских сайтов. Некоторая информация предназначена для широкой публики, другая - для научных сообществ, в особенности для молодых ученых. Кроме того, многие медиахолдинги, такие, как Информационное агентство Синьхуа, China Daily и China News Weekly, также имеют в штате журналистов, освещающих новости науки [1]. Ведущие медиакомпании мира (BBC, Deutsche Welle и др.) на своих сайтах публикуют новости о науке и технике на китайском языке.
11. Guokr (кит. guo ke) переводится как «ореховая скорлупа» и является отсылкой к фразе шекспировского Гамлета: «…я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и считать себя царем бесконечного пространства…» (прим. авт.).
34 ВСЕ ЛИ ТАК ГЛАДКО?
35 Несмотря на заметные успехи в развитии научной коммуникации, есть ряд вызовов, с которыми сталкиваются власти Поднебесной.
36 Прежде всего, отметим некоторые особенности китайской культуры. Как известно, наука и суеверия несовместимы, и на официальном уровне китайское правительство придерживается этого правила. Так, например, в ст. 300 Уголовного кодекса КНР отмечается: «Препятствование исполнению государственных и административных законов путем создания и использования организаций сектантского и еретического характера, а также путем использования суеверий и предрассудков - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет…»12. Вместе с тем, среди населения довольно распространена вера в сверхъестественное - популярны составление гороскопов, общение с духами предков, гадания в монастырях, личные оракулы, к которым ходят семьями. Китайцы обращаются к ним с житейскими вопросами: куда поехать учиться, когда лучше жениться и т.п. Все это противоречит популяризации науки.
12. The Criminal Code of the PRC. 1997. (In Chin.). >>>> (accessed 03.10.2021)
37 Еще один аспект, заслуживающий внимания, - количество научных публикаций, частично отражающий вовлеченность стран в процесс научного развития. Согласно статистике, представленной библиографической и реферативной базы данных Scopus, в 2020 г. КНР вышла на 1-е место в мире по данному показателю. За отчетный период китайскими учеными было опубликовано 788,3 тыс. научных статей, для сравнения - американскими учеными 766,8 тыс., российскими - 129,3 тыс. (см. табл.).
38 Таблица. Рейтинг стран по научным публикациям за 2020 г.
39 Table. Ranking of countries by scientific publications for 2020
40
Страна Население (млн) Общее кол-во научных публикаций (тыс.) Цитирование (кол-во раз) Кол-во научных публикаций на душу населения Индекс Хирша
КНР 1402 788,3 971502 0,0006 1010
США 329 766,8 933944 0,0023 2577
Великобритания 67 249,4 366513 0,0037 1618
Индия 1380 217,8 165237 0,0002 691
Германия 83 216,5 266602 0,0026 1429
Италия 60 155,1 239812 0,0026 1135
Япония 126 147,3 132663 0,0012 1118
Франция 67 139,7 180941 0,0021 1286
Канада 38 131,7 174238 0,0035 1299
Россия 144 129,3 75897 0,0009 652
41 Составлено по: Всемирный банк. worldbank.org и scimagojr.com (данные округлены).
42 Как видно из табл., по среднедушевому показателю картина заметно отличается - Китай не только уступает западным странам (0,0006 статей на душу населения), но также Японии и России (0,0012 и 0,0009 статей на душу населения соответственно). Кроме того, по индексу Хирша - количественной характеристики продуктивности страны - Китай занимает 11-е, США - 1-е, а Россия - 22-е место в мире.
43 Примечательно, что в Китае происходит пересмотр системы оценок научных публикаций - после нескольких лет стимулирования китайских исследователей к публикациям в престижных международных журналах Министерство образования Китая и Министерство науки и технологий Китая в феврале 2020 г. совместно выпустили документ, направленный на снижение «чрезмерной зависимости» от индекса научного цитирования (SCI)13. По всей вероятности, это приведет к падению числа публикаций в зарубежных изданиях. При этом в КНР проводится собственная оценка качества и субсидирование научных журналов. Так, например, в 2020 г. по результатам проверки 22 журнала»по гуманитарным наукам получили оценку «превосходно», в связи с чем в дополнение к основному фонду в размере 400 тыс. юаней ($62,8 тыс.) каждый получил финансирование в 200 тыс. юаней ($31,4 тыс.)14.
13. Directive about Several Opinions on “Standardising the use of relevant indicators of SCI papers in colleges and universities to establish a correct evaluation orientation”. (In Chin.). >>>> (accessed 25.03.2022)

14. Announcement on the assessment of journals funded by the National Social Science Fund in 2020. (In Chin.). >>>> (accessed 26.03.2022)
44 В России происходят схожие процессы. В последние годы в нашей стране публикации в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science, считались более «ценными», чем монографии, что явно не соответствует объективной оценке. В марте 2022 г. в российских научных кругах было принято решение разработать свою собственную систему оценки научных трудов.
45 Помимо вышеперечисленного, популяризация науки в Китае имеет низкий уровень международного взаимодействия. Теории общественного понимания науки и научной коммуникации стремительно развиваются в международном академическом сообществе, однако в КНР не так много исследователей занимаются этой областью [4].
46 ЗАКЛЮЧЕННИЕ
47 Китай традиционно «мыслит» большими временными циклами при составлении своих национальных планов развития, закладывая уже сегодня фундамент для занятия лидирующих позиций в будущих столетиях не только на Земле, но и в космосе. Понимая, сколь важную роль передовые наука и технологии играют в процветании любой страны, Пекин активно работает в развитии данных областей, рассматривая научную коммуникацию как неотъемлемую часть процесса.
48 В отличие от традиционного понимания этого термина, в Поднебесной используют термины кepu и kexue chuanbo (популяризация и распространение науки), которые лучше соответствуют китайским реалиям. Можно сказать, что мы имеем дело с научной коммуникацией с китайской спецификой. Несмотря на ряд очевидных трудностей на этапе продвижения, вызванных, скорее, общими бюрократическими проблемами, популяризация науки носит системный и многоуровневый характер и имеет прочную правовую основу, что способствует решению поставленных перед ней задач.

Библиография

1. Jane Qiu. 2020. Science communication in China: a critical component of the global science powerhouse. National Science Review, Vol. 7, Issue 4, April. Pp. 824-829.

2. 张晓磊, 刘思扬. 当前我国科普工作机制分析及建. 2018. (Zhang Xiaolei, Liu Siyang. 2018. Analysis and suggestions on the Current Working Mechanism of SP in China. CRISP). (In Chin.). https://www.crsp.org.cn/m/view.php?aid=2207 (accessed 16.10.2021)

3. Tollefson Jeff. China declared world’s largest producer of scientific articles. Nature. 18.01.2018. https://www.nature.com/articles/d41586-018-00927-4 (accessed 16.10.2021)

4. Ran Fujun. 2019. A Brief Review of the Four-decade Evolution of Science Popularization in China. Cultures of Science. № 2(3). Pp. 183-192.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести