Антимонопольный комплаенс как средство предупреждения нарушений в сфере ограничения конкуренции
Антимонопольный комплаенс как средство предупреждения нарушений в сфере ограничения конкуренции
Аннотация
Код статьи
S102694520019551-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Овчаров Артем Валерьевич 
Должность: научный сотрудник сектора уголовного права, уголовного процесса и криминологии
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
79-89
Аннотация

Статья посвящена анализу такого нового правового явления, как комплаенс (система управления рисками), применительно к одному из его видов, а именно комплаенсу антимонопольному. Автором рассматривается понятие антимонопольного комплаенса, анализируется его значение и практика внедрения в систему государственного и муниципального управления. В статье исследуются статистические данные в сфере противодействия монополистической деятельности и ограничению конкуренции и делается вывод о высокой значимости антимонопольного комплаенса как инструмента предупреждения правонарушений. Вместе с тем автор обращает внимание на проблемные вопросы внедрения антимонопольного комплаенса.

Ключевые слова
антимонопольный комплаенс, свободная конкуренция, антимонопольное законодательство, экономика государства, нарушение, органы исполнительной власти, ограничение конкуренции, система соответствия, риски, ответственность
Классификатор
Получено
06.10.2021
Дата публикации
11.05.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
723
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Свободная конкуренция представляет собой одно из важнейших условий эффективного функционирования экономики любого государства1. Основным инструментом достижения свободной конкуренции является антимонопольное регулирование, охватывающее как правило все отрасли законодательства. Так, в Российской Федерации основным нормативным актом, регламентирующим вопросы конкуренции, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ)2. Вместе с тем существует большое число подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих те или иные вопросы защиты свободной конкуренции. Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ содержат ряд статей, предусматривающих ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Так, согласно ст. 178 УК РФ ответственность наступает за ограничение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
1. См.: Кирьянов А.Н. Антимонопольный комплаенс: значение и перспективы правового регулирования // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. Орел, 2018. № 8. С. 29.

2. См.: СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I), ст. 3434.
2 В научной литературе не раз отмечалось, что преступность является угрозой национальной безопасности Российской Федерации, и формулировался вывод о необходимости формирования государством адекватной уголовной политики противодействия преступности3. Уголовная политика государства должна охватывать противодействие всем видам преступности, в т.ч. и преступности в экономической сфере.
3. См.: Преступность в ХХI веке. Приоритетные направления противодействия / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2020. C. 9.
3 Предупреждение преступности как система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями и представителями власти и направленных на противодействие процессам детерминации преступности, ресоциализацию преступников, предотвращение совершения новых преступлений, в целом есть одно из эффективных средств противодействия любому виду преступности.
4 Применительно к экономической преступности антимонопольный комплаенс можно рассматривать как инструмент предупреждения правонарушений в сфере конкуренции, включая и наиболее опасные из них – уголовно наказуемые деяния4. По оценке ФАС России, мировая практика свидетельствует о том, что антимонопольный комплаенс в качестве системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства является эффективным способом предупреждения антимонопольных правонарушений для хозяйствующих субъектов, поскольку позволяет совершенствовать эффективность процессов организаций в рамках осуществляемой деятельности, способствует снижению количества нарушений за счет их самоконтроля, а значит, снижает нагрузку на антимонопольные органы и обеспечивает своевременное восстановление нарушенных прав5.
4. См. подр.: Родионова Д.Н. Антимонопольный комплаенс как важная часть системы предупреждения антимонопольных нарушений // >>>> . 2017. № 3. С. 92; Попондопуло В.Ф., Петров Д.А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков // >>>> . 2020. Т. 11. >>>> . С. 102 - 114.

5. См.: Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. С. 36. URL: >>>> (дата обращения: 20.09.2021).
5 В научной литературе антимонопольный комплаенс оценивают по-разному. Его называют и своеобразной деловой этикой6, и системой механизмов и рычагов, с помощью которых снижается вероятность нарушения антимонопольного законодательства на уровне хозяйствующих субъектов7. Комплаенс – это всегда есть четко выстроенная система соответствия определенным внутренним и внешним требованиям, или нормам. Руководящим документом для любой системы соответствия является Международный стандарт ISO 19600 Системы управления соответствием. Руководящие указания. (Compliance management systems — Guidelines)8. Антимонопольный комплаенс представляет собой систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Любое отклонение от соответствия определяется как «риски». «Риски» нарушения антимонопольного законодательства есть сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции9.
6. См.: Перилов О.Ю. Антимонопольный комплаенс: реформа завтрашнего дня // Научный поиск. 2017. № 1, 2. С. 37.

7. См.: Михненко Т.Н. Влияние антимонопольного комплаенса на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов и экономики в целом // Интернет-журнал «Мир науки». 2015. № 2. С. 36.

8. См.: URL: >>>> . Ссылочный номер ISO 19600:2014(R) (дата обращения: 20.09.2021).

9. Подробнее о содержании антимонопольного комплаенса см.: Овчаров А.В. Антимонопольный комплаенс как средство предупреждения коррупции в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок // ЭНИ. Военное право. 2021. № 4 (68). С. 110 - 116; Медведева Н. В. Антимонопольный комплаенс в системе развития конкуренции // Власть и управление на востоке России. 2019. № 1 (86). С. 51 - 59; Кванина В. В. Антимонопольный комплаенс и его правовая природа // >>>> . 2019. Т. 19. >>>> . С. 46 - 52; Деханов С.А. Антимонопольный комплаенс и деонтология // >>>> . 2020. >>>> . С. 54 - 58.
6 С 1 марта 2020 г. понятие антимонопольного комплаенса закреплено в российском законодательстве. Так, согласно п. 24 ст. 4 Закона о защите конкуренции антимонопольный комплаенс - это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства - совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
7 Следует сказать, что для внедрения антимонопольного комплаенса в нашей стране сделано достаточно много еще до появления этого понятия в Законе. Он официально признан в Российской Федерации с принятием Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 годы.
8 Согласно данному документу разработка и осуществление комплекса мероприятий по его адвокатированию является одной из стратегических задач ФАС России как направления по сокращению антимонопольных правонарушений различных хозяйствующих субъектов.
9 Формирование комплексной правовой базы по внедрению комплаенса началось с принятием Указа Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»10. В соответствии с ним в качестве одного из принципов государственной политики по развитию конкуренции определено стимулирование хозяйствующих субъектов, в т.ч. занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
10. См.: СЗ РФ. 2017. № 52 (ч. I), ст. 8111.
10 Кроме того, Указом Президента РФ был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, в соответствии с которым Правительству РФ и высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было поручено принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно. В рамках выполнения Национального плана в 2018 г. ФАС России были разработаны Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р11, а также приказ ФАС России от 5 февраля 2019 г. № 133/19 «Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса»12.
11. См.: СЗ РФ. 2018. № 44, ст. 6777.

12. Документ официально опубликован не был.
11 Статья 9 Федерального закона «О защите конкуренции» закрепляет понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», ею предусмотрены порядок организации хозяйствующими субъектами системы антимонопольного комплаенса и основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих рассматриваемую систему.
12 Этот механизм призван способствовать повышению уровня законности деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках и создавать дополнительные стимулы к принятию хозяйствующими субъектами мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.
13 За период с 2019 по 2020 г. система антимонопольного комплаенса была внедрена всеми 16 федеральными органами исполнительной власти, которые являются ответственными исполнителями федеральной «дорожной карты» развития конкуренции в отраслях экономики13. Вместе с этим в инициативном порядке акты об антимонопольном комплаенсе приняты еще 22 федеральными органами исполнительной власти14. В ФАС же России продолжают поступать на согласование акты других федеральных органов исполнительной власти об утверждении указанной системы, что также может способствовать дальнейшему снижению нарушений со стороны федеральных органов. В соответствии с методическими рекомендациями федеральные органы исполнительной власти ежегодно представляют в ФАС России доклады об антимонопольном комплаенсе ведомства, данные из которых используются при подготовке доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации.
13. Минстрой России, Минтруд России, Минтранс России, Минпромторг России, ФНС России, Минсельхоз России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минприроды России, Минфин России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Роструд, Минэнерго России, ФАС России, Росреестр.

14. Роснедра, Россвязь, Росавтодор, Росалкогольрегулирование, Росстат, Росрезерв, Минобороны России, ФСИН России, Роспатент, Ростуризм, Управление делами Президента РФ, Росрыболовство, Росфинмониторинг, Росмолодежь, Росаккредитация, ФСО России, Росгвардия, Ространснадзор, Роспечать, Минюст России, Росимущество, Минвостокразвития России, ФТС Россиим.: Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. С. 39. URL: >>>> (дата обращения: 19.09.2021)).
14 Точно такая же работа ведется и в субъектах Российской Федерации. В настоящее время 100% органов власти субъектов Федерации приняли акты об антимонопольном комплаенсе. При этом по состоянию на конец 2020 г. в 74 субъектах Российской Федерации (87.06%) органами исполнительной власти ведется работа по утверждению карт комплаенс-рисков и в 78 субъектах (91.76%) - по утверждению планов мероприятий («дорожных карт») по снижению комплаенс-рисков15.
15. См.: там же. С. 40.
15 В 67 субъектах Российской Федерации (78.82%) организована работа по внедрению антимонопольного комплаенса в органах местного самоуправления, в частности в 49 субъектах (57.65%) органами местного самоуправления проводится работа по разработке и утверждению карт комплаенс-рисков и в 51 субъекте Федерации (60%) - по разработке и утверждению планов мероприятий («дорожных карт») по снижению комплаенс-рисков16.
16. См.: там же.
16 Для того чтобы оценить влияние введения антимонопольного комплаенса, обратимся к статистическим данным, касающихся нарушений антимонопольного законодательства за период с 2016 по 2020 г.17 Количество возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства представлено на рис. 1.
17. Здесь и далее данные представлены в соответствии с приказом ФАС России от 09.11.2020 г. № 1088/20 «О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы» // Официально опубликован не был.
17

18 Как видно из приведенных выше данных, за последние пять лет количество возбужденных ФАС России дел о нарушении антимонопольного законодательства сократилось почти вдвое. Рассмотрим данные статистики более подробно (рис. 2 - 6).
19

20

21

22

23

24 Таким образом, можно сделать вывод о том, что за последние пять лет число нарушений, связанных с злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующего положения на рынке заметно снижается.
25 Теперь обратимся к вопросам противодействия недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. В этой области наказуемыми являются следующие нарушения действующего законодательства:
26 недопущение ограничивающих конкуренция соглашений хозяйствующих субъектов и органов власти (ст. 11, 15, 16 Закона № 135-ФЗ);
27 недопущение ограничивающих конкуренция согласованных действий участников рынка (ст. 11.1, 15, 16 Закона № 135-ФЗ);
28 недопущение недобросовестной конкуренции (ст. 14.1 - 14.8 Закона № 135-ФЗ) (рис. 7 - 11).
29

30

31

32

33

34 Таким образом, в нарушениях, в сфере ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции также прослеживается явная динамика на снижение их количества.
35 Говоря об антимонопольной деятельности, нельзя не коснуться сферы, наиболее подверженной нарушениям, ограничивающим конкуренцию, а именно, сферы закупок, осуществляемых хозяйствующими субъектами по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»18 (далее – Закон № 44-ФЗ) и Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ)19. Статистика нарушений в этой сфере отражена на рис. 12.
18. См.: СЗ РФ. 2013. № 14, ст. 1652.

19. См.: СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. I), ст. 4571.
36

37 Суммируя вышеприведенные данные, можно сказать, что одним из факторов, значительно повлиявших на снижение количества нарушений антимонопольного законодательства, является введение в органах власти и местного самоуправления института антимонопольного комплаенса. Есть основания говорить о положительном эффекте для конкуренции от реализации мероприятий, направленных на внедрение антимонопольного комплаенса. Прежде всего, его внедрение способствовало исполнению одного из ключевых показателей Национального плана – снижению количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления более чем в два раза по сравнению с 2017 г.
38 В рамках реализации Национального плана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства внедрялась в деятельность органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Положительный эффект от введения системы антимонопольного комплаенса демонстрирует и практика. В рамках анализа данной системы в отдельных субъектах Российской Федерации, а также статистики роста / снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за 2017 - 2020 гг. прослеживается определенная закономерность, а именно акты о комплаенсе, принятые как на региональном, так и муниципальном уровнях, действуют весьма эффективно.
39 Например, в Белгородской области после введения в действие акта об антимонопольном комплаенсе, количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления снизилось на 43% по отношению к 2017 г. В Воронежской области произошло снижение на 67% в 2020 г. в сравнении с 2017 г. В Оренбургской области снижение количества нарушений антимонопольного законодательства в 2020 г. по сравнению с 2017 г. составило 62%. Это позволяет сформулировать вывод о том, что работа субъектов Российской Федерации, принявших акты по антимонопольному комплаенсу не только на региональном, но и на муниципальном уровне, в т.ч. карты комплаенс-рисков и «дорожные карты» по снижению комплаенс-рисков, оказывает позитивный эффект на общее состояние конкуренции и удовлетворенность субъектов предпринимательства20.
20. См.: Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. С. 39. URL: >>>> (дата обращения: 21.09.2021).
40 На наш взгляд, основная ценность системы антимонопольного комплаенса состоит в том, что она обязывает принимать практически все решения через призму оценки их последствий для конкуренции, предупреждать нарушения и признаки нарушения на ранних этапах принятия любых решений внутри любого органа власти как федерального или регионального, так и муниципального уровней.
41 Следует отметить, что сам факт принятия акта об антимонопольном комплаенсе не означает его функционирования в полном объеме. После этапа утверждения акта следует реализация элементов, описанных в методических рекомендациях, таких как разработка карты рисков, плана мероприятий по снижению нарушений антимонопольного законодательства и других составляющих системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, которые, в свою очередь, начинают функционировать после их утверждения.
42 Вместе с положительными тенденциями анализ эффективности антимонопольного комплаенса позволяет выделить целый ряд негативных явлений в данной сфере. К ним можно отнести:
43 несоответствие акта об антимонопольном комплаенсе, упомянутой выше Методике по своей структуре и отсутствие описания обязательных процессов;
44 отсутствие указания на принципы и цели внедрения антимонопольного комплаенса;
45 отсутствие позиции по обязательному обучению сотрудников, порядку такого обучения и его сроках;
46 отсутствие положений, описывающих ответственность сотрудников за нарушение требований антимонопольного комплаенса;
47 отсутствие проработки положений, раскрывающих мотивацию сотрудников к соблюдению антимонопольного законодательства;
48 коллегиальный орган создается из сотрудников органа власти и возглавляется должностным лицом данного органа;
49 в акт об антимонопольном комплаенсе не включается требование об оценке его эффективности.
50 В научной литературе отмечалось (и анализ практики это подтверждает), что достаточно часто акт об антимонопольном комплаенсе составляется формально, фактически представляет собой переписку Методических рекомендаций и не преследует реальной цели оценки рисков21.
21. См.: Фоминова Е.М., Сериков О.Г. К вопросу о внедрении антимонопольного комплаенса органами власти: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. «Юриспруденция, государство и право: актуальные вопросы и современные аспекты». Пенза, 2021. С. 49.
51 Следует сказать, что успешное развитие системы антимонопольного комплаенса зависит не только от его внедрения органами власти, но и должно быть обусловлено повышением эффективности его реализации, на что обращает внимание Аналитический центр при Правительстве РФ22.
22. См. подр.: Бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации о развитии конкуренции. Антимонопольный комплаенс как инструмент развития конкурентной среды. 2021. № 33.
52 Во-первых, в рамках реализации механизмов антимонопольного комплаенса федеральными органами исполнительной власти должна проводиться работа по ревизии ранее изданных нормативных правовых актов, а также по приведению проектов нормативных правовых актов в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства. При этом необходимо повышать мотивацию хозяйствующих субъектов и органов власти к внедрению антимонопольного комплаенса, в т.ч. путем подтверждения как со стороны участников рынка, так и со стороны экспертного сообщества его эффективности (например: подготовка обзора лучших практик внедрения на территории Российской Федерации антимонопольного комплаенса с оценкой эффективности его влияния как на деятельность компании, так и на состояние рынка; подготовка информационных писем (разъяснений), содержащих обоснование основных требований, которые должны содержаться в актах об антимонопольном комплаенсе, примеры внедрения антимонопольного комплаенса и т.п.)23.
23. См.: Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. С. 42. URL: >>>> (дата обращения: 19.09.2021).
53 Таким образом, значение и ценность антимонопольного комплаенса как инструмента предотвращения нарушений в сфере свободной конкуренции не подлежит сомнению24, а в условиях цифровизации экономики они только возрастают25. Кроме этого антимонопольный комплаенс является еще и дополнительным инструментом предотвращения коррупции26. Однако эти вопросы представляют собой уже предмет отдельных исследований.
24. См.: Попондопуло В.Ф., Петров Д.А. Антимонопольный комплаенс: современное состояние и перспективы // Арбитражные споры. 2019. № 2 (86). С. 57.

25. См., напр.: Бачурина Ю.Л., Донцова Л.В. Антимонопольный комплаенс: актуальность и значимость в условиях цифровой экономики // Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области: сб. науч. работ Всеросс. науч.-практ. конф. 2019. С. 20 - 26.

26. См.: Мелешкина А.И. Факторы, определяющие характер взаимосвязи коррупции и конкуренции: >>>> >>>> . 2017. >>>> . С. 81 - 96.

Библиография

1. Бачурина Ю.Л., Донцова Л.В. Антимонопольный комплаенс: актуальность и значимость в условиях цифровой экономики // Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области: сб. науч. работ Всеросс. науч.-практ. конф. 2019. С. 20 - 26.

2. Бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации о развитии конкуренции. Антимонопольный комплаенс как инструмент развития конкурентной среды. 2021. № 33.

3. Деханов С.А. Антимонопольный комплаенс и деонтология // Право и государство: теория и практика. 2020. № 8 (188). С. 54 - 58.

4. Кванина В. В. Антимонопольный комплаенс и его правовая природа // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Право. 2019. Т. 19. № 1. С. 46–52.

5. Кирьянов А.Н. Антимонопольный комплаенс: значение и перспективы правового регулирования // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. Орел, 2018. № 8. С. 29.

6. Медведева Н. В. Антимонопольный комплаенс в системе развития конкуренции // Власть и управление на востоке России. 2019. № 1 (86). С. 51–59.

7. Мелешкина А.И. Факторы, определяющие характер взаимосвязи коррупции и конкуренции: обзор эмперических исследований // Вестник Московского ун-та. Сер. 6: Экономика. 2017. № 6. С. 81 - 96.

8. Михненко Т.Н. Влияние антимонопольного комплаенса на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов и экономики в целом // Интернет-журнал «Мир науки». 2015. № 2. С. 36.

9. Овчаров А.В. Антимонопольный комплаенс как средство предупреждения коррупции в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок // ЭНИ. Военное право. 2021. № 4 (68). С. 110–116.

10. Перилов О.Ю. Антимонопольный комплаенс: реформа завтрашнего дня // Научный поиск. 2017. № 1, 2. С. 37.

11. Попондопуло В.Ф., Петров Д.А. Антимонопольный комплаенс: современное состояние и перспективы // Арбитражные споры. 2019. № 2 (86). С. 57.

12. Попондопуло В.Ф., Петров Д.А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков // Вестник СПбУ. Право. 2020. Т. 11. № 1. С. 102 - 114.

13. Преступность в ХХI веке. Приоритетные направления противодействия / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2020. C. 9.

14. Родионова Д.Н. Антимонопольный комплаенс как важная часть системы предупреждения антимонопольных нарушений // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2017. № 3. С. 92.

15. Фоминова Е.М., Сериков О.Г. К вопросу о внедрении антимонопольного комплаенса органами власти: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. «Юриспруденция, государство и право: актуальные вопросы и современные аспекты». Пенза, 2021. С. 49.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести