Барон Унгерн в литературе 1920-х годов: двусторонняя оптика Гражданской войны
Барон Унгерн в литературе 1920-х годов: двусторонняя оптика Гражданской войны
Аннотация
Код статьи
S160578800019450-1-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дубаков Леонид В. 
Аффилиация: Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
Адрес: КНР, 518172, Провинция Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Лунган, Даюньсиньчэн, ул. Гоцзидасюэюань, д. 1
Выпуск
Страницы
48-53
Аннотация

В статье анализируется образ барона Р.Ф. Унгерна фон Штернберга, который создавался в 1920-е годы писателями, стоявшими по разные стороны во время Гражданской войны. В произведениях А.И. Несмелова и П.Н. Краснова, приверженцев “белой идеи”, он романтизируется и апологизируется. Несмелов в “Балладе о Даурском бароне” (1927) встраивает его в даурский и монгольский мифы, отрицательное в этом человеке, становясь таинственным, делается отчасти привлекательным. Краснов в романе “За чертополохом” (1922) превращает барона Унгерна в спасителя Отечества и династии Романовых; его герой – евразиец по мировоззрению, соприкоснувшийся с буддизмом, с Азией, и именно там нашедший новую опору для возрождения российской государственности; на его образе в романе лежит отсвет воинской праведности и тибетского мистицизма. Советский писатель С.Н. Марков в романе “Рыжий Будда” (1929, опубл. 1989) в свою очередь орнаментирует образ Унгерна, акцентируя внимание на пестроте азиатской действительности, захватившей и преобразившей барона: Унгерн страшен, он враг советской власти, но он неотмирен, в его образе проявляются зоо- и орнитоморфные черты. Унгерн у Маркова – как будто ненастоящий буддист, барон взял из буддизма экзотически воспринятый мистицизм и в своих интересах профильтровал буддийскую этику. Несмотря на разницу идеологических взглядов, названные писатели, создавая образ барона Унгерна, в меньшей степени говорят о политике. В центре их произведений оказывается прежде всего его религиозный выбор – западный человек, принявший буддизм.

Ключевые слова
Р.Ф. Унгерн фон Штенрнберг, П.Н. Краснов, А.И. Несмелов, С.Н. Марков, литература русского зарубежья, советская литература, Гражданская война, буддизм, мистицизм.
Классификатор
Получено
02.02.2022
Дата публикации
25.04.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
786
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S160578800019450-1-1 Дата внесения исправлений в статью - 30.03.2022
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Михалев А.В. Бог войны, или Память о “черном бароне” в правом дискурсе современной России // Политическая наука. 2018. № 3. С. 129–146.

2. Соболевская О.В. Введение в даурскую готику // Научно-образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/news/286418877.html

3. Несмелов А.И. Собр. сочинений: В 2 т. Т. 1: Стихотворения и поэмы. Владивосток: Рубеж, 2006. 560 с.

4. Юзефович Л.А. Самодержец пустыни. Барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил. М.: АСТ, 2019. 588 с.

5. Краснов П.Н. За чертополохом. М.: Фавор XXI, 2002. 352 с.

6. Краснов П.Н. Выпашь. М.: Нобель Пресс, 2011. 512 с.

7. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия буддизма. СПб.: Институт метафизики, 2007. 928 с.

8. Марков С.Н. Рыжий Будда. М.: Пересвет, 1992. 160 с.

9. Золотцев С.А. Полынная горечь истории // Марков С.Н. Рыжий Будда. М.: Пересвет, 1992. С. 144–157.

10. 1Марков С.Н. Обманутые скитальцы. Книга странствий и приключений. М.: Пересвет, 1991. 208 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести