- Код статьи
- S207054760008216-4-
- DOI
- 10.18254/S207054760008216-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 4
- Страницы
- 0
- Аннотация
В связи с разрушением архитектуры контроля над вооружениями, обострением российско-американских отношений, выходом США из Договора о РСМД и фактическим началом холодной войны между США и Китаем, встаёт проблема наличия у Китая ядерного потенциала, не сдерживаемого никакими формальными соглашениями об ограничении или сокращении ядерных вооружений. Автор сначала исследует ядерные риски Китая, которые состоят в неконтролируемом развитии американской системы противоракетной обороны, высокоточного обычного или потенциально ядерного оружия малой мощности, усилении противоракетного потенциала союзников США, а также в потенциальной ядерной эскалации конвенционального конфликта. Затем рассматриваются особенности ядерной политики Китая, которые заключаются в поддержании потенциала минимального сдерживания и нанесения гарантированного ответного удара при отказе от нанесения ядерного удара первым и отказе от применения ядерного оружия против неядерных государств. Для придания своему ядерному арсеналу большей выживаемости, Китай не раскрывает структуру и месторасположения подразделений своих СЯС. Затем автор приводит сведения о китайском ядерном арсенале, который состоит из ограниченного количества баллистических ракет стратегической дальности, а также значительного числа ракет средней, меньшей и промежуточной дальности двойного назначения. Делается вывод о том, что дальнейшее совершенствование ядерного потенциала будет вестись по линии улучшения качества носителей я.о, средств преодоления ПРО, оснащения ракет РГЧ ИН, развитием системы командования и управления, а также систем раннего предупреждения о ракетном нападении. Далее автор говорит об усилиях, исторически предпринятых Китаем для укрепления режима нераспространения и контроля над вооружениями в контексте существовавшей международной обстановки. Сюда относится обязательство отказа от первого ядерного удара и курс на минимально необходимое сдерживание, призывы к международному сообществу проявлять умеренность в ядерной политике, присоединение к МАГАТЭ, ДНЯО, КХО, КБТО и другим структурам, объявление о моратории на ядерные испытания и прилежное его исполнение, несмотря на невыгодные условия и так далее. Затем автор приводит существующие в экспертной среде предложения о возможностях включения Китая в переговоры по обозначенным темам. Наиболее важными и эффективными здесь видятся американо-китайские переговоры. В основном предлагается в ходе переговоров либо прояснить позицию США, либо прийти к общему пониманию по таким важнейшим вопросам, как условия нанесения США первого ядерного удара, ненацеливание обычных вооружений на ядерные объекты, цели, задачи и оснащение гиперзвуковых вооружений, ракеты двойного назначения, совместное хранение ядерных и неядерных боеприпасов. В заключении делается вывод о том, что в современных международных условиях Китай не пойдёт на участие в юридически обязывающих ограничительных соглашениях. В связи с этим ключевое значение имеет поддержание постоянного диалога и односторонних действий по повышению доверия.
- Ключевые слова
- ядерная политика Китая, американо-китайские отношения, контроль над вооружениями, минимальное ядерное сдерживание, быстрый глобальный удар, противоракетная оборона, транспарентность
- Дата публикации
- 20.12.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 83
- Всего просмотров
- 3492
Библиография
- 1. Haynes S.T. 2016. China’s Nuclear Threat Perceptions. Strategic Studies Quarterly, Vol. 10, No. 2, p. 46.
- 2. См. Missile Defense Advocacy. Available at: https://missiledefenseadvocacy.org/missile-defense-systems-2/ (accessed 12.10.2019).
- 3. Haynes S.T. 2016. China’s Nuclear Threat Perceptions. Strategic Studies Quarterly, Vol. 10, No. 2, p. 49.
- 4. Haynes S.T. 2018. Dragon in the room: Nuclear Disarmament’s Missing Player. Strategic Studies Quarterly, No. 1, p. 36.
- 5. Ibid., p. 37.
- 6. Бужинский Е.П., Веселов В.А. 2018. Ядерная политика США в XXI веке: преемственность и различия в подходах администраций Дж. Буша-мл., Б. Обамы и Д. Трампа. Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, № 3, с. 19.
- 7. Цит. по: Бужинский, Веселов. Указ. соч., с. 19.
- 8. Там же, с. 20.
- 9. Haynes S.T. 2016. China’s Nuclear Threat Perceptions. Strategic Studies Quarterly, Vol. 10, No. 2, p. 42.
- 10. Ibid., p. 43.
- 11. Li Bin. 2015. Chinese Thinking On Nuclear Weapons. Arms Control Today, No. 10, p. 11.
- 12. Понамарёв С.В. 2006. Политика КНР в области нераспространения ядерного оружия: доктрина, теория и практика. Проблемы Дальнего Востока, № 6, с. 15.
- 13. Там же.
- 14. Там же, с. 146.
- 15. Там же, с. 147.
- 16. Li Bin. 2015. Chinese Thinking On Nuclear Weapons. Arms Control Today, No. 10, p. 11, p. 9.
- 17. Ibid., p. 10.
- 18. Богданов К.В. 2018. Ядерные силы и ядерная стратегия Китайской Народной Республики. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, № 6, с. 82-83.
- 19. Уянаев С.В. 2019. Слом договора по РСМД: фактор Китая. Азия и Африка сегодня, № 6, с. 7
- 20. Богданов К.В. 2018. Ядерные силы и ядерная стратегия Китайской Народной Республики. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, № 6, с. 87.
- 21. Уянаев С.В. 2019. Слом договора по РСМД: фактор Китая. Азия и Африка сегодня, № 6, с. 7.
- 22. Степанов А.С. 2018. Рост военной мощи Китая в начале XXI века: значение для США. Россия и Америка в XXI веке (электронный журнал), № 3. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000045-6-1/ (accessed 5.10.2019).
- 23. Ежегодник СИПРИ 2012: вооружения, разоружение и международная безопасность: Пер. с англ. – Институт мировой экономики и международных отношений РАН. – М.: ИМЭМО РАН, 2013., с. 171.
- 24. Степанов А.С. 2018. Рост военной мощи Китая в начале XXI века: значение для США. Россия и Америка в XXI веке (электронный журнал), № 3. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000045-6-1/ (accessed 5.10.2019).
- 25. Крашенинникова Л.С. 2015. Влияние китайской стратегической культуры на ядерную политику КНР. Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, № 3, с. 162.
- 26. Богданов К.В. 2018. Ядерные силы и ядерная стратегия Китайской Народной Республики. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, № 6, с. 83.
- 27. Арбатов А.Г., Дворкин В.З. Большой стратегический треугольник. 26.03.2013. Available at: https://carnegie.ru/2013/03/26/ru-pub-51292 (accessed 12.10.2019).
- 28. China’s Nuclear Weapons and the Prospects for Multilateral Arms Control
- 29. Kulacki G. Chinese Perspectives on Transparency and Security, Union of Concerned Scientists, 13.01.2003.
- 30. Gallagher N. China on Arms Control, Nonproliferation, and Strategic Stability. CISSM Working Paper, August 2019, p. 13.
- 31. Ibid., p. 16.
- 32. Арбатов А.Г., Есин В.И. Перспективы подключения Китая к ограничению ядерных вооружений. 25.08.2014. Available at: https://carnegie.ru/2014/08/25/ru-pub-56690 (accessed 11.10.2019).
- 33. Haynes S.T. 2018. Dragon in the room: Nuclear Disarmament’s Missing Player. Strategic Studies Quarterly, No. 1, p. 31.
- 34. Ibid., p. 34.
- 35. Ibid., p. 35.