Растущая неэффективность федеральных программ стимулирования экономики
Растущая неэффективность федеральных программ стимулирования экономики
Аннотация
Код статьи
S207054760019816-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Васильев Владимир Сергеевич 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Анализируется эффективность антикризисных программ федерального правительства США по выведению американской экономики из кризиса 2020 г. Отмечается, что этот кризис явился беспрецедентным по своим масштабам и причинам возникновения, практически не встречавшимся в американской экономической истории после окончания Второй мировой войны. Необычность кризиса нашла своё выражение в политике введения общенационального карантинного режима как основного инструмента борьбы с коронавирусной пандемией, повлекшей беспрецедентные по своим масштабам перепады в сокращении и увеличении реального ВВП в течение полугода. С самого начала реализации программ антикризисного регулирования им оказалась присуща неэффективность в расходовании бюджетных средств, что было обусловлено несколькими причинами. Главной из них была политическая, состоящая в том, что кризис пришёлся на год президентских выборов. Стоящая у власти республиканская администрация Д. Трампа не пожалела бюджетных средств для скорейшего преодоления кризиса, объём которых заметно превосходил величину падения реального ВВП. В результате большая часть средств пошла на поддержание доходов и соответственно потребительского спроса семей, индивидов, фирм малого и среднего бизнеса, которые получали «даровые» средства, которые не требовавали ответных трудовых усилий со стороны получателей выплат и пособий. В экономике США сформировался синдром беспрецедентного накачивания её наличными средствами, которые к началу 2021 г. закономерно привели к «инфляционному перегреву» экономики. Постепенно к началу 2022 г. инфляция, измеряемая индексом потребительских цен, фактически вышла из-под контроля, что привело Федеральную резервную систему (ФРС) к необходимости перейти в 2022 г. к политике повышения уровня базовой процентной ставки, что, безусловно, осложнит выход США на траекторию устойчивого экономического роста. 

Демократическая администрация Дж. Байдена, приступившая к исполнению своих обязанностей в январе 2021 г., выдвинула амбициозную программу преодоления кризисных явлений, получившую название «Построим заново лучшую Америку». Первоначально общая стоимость программы оценивалась в 7,8 трлн долл., однако по мере придания программе законодательного статуса её стоимость стала резко уменьшаться именно по причине того, что негативные элементы программы, находящие своё выражение в колоссальном росте бюджетных дефицитов и пирамиды государственного долга, стали явно перевешивать расчёты, связанные с ускорением экономического роста и увеличением занятости. В итоге во второй половине 2021 г. Конгресс США отказался принять те её компоненты, которые предусматривали резкое расширение блока социальных программ, главным образом в сфере здравоохранения и образования, а также борьбы с изменениями климата и сохранением качества окружающей среды. Спустя год после обнародования программы в американском обществе сформировался достаточно устойчивый стереотип её общественного неприятия как наносящий больше вреда американской экономике, нежели дающий ощутимые социально-экономические выгоды.

 

* В основу статьи положено выступление на научной конференции ИСКРАН «Итоги первого года администрации Байдена», состоявшейся в декабре 2021 г.

Ключевые слова
администрация Дж. Байдена, экономическое стимулирование, загибающаяся назад кривая, экономический кризис 2020 г., коронавирусная пандемия, инфляционный перегрев экономики, программа «Построим заново лучшую Америку»
Классификатор
Получено
26.02.2022
Дата публикации
22.04.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
938
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S207054760019816-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 22.04.2022
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. GDP & Personal Income. National Data National Income and Product Accounts. Table 1.1.1. Percent Change from Preceding Period in Real Gross Domestic Product [Percent] seasonally adjusted at annual rates // BEA. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1921=survey (accessed 26.02.2022).

2. IMF. World Economic Outlook. World Economic Outlook, October 2019. xviii + 188 pp. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2019/10/01/world-economic-outlook-october-2019 (accessed 26.02.2022).

3. Federal Reserve Bank of St. Louis. The COVID-19 Recession in Historical Perspective. November 12, 2020. Available at: https://www.stlouisfed.org/on-the-economy/2020/november/covid19-recession-historical-perspective (accessed 26.02.2022).

4. Galbraith J. The Great Financial Crisis and the End of Normal. A note prepared for the Association of Social Economics Session on the Economic and Financial Crisis after 10 Years. P. 1.//Philadelphia PA. January 7, 2018. 5 pp. Available at: http://utip.gov.utexas.edu › Speech › GFC and En. pdf (accessed 26.02.2022).

5. Ibid., p. 4.

6. Reinhart C. and Rogoff K. This Time is Different: A Panoramic View of Eight Centuries of Financial Crises. NBER Working Paper Series. Working Paper 13882. March 2008. I + 123 pp. Available at: http://www.nber.org/papers/w13882 (accessed 26.02.2022).

7. Rogoff K. Debt supercycle, not secular stagnation // VOX EU/CERP, 22 April 2015. Available at: https://voxeu.org/article/debt-supercycle-not-secular-stagnation (accessed 26.02.2022).

8. Harvard’s Reinhart and Rogoff Say This Time Really Is Different // Bloomberg, May 18, 2020. Available at: https://www.bloomberg.com/news/features/2020-05-18/harvard-s-financial-crisis-experts-this-time-really-is-different (accessed 26.02.2022).

9. Budget of the United States Government. Fiscal Year 2022. Historical Tables. Table 7.1 - Federal Debt at the End of Year: 1940 - 2026. Wash.: US GPO, 2021.

10. FRED. Economic Data. Federal Debt: Total Public Debt as Percent of Gross Domestic Product. Available at: https://fred.stlouisfed.org/series/GFDEGDQ188S (accessed 26.02.2022).

11. GDP & Personal Income. National Data National Income and Product Accounts. Table 1.1.1. Percent Change from Preceding Period in Real Gross Domestic Product [Percent] seasonally adjusted at annual rates // BEA. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1921=survey (accessed 26.02.2022).

12. U.S. Bureau of Labor Statistics. Databases, Tables & Calculators by Subject. Labor Force Statistics from the Current Population Survey. Available at: https://data.bls.gov/pdq/SurveyOutputServlet (accessed 26.02.2022).

13. Fandon. COVID-19 Lockdowns. Available at: https://yourstudent-gemini.fandom.com/wiki/COVID-19_lockdowns (accessed 26.02.2022).

14. GAO. COVID-19. Opportunities to Improve Federal Response and Recovery Efforts. June 2020, p.14. // GAO-20-625. XII + 392 pp. Available at: https://www.gao.gov › assets › gao-20-625 (accessed 26.02.2022).

15. Ibid., p. 15.

16. Committee for a Responsible Federal Budget. Covid Money Tracker. Available at: https://www.covidmoneytracker.org/ (accessed 26.02.2022).

17. NBER. Chetty R. (et.al.). The Economic Impacts of COVID-19: Evidence from a New Public Database Built Using Private Sector Data. P. 39. //WP 27431. November 2020. ii + 107 pp. Available at: https://www.nber.org/papers/w27431 (accessed 26.02.2022).

18. NBER. Holzer H., Hubbard G., Strain M. Did Pandemic Unemployment Benefits Reduce Employment? From Early State-Level Expirations in June 2021. P.7. //WP 29575. Desember 2021. 38 pp. Available at: https://www.nber.org/papers/w29575 (accessed 26.02.2022).

19. Ibid., p. 20.

20. Federal Reserve Bank of Chicago. Karger E. and Rajan A. Heterogeneity in the Marginal Propensity to Consume: Evidence from Covid-19 Stimulus Payments. P. 2. //WP2020-15. February 21, 2021. 53 pp. Available at: https://doi.org/10.21033/wp-2020-15.

21. Ibid., p. 3, 17.

22. Рассчитано по: BEA. GDP & Personal Income. National Data National Income and Product Accounts. Table 1.1.5. Gross Domestic Product. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1921=survey (accessed 26.02.2022).

23. Рассчитано по: BEA. GDP & Personal Income. National Data National Income and Product Accounts. Table 3.2. Federal Government Current Receipts and Expenditures. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1921=survey (accessed 26.02.2022).

24. Trading Economics. United States Gross Federal Debt to GDP. Available at: https://tradingeconomics.com/united-states/government-debt-to-gdp (accessed 26.02.2022).

25. Board of Governors of the Federal Reserve System. Money Stock Measures - H.6 Release. April 27, 2021. Table 1. Available at: https://www.federalreserve.gov/releases/h6/20210427/) (accessed 26.02.2022).

26. Рассчитано по: Budget of the United States Government. Fiscal Year 2022. Historical Tables. Table 1.2 -- Summary of Receipts, Outlays, and Surpluses or Deficits (-) as Percentages of GDP: 1940 - 2026. Wash.: US GPO, 2021.

27. NBER. Bordo M., Levy M. Do Enlarged Fiscal Deficits Cause Inflation? P. 11. //WP 28195. December 2020. 53 pp. Available at: http://www.nber.org/papers/w28195 (accessed 26.02.2022).

28. Рассчитано по: Federal Reserve Bank of Minneapolis. Consumer Price Index, 1913. Available at: https://www.minneapolisfed.org/about-us/monetary-policy/inflation-calculator/consumer-price-index-1913-. (accessed 26.02.2022).

29. Federal Reserve History. The Great Inflation. 1965-1982. November 22, 2013. Available at: https://www.federalreservehistory.org/essays/great-inflation (accessed 26.02.2022).

30. Рассчитано по: Budget of the United States Government. Fiscal Year 2022. Historical Tables. Table 1.2 -- Summary of Receipts, Outlays, and Surpluses or Deficits (-) as Percentages of GDP: 1940 - 2026. Wash.: US GPO, 2021.

31. Budget of the United States Government. Fiscal Year 2022. Historical Tables. Table 7.1 -- Federal Debt at the End of Year: 1940 - 2026. Wash.: US GPO, 2021.

32. NBER. Bordo M., Levy M. Do Enlarged Fiscal Deficits Cause Inflation? P.30. //WP 28195. December 2020. 53 pp. Available at: http://www.nber.org/papers/w28195 (accessed 26.02.2022).

33. Congress.gov. H.R.1319 - American Rescue Plan Act of 2021. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/1319 (accessed 26.02.2022).

34. CBO. Estimated Budgetary Effects of H.R. 1319, American Rescue Plan Act of 2021. Summary Table 1. March 6, 2021. Available at: https://www.cbo.gov/publication/57056 (accessed 26.02.2022).

35. Ritz B. Why Biden Has The Right Covid Relief Strategy. Feb 2, 2021. // Forbes. Available at: https://www.forbes.com/sites/benritz/2021/02/02/why-biden-has-the-right-covid-relief-strategy/?sh=385f67737a98 (accessed 26.02.2022).

36. Committee for a Responsible Federal Budget. How Much Would the American Rescue Plan Overshoot the Output Gap? Feb 3, 2021. Available at: https://www.crfb.org/blogs/how-much-would-american-rescue-plan-overshoot-output-gap (accessed 26.02.2022).

37. Zandi M., Yaros B. Macroeconomic Consequences of the Infrastructure Investment and Jobs Act & Build Back Better Framework. PP. 11, 8. // Moody’s Analytics, 04 November, 2021. 15 pp. Available at: https://www.moodysanalytics.com › media › article.pdf (accessed 26.02.2022).

38. Penn Wharton. Budget Model. The Impact of the Build Back Better Act (H.R. 5376) on Inflation. P. 12. // December 17, 2021. 13 pp. Available at: https://budgetmodel.wharton.upenn.edu/issues/2021/12/17/build-back-better-act-hr-5376-inflation.pdf (accessed 26.02.2022).

39. Board of Governors of the Federal Reserve System. Monetary Policy Report. P. 2. // February 25, 2022. Wash.: US GPO, 2022, iii + 65 pp.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести