- Код статьи
- S207054760019816-4-
- DOI
- 10.18254/S207054760019816-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 2
- Страницы
- 0
- Аннотация
Анализируется эффективность антикризисных программ федерального правительства США по выведению американской экономики из кризиса 2020 г. Отмечается, что этот кризис явился беспрецедентным по своим масштабам и причинам возникновения, практически не встречавшимся в американской экономической истории после окончания Второй мировой войны. Необычность кризиса нашла своё выражение в политике введения общенационального карантинного режима как основного инструмента борьбы с коронавирусной пандемией, повлекшей беспрецедентные по своим масштабам перепады в сокращении и увеличении реального ВВП в течение полугода. С самого начала реализации программ антикризисного регулирования им оказалась присуща неэффективность в расходовании бюджетных средств, что было обусловлено несколькими причинами. Главной из них была политическая, состоящая в том, что кризис пришёлся на год президентских выборов. Стоящая у власти республиканская администрация Д. Трампа не пожалела бюджетных средств для скорейшего преодоления кризиса, объём которых заметно превосходил величину падения реального ВВП. В результате большая часть средств пошла на поддержание доходов и соответственно потребительского спроса семей, индивидов, фирм малого и среднего бизнеса, которые получали «даровые» средства, которые не требовавали ответных трудовых усилий со стороны получателей выплат и пособий. В экономике США сформировался синдром беспрецедентного накачивания её наличными средствами, которые к началу 2021 г. закономерно привели к «инфляционному перегреву» экономики. Постепенно к началу 2022 г. инфляция, измеряемая индексом потребительских цен, фактически вышла из-под контроля, что привело Федеральную резервную систему (ФРС) к необходимости перейти в 2022 г. к политике повышения уровня базовой процентной ставки, что, безусловно, осложнит выход США на траекторию устойчивого экономического роста.
Демократическая администрация Дж. Байдена, приступившая к исполнению своих обязанностей в январе 2021 г., выдвинула амбициозную программу преодоления кризисных явлений, получившую название «Построим заново лучшую Америку». Первоначально общая стоимость программы оценивалась в 7,8 трлн долл., однако по мере придания программе законодательного статуса её стоимость стала резко уменьшаться именно по причине того, что негативные элементы программы, находящие своё выражение в колоссальном росте бюджетных дефицитов и пирамиды государственного долга, стали явно перевешивать расчёты, связанные с ускорением экономического роста и увеличением занятости. В итоге во второй половине 2021 г. Конгресс США отказался принять те её компоненты, которые предусматривали резкое расширение блока социальных программ, главным образом в сфере здравоохранения и образования, а также борьбы с изменениями климата и сохранением качества окружающей среды. Спустя год после обнародования программы в американском обществе сформировался достаточно устойчивый стереотип её общественного неприятия как наносящий больше вреда американской экономике, нежели дающий ощутимые социально-экономические выгоды.
* В основу статьи положено выступление на научной конференции ИСКРАН «Итоги первого года администрации Байдена», состоявшейся в декабре 2021 г.
- Ключевые слова
- администрация Дж. Байдена, экономическое стимулирование, загибающаяся назад кривая, экономический кризис 2020 г., коронавирусная пандемия, инфляционный перегрев экономики, программа «Построим заново лучшую Америку»
- Дата публикации
- 22.04.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 1097
Библиография
- 1. GDP & Personal Income. National Data National Income and Product Accounts. Table 1.1.1. Percent Change from Preceding Period in Real Gross Domestic Product [Percent] seasonally adjusted at annual rates // BEA. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1921=survey (accessed 26.02.2022).
- 2. IMF. World Economic Outlook. World Economic Outlook, October 2019. xviii + 188 pp. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2019/10/01/world-economic-outlook-october-2019 (accessed 26.02.2022).
- 3. Federal Reserve Bank of St. Louis. The COVID-19 Recession in Historical Perspective. November 12, 2020. Available at: https://www.stlouisfed.org/on-the-economy/2020/november/covid19-recession-historical-perspective (accessed 26.02.2022).
- 4. Galbraith J. The Great Financial Crisis and the End of Normal. A note prepared for the Association of Social Economics Session on the Economic and Financial Crisis after 10 Years. P. 1.//Philadelphia PA. January 7, 2018. 5 pp. Available at: http://utip.gov.utexas.edu › Speech › GFC and En. pdf (accessed 26.02.2022).
- 5. Ibid., p. 4.
- 6. Reinhart C. and Rogoff K. This Time is Different: A Panoramic View of Eight Centuries of Financial Crises. NBER Working Paper Series. Working Paper 13882. March 2008. I + 123 pp. Available at: http://www.nber.org/papers/w13882 (accessed 26.02.2022).
- 7. Rogoff K. Debt supercycle, not secular stagnation // VOX EU/CERP, 22 April 2015. Available at: https://voxeu.org/article/debt-supercycle-not-secular-stagnation (accessed 26.02.2022).
- 8. Harvard’s Reinhart and Rogoff Say This Time Really Is Different // Bloomberg, May 18, 2020. Available at: https://www.bloomberg.com/news/features/2020-05-18/harvard-s-financial-crisis-experts-this-time-really-is-different (accessed 26.02.2022).
- 9. Budget of the United States Government. Fiscal Year 2022. Historical Tables. Table 7.1 - Federal Debt at the End of Year: 1940 - 2026. Wash.: US GPO, 2021.
- 10. FRED. Economic Data. Federal Debt: Total Public Debt as Percent of Gross Domestic Product. Available at: https://fred.stlouisfed.org/series/GFDEGDQ188S (accessed 26.02.2022).
- 11. GDP & Personal Income. National Data National Income and Product Accounts. Table 1.1.1. Percent Change from Preceding Period in Real Gross Domestic Product [Percent] seasonally adjusted at annual rates // BEA. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1921=survey (accessed 26.02.2022).
- 12. U.S. Bureau of Labor Statistics. Databases, Tables & Calculators by Subject. Labor Force Statistics from the Current Population Survey. Available at: https://data.bls.gov/pdq/SurveyOutputServlet (accessed 26.02.2022).
- 13. Fandon. COVID-19 Lockdowns. Available at: https://yourstudent-gemini.fandom.com/wiki/COVID-19_lockdowns (accessed 26.02.2022).
- 14. GAO. COVID-19. Opportunities to Improve Federal Response and Recovery Efforts. June 2020, p.14. // GAO-20-625. XII + 392 pp. Available at: https://www.gao.gov › assets › gao-20-625 (accessed 26.02.2022).
- 15. Ibid., p. 15.
- 16. Committee for a Responsible Federal Budget. Covid Money Tracker. Available at: https://www.covidmoneytracker.org/ (accessed 26.02.2022).
- 17. NBER. Chetty R. (et.al.). The Economic Impacts of COVID-19: Evidence from a New Public Database Built Using Private Sector Data. P. 39. //WP 27431. November 2020. ii + 107 pp. Available at: https://www.nber.org/papers/w27431 (accessed 26.02.2022).
- 18. NBER. Holzer H., Hubbard G., Strain M. Did Pandemic Unemployment Benefits Reduce Employment? From Early State-Level Expirations in June 2021. P.7. //WP 29575. Desember 2021. 38 pp. Available at: https://www.nber.org/papers/w29575 (accessed 26.02.2022).
- 19. Ibid., p. 20.
- 20. Federal Reserve Bank of Chicago. Karger E. and Rajan A. Heterogeneity in the Marginal Propensity to Consume: Evidence from Covid-19 Stimulus Payments. P. 2. //WP2020-15. February 21, 2021. 53 pp. Available at: https://doi.org/10.21033/wp-2020-15.
- 21. Ibid., p. 3, 17.
- 22. Рассчитано по: BEA. GDP & Personal Income. National Data National Income and Product Accounts. Table 1.1.5. Gross Domestic Product. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1921=survey (accessed 26.02.2022).
- 23. Рассчитано по: BEA. GDP & Personal Income. National Data National Income and Product Accounts. Table 3.2. Federal Government Current Receipts and Expenditures. Available at: https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1921=survey (accessed 26.02.2022).
- 24. Trading Economics. United States Gross Federal Debt to GDP. Available at: https://tradingeconomics.com/united-states/government-debt-to-gdp (accessed 26.02.2022).
- 25. Board of Governors of the Federal Reserve System. Money Stock Measures - H.6 Release. April 27, 2021. Table 1. Available at: https://www.federalreserve.gov/releases/h6/20210427/) (accessed 26.02.2022).
- 26. Рассчитано по: Budget of the United States Government. Fiscal Year 2022. Historical Tables. Table 1.2 -- Summary of Receipts, Outlays, and Surpluses or Deficits (-) as Percentages of GDP: 1940 - 2026. Wash.: US GPO, 2021.
- 27. NBER. Bordo M., Levy M. Do Enlarged Fiscal Deficits Cause Inflation? P. 11. //WP 28195. December 2020. 53 pp. Available at: http://www.nber.org/papers/w28195 (accessed 26.02.2022).
- 28. Рассчитано по: Federal Reserve Bank of Minneapolis. Consumer Price Index, 1913. Available at: https://www.minneapolisfed.org/about-us/monetary-policy/inflation-calculator/consumer-price-index-1913-. (accessed 26.02.2022).
- 29. Federal Reserve History. The Great Inflation. 1965-1982. November 22, 2013. Available at: https://www.federalreservehistory.org/essays/great-inflation (accessed 26.02.2022).
- 30. Рассчитано по: Budget of the United States Government. Fiscal Year 2022. Historical Tables. Table 1.2 -- Summary of Receipts, Outlays, and Surpluses or Deficits (-) as Percentages of GDP: 1940 - 2026. Wash.: US GPO, 2021.
- 31. Budget of the United States Government. Fiscal Year 2022. Historical Tables. Table 7.1 -- Federal Debt at the End of Year: 1940 - 2026. Wash.: US GPO, 2021.
- 32. NBER. Bordo M., Levy M. Do Enlarged Fiscal Deficits Cause Inflation? P.30. //WP 28195. December 2020. 53 pp. Available at: http://www.nber.org/papers/w28195 (accessed 26.02.2022).
- 33. Congress.gov. H.R.1319 - American Rescue Plan Act of 2021. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/1319 (accessed 26.02.2022).
- 34. CBO. Estimated Budgetary Effects of H.R. 1319, American Rescue Plan Act of 2021. Summary Table 1. March 6, 2021. Available at: https://www.cbo.gov/publication/57056 (accessed 26.02.2022).
- 35. Ritz B. Why Biden Has The Right Covid Relief Strategy. Feb 2, 2021. // Forbes. Available at: https://www.forbes.com/sites/benritz/2021/02/02/why-biden-has-the-right-covid-relief-strategy/?sh=385f67737a98 (accessed 26.02.2022).
- 36. Committee for a Responsible Federal Budget. How Much Would the American Rescue Plan Overshoot the Output Gap? Feb 3, 2021. Available at: https://www.crfb.org/blogs/how-much-would-american-rescue-plan-overshoot-output-gap (accessed 26.02.2022).
- 37. Zandi M., Yaros B. Macroeconomic Consequences of the Infrastructure Investment and Jobs Act & Build Back Better Framework. PP. 11, 8. // Moody’s Analytics, 04 November, 2021. 15 pp. Available at: https://www.moodysanalytics.com › media › article.pdf (accessed 26.02.2022).
- 38. Penn Wharton. Budget Model. The Impact of the Build Back Better Act (H.R. 5376) on Inflation. P. 12. // December 17, 2021. 13 pp. Available at: https://budgetmodel.wharton.upenn.edu/issues/2021/12/17/build-back-better-act-hr-5376-inflation.pdf (accessed 26.02.2022).
- 39. Board of Governors of the Federal Reserve System. Monetary Policy Report. P. 2. // February 25, 2022. Wash.: US GPO, 2022, iii + 65 pp.