- Код статьи
- S207054760026336-6-1
- DOI
- 10.18254/S207054760026336-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 3
- Страницы
- 0
- Аннотация
В статье рассматривается внешняя политика, основные приоритеты и экономическое направление США в Южного Кавказа. Выделяется геополитическая, геостратегическая и геоэкономическая роль этого региона в общей системе международных отношений. Анализируется состояние двусторонних политических и экономических отношений США с Азербайджаном, Арменией и Грузией в настоящее время.
- Ключевые слова
- внешняя политика США, Южный Кавказ, Азербайджан, Армения, Грузия, экономическое сотрудничество, Дж. Байден
- Дата публикации
- 29.06.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 477
Введение
С момента обретения независимости Азербайджана, Армении и Грузии Соединённые Штаты Америки стали уделять пристальное внимание региону Южного Кавказа. Прежде всего, такой интерес обусловлен нестабильной политической ситуацией в регионе, сложившейся в результате «геополитического вакуума», началом государственного строительства в постсоветском пространстве, нерешённых межэтнических конфликтов, взаимных территориальных и других претензий, а также вовлечения третьих сторон в интересах региона. Стоит отметить также нефтегазовый потенциал. В XXI веке контроль над углеводородами и маршрутами их транспортировки превратился в один из важнейших геостратегических, геополитических и геоэкономических факторов, оказывающих существенное влияние на мировую политику и экономику. Развивая сотрудничество в политической и экономической области, Вашингтон решает задачи обеспечения энергобезопасности, транспортировки углеводородных ресурсов, продвижения своих национальных интересов и поддержании дружественных отношений со странами Южного Кавказа для стратегических целей.
Образование новых независимых государств на постсоветском пространстве поставило руководство США перед необходимостью выработки новых приоритетов в этом регионе. Распад СССР пришёлся на президентство Дж. Буша-старшего – его администрация в первые годы не ставила в приоритет регион Южного Кавказа за неимением достаточных знаний о новообразовавшихся странах. Однако президент Дж. Буш-старший и его госсекретарь Джеймс Бейкер заложили фундамент для дипломатических отношений со странами: они признали независимость трёх республик и начали официальные отношения с ними, открыв посольства и подписав первые двусторонние договоры.
Южный Кавказ среди приоритетов внешней политики США
Именно при администрации Уильяма Клинтона начал формироваться внешнеполитический курс США на Южном Кавказе. В отличие от президента Дж. Буша-старшего, У. Клинтон разработал новую, глобальную внешнюю стратегию, которая стала называться «доктриной Клинтона»1. В доктрине говорилось об урегулировании военных конфликтов в регионе, о вовлечении стран в евроатлантические структуры и механизмы безопасности, важные для Вашингтона, а также о политике по «продвижению демократии» и налаживанию сотрудничества в нефтегазовой сфере со странами Южного Кавказа. В марте 1999 г. Конгрессом США был принят закон «О стратегии Шёлкового пути»2, декларирующий поддержку независимых стран Южного Кавказа и Центральной Азии, способных резко снизить энергетическую зависимость США от региона Персидского залива.
Повышенный интерес США к региону обусловлен его геостратегическим, геополитическим и геоэкономическим потенциалом. Геоэкономическое значение Южного Кавказа определяется огромным объёмом разведанных и неразведанных запасов энергетических ресурсов и обострившейся борьбой мировых держав за них. Прежде всего, это касается запасов нефти и газа в Каспийском регионе – в Азербайджане. Каспийская нефть и газ призваны к тому же обеспечить диверсификацию поставок углеводородов для Европы, в обход России3. Кроме того, в силу своего выгодного географического положения фактически в центре Евразийского континента, регион обладает уникальными коммуникационными возможностями. Его транспортные коммуникации – существующие и проектируемые – связывают Север и Юг, Запад и Восток. (ТРАСЕКА, «Север-Юг», «Экономический пояс Шёлкового пути» и др.)4.
4. Рожков И.С. Транзитно-транспортная синергия в Каспийском регионе в контексте формирования международно-правового статуса Каспийского моря: исторический шанс или вызов современности? // Мировая политика. – 2018. – № 1. – С. 58 - 76. DOI: 10.25136/2409-8671.2018.1.24703 URL: >>>
Геополитическое значение данного региона обусловлено тем, что проблема безопасности Южного Кавказа приобрела особую актуальность в начале XXI века. Зб. Бжезинский рассматривал часть Черноморского района и Кавказа в геополитическом единстве с государствами Персидского залива и Ближнего Востока вместе с Центральной и Южной Азии. Всю эту территорию он охарактеризовал как «Евразийские Балканы», считая, что для неё характерно состояние «силового вакуума». Зб. Бжезинский в «Великой шахматной доске» писал, что «тот, кто будет контролировать данный регион, получит возможность не только извлекать немалую прибыль и обеспечить себе одно из лидирующих мест в трансконтинентальных транспортных перевозках, но и решать в собственных интересах многие политические задачи»5. Следует отметить, что научный подход к изучению внешней политики США на Южном Кавказе с точки зрения фактора безопасности имеет долгую традицию и сохраняется в современных условиях. Объективной представляется позиция С. М. Маркедонова, согласно которой в контексте Кавказского региона дилемма безопасности определяет не только динамику в отношениях между Россией и США, но между Россией и Грузией, Азербайджаном и Арменией, Арменией и Турцией, Турцией и Ираном6.
6. Маркедонов С. Приоритеты внешней политики США в Закавказье для администрации Джозефа Байдена // Евразия.Эксперт. 2021. № 1. С. 54–61. DOI: 10.18254/S271332140014453-5
Немаловажным фактором интереса Вашингтона в Южном Кавказе остаётся его геостратегическая значимость. В целях безопасности и продвижения своих национальных интересов, США с 1990-х годов начали распространять политику «демократизации». Поэтапное распространение демократии началось при президентстве У. Клинтона и продолжено его преемниками, Дж. Бушем-младшим и Б. Обамой. Важным фактором до закрепления Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2019 г., оставался фактор обеспечения военно-морского контроля над Чёрным и Каспийским морями7. Геостратегическими «аргументами» при оценке Южного Кавказа являются также угроза распространения ядерного оружия, борьба с международным терроризмом, а также снижение влияния России, Турции, Ирана и Китая в данном регионе. Примечательной в данном контексте является оценка экс-советника президента США Джозефа Байдена, старшего директора центра Байдена по глобальному взаимодействию при Пенсильванском университете, Майкла Карпентера, согласно которой «Грузия должна диверсифицировать экономические связи с Россией и делать больший акцент на странах Европы»8. Это показывает, что политика демократизации стран Южного Кавказа осуществляется, и интеграция в евроатлантический структуры и механизмы безопасности приветствуются.
Экономические интересы США в регионе Южного Кавказа
Повышенный интерес Вашингтона к Азербайджану во многом обусловлен его экономическим потенциалом, прежде всего, стремлением, обеспечить доступ к энергоресурсам Каспия. По подсчётам западных экономистов и аналитиков, на Каспийском море и на прибрежных территориях Азербайджанской Республики имеются богатые месторождения нефти и газа и общий объём этих ресурсов равен нефтяным и газовым ресурсам стран бассейна Персидского залива. Например, на 2021 г. по сведениям Организации стран-экспортёров нефти (ОПЭК) в Азербайджане имеются запасы нефти в объёме 7 млрд. баррелей, или 1 млрд т, а доказанные запасы природного газа в Азербайджане составили 1,917 трлн кубометров9, что являются достаточно высокими показателями.
Получение независимости поставило перед Азербайджаном задачу разработки и осуществления энергетической политики, основанной на национальных интересах. После распада СССР страна находилась в крайне тяжёлом социально-экономическом положении и решение нефтяной проблемы, которая в то время находилась в стагнации, стала априори для Азербайджана. В начале 1991 г., ещё в период существования СССР, Азербайджан объявил тендер на разработку месторождений «Чираг» и «Азери» – ставка делалась на привлечение зарубежных компаний и инвестиций. Победителем этого тендера стала компания «АМОКО» США. «АМОКО» при согласии руководства республики пригласила к совместной работе компании «Юнокал» (Unocal, США), «Бритиш петролеум» (British Petroleum, Великобритания), «Эквинор» (Equinor, бывш. Statoil, Норвегия), «Макдермотт» (McDermott, США). Смена власти, политические и финансовые проблемы в стране, а также вопрос о статусе Каспийского моря временно затормозили дальнейшие переговоры по нефтегазовой отрасли. С приходом к власти Гейдара Алиева начались переговоры по привлечению иностранных инвесторов и нефтяных компаний для освоения запасов месторождений. В результате этого и договорённостей, Министерство нефтедобывающей промышленности и правительство Азербайджана подписали соглашение с 11 крупными компаниями, специализирующимися на добыче нефти, представляющими 7 государств мира10. «Контракт века» о совместной разработке трёх нефтяных месторождений– «Азери», «Чираг», «Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспийского моря был подписан 20 сентября 1994 г. в Хьюстоне (США) и определил последующее развитие страны, в том числе, в энергетической сфере. Пяти американским компаниям– «Шеврон» (Chevron, США), «Макдермотт» (McDermott, США), «Юнокал» (Unocal, США), «Aмоко» (Amoco, США), «Эксон Мобил» (ExxonMobil, США) – было выделено 47% доли инвестиций, что составило приблизительно 5 млрд долл.11 Так, в течение всего процесса подписания «контракта века», США активно поддерживали вхождение и деятельность нефтегазовых компаний в Азербайджане, а также поощряли позицию Баку по вопросу международно-правового статуса Каспийского моря.
11. Ализаде И. Г. "Контракт века" 1994 г. И его влияние на внешнюю политику Азербайджанской Республики / И. Г. Ализаде //. – 2019. – № 2. – С. 180-188. – EDN SAAOMZ.
Стоит отметить, что США не только принимали активное участие в освоении углеводородных ресурсов, но и внесли свой вклад в прокладке трубопровода Баку — Тбилиси– Джейхан12 и газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум13, открытие которых состоялось в 2006 г. и 2007 г. соответственно. США преследовали цели транспортировки азербайджанских углеводородов на мировой рынок, в обход России и Центральной Азии, через Грузию, Турцию и Западную Европу.
В настоящее время США входят в десятку стран по объёму прямых инвестиций в Азербайджан. Их общий объём составил 231 млн долл. по данным 2022 г. По данным ЦБ Азербайджана, 69,8% прямых зарубежных инвестиций направлено на нефтегазовый сектор, 30,2% – в ненефтяной сектор в развитии экономики14. Так, Вашингтон оказывает активную финансовую поддержку Азербайджану, помогает американским нефтяным компаниям для обеспечения гарантий их инвестиций в энергетический сектор, страхования проектов разработки каспийских нефтегазовых месторождений и транспортировки энергоносителей.
В настоящее время Грузия считается наиболее надёжным стратегическим союзником Соединённых Штатов в регионе Южного Кавказа. Это связано с двумя причинами. Во-первых, Грузия – единственная страна в регионе, стремящаяся к интеграции в евроатлантические структуры и механизмы безопасности (НАТО) с целью установления партнёрских отношений с США. Во-вторых, Вашингтон видит Грузию как образец демократических реформ на постсоветском пространстве.
Хотя Грузия не располагает значительными запасами нефти или газа, Тбилиси рассматривается Вашингтоном в качестве страны, располагающей альтернативной инфраструктурой для транспортировки энергоносителей в обход России.
В первой половине 1990-х годов экономическое сотрудничество между США и Грузией было минимальным. Однако со второй половины 90-х годов интерес Соединённых Штатов к Южному Кавказу значительно усилился из-за планов по организации энергетического транзита из Центральной Азии и Каспийского региона. После принятия «доктрины Клинтона» и закона «О стратегии Шёлкового пути» США определили Южный Кавказ как регион своих долгосрочных стратегических интересов. Так, Грузия приобрела особую значимость благодаря своему удобному географическому положению и транзитным возможностям15.
Сотрудничество с Грузией резко активизировалось после 2003 г., когда в результате «революции роз» к власти пришло ориентированное на Запад руководство во главе М. Саакашвили, который взял курс на сближение с НАТО. США поддержали новое руководство – в этот период Грузия смогла обеспечить увеличение иностранных инвестиций в грузинскую экономику и началось строительство нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан без участия России. До 2008 г. новое правительство видело США и НАТО прежде всего как инструменты для восстановления территориального единства страны, урегулирования межэтнических конфликтов, обеспечения региональной стабильности и получения дополнительных финансовых средств. После прихода к власти М. Саакашвили Вашингтон стал рассматривать Грузию в качестве лидера рыночных и демократических реформ на всём постсоветском пространстве. Поэтому США начали оказывать крупную финансовую помощь.
В 2009 г. в Вашингтоне была оформлена Хартия стратегического партнёрства двух стран, предусматривающая развитие сотрудничества в вопросах безопасности, обороны, торговли, экономики, культуры, а также в гуманитарной области16. Стоит отметить, что американская поддержка концентрируется, в первую очередь, на финансировании транспортировки углеводородных ресурсов. Ежегодно осуществляются значительные инвестиции в экономику Грузии, а также поставки в страну продовольственных и прочих товаров для формирования в грузинском обществе лояльного настроя в отношении западных стран17.
Экономические отношения между США и Арменией регулируются рядами соглашений, среди которых соглашение о торговых сношениях 1992 г., о поощрении инвестиций 1992 г., о взаимном поощрении и защите инвестиций 1996 г., о сотрудничестве в области науки и технологий 1997 г. и 2009 г., в 2015 г. было подписано Рамочное соглашение между странами о торговле и инвестициях. Согласно официальной информации, до 2019 г. торгово-экономическое сотрудничество регулировалось Армяно-американской межправительственной комиссией по экономическим вопросам (USATF). Заседания проводились обычно раз в год в столицах двух стран. По предложению армянской стороны повестка двусторонней межправительственной комиссии в 2019 г. была значительно расширена, что положило начало новому измерению – Армяно-американскому стратегическому диалогу (USASD), в мае 2019 г. в Ереване состоялась первая сессия18. Среди основных экспортируемых товаров: алкогольная продукция, ковры и ковровые покрытия, бриллианты и другие драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, алюминий. Среди основных импортируемых товаров: автомобили (лёгковые, грузовые, автофургоны), телефонные аппараты, сотовые телефоны и другая техника связи, компьютеры, одежда и мясная продукция.
Тем не менее, нынешний этап армяно-американских отношений можно охарактеризовать крайне пассивным. Примечательно, что большой вклад в армянскую экономику вносит импорт российского и иранского сырья. Так, экономическое присутствие США в Армении незначительно, поскольку практически все приоритетные сферы заняты другими игроками, в частности российскими19.
Заключение
Южный Кавказ традиционно рассматривается политическим руководством США в качестве составной части внешнеполитических отношений с региональными и мировыми державами. Так, США сохраняет интерес региону, прежде всего, как важному транспортному коридору, связывающего Европу и Азию, а также рассматривает регион как одного из основных путей транспортировки каспийской нефти и газа. Он считается потенциально нестабильным, так как на его территории находятся три «замороженных» конфликта, угрожающих региональной безопасности граничащих государств. Также регион Южного Кавказа является ареной соперничества между четырьмя государствами – Россией, Турцией, Ираном и Китаем.
Библиография
- 1. National Security Council, Speechwriting Office, and Edward (Ted) Widmer, “Clinton Doctrine,” Clinton Digital Library, accessed March 6, 2023, https://clinton.presidentiallibraries.us/items/show/11424.
- 2. H.R.2867 – Silk Road Strategy Act of 1997. Available at: https://www.congress.gov/bill/105th-congress/house-bill/2867/text (accessed 14.03.2023).
- 3. Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана. Баку: Нешр; 2013. 1008 с. – с.28.
- 4. Рожков И.С. Транзитно-транспортная синергия в Каспийском регионе в контексте формирования международно-правового статуса Каспийского моря: исторический шанс или вызов современности? // Мировая политика. – 2018. – № 1. – С. 58 - 76. DOI: 10.25136/2409-8671.2018.1.24703 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24703
- 5. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.с.149.
- 6. Маркедонов С. Приоритеты внешней политики США в Закавказье для администрации Джозефа Байдена // Евразия.Эксперт. 2021. № 1. С. 54–61. DOI: 10.18254/S271332140014453-5
- 7. Каспий оградили от США и НАТО // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/economics/kaspiy-ogradili-ot-ssha-i-nato.html (дата обращения: 10.03.2023).
- 8. Майкл Карпентер: «Москва хочет усилить присутствие ФСБ в Грузии» // Новости Грузия.URL: https://ge.vesti.news/maikl-karpenter-moskva-hochet-usilit-prisutstvie-fsb-19091809265571.htm (дата обращения: 03.04.2023).
- 9. В ОПЕК подсчитали запасы нефти и газа в Азербайджане // SPUTNIK Азербайджан. URL: https://az.sputniknews.ru/20220629/v-opek-podschitali-zapasy-nefti-i-gaza-v-azerbaydzhane-443500640.html (дата обращения: 03.04.2023).
- 10. Новиков В. В., 2020. «Контракт века» и его политико- экономическое значение для Азербайджана. Геоэкономика энергетики. № 4 (12). С. 106–125.
- 11. Ализаде И. Г. "Контракт века" 1994 г. И его влияние на внешнюю политику Азербайджанской Республики / И. Г. Ализаде //. – 2019. – № 2. – С. 180-188. – EDN SAAOMZ.
- 12. США приветствуют открытие нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20050525/40417477.html (дата обращения: 03.04.2023).
- 13. Газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум будет официально открыт 25 марта // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/110475/ (дата обращения: 03.04.2023).
- 14. Российские инвестиции в экономику Азербайджана выросли более чем в 10 раз // Sputnik Азербайджан. URL: https://az.sputniknews.ru/20221216/rossiyskie-investitsii-v-ekonomiku-azerbaydzhana-vyrosli-bolee-chem-v-10-raz-449673611.html (дата обращения: 14.03.2023).
- 15. Гегелашвили Н. Грузия в фокусе внешнеполитических приоритетов США. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 1, сс. 119-128. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-1-119-128
- 16. United States-Georgia Charter on Strategic Partnership. Available at: https://www.state.gov/united-states-georgia-charter-on-strategic-partnership/ (accessed 28.03.2023).
- 17. Пономарев В.А. Об основных направлениях политики США в Закавказье. Проблемы постсоветского пространства. 2021;8(1):82-98. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2021-8-1-82-98
- 18. Двусторонние отношения Соединённые Штаты Америки // Министерство иностранных дел Республики Армения. URL: https://www.mfa.am/ru/bilateral-relations/us (дата обращения: 16.03.2023).
- 19. Как будут развиваться армяно-американские отношения // Вестник Кавказа. URL: https://vestikavkaza.ru/analytics/kak-budut-razvivatsa-armano-amerikanskie-otnosenia.html (дата обращения: 16.03.2023).
- 20. Сулейманов Н. М. Азербайджанская нефть в экономических интересах мировых сил и государств региона// Socar Proceedings – 2022. - № 4. – С.43-52. http://dx.doi.org/10.5510/OGP2022SI200751
- 21. Политика США на Южном Кавказе: Армения, Грузия и Азербайджан // Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/2018/02/13/ru-pub-75514 (дата обращения: 02.03.2023).
- 22. Жильцов С. С., Савичева Е. М. Региональная безопасность на Южном Кавказе: энергетическая составляющая. Проблемы постсоветского пространства. 2021;8(3):331–340. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2021-8-3-331-340
2. H.R.2867 – Silk Road Strategy Act of 1997. Available at: >>> (accessed 14.03.2023).