ООНСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

«ДЕТИ ВОЙНЫ» КАК ПОСЛЕДНИЕ ОЧЕВИДЦЫ

Код статьи
S30346010S0132162525050066-1
DOI
10.7868/S3034601025050066
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 5
Страницы
73-79
Аннотация
Анализ воспоминаний «детей войны», последних носителей «живых» воспоминаний об эпохе 1940-х гг., может вписать новые страницы в социальную историю Великой Отечественной войны. В статье изложены результаты изучения собранных в 2010 г. краеведами г. Шадринска 14 интервью с жителями Курганской области, пережившими Великую Отечественную войну детьми. Анализ выявил феномен контрастности между резко негативным отношением «детей войны» к «врагам-символам» при снисходительном отношении к «врагам-людям». На отношение детей того времени к происходящим событиям огромное влияние оказывали фильмы о войне, карикатуры в газетах и на агитационных плакатах, беседы в школе. Дети 12-13 лет испытывали ненависть к Гитлеру, дети младше - злость на фоне лишений, которые им пришлось испытать. В то же время отношение к военнопленным и интернированным было настороженное, но без чувства ненависти; это отношение дети предположительно «считывали» со своих матерей, которые «по-женски» их жалели.
Ключевые слова
«дети войны» Великая Отечественная война историческая память
Дата публикации
10.12.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
45

Библиография

  1. 1. Балашова А. Ф. Рассказы о «Священной войне» в XXI в.: образы, сюжеты, мотивы // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2015. № 3. С. 73-81.
  2. 2. Бекетова В. Н. Из воспоминаний детства // Шадринск послевоенный. Шадринск: Изд-во Шадринского пед. ин-та, 1995. С. 68-77.
  3. 3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. 2-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2007.
  4. 4. Бритвина И. Б. Проблема сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 18-21.
  5. 5. Бритвина И. Б., Бритвин А. М. Военное детство: помнить, нельзя забыть // Известия Урал. федерал. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 2. С. 177-182.
  6. 6. Воспоминания рязанцев о Великой Отечественной войне: сборник документов из фондов ГАРО. Рязань: ГАРО, 2020.
  7. 7. Жиромская В. Б., Араловец Н. А., Вербицкая О. М. Влияние войны на население страны. Повседневная жизнь в тылу // Народ и война: очерки истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: Гриф и К, 2010. С. 462-565.
  8. 8. Козлов Н. Д. Условия труда и быта народа в годы Великой Отечественной войны // Вестник Ленинградского гос. университета им. А. С. Пушкина. Сер.: История. 2008. № 4. С. 5-23.
  9. 9. Поляков Ю. А., Падерин A. A. Советское общество в Великой Отечественной войне // Война и общество в XX веке. М.: Наука, 2008. Кн. 2: Война и общество накануне и в период Второй мировой войны. С. 189-240.
  10. 10. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е изд. М.: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2013.
  11. 11. Сенявская Е. С. Противники России в войнах ХХ века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М.: Рос. полит. энциклопедия, 2006.
  12. 12. Чойропов Ц. Ц. «Взрастило нас время, мы - дети войны» // Война была позавчера… Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 293-294.
  13. 13. Шадринск военной поры. Кн. 1. Шадринск: Изд-во Шадринского пед. ин-та, 1995.
  14. 14. Шадринск военной поры. Кн. 3. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2005.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека