- Код статьи
- S30346010S0132162525070099-1
- DOI
- 10.7868/S3034601025070099
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 7
- Страницы
- 94-109
- Аннотация
- Изучаются особенности взаимодействия поколений вузовских образовательных общностей в пространстве университетской науки. Цель статьи – выявить характер взаимодействия между ними и его влияние на развитие университетского научного пространства. Рассматриваются содержательные и структурно-функциональные особенности этих общностей как субъектов университетской науки. Приводятся количественные характеристики поколенческих общностей научно-педагогических, административно-управленческих работников и студенчества. На материалах полуструктурированных интервью определяются противоречия между поколениями образовательных общностей в университетском научном пространстве и возможностью оптимизации отношений между ними. Делается вывод об особой значимости научных школ для развития университетского научного пространства и поколенческих образовательных общностей. Конкретными результатами проведенного исследования стали выявленные факторы влияния на состояние университетской науки: ресурсный потенциал вузовских поколений, сложившийся стиль их взаимодействия и взаимодействия вузовских структур (менеджерский или академический), организационная культура конкретных университетов, наличие каналов поколенческой, групповой и общностной коммуникации, инструментов коллективного сплочения (корпоративная культура, климат доверия).
- Ключевые слова
- поколенческие общности образовательные общности социальное взаимодействие университетское научное пространство развитие науки
- Дата публикации
- 17.11.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 37
Библиография
- 1. Аблажей А. М. Поколения в науке: опыт эмпирического анализа // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 2. С. 47–56.
- 2. Ablazhey A. M. (2010). Generations in Science: An Experimental Empirical Analysis. Sociologiya nauki i texnologij [Sociology of Science and Technology]. Vol. 1. No. 2: 47–56. (In Russ.)
- 3. Амбарова П. А. Научное наставничество в высшем образовании: коммуникативный подход к интерпретации // Социологические исследования. 2025. № 2. С. 40–51. DOI: 10.31857/S0132162525020044.
- 4. Ambarova P. A., Shabrova N. V. et al. (2023). Research Culture of Russian University Students. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. Vol. 32. No. 7: 96–116. DOI: 10.31992/0869–3617–2023–32–7–96–116. (In Russ.)
- 5. Ambarova P. A. (2025). Scientific mentoring in higher education: a communicative approach to interpretation. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 2: 40–51. DOI: 10.31857/S0132162525020044. (In Russ.)
- 6. Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Студенты как партнеры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12. № 3. С. 56–75. DOI: 10.19181/snsp.2024.12.3.3.
- 7. Ambarova P. A., Shabrova N. V. (2024). Students as partners of research projects in Russian universities: opportunities and barriers. Sociologicheskaja nauka i social’naja praktika [Sociological science and practice]. Vol. 12. No. 3: 56–75. DOI: 10.19181/snsp.2024.12.3.3. (In Russ.).
- 8. Амбарова П. А., Шаброва Н. В. и др. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 96–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116.
- 9. Бабинцев В. П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 26–35.
- 10. Babintsev V. P. (2017). Corporate relations in Russian universities: breaking with tradition. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7: 26–35. (In Russ.)
- 11. Балезина Е. А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 3. С. 65–75. DOI: 10.15593/2224–9354/2019.3.6.
- 12. Balezina E. A. (2019). Young teachers in a modern university: social typing. Vestnik PNIPU. Socialno-ekonomicheskie nauki [Bulletin of PNRPU. Social and Economic Sciences]. No. 3: 65–75. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.3.6. (In Russ.)
- 13. Галынская Ю. С., Звягинцев В. В., Коростелева Н. А. Управление межпоколенческим конфликтом в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 26–33. DOI: 10.24158/tipor.2021.7.3.
- 14. Galynskaya Yu.S., Zvyagintsev V. V., Korosteleva N. A. (2021). Managing the intergenerational conflict in the educational space of the university. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. No. 7: 26–33. DOI: 10.24158/tipor.2021.7.3. (In Russ.)
- 15. Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.
- 16. Gorshkov M. K., Sheregi F. E., Tyurina I. O. (2023). Reproduction of intellectual labor specialists: sociological analysis. Moscow: FNISC RAN. (In Russ.)
- 17. Дежина И. Г. Научная политика в России в 2018–2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 2. С. 132–149. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.2.10.
- 18. Dezhina I. G. (2023). Russia’s Science Policy in 2018–2022: Controversial Signals. Sotsiologicheskiy zhurnal [Russian Sociological Journal]. Vol. 29. No. 2: 132–149. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.2.10. (In Russ.)
- 19. Дуракова И. Б., Майер Е. В. Успешность работников старших возрастов как вызов высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 144–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-144-155.
- 20. Durakova I. B., Mayer E. V. (2021). Success and Development of Older Workers as a Challenge to Higher Education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. Vol. 30. No. 6: 144–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-144-155. (In Russ.)
- 21. Зборовский Г. Е. Избранное: 1972–2022. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2023.
- 22. Zborovsky G. E. (2023). Selected: 1972–2022. Yekaterinburg: Gumanitarnyi un-t. (In Russ.)
- 23. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники в современной России: теория и биография социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2024.
- 24. Zborovsky G. E., Ambarova P. A. (2024). Scientific and pedagogical workers in modern Russia: theory and biography of a social community. Yekaterinburg: Gumanitarnyi un-t. (In Russ.)
- 25. Zborovsky G. E., Ambarova P. A. et al. (2018). Formation of a nonlinear system of higher education in a macroregion. Yekaterinburg: Gumanitarnyi un-t. (In Russ.)
- 26. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2019.
- 27. Zborovsky G. E., Ambarova P. A. (2019). Sociology of Higher Education. Yekaterinburg: Gumanitarnyi un-t. (In Russ.)
- 28. Козырева П. М., Смирнов А. И. Взаимодействие поколений в современной России: эволюция сближения // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 49–60. DOI: 10.31857/S013216250014949-6.
- 29. Kozyreva P. M., Smirnov A. I. (2021). Interaction of Generations in Modern Russia: An Evolving Rapprochement. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 11: 49–60. DOI: 10.31857/S013216250014949-6. (In Russ.)
- 30. Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016. Т. 8. № 3. С. 116–136.
- 31. Kurbatova M. V., Kagan E. S. (2016). Opportunism of university teachers as a way of adapting to strengthening external control of activities. Zhurnal institucionalnyh issledovanij [Journal of Institutional Studies]. Vol. 8. No. 3: 116–136. (In Russ.)
- 32. Литвинюк А. А., Шубенкова Е. В. и др. G-менеджмент в системе управления персоналом академической организации // Лидерство и менеджмент. 2021. Т. 8. № 1. С. 161–174.
- 33. Litvinyuk A. A., Shubenkova E. V. et al. (2021). G-management in the personnel management system of an academic organization. Liderstvo i menedzhment [Leadership and Management]. Vol. 8. No. 1: 161– 174. DOI: 10.18334/lim.8.1.111551. (In Russ.)
- 34. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000.
- 35. Mannheim K. (2000). Essays on the sociology of knowledge. The problem of generations – competitiveness – economic ambitions. Moscow: INION RAN. (In Russ.)
- 36. Московчук Л. С. О проблеме поколений в науке // Информация – Коммуникация – Общество. 2013. Т. 1. С. 124–126.
- 37. Moskovchuk L. S. (2013). On the problem of generations in science. Informaciya – Kommunikaciya – Obshhestvo [Information–Communication–Society]. Vol. 1: 124–126. (In Russ.)
- 38. Нархов Д. Ю. Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-9-30.
- 39. Narkhov D. Yu. (2024). Interaction of Educational Communities of Higher Education in the University Scientific Area. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. Vol. 33. No. 2: 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-9-30 (In Russ.)
- 40. Попова И. П. Научные школы в представлениях ученых // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 32–43. DOI: 10.31857/S013216250029335-1.
- 41. Popova I. P. (2023). Scientific Schools in the Views of Scientists. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 12: 32–43. DOI: 10.31857/S013216250029335-1. (In Russ.)
- 42. Попова И. П. Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 101–112. DOI: 10.31857/S013216250017245-2.
- 43. Popova I. P. (2021). Formation of a Career Start in Sciences: The Influence of Family and Social Context. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No 12: 101–112. DOI: 10.31857/S013216250017245-2. (In Russ.)
- 44. Пугач В. Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133.
- 45. Pugach V. F. (2023). One More Time about the Age of Teachers in Russian Universities: Old Problems and New Trends. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. Vol. 32. No. 3: 118–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133. (In Russ.)
- 46. Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019.
- 47. Radaev V. V. (2019). Millennials. How Russian society is changing. Moscow: VSE. (In Russ.)
- 48. Резник С. Д., Черниковская М. В. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник КемГУ. Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 2. С. 186–194. DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-2-186-194.
- 49. Reznik S. D., Chernikovskaya M. V. (2020). Development of Student Interest in Scientific Research: Experience and Problems of a Regional University. Vestnik KemGU. Politicheskie, sociologicheskie i ekonomicheskie nauki [KemSU Bulletin. Political, sociological and economic sciences]. Vol. 5. No. 2: 186–194. DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-2-186-194. (In Russ.)
- 50. Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. М.: Academia: LVS, 2005.
- 51. Sorokin P. A. (2005). Social mobility. Trans. from Eng. by M. V. Sokolova. Moscow: Academia; LVS. (In Russ.)
- 52. Фёдоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 28–38. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38.
- 53. Fedorov A. A., Ilaltdinova E. Yu., Frolova S. V. (2018). Convention of Generations in the New World of Education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2018. Vol. 27. No. 7: 28–38. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38. (In Russ.)
- 54. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2018.
- 55. Шаброва Н. В., Амбарова П. А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 9. С. 171–196. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196.
- 56. Shabrova N. V., Ambarova P. A. (2023). Publication activity of Russian university students. Obrazovanie i nauka [Education and Science Journal]. Vol. 25 No. 9: 171–196. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196. (In Russ.)
- 57. Шматко Н., Волкова Г. Служба или служение? Мотивационные паттерны российских ученых // Форсайт. 2017. Т. 11. № 2. С. 54–66.
- 58. Shmatko N., Volkova G. (2017). Service or ministry? Motivational patterns of Russian scientists. Forsajt [Foresight]. Vol. 11. No. 2: 54–66. (In Russ.)
- 59. Юревич А. В. Четыре слагаемых мобилизации российской науки // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5. № 2. С. 157–165. DOI: 10.19181/smtp.2023.5.2.12.
- 60. Yurevich A. V. (2023). Four Components of the Mobilization of the Russian Sciences. Upravlenie naukoj: teoriya i praktika [Science Management: Theory and Practice]. Vol. 5. No. 2: 157–165. DOI: 10.19181/smtp.2023.5.2.12. (In Russ.)
- 61. Яницкий О. Н. Методология анализа динамики социальных систем // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 1. С. 82–95. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-7.
- 62. Yanitsky O. N. (2019). Methodology of the Analysis of the Social Systems Dynamics. Nauchnyj rezultat. Sociologiya i upravlenie [Research Result. Sociology and management]. Vol. 5. No. 1: 82–95. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-7 (In Russ.)
- 63. Cilliers E. J. The challenge of teaching generation Z. // PEOPLE: International Journal of Social Sciences. 2017. No. 3(1). P. 188–198. DOI: 10.20319/pijss.2017.31.188198.
- 64. Duffy B. The Generation Myth: Why When You’re Born Matters Less Than You Think. N. Y.: Basic Books, 2021.
- 65. Meilani Y.-F.C.P., Tan J. D. et al. Motivating and Retaining Generation Z Faculty Members in Private Universities // Journal of Educational and Social Research. 2021. Vol. 11. No. 1. P. 245. DOI: 10.36941/jesr 2021–0022.
- 66. Polat S., Çelik Ç. Perspectives on Empowering Intergenerational Relations in Educational Organizations. IGI Global, 2023. DOI: 10.4018/978-1-6684-8888-1.
- 67. Soly N., Benny K. et al. Technological perspectives of education for generation Z and generation Alpha // Utkal Historical Research Journal. 2021. Vol. 34. No. 3: 153–64.
- 68. Stoyanova T., Markova M. Researching digitalization of the education: A case study of Bulgarian universities //
- 69. Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2022. Vol. 10. No. 1: 50–63. DOI: 10.9770/jesi.2022.10.1(2).
- 70. Strauss W., Howe N. The History of America’s Future, 1584 to 2069. N. Y.: Morrow, 1991.