Социальные медиа стали средой для возникновения новых форм религиозной деятельности, и для их изучения все чаще требуется применение моделирования сетевых структур, что позволяет получать информацию об общих закономерностях взаимодействия участников сообществ, производить сравнительный анализ различных групп пользователей. В статье осуществлен анализ буддийских сообществ в социальной сети «ВКонтакте» с использованием методов математического моделирования. В настоящее время наблюдается рост «буддийского» сегмента социальной сети, увеличение численности буддийских сообществ и пользователей-буддистов. Этот сегмент в целом воспроизводит социально-сетевые характеристики, но буддизм при этом не является ключевым признаком формирования виртуального сообщества, а буддийские сообщества слабоструктурированны и находятся под действием многих дифференцирующих факторов.
Статья посвящена рассмотрению динамики цифровизации общин различных направлений российского буддизма и созданных ими стратегий выстраивания отношений с Интернетом и новыми медиа. В качестве методологической рамки авторы избрали подход «социорелигиозного форматирования технологий» Хайди Кэмпбелл, который позволяет выявить соответствие между историей, традицией, верованиями религиозного сообщества и выбираемыми им стратегиями использования медиатехнологий для конструирования собственных идентичности, авторитета и границ. Опираясь на материалы интервью и данные анализа онлайн-текстов, авторы анализируют корреляции между социокультурным закреплением конкретных направлений российского буддизма и формированием медианиш русскоязычного буддизма.
В статье представлены результаты эмпирического исследования современных коммуникативных практик православной миссии в Китае с позиций социоконструктивисткого подхода к трактовке медиатизации и порождаемых ею коммуникативных фигураций. Фигурация православной миссии в Китае – это многобразные транслокальные переплетения разных категорий акторов, практик и медиа. На микроуровне локальных фигураций православная миссия в разных городах КНР, Гонконга и Тайваня представлена констелляцией акторов, включающей конкретного священника и прихожан. Миссия определяется как чуждая прозелитизму, но нацеленная на индивидуальный диалог с человеком в духовном поиске. Православная миссия использует Интернет и новые медиатехнологии для создания собственной медианиши со своим репертуаром доктринальной и богослужебной литературы, языком религиозного обращения, доступным для потенциального или актуального верующего. Данный кейс рассматривает возможности православной миссии в обществах религиозного плюрализма, но вместе с тем и глубоко секуляризированных, коммерционализированных и индивидуализированных. Суть православной миссии в условиях медиатизации современности – это новый разворот как в деятельности РПЦ, так и в научных исследованиях.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library