В статье представлены результаты социологического исследования конкурентоспособности работающей молодёжи. Опрос молодых работников в возрасте до 30 лет (N=956) проведен в Тюменской области весной 2017 г. Установлено, что 57% опрошенных считают себя конкурентоспособными, 40% выразили сомнение в оценке. Исследование показало, что уровень самооценки конкурентоспособности в решающей степени зависит от уровня образования и профессиональной подготовки. Использована методика биполярной шкалы семантического дифференциала (градуированная оценочная шкала из позитивных и негативных характеристик). Определено, что в оценках респондентами термина «конкуренция» преобладают позитивные коннотации. Выявленные кластеры показывают в основном положительную ментальную оценку молодёжью конкурентных отношений, что создаёт благоприятную почву для развития необходимых качеств конкурентоспособной личности.
Исследование посвящено факторам, определяющим в современной России место и роль неформального образования в развитии человеческого капитала. На основе анкетного опроса жителей Тюменской области (N = 1388) изучено влияние факторов микро- и мезоуровня, запросы, интересы и самостоятельная активность различных социально-демографических групп в сфере неформального образования, выявлены его преимущества и ограничения. Анализ показал, что практики неформального образования являются массовыми, однако относительно слабо интегрированными в процессы социально-трудовой мобильности. По данным опроса, вовлечены в неформальное образование 83% респондентов, но чаще всего они ориентированы на развитие личных (не связанных непосредственно с работой) навыков. Лишь в каждом третьем случае неформальное образование обеспечило приращение специального человеческого капитала, а в каждом пятом случае – общего человеческого капитала. Ключевыми преимуществами неформального образования чаще считается не возможность получить актуальные знания и необходимые компетенции, а обучение в удобное время. Выявленные недостатки тормозят формирование национальной образовательной экосистемы.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека