В статье рассматриваются основные изменения методологии ведущих мировых рейтингов. Особое внимание уделено изменениям методологии рейтингов Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings, как одних из самых влиятельных мировых рейтингов, степени влияния данных изменений на позиции университетов в обозначенных институциональных рейтингах, а также тому, насколько последние изменения методологии повлияли на возможность сравнения результатов институциональных рейтингов за последние несколько лет. В качестве рейтинга с наиболее устойчивой методологией рассматривается институциональный рейтинг Academic Ranking of World Universities. На основании проведенного анализа выявлено, что изменения методологии ведущих мировых рейтингов практически не оказывают влияние на позиции университетов, входящих в топ-300 обозначенных рейтингов. Рассмотренные рейтинги демонстрируют высокую преемственность результатов на протяжении последних лет.
Статья основана на результатах социологического исследования «Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования». Адаптация иностранных граждан рассматривается как комплексный процесс, предполагающий работу по направлениям: повышение уровня владения русским языком, адаптация к учебному процессу в университете, удовлетворенность бытовыми условиями, оценка финансовых возможностей. Подобный комплексный подход способствует адаптации иностранных граждан к процессу обучения в российских университетах и к жизни в России в целом. Результаты исследования свидетельствуют о результативной работе вузов на стадии привлечения и поступления иностранных граждан, о высокой удовлетворенности обучением в российском вузе, созданных благоприятных бытовых условиях, а также о желании значительной части иностранных студентов в дальнейшем трудоустроиться на территории Российской Федерации. При этом основными проблемами для обозначенной социальной группы остаются трудности с трудоустройством (подработкой) во время обучения и в значительном числе случаев низкое владение английским языком сотрудниками вузов.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library