В данной статье предпринимается попытка рассмотрения того, как пользователи виртуальных сетевых сообществ реагируют на посягательства на действующие нормы и ценности, какие смыслы придают аморальным деяниям и каким образом берут на себя функции по общественному контролю. Эмпирическую базу исследования составили пользовательские комментарии относительно частного случая сожжения российского флага в г. Саранске, представленные в одном из городских пабликов. Всего проанализировано 955 сообщений, выделено четыре волны сетевых дискуссий.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что сожжение российского флага для большей части пользователей является травмирующим событием, которое санкционируется как угроза общественным идеалам добра. Сетевые дискуссии становятся центром притяжения для тех, кто желает прочувствовать зло на себе, запуская схизмогенетическую цепь событий. Проблема заключается в том, что обидчики и жертвы постепенно меняются местами, поскольку в отношении первых активно применяются механизмы кибербуллинга, а в оправдание их поступка вплетаются политико-идеологические смыслы, которые, как очевидно, не были заложены изначально. Фиксируются попытки спекуляции с коллективной исторической памятью, которые также сказываются на дискуссии.
Делается вывод о том, что городские сетевые сообщества уже сегодня являются воплощением мониторной демократии, приближающей нас к идеалам гражданского общества, однако требующие внешней регуляции ввиду как отсутствия культуры обсуждения конфликтных ситуаций, так и порождения новых смыслов, которые могут стать фундаментом конструирования деструктивных фейковых новостей.
Актуальной теоретико-методологической тенденцией в отечественной и западной социологии является обращение к социально-этической проблематике. В связи с этим, по мнению авторов, значимость приобретает такой вариант социального воображаемого, как «хорошее общество». Модели «хорошего общества» конструируются с учетом ценностно-нормативных параметров повседневной жизни людей. Его содержательные характеристики в западной научной литературе прорабатываются преимущественно в рамках дискуссии либералов и коммунитаристов. Для разработки обобщенной модели, выходящей за эти пределы и адаптированной к актуальным российским социальным реалиям, необходим эмпирический анализ ценностно-нормативного содержания социально «хорошего». В данной статье авторами предпринята попытка выявления основных структурных элементов «хорошего общества», релевантных российским условиям. Эмпирическую базу исследования составляют результаты авторского социологического опроса «Нормативные основания “хорошего общества”», проведенного в апреле–июле 2016 г. на базе филиалов Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в двенадцати российских городах. Выбор студентов юридических специальностей в качестве объекта исследования продиктован тем, что они представляют собой перспективную социальную группу, которая в ближайшем будущем будет использовать свои профессиональные компетенции, в том числе, для нормативного конструирования и воспроизводства такого общества, которое понимается, как минимум, как жизнеспособное. В ходе исследования выявлен значимый разрыв между должным и сущим в социальном воображаемом молодых людей, наиболее характерный для таких ценностей как доход и экология. Тем не менее, делается вывод о том, что российское общество сегодня содержит как элементы «хорошего общества», так и предпосылки к его дальнейшему улучшению.
Для исследования представлений современных российских студентов о социальных нормах перспективным представляется изучение взглядов тех, кто в ближайшее время будут сами участвовать в нормотворческой деятельности, — студентов юридических специальностей и направлений подготовки. На основе эмпирического материала, полученного в 2016 (N=374) и 2020 гг. (N=415) на базе филиалов Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), авторы выявляют закономерности формирования и взаимовлияния правовых, моральных и религиозных норм. Доказано, что в социальном воображаемом студентов-юристов выражены тенденции исключения из нормотворческих процессов групп меньшинств (сексуальных, национальных, религиозных), хотя в динамике фиксируется повышение толерантности к этим группам.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека