Актуальной теоретико-методологической тенденцией в отечественной и западной социологии является обращение к социально-этической проблематике. В связи с этим, по мнению авторов, значимость приобретает такой вариант социального воображаемого, как «хорошее общество». Модели «хорошего общества» конструируются с учетом ценностно-нормативных параметров повседневной жизни людей. Его содержательные характеристики в западной научной литературе прорабатываются преимущественно в рамках дискуссии либералов и коммунитаристов. Для разработки обобщенной модели, выходящей за эти пределы и адаптированной к актуальным российским социальным реалиям, необходим эмпирический анализ ценностно-нормативного содержания социально «хорошего». В данной статье авторами предпринята попытка выявления основных структурных элементов «хорошего общества», релевантных российским условиям. Эмпирическую базу исследования составляют результаты авторского социологического опроса «Нормативные основания “хорошего общества”», проведенного в апреле–июле 2016 г. на базе филиалов Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в двенадцати российских городах. Выбор студентов юридических специальностей в качестве объекта исследования продиктован тем, что они представляют собой перспективную социальную группу, которая в ближайшем будущем будет использовать свои профессиональные компетенции, в том числе, для нормативного конструирования и воспроизводства такого общества, которое понимается, как минимум, как жизнеспособное. В ходе исследования выявлен значимый разрыв между должным и сущим в социальном воображаемом молодых людей, наиболее характерный для таких ценностей как доход и экология. Тем не менее, делается вывод о том, что российское общество сегодня содержит как элементы «хорошего общества», так и предпосылки к его дальнейшему улучшению.
Для исследования представлений современных российских студентов о социальных нормах перспективным представляется изучение взглядов тех, кто в ближайшее время будут сами участвовать в нормотворческой деятельности, — студентов юридических специальностей и направлений подготовки. На основе эмпирического материала, полученного в 2016 (N=374) и 2020 гг. (N=415) на базе филиалов Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), авторы выявляют закономерности формирования и взаимовлияния правовых, моральных и религиозных норм. Доказано, что в социальном воображаемом студентов-юристов выражены тенденции исключения из нормотворческих процессов групп меньшинств (сексуальных, национальных, религиозных), хотя в динамике фиксируется повышение толерантности к этим группам.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека