На данных опроса по Международной программе социальных исследований (ISSP), проведенного в 2019 г., рассматриваются особенности представлений россиян из среднего класса о неравенствах. Показано, что средний класс разделяет общие с другими группами населения представления о социальных неравенствах в современном российском обществе, считая их излишне глубокими и нелегитимными. Роль ключевого актора по борьбе с ними отводится государству, однако его действия в этом отношении представляются недостаточными и неэффективными. Хотя средний класс отличается от остальных групп населения объективным положением, его представители относят себя к «середине», но отнюдь не к благополучным слоям. Поэтому, говоря о неравенстве, они подразумевают не разрыв между своими позициями и позициями остальных массовых групп населения, а значительный и растущий отрыв малочисленной «верхушки» от остальных россиян, к которым относятся и они сами. Это отражается в специфике восприятия ими социальных конфликтов в современном российском обществе, ключевым из которых они считают конфликт между бедными и богатыми. Недовольство отсутствием в этой связи действий со стороны государства, присущее всему населению, включая сосредоточивший в себе наиболее образованных, квалифицированных и самостоятельных россиян средний класс, становится важным вызовом, актуализирующим вопрос о пересмотре общественного договора.
The paper examines the specifics of the perceptions on inequalities by the Russian middle class on the eve of the crisis of 2020. The empirical analysis is based on the data subarray from the International Social Research Program. The middle class was defined in the tradition of multidimensional stratification according to the criteria of socio-professional status, education, and income level. It is shown that the middle class shares a common understanding of the system of inequalities that characterizes modern Russian society with other groups of the population. The existing inequalities are assessed by middle class, as by Russians in general, as excessively deep and illegitimate. The role of the key actor in combating inequalities is assigned to the government, but its actions in relation to their reduction are seen as insufficient and ineffective. It is shown that middle class representatives consider themselves to be representatives of the “middle”, not upper strata. In this regard, when discussing inequality, they mean not a gap between their position and the position of other mass population groups, but a significant and growing gap between the very small elite and all other Russians, to whom they belong. This fact is reflected in the specifics of the perceptions of the social conflicts as seen by the population, the key of which they currently consider to be the conflict between the poor and the rich. Dissatisfaction with the lack of action on the part of the state in regard to inequalities from the middle class, which concentrates the most educated, qualified, and independent Russians, becomes an important challenge that raises the question of the social contract revision.
Представлены результаты реализованного на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ анализа влияния представлений россиян о неравенстве на их поведение в отношении своих расходов, связанных с человеческим капиталом. Восприятие населением доступа к высшему образованию как справедливого, а причин благополучия как меритократических, приводит к повышению склонности к инвестированию в человеческий капитал взрослых. Напротив, восприятие причин богатства как связанных с особенностями поддержки родителей или институциональной среды, не отвечающей принципам равенства возможностей, оказывает дестимулирующее влияние на инвестиции в человеческий капитал взрослых россиян. Понимание бедности как следствия особенностей сложившейся в стране институциональной среды влияет аналогичным образом. Полученные результаты демонстрируют нетривиальную сферу проявления последствий субъективного восприятия неравенства и важны для реализации вектора развития России, основанного на человеческом капитале как его драйвере.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека