Статья посвящена анализу состояния высшего образования в современной России. Автор обращает внимание на усилия властей подменить проблему повышения качества обучения вопросом о снижении количества студентов, в чём больше минусов, чем плюсов. Стремление ограничить доступ граждан к образованию может рассматриваться как покушение на их благосостояние, количество и качество жизни и приведет к росту социальной напряженности. Показатели мониторинга эффективности вузов не соответствуют заявленной цели повышения качества образования и не учитывают отраслевых, экономических и иных особенностей вузов. В состав неэффективных вузов попадают и признанные лидеры. Выстроенная на основе бюрократических критериев пирамида высшего образования в России стратифицирует вузы, а курс на сокращение их количества лишает гражданправа на доступное образование. Среди всех функций государственного управления образованием гипертрофированное развитие получила лишь одна – контроль. Количество необходимых отчетных документов постоянно растёт. При сокращении преподавателей увеличивается число управленцев как в управляющих структурах, так и в вузах.
Принципиальное повышение качества образования без значительного увеличения его финансирования и социальных гарантий невозможно. Одновременно предлагаются следующие меры: 1) дебюрократизация – уменьшение числа показателей, установленных для лицензирования, аккредитации и контроля деятельности образовательных организаций; сокращение показателей отчетности; 2) демократизация управления образованием – реальная выборность ректоров, руководителей факультетов, институтов, кафедр, оценка качества работы преподавателей с учетом мнения студентов; 3) реформирование ЕГЭ в сторону увеличения творческих заданий; 4) разработка специальных квалиметрических характеристикдля оценки качества образования.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации