Когда-то социологи обсуждали «социальное» как феномен общественной жизни и знакомили массового читателя с этим широким кругом вопросов. Даже в годы Второй мировой войны социологи привлекали широкую общественность к проблемам природы общества, к дискуссиям об альтруизме и о направлении социальной эволюции. Однако в результате ряда волн профессионализации социологической деятельности эти вопросы исчезли из тематики академической социологии и из популярных работ социологов. Начиная с 1960-х гг. социологи предлагают публике иное: поддерживать общественные движения. Споры в социологии отныне сдерживаются «профессиональными» ожиданиями и политическими табу. Но прежние заботы социологов и их читателей, такие как совместимостьсоциализма и дарвинизма, природа общества, процесс социальной эволюции – не перестали интересовать людей. И если социологи этот спрос не удовлетворяли, то это делали не-социологи, в результате социология, в отличие от групп поддержки, теряла и читателя, и свои претензии на освоение этих проблемных полей.
Странный статус у классиков социальной теории: их нынешний список – продукт научных стратегий прошлого; список этот меняется. Идет процесс замены авторами, соответствующими нынешним заботам. Удаляют тех, чьи взгляды неверны, кто принадлежит классу угнетателей, чтобы обеспечить эпистемную справедливость не заслужившим статуса классика, выдвигают несправедливо забытых. С инструментально-карьерной точки зрения, адаптация к переменам разумна. Как научная оценка - нет. Замены сужают горизонт нашей ориентации и возможность судить о настоящем. Наш долг – признание не только преходящей, движимой модой оценки, но более серьезная способность выносить суждения независимо от инструментализации науки.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека