Когда-то социологи обсуждали «социальное» как феномен общественной жизни и знакомили массового читателя с этим широким кругом вопросов. Даже в годы Второй мировой войны социологи привлекали широкую общественность к проблемам природы общества, к дискуссиям об альтруизме и о направлении социальной эволюции. Однако в результате ряда волн профессионализации социологической деятельности эти вопросы исчезли из тематики академической социологии и из популярных работ социологов. Начиная с 1960-х гг. социологи предлагают публике иное: поддерживать общественные движения. Споры в социологии отныне сдерживаются «профессиональными» ожиданиями и политическими табу. Но прежние заботы социологов и их читателей, такие как совместимостьсоциализма и дарвинизма, природа общества, процесс социальной эволюции – не перестали интересовать людей. И если социологи этот спрос не удовлетворяли, то это делали не-социологи, в результате социология, в отличие от групп поддержки, теряла и читателя, и свои претензии на освоение этих проблемных полей.
Странный статус у классиков социальной теории: их нынешний список – продукт научных стратегий прошлого; список этот меняется. Идет процесс замены авторами, соответствующими нынешним заботам. Удаляют тех, чьи взгляды неверны, кто принадлежит классу угнетателей, чтобы обеспечить эпистемную справедливость не заслужившим статуса классика, выдвигают несправедливо забытых. С инструментально-карьерной точки зрения, адаптация к переменам разумна. Как научная оценка - нет. Замены сужают горизонт нашей ориентации и возможность судить о настоящем. Наш долг – признание не только преходящей, движимой модой оценки, но более серьезная способность выносить суждения независимо от инструментализации науки.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library