экономическая социология, социология труда, социология управления
Статья посвящена анализу феномена управленческого фаворитизма как предпочтения руководителями одних подчиненных, предоставления им режима наибольшего благоприятствования. Эмпирической базой исследования стали результаты двух опросов – 1116 руководителей и 364 наемных работников. Выявлена связь фаворитизма с «кланово-аскриптивным» типом организаций, где практикуются «закрытые» социально-сетевые каналы найма сотрудников, вознаграждения зависят от личных симпатий и субъективных оценок руководителей, высока социально-экономическая зависимость подчиненных от руководителей, а для успешной карьеры нужны исполнительность, дисциплина и личная верность. Напротив, компании, где фаворитизм отсутствует, характеризуются достиженчески-меритократическим типом социальной организации. Для них характерны открытые каналы найма, вознаграждение и карьерные продвижения на основании эффективности работы, постоянное обновление профессиональных навыков сотрудников. Работники, отметившие наличие фаворитизма в организациях, отличаются более низкой удовлетворенностью работой, более высоким уровнем ролевой неопределенности, стрессов, намерений сменить место работы. Наиболее же благополучными являются респонденты, отметившие близкие и доверительные отношения со своими руководителями и при этом равное, не «исключающее» отношение руководителя ко всем подчиненным.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека