Foreign Policy Priorities of A. Babis. Amid the Centennial of the State
Table of contents
Share
QR
Metrics
Foreign Policy Priorities of A. Babis. Amid the Centennial of the State
Annotation
PII
S013038640008193-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mikhail Vedernikov 
Affiliation: Institute of Europe, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
166-180
Abstract

The critical attitude of opponents to the person of A. Babis has generated a lot of stereotypes around his political preferences and foreign policy orientation. The inauguration of the Czech Prime Minister on the eve of the centennial of independence and other memorable dates allowed him to designate his policy priorities in a special setting, filling speeches with historical references and parallels with the state’s past. As shown in the paper, throughout 2018, A. Babis tried to refute the image of a Eurosceptic politician who sought cooperation outside the Euro-Atlantic structures. The “octal anniversaries”, which in many respects concerned the struggle of the Czech-Slovak people for freedom, democracy, and the “return to Europe”, in the author’s opinion, provided an excellent opportunity to confirm the commitment of A. Babis’s cabinet to these values. Meanwhile, it is no use talking about A. Babis as a Eurosceptic relying on his critical attitude to some features of the functioning of the European Union. It was justified only by the desire to see this structure more convenient for his compatriots, but there were no attempts to distort or damage its image. The memory of the cataclysms that damaged Czechoslovakia in the 20th century prompted the authorities to make statements about the importance of respecting the principles underlying the interwar Czechoslovak state, since the idea of independence was primarily associated with that time. The European Union where similar postulates and principles were spelled out, was well suited for this. Attempts by the Czech Prime Minister and his cabinet to expand cooperation outside the EU and NATO were based solely on pragmatic trade and economic interests. As a result, Babis actively called on his colleagues from the foreign ministries to expand the Czech Republic’s economic presence outside the EU, intensifying contacts with other trading partners, including Russia.

Keywords
A. Babis, Czech Republic, octal anniversaries, ANO, Czech foreign policy, Czechoslovakia
Received
11.10.2019
Date of publication
24.01.2020
Number of purchasers
43
Views
1872
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Андрей Бабиш занимает пост премьер-министра Чешской Республики (ЧР) с декабря 2017 г. Однако в январе 2018 г. его кандидатура встретила возражения со стороны парламентариев, отказавшихся признавать составленное им однопартийное правительство. В этой ситуации кабинет продолжил работу в отставке. Только спустя 249 дней после парламентских выборов, в июле 2018 г., коалиционное соглашение с Чешской социал-демократической партией при поддержки коммунистов позволило сформировать дееспособное правительство1.
1. Центральная Европа: политический портрет на фоне 100-летия. Под ред. Л. Н. Шишели- ной и М. В. Ведерникова. М., 2018, с. 188.
2 Несмотря на противодействие политических оппонентов, А. Бабиш на протяжении всего 2018 г. проводил весьма активную внешнюю политику, регулярно встречаясь с лидерами зарубежных государств, выступая на международных конференциях с докладами, в которых разъяснял позицию ЧР по основным вопросам международной повестки дня. Активизация внешнеполитической деятельности кабинета проходила на фоне юбилеев значимых для истории Чехии/Чехословакии (ЧСР) в XX в. событий: 100-летия независимого Чехословацкого государства, 80-летия подписания Мюнхенского соглашения, 70-летия установления коммунистического режима в ЧСР, 50-летия Пражской весны, 25-летия разделения Чехословакии на два независимых государства — Чехию и Словакию. Столетие самостоятельного государства чехов и словаков и пятидесятилетие попытки реформирования социализма в 1968 г. определяли во многом содержание выступлений премьера.
3 Необходимо отметить, что в момент появления Чехословакии на карте мира ее ориентация в значительной мере была обусловлена политической ситуацией, сложившейся по итогам Первой мировой войны, и навеяна политическими взглядами «отца-основателя» Чехословакии Томаша Гаррига Масарика. Первый президент Республики ориентировался «в сторону Запада» и отказался от «восточного» направления внешней политики, где центральное место в политических замыслах многих чешских политиков занимала Россия. На первый план вышли Франция и другие союзники по Антанте, принесшие государству независимость. Неудивительно, что оппоненты президента говорили об определенной вынужденности подобной формы государственного устройства, подгонке реальности под «искусственные идеологемы»2.
2. Бобраков-Тимошкин А. Проект «Чехословакия». Конфликт идеологий в Первой Чехословацкой республике (1918—1938). М., 2008; Ведерников М. В. Соотношение внешних и внутренних факторов в реализации политических проектов Чехословакии. — Современная Европа, 2018, № 7.
4 В некоторой степени ситуация повторилась спустя столетие, когда вал критики, обрушившийся на премьера, содержал упреки в евроскептических настроениях, альтернативном видении отношений Чехии и ЕС, контактах с Россией, уклоне на Восток и притеснении демократических ценностей, т.е. противоречии общепризнанных государственных установок с его личными. Однако если Т. Г. Масарику удалось убедить своих оппонентов в единственно правильном варианте развития государства, то Бабиш находился в более скованном положении, поскольку испытывал воздействие укоренившихся в общественном сознании домыслов относительно себя. В этой связи юбилеи предоставили возможность премьер-министру продекларировать более широкой аудитории приоритеты внешней политики, заявить о своей приверженности курсу, выбранному страной после 1989 г.3 Недопущение ошибок прошлого видится возможным при размышлении над достижениями Чехии за прошедшее время — демократии, свободы, мира и тесного сотрудничества с партнерами по ЕС и союзниками в НАТО. Обращение к урокам минувших дней позволяло более осознанно подойти к проблемам и вызовам современности. По мнению автора, торжества 2018 г. дали прекрасный шанс для политика опровергнуть устоявшиеся вокруг него стереотипы.
3. Особо следует выделить обращение к событиям «бархатной революции» 1989 г., в ходе которой произошло смешение ценностного ряда как Республики Т. Г. Масарика, так и Пражской весны.
5

ЮБИЛЕЙНЫЕ СОБЫТИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

В начале января 2018 г. Бабиш на встрече с представителями иностранных дипломатических служб обозначил приоритеты внешней политики ЧР — усиление безопасности, поддержание основ правового государства и обеспечение благополучия граждан страны.

6 В этой связи важно отметить широко распространенное среди политологов мнение об отсутствии четко сформулированной внешней политики Республики: профессор Пражского института международных отношений Петр Друлак говорил о «бесцельности» внешнеполитической линии, которая стала таковой после вступления Чехии в Европейский союз в 2004 г., когда была достигнута озвученная в начале «бархатной революции» 1989 г. цель «возвращения в Европу». Широкое звучание в общественно-политическом сознании получили три взаимодополняющие концепции: правозащитная концепция первого президента Чехии Вацлава Гавела о необходимости поддержания прав человека и демократии в мире, что автоматически вело Чехию к присоединению к западным странам и отторжению от «коммунистического наследия», чуждого этим понятиям. Другая идея исходила от премьер-министра Вацлава Клауса, выступающего за расширение экономических свобод и отказ от регуляции. Реализация этого подхода была возможна при вовлечении страны в глобальные рыночные отношения и вступала в противоречия с принадлежностью Чехии к ЕС. Третья концепция была озвучена министром обороны Александром Вондрой как манифестация исходящей угрозы со стороны России на западе от ее границ. Таким образом квинтэссенция идей сводилась к «антикоммунизму» и борьбе с прошлым. Подобный подход, основанный на отрицании, не мог породить возникновение универсалистского звучания, что вело к отсутствию широкой поддержки местного населения, которое более избирательно подходило к внешней политике4.
4. DrulakP. Cesko, Evropa a svet. - Cesko hledA budoucnost. Sbornik projektu. Praha, 2015, s. 189.
7 В определенной степени озвученная А. Бабишем триада: «безопасность, благополучие и правопорядок», при некотором расширении понятийного содержания, стала основой его дальнейших заявлений на протяжении всего года. Каждая из составных частей была универсальна и применима как на внутриевропейском уровне, так и за его пределами. Декламация их на фоне исторических событий, напрямую связанных с реализацией демократических и правовых принципов в Чехии на протяжении столетия, без попытки отказа от прошлого, вела к утверждению А. Баби- ша в качестве сторонника демократического и проевропейского развития.
8 В 2018 г. правозащитная тема занимала одно из центральных мест в выступлениях премьера. На заседании сессии Экономического и социального совета ООН, прошедшей в Праге 23 марта, А. Бабиш продекларировал важность соблюдения демократических принципов, ценность которых ощущалась спустя век с той же силой, как и в 1918 г., поскольку жители молодой Чехословакии как никто понимали важность сохранения мира на Земле и поддержания основ правового государства. В качестве фактора, ведущего к ослаблению демократии, был назван «недостаток доверия» жителей к своим законным представителям. Подобная проблема существовала в чехословацком обществе накануне «бархатной революции» 1989 г., и поэтому ее активные участники старались восстановить доверие к политикам через приглашение рядовых граждан к участию в общественной жизни. Неудивительно, что А. Бабиш подчеркнул важность развития гражданского общества и пообещал увеличить размер инвестиций в эту сферу. Говоря о современных проблемах функционирования либеральной демократии, он заверил, что они не коснутся Чехии, поскольку страна не станет играть с «огнем национализма и ксенофобии» ввиду того, что речь шла о «составной части общей истории и демократии, к которым существовало уважительное отношение, начиная с 1918 г.» Премьер пообещал охранять Конституцию, права человека, свободные СМИ и не подвергать сомнению независимость судов5.
5. Projev predsedy vlAdy Andreje Babise na pripravndm zasedAni ECOSOC. - VlAda CeskA republiky,
9 Широкая дискуссия о свободе и демократических ценностях возникла по случаю памятной даты, а именно годовщины введения 21 августа 1968 г. войск Организации Варшавского договора в Чехословакию. На мемориальной встрече у офиса «Чешского радио» — Бабиш выступил с речью, в которой высказал несогласие с утверждением о существовании угрозы для свободы в Чехии. Напротив, он отметил, что «сегодня господствует плюрализм мнений; каждый способен основать партию, не зависеть ни от кого в своих политических предпочтениях — свобода и демократия, прежде всего, подразумевали и подразумевают признание другого мнения и выбора». Он выразил сожаление, что многие политики злоупотребляли свободой, используя ее в бесконечных политических спорах, приводивших к поляризации общества6. В этой связи 1968 г., когда поддержка демократического тренда на обновление общества приобрела общенародный характер, является, по мнению Бабиша, примером общественного сплочения.
6. Premier Babis vyjAdril u CeskAho rozhlasu uctu obetem okupace. - VlAda CeskA republiky,
10 Кульминацией праздничных мероприятий 2018 г. стало 27 октября — открытие после реконструкции Национального музея в Праге. В посвященном этому событию выступлении А. Бабиш обратил особое внимание на человеческий потенциал Чехии, который даже в самые тяжелые годы как до появления государства в 1918 г., так и «на протяжении 50 лет притеснения свобод» (1939—1989 гг. — М. В.) сумел проявить себя наилучшим образом и реализоваться в пределах страны благодаря «креативности, работоспособности и уникальным навыкам» населения. Обращает на себя внимание то, что премьер поставил в один ряд последствия фашистского правления, унесшего «около 300 тыс. человек», и нахождение у власти коммунистов. Большая ответственность за невзгоды чехословацкого государства в XX в., по мнению премьера, лежала именно на последних, что говорит о неприятии им коммунистического режима и его осуждении. Между тем, как справедливо отмечает Бабиш, перемены, произошедшие в стране в 1989 г. после «бархатной революции», и избавление от коммунистов не сделали из Чехии «центральноевропейскую Швейцарию», поскольку, во-первых, значительное число чехов покинуло страну в поисках лучшей жизни; во-вторых, многие промышленные предприятия из-за действий правительства обанкротились; в-третьих, большие финансовые средства покинули территорию государства. Однако усиление солидарности и взаимного сотрудничества между соотечественниками могло бы привести к позитивным последствиям. Для этого необходимо было перестать «ругаться, ворчать, завидовать и создавать непроходимые барьеры между собой»7.
7. Projev predsedy vlddy ke 100. vyroci zalozeni Ceskoslovenska. - Vldda Cesk6 republiky,
11 Культурно-исторические параллели с событиями столетней давности и приверженность курсу, выбранному руководителями государства в то время, отчетливо демонстрировались в ходе торжественных мероприятий, прошедших в Праге 28 октября и посвященных Дню независимости. Центральным мероприятием был парад вооруженных сил ЧР, второй в истории современной Чехии. Помимо чешских и словацких политических деятелей его посетил министр обороны США Джеймс Мэттис8. Таким образом, одновременно делалась отсылка к первоочередной важности армии в процессе создания самостоятельного чехословацкого государства и к непосредственному участию Соединенных Штатов в реализации этого проекта. В ходе последовавшей встречи Бабиша с американским коллегой чешская сторона обозначила свою преданность Североатлантическому альянсу и заявила о готовности увеличивать закупки вооружения. Символичность события проявилась и в проходе колонны, пронесшей флаги всех государств — членов ЕС, что подчеркивало вовлеченность страны в общеевропейский процесс, неразрывную связь Чехии с Европейским союзом.
8. Важно отметить, что накануне праздничных мероприятий столицу Чехии посетили Э. Макрон и А. Меркель.
12 В этом плане были также важны мероприятия, касающиеся памятных дат, связанных с Первой мировой войной, и участия в ней чехов и словаков. 30 июня А. Бабиш совместно со своим словацким коллегой П. Пеллегрини нанес визит в Париж, где они посетили мемориал, посвященный чешско-словацким легионерам, принесшим ровно 100 лет назад присягу на верность чехословацкому государству. Необходимо отметить знаковость этого события в определении идеологической ориентации современной Чехии: оба премьер-министра обозначили главенство Запада в формировании независимой Чехословакии, возникновение которой в годы войны связывалось в первую очередь с вооруженными силами. Умолчание российского вклада 9 в их создание стало подтверждением изъятия «восточного фактора» из истории появления государства чехов и словаков. В ходе посещения Франции А. Бабиш встретился с президентом Э. Макроном, с которым удалось подписать План стратегического сотрудничества на ближайшие четыре года. 11 ноября, в день подписания Компьенского перемирия, ознаменовавшего окончание «Великой войны», Бабиш вновь посетил столицу Франции, где в рамках торжественных мероприятий, собравших 84 глав государств, он провел беседу с президентом США Д. Трампом и произнес речь, в которой подчеркнул роль ЕС как уникального мирового проекта.
9. В самом начале Первой мировой войны чехи, проживавшие на территории Российской империи, первыми заявили о необходимости дезинтеграции Австро-Венгрии и создании независимого государства чехов и словаков. Они стояли у истоков чешско-словацких вооруженных сил, выдвинув идею формирования Чешской дружины, отправленной на фронт уже в ноябре 1914 г. Очевидно, что чешские и словацкие стремления были возможны только при существенной поддержке со стороны российских властей. К сожалению, Февральская революция 1917 г. не дала развиться в полной мере движению «русских чехов», выдвинув на передний план действующего на Западе Т. Г. Масарика, который в значительной мере дискредитировал их деятельность и обвинял в сотрудничестве с «царским режимом». Подобная парадигма восприятия во многом сохраняется и до нынешнего дня. Подробнее об этом см.: Ведерников М. В. Организованное политическое движение чехов в России накануне и в годы Первой мировой войны. (Автореферат канд. дисс. М., 2017).
13 Торжественные мероприятия, касающиеся 100-летия самостоятельности Чехословакии, были неразрывно объединены с темой взаимоотношений со Словакией, которая была частью единого государства до 1993 г. Открывая 26 апреля на Братиславском граде (Словакия) выставку, посвященную этому историческому событию, А. Бабиш заметил, что, вспоминая 100 лет Чехословакии, мало кто упоминал о 75-летнем проживании двух народов — чехов и словаков — на территории единого политического пространства. Память об общем государстве и его мирном разделении в 1993 г. должна стать примером для всего мирового сообщества, а нынешние связи Чехии со Словакией — это «сверхстандартные, дружеские отношения, которые, стоит надеяться, никогда не изменятся»10. Президент Чехии М. Земан пошел дальше и сказал, что «ни в Европе, ни в мире не существует лучших отношений, как между Чехией и Словакией»11. По мнению А. Бабиша, развитие двух народов на современном этапе требовало, как и 100 лет назад, совместных усилий, поскольку самоопределение чехов и словаков произошло исключительно благодаря их взаимодополняющей деятельности на международной арене. Он отметил необходимость бороться в Европе за безопасность народов в целях сохранения «ценностей и главное — созданной предками культуры»12.
10. Projev predsedy vlddy Andreje Babise pri zahdjeni vystavy ke 100. vyroci zalozeni CSR na Bratislavsk^m hrade. - Vldda Cesk6 republiky, 26.04.2018. - URL: >>>> (дата обращения 23.01.2018).

11. Projev predsedy vlddy na oslavdch 100. vyroci vzniku Ceskoslovenska v Martine. - Vldda Cesk6 republiky, 30.10.2018. - URL: >>>> (дата обращения 30.01.2018).

12. Projev predsedy vlddy Andreje Babise pri zaMjeni vystavy ke 100. vyroci zalozeni CSR na Bratislavsk^m hrade. - Vldda Cesk6 republiky, 26.04.2018. - URL: >>>> (дата обращения 23.01.2018).
14 Таким образом, в своих внешнеполитических выступлениях А. Бабиш обращал внимание как на культурно-ценностные, идеологические, патриотические категории, озвучивание которых становилось особенно актуально в рамках памятных мероприятий, так и на те, которые были связаны с экономической политикой и политикой безопасности. Тем самым подтверждалась не только практическая и прагматическая привязанность Чехии к западному миру. В свою очередь не остались без внимания приоритеты Чехии во взаимоотношении с ЕС, НАТО и остальными странами.
15

ЧЕХИЯ И ЕС В 2018 ГОДУ

 

Спустя 100 лет после обретения независимости Чехия имела возможность подтвердить избранный тогда курс. Красной нитью через все выступления премьер-министра А. Бабиша в 2018 г. проходила мысль о необходимости «сильной Европы», что подтверждало выбранную в 1918 и 1989 гг. ориентацию на Запад, «возвращение в Европу». В качестве ключевых партнеров, с которыми необходимо было развивать «стратегическое взаимодействие», были названы Германия и Франция. С их лидерами премьер-министр на протяжении года регулярно встречался и продвигал их инициативы как внутри самой Чехии, так и за ее пределами, что подтверждало его стремление обозначить себя ярым сторонником укрепления ЕС, поскольку канцлер А. Меркель и президент Э. Макрон отчетливо заявили себя лидерами в движении за «придание нового импульса процессу европейской интеграции». Отвечая на критику своих оппонентов, Бабиш опровергал обвинения в наличии у него евроскептических и популистских взглядов, называя подобные вымыслы «стереотипами». Более того, он заявил: «Нынешнее правительство не ищет альтернативу нашему активному и конструктивному членству в ЕС. Конечно, мы защищаем наши национальные приоритеты. Но этим занимаются все страны — участницы Евросоюза». Как отмечает Л. Н. Шише- лина, трения между «европейскими» и «национальными» интересами были вызваны несовпадающими представлениями части населения о своем месте в развитии Европы. Отсюда возникало желание четко обозначить его, выдвигая основные претензии Брюсселю.

16 На августовской встрече с послами, представляющими интересы Чешской Республики за рубежом, Бабиш отметил, что разговоры о «чекзите» подвергают опасности будущее государства. Он привел экономические доводы против него, подчеркнув, что 83,72% экспорта и 66% импорта направлены из/в ЕС. За время нахождения в Евросоюзе ВВП страны увеличился на 37%. Несмотря на столь значительные достижения, премьер заявил об обоснованном критическом отношении его правительства к ЕС, поскольку «нет ничего противоевропейского в продвижении чешских национальных интересов». Прежде всего, они заключаются в улучшении работы некоторых механизмов ЕС посредством проведения реформ, которые бы привели ЕС к осознанию его первоначальной миссии, а именно поддержанию безопасного и процветающего континента, основой которого выступает общий внутренний рынок13. Была выражена надежда, что новая Европейская комиссия (обновление которой произошло в 2019 г.) придет с планом действия для внутреннего рынка, что позволило бы внести коррективы в Единый европейский акт Ж. Делора 1987 г. Бабиш видел в реализации четырех основных экономических свобод (свободном передвижении лиц, товаров, услуг и капитала) крупные проблемы, создающие препятствия для чешских предпринимателей14, и предлагал сосредоточить внимание на процессе либерализации и углубления единого рынка. Однако он предостерегал перед действиями отдельных стран, которые вводили протекционистские меры, что проявлялось в установлении концепции «одна территория, одна зарплата». Одновременно с этим говорилось о продвижении роли ЕС в либерализации международной торговли, расширение которой должно было происходить более высокими темпами, нежели внутри Европейского союза. Быстро растущие экономики азиатских государств, становящихся серьезными конкурентами ЕС, должны были побудить европейцев к выработке единого подхода15.
13. В вопросе присоединения Чехии к еврозоне чехи не выступали противниками введения евро, что подтверждало их желание видеть реформы со стороны ЕС. Однако существенные проблемы в функционировании Европейского центрального банка, по мнению премьера, отдаляли возможность реализации этого проекта на неопределенную перспективу.

14. Andrej Babis na porade velvyslancd. - Vldda Cesk6 republiky, 27.08.2018. - URL: >>>> . vlada.cz/cz/media-centrum/aktualne/premier-babis-na-porade-velvyslancu-jsme-pevnou-soucasti- zapadu-168101 (дата обращения 30.01.2018).

15. Vize budoucnosti EvropskA unie. Projev predsedy vlAdy Andreje Babise v Management Center Innsbruck. - VlAda CeskA republiky, 18.10.2018. - URL: >>>> projevy/vize-budoucnosti-evropske-unie-169262 (дата обращения 30.01.2018).
17 Необходимые изменения в ЕС А. Бабиш связывал с усилением роли Европейского Совета, расширением полномочий государств — членов ЕС и недопущением политизации деятельности Европейской комиссии (ЕК). Он надеялся на качественно новый уровень взаимодействия Комиссии и Совета16. Для начала необходимо было оптимизировать процесс принятия решений — уменьшить количество ненужных процедур, увеличив эффективность оставшихся, поскольку экономический рост возникает не благодаря новым правовым предписаниям, а ввиду кропотливой деятельность свободных личностей. Премьер-министр выступал за рационализацию политических институтов Евросоюза, которые должны были служить рабочей системой для решения проблем, с которыми сталкивался ЕС.
16. Andrej Babis na porade velvyslanch.
18 Выступая ранее на международном экономическом форуме в Давосе, Бабиш обозначил необходимость определения направления движения Европы и приветствовал проект гражданских консультаций, предложенный президентом Франции Э. Макроном, в ходе которых планировалось обсудить с жителями страны отдельные аспекты европейской интеграции17. Было поддержано требование французского лидера отказаться от выдвижения «ведущего кандидата» (Spitzenkandidaten) при назначении председателя ЕК18 19, поскольку подобная процедура вела к обратным от ожидаемых последствиям и «усиливала демократический дефицит и нарушала институциональное равновесие» 1 9. Выход Великобритании из ЕС вел к утрате у брюссельских чиновников свободного духа и стремления бороться с регулированием20.
17. Первые дебаты по этому вопросу состоялись 10 мая 2018 г. в Праге при участии французского министра по делам ЕС Натали Луазо. В дальнейшем они прошли еще в девяти чешских городах.

18. Потемкина О. Ю. Европейский парламент 2019: подготовка к выборам. — Современная Европа, 2018, № 4.

19. Projev predsedy vlAdy Andreje Babise na SvetovAm ekonomickAm f6ru v Davosu. — VlAda CeskA republiky, 25.01.2018. — URL: >>>> (дата обращения 30.01.2018).

20. Vize budoucnosti EvropskA unie.
19 Особой критике со стороны чешской стороны в 2018 г. подвергся проект бюджета ЕС, в котором вместо ожидаемого снижения расходов на европейские структуры на 15% ввиду брекзита и связанной с ним потери 15% жителей Евросоюза в качестве налогоплательщиков, произошло повышение этой статьи расходов на 20%, т.е. на 25 млрд евро. А. Бабиш выступил и с возражением по вопросу распределения денежных средств, поступающих в Чехию из европейских фондов, заявив о желании Чехии участвовать в выборе программ, на которые эти финансы направляются. Он считал абсурдным поступления в размере 58 млрд чешских крон (около 2,250 млрд евро) в пользу Министерства труда и социальных дел ЧР на программы по переквалификации специалистов, когда в стране существовали 260 тыс. свободных рабочих мест. В такой ситуации он хотел поддерживать те направления финансирования, которые были важны для страны, а именно программы регионального развития ЕС и поддержки сельского хозяйства. Разговоры же о том, что страна «получает какие-то деньги, и поэтому должна быть благодарна», не имели под собой почвы21.
21. Projev predsedy vlddy Andreje Babise v Poslaneckd snemovne pred hlasovdnim o vysloveni dhvery vldde. - Vldda Cesk6 republiky, 15.06.2018. - URL: >>>> projevy/projev-predsedy-vlady-andreje-babise-v-poslanecke-snemovne-pred-hlasovanim-o-vysloveni- duvery-vlade-167555 (дата обращения 30.01.2018).
20 Особое место в риторике премьер-министра А. Бабиша занимали вопросы, касающиеся миграции. Позиция Чехии, которой страна придерживалась с самого начала миграционного кризиса, заключалась в отказе от обязательных квот при распределении беженцев на территории ЕС и введении принципа «гибкой солидарности», согласно которому прием лиц, ищущих убежище на территории ЕС, должен был происходить в зависимости от возможностей и желания стран — участниц объединения. Бабиш отстаивал необходимость решения этой проблемы за пределами европейского континента, а именно на Ближнем Востоке, в Африке, т.е. основных источниках нелегальных потоков. В этой связи он призывал своих коллег к разработке долгосрочного плана помощи странам, терпящим бедствие, наподобие плана Маршалла, который был распространен на западноевропейские государства после Второй мировой войны. Премьер-министр активно выступал за усиление охраны внешних границ ЕС. Он считал, что страны, находящиеся в начале пути следования мигрантов (Греция, Италия, Мальта, Испания), могли бы самостоятельно справиться с этой проблемой при выделении дополнительных средств со стороны ЕС, однако расширение полномочий и увеличение бюджета Агентства ЕС по безопасности внешних границ (Фронтекс) с 1,6 до 10,3 млрд евро (т.е. на 512%) полагал излишними. На встрече со своим польским коллегой он раскритиковал неэффективную работу этой организации, которая не сумела пресечь деятельность преступных организаций, занимающихся транспортировкой людей в Европу из стран, терпящих бедствие22. В то же время политик приветствовал увеличение расходов бюджета ЕС по статье миграция на 20 млрд евро. Как он отметил, суммарные траты на это направление политики ЕС составили в итоге 80 млрд евро, что было 165% ежегодного чешского бюджета.
22. Babis i Morawiecki jsou skepticti k ndvrhu EU na rozsireni Frontexu. - iDnes.cz. - URL: https:// >>>> (дата обращения 30.01.2018).
21 В 2018 г. А. Бабиш уделял большое внимание событиям, касающихся проблем миграции: в июне он был участником саммита ЕС по миграции, в августе нанес визит в Главное управление операции «София»23. В октябре Бабиш посетил штаб-квартиру Фронтекс в Варшаве, а в ноябре — конференцию по миграции в Палермо. Лейтмотив его выступлений — необходимость поиска общеевропейского консенсуса при удовлетворении желаний отдельных ее членов. В этой связи он критически отнесся к неформальной встрече нескольких лидеров европейских государств перед июньским саммитом в Брюсселе, отметив, что «настоящие решения необходимо искать в рамках действующих постановлений и политических структур, в которых проходит взаимодействие государств — членов ЕС»24.
23. Военно-морская операция «София» (EUNAVFOR MED) - комплекс мероприятий по спасению терпящих бедствие судов с мигрантами и борьбе с нелегальными перевозчиками людей в Средиземном море.

24. Prohldseni predsedy vlddy ke kondni nedelniho minisummitu k migraci. - Vldda Cesk6 republiky,
22 Подтверждением позиции в отношении приема мигрантов стало голосование 19 декабря по Глобальному договору по миграции в ООН (так называемая Марракешская декларация), в ходе которого ЧР отказалась его поддерживать. Как отмечает Е. Алексеенкова, документ подразумевал принятие подписантом «обязательств гарантировать любому прибывшему на территорию государства такие же права, как гражданину, и всех материальных и нематериальных издержек по предоставлению и охране этих прав»25. Таким образом, по словам министра иностранных дел ЧР Т. Пе- тричка, «стиралась грань между легальным и нелегальным мигрантом»26.
25. Алексеенкова Е. Чем плох Глобальный договор о миграции. — Российский совет по международным делам (РСМД), 10.12.2018. - URL: >>>> columns/global-governance/chem-plokh-globalnyy-dogovor-o-migratsii (дата обращения 30.01.2018).

26. Vldda odmitla migracni pakt OSN. - Novinky.cz, 14.11.2018. - URL: >>>> domaci/488970-vlada-odmitla-migracni-pakt-osn.html (дата обращения 30.01.2018).
23 На протяжении года Бабиш также активно выступал с предложением расширить Шенгенскую зону, включив в нее Румынию, Болгарию, Хорватию и тем самым определив границы европейского пространства, которое необходимо охранять от внешних угроз, в том числе и мигрантов. Он предлагал обозначить его с помощью естественных границ (например, морей), в связи с чем необходимо поддержать стремления стран Западных Балкан вступить в ЕС. Помимо этого, без этих стран происходил разлом естественных границ европейского пространства, на котором усиливалось влияние других государств — Китая, России и Турции.
24

ЧЕХИЯ И НАТО

 

В течение 2018 г. часто поднимался вопрос безопасности, с которым неразрывно была связана тема членства Чешской Республики в НАТО. Как отметил премьер-министр в июле 2018 г. на заседании нижней палаты Парламента ЧР, «атлантические обязательства» являются основой безопасности и внешней политики Чешской Республики. Он подтвердил обещание, данное руководством страны в 2014 г. в Уэльсе на саммите НАТО об увеличении расходов на оборону до 2% от ВВП. Предшествующая работа Министерства обороны и увеличивающиеся показатели трат в этой области свидетельствовали о выполнении ранее озвученных обещаний27. С 2013 по 2019 г. расходы на оборону увеличились на 50%, а до конца 2024 г., когда планируется достигнуть двухпроцентного показателя, — на 150%. Между тем Бабиш критически высказывался по поводу использования такого критерия при оценивании участия той или иной страны в реализации военных программ НАТО: Эстония, выполняя условие «двух процентов», перечисляла в бюджет НАТО около 540 млн долл., в то время как Чехия в 2017 г. достигла отметки только 1,04%, но при этом ее вклад в общую копилку Североатлантического альянса составлял 2,255 млрд долл. (Бельгия же перечисляла около 4,5 млрд долл., которые составляли 0,91% от ее ВВП). Он предлагал ориентироваться на абсолютные показатели, затронув эту тему в беседе с президентом США Д. Трампом во время саммита НАТО в Брюсселе28.

27. Projev predsedy vlddy Andreje Babise v Poslaneckd snemovne...

28. Rbst penez na obranu nezrychli. Vysvetlil jsem Trumpovi dblezitost absolutnich vydajb. - Zpravy. aktualne.cz, 12.06.2018. - URL: >>>> (дата обращения 30.01.2018).
25 Доказательством приверженности Чехии к НАТО служило участие ее воинских контингентов в зарубежных миссиях Альянса в Афганистане и Ираке. За период с 2017 по 2018 г. количество военнослужащих выросло с 400 до 850 человек (в будущем — до 1100). Касаясь возможности ухода чешских военных из Афганистана, премьер на конференции «Наша безопасность — не очевидность» в Праге решительно заявил, что Республика будет и в дальше выполнять коалиционные обязательства и «бороться с террористами там, где это потребуется»29. Также в дальнейшем предполагалось усиление присутствия чешских военных в Африке в связи с реализацией «плана Маршалла для черного континента».
29. Projev predsedy vlddy Andreje Babise na konferenci Nase bezpecnost neni samozrejmost. - Vldda Cesk6 republiky, 1.11.2018. - URL: >>>> premier-babis-na-bezpecnostni-konferenci-nesmime-polevovat-v-boji-s-kriminalitou - terorismem-a- hybridnimi-hrozbami-169577 (дата обращения 30.01.2018).
26 Помимо атлантического формата обеспечения безопасности чешская сторона не отказывалась от участия в формировании общеевропейской системы безопасности, а именно инициативы Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO). Эта тема поднималась во время встречи 26 октября Бабиша с Макроном, Меркель и Пеллегрини. Активное участие Чехии во всевозможных, не противоречащих друг другу, форматах обеспечения безопасности обосновывалось премьер-министром, прежде всего, желанием сохранить и улучшить положение страны, которая на момент 2018 г. числилась в списке самых безопасных государств мира (седьмое место в рейтинге Глобального индекса миролюбия30). И лидер Республики стремился превентивно бороться с угрозами на расстоянии, не допуская их проникновение и распространение в чешском обществе. Ввиду небольшого размера страны ее руководство было заинтересовано в многовекторном развитии внешних связей.
30. Глобальный индекс миролюбия (Global Peace Index) — комплексный показатель, который характеризует миролюбие стран мира, измеряя уровень насилия внутри государства и уровень агрессивности его внешней политики. Исследования проводят Economist Intelligence Unit, Institute for Economics and Peace. - URL: >>>> (дата обращения 11.11.2019).
27

ЧЕХИЯ И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В РАСШИРЕНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Будучи человеком, пришедшим в политику из бизнеса, Бабиш с самого начала своего нахождения у власти акцентировал внимание на необходимости управления государством как фирмой, тем самым рассматривая эффективность тех или иных действий их экономической целесообразностью. Одной из главных целей, которую он поставил перед дипломатами на встрече в августе 2018 г., была активизация деятельности в направлении поиска каналов по расширению торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами. Он поручил сотрудникам Чешской торговой палаты провести глубокий анализ неевропейских рынков на предмет потенциального входа на них чешских производителей. По мнению премьера, необходимо было исправить существующий дисбаланс в импорте и экспорте с отдельными странами, когда в страну ввозилось больше, чем из нее вывозилось. Первоочередной задачей было усилить представительскую деятельность за рубежом для поддержки чешских фирм и товаров, увеличить географию визитов министра промышленности и торговли, министра окружающей среды и министра иностранных дел.

28 Если в вопросе внешней безопасности Россия и Китай, по заверению премьера и отдельных государственных служб, представляли угрозу, то в вопросе внешнеэкономического сотрудничества он высказывался о пагубности ограничительных мер и санкций. Касательно санкций ЕС против России Бабиш был готов к дискуссии и выразил надежду на выполнение Минских договоренностей31. Утилитарный подход проявился в визите в октябре председателя нижней палаты Парламента ЧР Радека Вондрачека в Россию, в ходе которого были проведены переговоры с представителями российского и чешского бизнеса, прошли встречи с представителями российской законодательной власти32. В декабре в Казани прошла встреча министра промышленности и торговли ЧР Марты Новаковой с ее российским коллегой Д. Мантуровым и президентом Республики Татарстан Р. Миннихановым в рамках международной специализированной выставки «Машиностроение. Металлообработка. Казань». Что касается Китая, то А. Бабиш говорил о необходимости диверсификации торговых потоков, расширении чешского присутствия на китайском рынке. 8 июля он встретился в Софии с премьером Госсовета КНР Ли Кэцаном и заверил своего коллегу, что правительство Чехии прилагает усилия по развитию отношений с Китаем и намерено содействовать прогрессу двусторонних связей.
31. Andrej Babis na porade velvyslanch.

32. В. И. Матвиенко отметила настрой парламента Чехии на диалог с Россией. — Российская газета, 15.IX.2018. - URL: >>>> (дата обращения 30.01.2018).
29 Таким образом, можно говорить о прагматичном подходе А. Бабиша к выстраиванию внешнеэкономических контактов ЧР, желании расширить географию контактов, привлечь к взаимодействию элементы, которые были вынесены за рамки политических контактов из-за расходящихся взглядов по тем или иным вопросам. В этом он продолжил линию своих предшественников, которые также старались не исключать Россию из выстроенной архитектуры торгово-экономических отношений, находя альтернативные подходы.
30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В 2018 г. практически в каждом крупном выступлении А. Бабиш пытался опровергнуть тезис о том, что «Чешская Республика не проводит собственную внешнюю политику». Прежде такая точка зрения находила широкую поддержку в экспертном сообществе: чешский политолог В. Гандл, например, говорил, что ЧР выстраивает свою политику под воздействием общей повестки ЕС33. Между тем количество зарубежных поездок и встреч с иностранными коллегами, среди которых были представители ведущих европейских и мировых держав — А. Меркель, Э. Макрон, Т. Мэй, Д. Трамп и др., свидетельствует о существенной активизации деятельности чешского правительственного кабинета по сравнению с предшественниками. Количественные показатели зарубежных визитов соответствовали качественному внутреннему наполнению выступлений и предложений, которые озвучивала чешская сторона. 100-летие независимой Чехословакии и другие юбилейные даты, которые с размахом отмечались на территории государства, позволили отчетливо обозначить ее политико-ценностную ориентацию. Как и столетие назад, когда выбор был сделан в пользу Европы и демократического устройства, Чехия отдавала предпочтение курсу на Запад — ЕС и НАТО. Она видела в этих организациях базис своей внешнеполитической ориентации и делала ставку на развитие отношений с локомотивами европейского интеграционного процесса (Францией, Германией) и на трансатлантическое сотрудничество (США). Говоря о проблеме защиты национальных интересов, А. Бабиш начал дискуссию о необходимости более активного участия ЧР в выработке решений, которые влияли напрямую на положение Республики в этих структурах. В отношениях с ЕС крупные споры возникли по миграционному вопросу и формированию бюджета Союза; с НАТО — относительно расходов на вооруженные силы. Это не было проявлением евроскептицизма: критическое отношение к некоторым особенностям функционирования ЕС обосновывалось желанием премьер-министра увидеть эту структуру удобной для проживания в ней его соотечественников, но никак не для ее деформации и нанесения урона. Помня о катаклизмах, обрушившихся на Чехословакию в XX в., нынешние власти декларировали важность соблюдения принципов, которые были заложены в основу межвоенного государства, поскольку с ними связывалась идея самостоятельности. Европейский союз, в скрижалях которого были прописаны те же самые постулаты и принципы, подходил наилучшим образом. Попытки чешского премьера и его кабинета расширить сотрудничество за пределами ЕС и НАТО обосновывались исключительно прагматическими торгово-экономическими интересами.

33. Handl V German policy Towards Russia - the Meaning of the Context of the European Union. - The EU, Germany, Central Europe and Russia: Determinants of the EU's Foreign Policy towards Russia. Prague, 2011, р. 175.

References

1. Alekseenkova E. Chem plokh Global'nyj dogovor o migratsii. — Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam (RSMD), 10.12.2018. - URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ columns/global-governance/chem-plokh-globalnyy-dogovor-o-migratsii (data obrascheniya 30.01.2018).

2. Bobrakov-Timoshkin A. Proekt «Chekhoslovakiya». Konflikt ideologij v Pervoj Chekhoslovatskoj respublike (1918-1938). M., 2008.

3. Vedernikov M. V. Organizovannoe politicheskoe dvizhenie chekhov v Rossii nakanune i v gody Pervoj mirovoj vojny. (Avtoreferat kand. diss. M., 2017).

4. Vedernikov M. V. Sootnoshenie vneshnikh i vnutrennikh faktorov v realizatsii politicheskikh proektov Chekhoslovakii. — Sovremennaya Evropa, 2018, № 7.

5. Potemkina O. Yu. Evropejskij parlament 2019: podgotovka k vyboram. — Sovremennaya Evropa, 2018, № 4.

6. Tsentral'naya Evropa: politicheskij portret na fone 100-letiya. Pod red. L. N. Shishelinoj i M. V. Vedernikova. M., 2018.

7. Andrej Babis na porade velvyslancm — Vldda Cesk6 republiky, 27.08.2018. — URL: https://www. vlada.cz/cz/media-centrum/aktualne/premier-babis-na-porade-velvyslancu-jsme-pevnou-soucasti- zapadu-168101 (data obrascheniya 30.01.2018).

8. Babis i Morawiecki jsou skepticti k Mvrhu EU na rozsireni Frontexu. — iDnes.cz. — URL: https:// www.idnes.cz/zpravy/zahranicni/andrej-babis-mateusz-morawiecki-polsko-setkani-migrace-frontex- evropska-unie.A181015_130756_zahranicni_elka (data obrascheniya 30.01.2018).

9. Premier Babis vyjddril u CesMho rozhlasu uctu obetem okupace. — Vldda Cesk6 republiky,

10. 08.2018. — URL: https://www.vlada.cz/cz/media-centrum/aktualne/premier-babis-vyjadril-u- ceskeho-rozhlasu-uctu-obetem-okupace-168034/tmplid-47 (data obrascheniya 23.01.2018).

11. Prohldseni predsedy vlddy ke kondni nedelniho minisummitu k migraci. — Vldda Cesk6 republiky,

12. 06.2018. — URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove-vlady/premier/projevy/prohlaseni-predsedy-vlady- ke-konani-nedelniho-minisummitu-k-migraci-166951 (data obrascheniya 30.01.2018).

13. Projev predsedy vlddy Andreje Babise na konferenci Nase bezpecnost neni samozrejmost. — Vldda Cesk6 republiky, 1.11.2018. — URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove-vlady/premier/projevy/ premier-babis-na-bezpecnostni-konferenci-nesmime-polevovat-v-boji-s-kriminalitou — terorismem-a- hybridnimi-hrozbami-169577 (data obrascheniya 30.01.2018).

14. Projev predsedy vlddy Andreje Babise na pripravndm zaseddni ECOSOC. — Vldda Cesk6 republiky,

15. 03.2018. — URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove-vlady/premier/projevy/projev-predsedy-vlady- andreje-babise-na-pripravnem-zasedani-ecosoc-164317 (data obrascheniya 23.01.2018).

16. Projev predsedy vlddy Andreje Babise na Svetov^m ekonomick^m f6ru v Davosu. — Vldda Cesk6 republiky, 25.01.2018. — URL: https://www.vlada.cz/cz/media-centrum/aktualne/projev-predsedy-vlady- andreje-babise-na-svetovem-ekonomickem-foru-v-davosu-163007 (data obrascheniya 30.01.2018).

17. Projev predsedy vlddy Andreje Babise pri zaMjeni vystavy ke 100. vyroci zalozeni CSR na Bratislavsk^m hrade. — Vldda Cesk6 republiky, 26.04.2018. — URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove- vlady/premier/projevy/projev-predsedy-vlady-andreje-babise-pri-zahajeni-vystavy-ke-100—vyroci- zalozeni-csr-165138 (data obrascheniya 23.01.2018).

18. Projev predsedy vlddy Andreje Babise pri zaMjeni vystavy ke 100. vyroci zalozeni CSR na Bratislavsk^m hrade. — Vldda Cesk6 republiky, 26.04.2018. — URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove- vlady/premier/projevy/projev-predsedy-vlady-andreje-babise-pri-zahajeni-vystavy-ke-100—vyroci- zalozeni-csr-165138 (data obrascheniya 23.01.2018).

19. Projev predsedy vlddy Andreje Babise v Poslaneck6 snemovne pred hlasovdnim o vysloveni dfivery vldde. — Vldda Cesk6 republiky, 15.06.2018. — URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove-vlady/premier/ projevy/projev-predsedy-vlady-andreje-babise-v-poslanecke-snemovne-pred-hlasovanim-o-vysloveni- duvery-vlade-167555 (data obrascheniya 30.01.2018).

20. Projev predsedy vlddy ke 100. vyroci zalozeni Ceskoslovenska. - Vldda Cesk6 republiky, 27.10.2018. - URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove-vlady/premier/projevy/projev-predsedy-vlady-ke-100—vyroci- zalozeni-ceskoslovenska-169355 (data obrascheniya 23.01.2018).

21. Projev predsedy vlddy na oslavdch 100. vyroci vzniku Ceskoslovenska v Martine. - Vldda Cesk6 republiky, 30.10.2018. - URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove-vlady/premier/projevy/projev-predsedy- vlady-na-oslavach-100—vyroci-vzniku-ceskoslovenska-v-martine-169507 (data obrascheniya 30.01.2018).

22. Rhst penez na obranu nezrychli. Vysvetlil jsem Trumpovi dhlezitost absolutnich vydajh. - Zpravy. aktualne.cz, 12.06.2018. - URL: https://zpravy.aktualne.cz/domaci/rust-penez-na-obranu-nezrychli- babis-vysvetlil-jsem-trumpovi/r~a1e54bbc85dd11e8853fac1f6b220ee8/?redirected-1548072420 (data obrascheniya 30.01.2018).

23. Vize budoucnosti Evropsk6 unie. Projev predsedy vlddy Andreje Babise v Management Center Innsbruck. - Vldda Cesk6 republiky, 18.10.2018. - URL: https://www.vlada.cz/cz/clenove-vlady/premier/ projevy/vize-budoucnosti-evropske-unie-169262 (data obrascheniya 30.01.2018).

24. Vldda odmitla migracni pakt OSN. - Novinky.cz, 14.11.2018. - URL: https://www.novinky.cz/ domaci/488970-vlada-odmitla-migracni-pakt-osn.html (data obrascheniya 30.01.2018).

Comments

No posts found

Write a review
Translate