Динамика брачных установок и планов студентов
Динамика брачных установок и планов студентов
Аннотация
Код статьи
S013216250005797-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гурко Татьяна Александровна 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Тарченко Вера Сергеевна
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
102-113
Аннотация

В статье обсуждаются установки и планы студенческой молодежи с целью прогноза формирования семьи среди образованной части российского населения. Представлена динамика (2005, 2007–2018 гг.) предпочтений юношей и девушек в отношении возраста вступления в брак, этнической, религиозной принадлежности, возраста, уровня образования, заработка будущего супруга(и) с точки зрения гомо-гетерогенности, планов и мнений о необходимых условиях для заключения брака и установок на единобрачие. Показано, что происходит конвергенция планов юношей и девушек относительно их брачного пути, установки студентов юга по многим индикаторам сближаются с установками москвичей. Установки и планы в 2018 г. анализируются в зависимости от пола, этнической и религиозной идентичности, городского/сельского происхождения, структуры родительской семьи, уровня образования родителей, специальности и города обучения студентов. Установлено, что религиозная и этническая идентичности в большей мере дифференцируют брачные планы и установки студентов. Доля студентов, готовых заключить брак с не россиянином/не россиянкой достаточно велика вне зависимости от пола. Установки части девушек-студенток не вполне реалистичны. Результаты позволяют сделать осторожный прогноз дальнейшего увеличения разводов и повторных браков. Отличаются большей либеральной направленностью брачные установки и планы девушек, обучающихся по техническим специальностям. Можно ожидать повышение гетерогенности браков среди образованного слоя по критерию этнической/религиозной идентичности, гражданства, возраста, уровня образования и дохода

Ключевые слова
установки, брак, студенты, пол, гетерогенность, этническая/религиозная идентичность, гражданство, возраст, образование
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках проекта «Динамика представлений студентов в сферах гендерных, этнокультурных и брачно-семейных отношений», грант РФФИ № 18-011-00580.
Классификатор
Получено
16.07.2019
Дата публикации
16.07.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
691
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Постановка проблемы.

2 Новые тенденции в развитии брачно-семейных отношений связаны как с воздействием глобальных экономических и социокультурных процессов, так и с особенностями трансформации российского общества. Нелинейность развития институтов брака и семьи означает, что сегодняшние тенденции не обязательно повторятся в следующих десятилетиях [Гурко, 2017: 99]. Увеличение периода взросления молодежи в развитых обществах обусловлено необходимостью получения образования, более длительным периодом совершенствования профессиональных навыков. В этой связи меняются семейные пути: откладываются браки и рождение детей, распространяются сожительства, практики отказа от брака и детей как среди мужчин, так и среди женщин. «Индивиды и семьи систематически отклоняются от институциональных семейных норм, чтобы приспособиться к нормам других институтов, таких как работа и образование» [Гурко, 2016: 117]. Для описания этих тенденций и проводилось повторное исследование.
3 Научная проблема состоит в знании о распространении новых практик и норм в брачно-семейной сфере [Гурко, 2017: 100], о диверсификации институтов брака и родительства [Knapp, Wurm, 2019: 6], с одной стороны, и незнанием направления и темпов этих изменений среди различных социальных групп, в частности, динамики планов студентов в отношении брака и родительства, их установок на гомо-гетерогенность будущего брака, а также конвергенции-дивергенции взглядов юношей и девушек, жителей юга и столицы, с другой.
4 Представлениям студентов в отношении будущего брака и родительства уделялось внимание в ряде работ (см. обзоры: [Тарченко, Бийжанова, 2018; Гурко и др., 2018]). Однако большинство российских исследований локальны, выполнены в разных регионах и трудно сопоставимы, ибо используют различные переменные и выборки.
5

Выборка и методы исследования.

6 Объектом исследования стали студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры в возрасте 20–24 лет. В Москве и Ставрополе опрошено по 704 студента по квотам (N = 1408, 2018 г.). Ставрополь включен в выборку поскольку он представляет консервативный юг России, в котором обучаются студенты различной этнической и религиозной принадлежности. Кроме того, в 2005–2007 гг. проводилось исследование студентов по единой методике в этих городах в рамках сотрудничества Института социологии РАН и СКФУ, что позволяет проанализировать тенденции. Выбор возрастного интервала связан с выделением соответствующей возрастной группы в статистических данных Росстата. Кроме того, в российском законодательстве учащихся очной формы в возрасте до 23 лет относят к иждивенцам, т.е. они представляют гомогенную группу по данному признаку. При формировании квот выборки студентов по полу и специальностям мы исходили из опубликованных Росстатом данных Минобразования по выпуску бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования по группам специальностей и направлениям подготовки в 2015–2016 гг. [Женщины..., 2016: 72–73; Труд..., 2017: 186]. В выборку включены 22% студентов, обучающихся по техническим специальностям (78% юношей и 22% девушек), 38% гуманитарных специальностей (33% юношей и 67% девушек) и 40% студентов по специальностям «экономика и управление» (48% юношей и 52% девушек). Для анализа результатов исследования по этническому и религиозному признакам ответы на вопрос о национальности объединены в пять групп: русские; народы, имеющие свои автономии на территории Северо-Кавказского Федерального округа (абазины, аварцы, балкарцы, даргинцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, кумыки, лезгины, ногайцы, осетины, рутульцы, табасаранцы, черкесы, чеченцы); представители других национальностей, постоянно проживающих в России; представители национальностей бывшего СССР; представители национальностей дальнего зарубежья. По религиозной идентичности выделено четыре группы: православные, мусульмане, другие (буддисты, иудаисты, католики) и агностики или не относящие себя ни к какой религии. Очевидно, что и те студенты, которые отнесли себя к какому-либо вероисповеданию не обязательно верующие. В выборке состоящих в браке – 4% юношей в Ставрополе и 1% в Москве, 6% девушек в Ставрополе и 4% в Москве, что примерно соответствует данным, полученным от руководства вузов этих городов о состоянии в браке студентов-старшекурсников.
7 Инструментарий 2018 г. содержит закрытые, открытые вопросы и тесты для измерения установок на родительство, модель семейных отношений, социальные роли мужчин и женщин. Студенты самостоятельно заполняли тестовые вопросы, остальные вопросы зачитывал интервьюер и ответы записывались на диктофон. В исследовании 2018 г. частично повторялись переменные 2005, 2007 гг. в той же формулировке1 . Результаты обработаны в SPSS Statistics-23, использовались описательные статистики.
1. Исследование 700 студентов проведено в 2005 г. в Москве и 700 студентов в 2007 г. в Ставрополе под руководством Т.А. Гурко.
8

Возраст вступления в брак.

9 Полученные результаты о предпочтительном возрасте вступления в брак соответствуют данным Росстата о ежегодном повышении возраста вступления в брак2 и данным по европейским странам3 . Очевидно, такая тенденция в большей мере проявляется среди учащейся молодежи. И в Ставрополе, и в Москве почти в два раза уменьшилась доля студенток, которые планируют выйти замуж до 24 лет и одновременно увеличилась пропорция, планирующих заключение брака в 25–29 лет. Среди юношей-студентов в обоих городах возросла доля тех, кто ориентирован на брак после 30 лет.
2. Браки по возрастам жениха и невесты // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). 2018. URL: >>>> demography/# (дата обращения: 18.09.2018).

3. Eurostat. Mean age at first marriage by sex. 2017. URL: >>>> tab=table&init=1&plugin=1&pcode=tps00014&language=en (дата обращения: 10.11.2018)
10 В 2018 г. предпочтительный возраст вступления в брак связан в первую очередь с полом V = 0,328 (здесь и далее приводится коэффициент Крамера, значимый на уровне p < 0,0001), с религиозной идентичностью (V = 0,223), с городом обучения (V = 0,154), городским/сельским происхождением (V = 0,143), слабо связан со специальностью (V = 0,129), этнической идентичностью (V = 0,116), и не связан со структурой родительской семьи. Например, позже других планируют вступать в брак девушки, обучающиеся по техническим специальностям, а раньше – юноши, которые выросли в сельской местности.
11 Сократилась с 2005–2007 гг. доля студентов, которые планируют заключить брак и одновременно освятить его в церкви, в мечети – в Ставрополе среди юношей с 48 до 29%, среди девушек с 57 до 36%, в Москве среди юношей с 47 до 22%, среди девушек с 44 до 22%. Возможно, за это время уменьшилась доля студентов, которые относят себя к какому-либо вероисповеданию (в предшествующие годы этот вопрос не задавался). Кроме того, такие свадебные обряды похоже выходят из моды. По выборочным данным количество венчаний «сокращается, с этим связан и выросший процент по расторжению церковных браков»4 .
4. В Петербурге разводов стало больше, а венчаний меньше, – священник // Фома. 2017. 18 декабря. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2019).
12 В 2018 г. установлена достаточно высокая связь намерений освятить брак в мечети или церкви с религиозной идентичностью студентов (V = 0,335). Чаще других планируют освятить будущий брак студенты, имеющие мусульманскую (59%) и православную идентичность (32%). Кроме того, на планы влияет этническая идентичность (V = 0,206), в меньшей мере городское/сельское происхождение (V = 0,139), город (V = 0,132), пол (V = 0,116), но не специальность обучения и не семейная структура5 .
5. В целом по выборке 2018 г. 74% студентов воспитывались в школьные годы в нормативных семьях, 4% в сводных с отчимом, 17% только матерью и другими родственниками и 5% без матерей.
13

Гомо-гетерогамия.

14 Диспропорция полов оказывает влияние на брачный выбор. В России такая диспропорция отмечена уже в 1926 г. и 1939 г. – 47% мужчин, в 1959– 1970 гг. – 45%, в 1979 – 46%, в 1989–2003 – 47%, 2004–2018 – 46%6 . Однако, с точки зрения брачного выбора, важно соотношение полов в активных брачных возрастах, в частности, в городах и сельской местности. В этом отношении еще с советских времен существовал дисбаланс (рис.). Доля женщин в сельской местности меньше в бракоспособных возрастах 15–39 лет в отличие от городов, где их число превышает число мужчин, начиная с возрастной группы 25–29 лет. Готовы ли городские, в том числе образованные женщины выходить замуж за мужчин из села, вопрос риторический.
6. Численность мужчин и женщин // Федеральная служба государственной статистики. Демография. 2018. URL: >>>> demography/# (дата обращения: 20.01.2019).
15 Одна из задач исследования состояла в том, чтобы проследить динамику установок студентов в отношении социальных характеристик будущего супруга, т.е. проследить гомо-гетерогенность брачного выбора. Наиболее важные характеристики социальной гомогамии, что называется «из своей социальной среды»: этническая идентичность, религия, гражданство, возраст, образование, социальный класс или профессиональная группа.
16

Рис. Число женщин на 1000 мужчин в 2018 г. в городе и на селе по возрастным группам (лет)

17

18

Источник: Число женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы // Федеральная служба государственной статистики. Демография. 2018. URL: >>>>  (дата обращения: 20.01.2019).

19

Как отмечал Р. Мертон, люди ищут партнера из своей социальной среды или со сходным социальным статусом. «Внешний брак означает или потерю члена своей группы в пользу другой, или включение в свою собственную группу таких людей, которые недостаточно подготовлены к восприятию ее ценностей, мнений и обычаев» [цит. по: Мертон, 2006: 156]. В современных условиях глобализации и миграции социологически имеет смысл проверить гипотезу о возрастании гетерогенности будущих супругов по основным социальным характеристикам. Экзогамию можно рассматривать как тенденцию к открытости социальных групп, что в свою очередь способствует культурным и социально-экономическим переменам.

20 Динамика предпочтений студентов в отношении национальности будущего супруга(и) отражает в определенной мере динамику межэтнической толерантности. В Ставрополе в 2018 г. более чем в два раза больше юношей-студентов (77%) в сравнении с 2007 г. (33%) выразили готовность заключить брак с девушкой другой национальности. Увеличилась и доля ставропольских девушек, готовых к браку с представителем другой национальности с 41 до 65%. Такие результаты свидетельствуют, прежде всего, о смягчении межэтнической напряженности и преодолении этнических стереотипов и «стигм» в студенческой среде в полиэтническом регионе. В Москве доля студентов, готовых к браку с представителем другой национальности, стабильно высока и среди юношей (84%), и среди девушек (64%) (и в 2005 г. и в 2018 г.)
21 В 2018 г. в большей мере с такой готовностью обратно пропорционально связана религиозная идентичность (V = 0,161), в незначительной степени пол (V = 0,139), и в незначительной степени город (V = 0,115). Русские девушки и в Ставрополе, и в Москве открыто выражали неприятие брака с мусульманами, что в интервью обосновывалось ими как нежелание принимать другую веру и культуру бытовых отношений, основанную на патриархате.
22 В Ставрополе также более, чем в два раза увеличилась доля и юношей (соответственно с 23 до 56%), и девушек (с 16 до 34%), которые готовы вступить в брак с представителем другой религии. В Москве в два раза больше девушек студенток в 2018 г. (41%) в сравнении с 2005 г. (20%), наоборот, выразили неготовность вступить в брак с представителем другой религии, как правило, указывая ислам. Доля московских юношей, готовых к браку с девушкой другой религии существенно не изменилась – 73% в 2005 г. и 67% в 2018 г.
23 По отношению к религии будущего супруга значительны различия по полу (V = 0,251), по религиозной идентичности (V = 0,234), городу (V = 0,189) и незначительны по этнической идентичности (V = 0,129) студентов. Девушки в два раза чаще, нежели юноши отвергают брак с представителем другой религии. Чаще других – девушки-мусульманки (77%) и православные девушки (52%). Не планируют такой брак и многие юноши, мусульмане (48%) и православные (31%). Для мусульманок, в частности, препятствием является патрилинейность, ибо дети от не мусульманина не могут считаться мусульманами. Девушки, обучающиеся техническим специальностям, более толерантны и в отношении национальности, и религии будущего супруга.
24 Насколько важно для студентов гражданство будущего супруга? В условиях глобализации, активной миграции в связи с продолжением учебы, поиска новой работы количество международных браков возрастает повсеместно. В некоторых странах, например, США законодательство ограничивает фиктивные международные браки с целью иммиграции в страну. В России таких барьеров нет. Во Франции, например, в 2015 г. таких браков было 14%7 . Согласно европейским данным, чаще именно женщины, а не мужчины, уроженцы других стран, вступают в брак с коренными жителями [Lanzieri, 2012]. Доля международных браков в России увеличивается и, по последним данным за 2017 г., составляет в Москве около 15%8 , хотя официальные источники не приводят статистику по полу. Лишь отдельные Управления ЗАГС в России публикуют статистику по бракам с иностранцами. Например, за 2015–2018 гг. такая информация представлена на сайте Управления ЗАГС Брянской области9 , согласно которой больше всего браков в 2018 г. заключали граждане Украины, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Армении, Таджикистана. Браков же с представителями дальнего зарубежья единицы.
7. Гусев Д. Французы выбирают иностранцев: статистика смешанных браков // RFI на русском. 2017. 14 марта. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2019).

8. Бабкин С. Невест – куда? // Российская газета – Столичный выпуск. 2018. 13 февраля. № 7495(32). URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2019).

9. Информация. Управление ЗАГС Брянской области. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2019).
25 Студентов, готовых заключить брак с не россиянином/не россиянкой, больше в Москве, нежели в Ставрополе (V = 0,191). Различия существенны в отношении религиозной (V = 0,215), этнической идентичности студентов (V = 0,156), а также по полу (V = 0,157). Не готовы к такому браку чаще девушки (51%) и юноши (45%), представители народов СКФО, юноши-мусульмане (37%) и девушки-мусульманки (33%). Связи со специальностью студентов не установлены. В интервью студенты, обучающиеся в Москве, в большинстве своем говорили, что готовы к такому браку при условии, что он/а будет говорить по-русски или примет российское гражданство. В какой-то мере подтверждается гипотеза демографов о четвертом демографическом переходе, согласно которой будущее, в том числе в России, «принадлежит «новому населению» смешанного происхождения, т.е. детям смешанных браков между мигрантами и коренным населением развитых стран» [Ионцев, Прохорова, 2012: 86]. Однако похоже, что спрос на женихов из дальнего зарубежья упал в сравнении с 1990-и гг., хотя в Управлении ЗАГС г. Москвы подтвердили, что статистики федерального уровня пока нет
26 Среди девушек-студенток наметилась тенденция в предпочтении будущего супруга значительно, более 3-х лет старше по возрасту. В Москве – 5% в 2005 г. и 50% в 2018 г., в Ставрополе 18% в 2007 г. и 44% в 2018 г. В то же время уменьшилась доля московских юношей с 59% в 2005 г. до 36% в 2018 г., которые предпочитают будущую супругу младше по возрасту. В Ставрополе доля юношей, предпочитающих супругу младше по возрасту, мало изменилась.
27 В целом по выборке 2018 г. результаты значимо различаются по полу (V = 0,728). Большинство девушек-студенток (76%) предпочитают супруга старше по возрасту, а чуть менее половины юношей (45%) – младше по возрасту. На предпочтения возраста будущего супруга также влияет религиозная идентичность (V = 0,232), специальность (V = 0,201) и в меньшей мере городское/сельское происхождение (V = 0,149) и этническая идентичность (V = 0,145).
28 Меняются представления студентов о желательном соотношении уровня образования в браке, причем представления юношей более реалистичны, нежели у девушек. Так, например, в США уже зафиксирована c 1980 г. по 2008–2012 гг. тенденция заключения брака женщинами с более высоким уровнем образования, нежели у партнера [Qian, 2016]. Эта тенденция отмечается и в других странах (Франции, Индии, Южной Корее, Кении) [Lanzieri, 2016: 5].
29 Однако, согласно нашим данным, увеличилась доля ставропольских и московских девушек, которые предпочитают супруга с более высоким уровнем образования, нежели у них самих (табл. 1, 2).
30

31

Таблица 1. Динамика представлений о желательном соотношении уровня образования супругов (Ставрополь, в %)

32

Таблица 2. Динамика представлений о желательном соотношении уровня образования супругов (Москва, в %)

33 В 2018 г. чуть более половины студентов предпочли, чтобы будущий(-ая) супруг(-а) желательно имел(а) такой же, как и у них уровень образования. Но значительны различия по полу (V = 0,305). Девушек, которые предпочитают, чтобы уровень образования мужа был выше (28%), намного больше, нежели юношей студентов с такими же предпочтениями (2%), как в Москве, так и в Ставрополе. Очевидно, что такие пожелания девушек не всегда могут быть реализованы и такие предпочтения можно считать консервативными. По данным переписи 2010 г., 58% женщин и 42% мужчин имели высшее образование. При этом ежегодно больше женщин, нежели мужчин получают высшее образование. Так, например, в 2017–2018 учебном году по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры обучалось 54% женщин, по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 53% и в докторантуре 54% [Женщины.., 2018: 71, 77]. Ситуация в России такая же, как и в большинстве стран. Так, в 2010 г. пропорция женщин с высшим образованием в возрасте 25–29 лет была выше, нежели пропорция мужчин в 139 странах мира, т.е. среди 86% населения планеты. А к 2050 г. ожидается, что практически во всех странах, за исключением некоторых африканских и азиатских государств будет такой дисбаланс [Esteve et al., 2016: 1]. В этой связи ученых интересует влияние образовательной гипогамии на распределение семейных ролей и рождаемость. Так, например, если в прошлом веке наличие только у жены высшего образования часто являлось фактором риска успешного брака, в XXI в., по крайней мере в США, такой связи не обнаруживается, поскольку мужчины вполне приспособились к гипогамии [Esteve et al., 2016: 4]. Согласно данным по европейским странам, рождаемость выше в парах, в которых у жены образование выше, и, наоборот, рождаемость ниже в парах, в которых образование выше у мужа, что некоторые авторы объясняют повышением эгалитаризма в «гипогамных» парах [Nitsche et al., 2015].
34 На предпочтения уровня образования супруги(а) влияют: религиозная идентичность (V = 0,200), специальность (V = 0,126), этническая идентичность (V = 0,125), но не образование родителей.
35 Более трети ставропольских и московских юношей студентов в 2018 г. (35 и 39%), несколько чаще, чем более десятилетия назад (24 и 27%), готовы к тому, что их супруга будет зарабатывать больше, нежели они сами, что свидетельствует об изменении взглядов на разделение семейных ролей. Такая модель семейных отношений с «женой добытчицей» становится распространенной и принимается молодыми мужчинами, лишь незначительная их доля (16%) не готовы к тому, что супруга будет зарабатывать больше. В то же время все больше девушек-студенток и в Ставрополе (76% в 2007 г. и 89% в 2018 г.), и в Москве (59% в 2005 г. и 86% в 2018 г.) хотят, чтобы их супруг зарабатывал больше. Такая тенденция гипергамии вполне объяснима в условиях нестабильности социально-экономической ситуации, поскольку именно эти девушки планируют иметь «троих и более детей» (90%) и «двоих детей» (89%). Юноши же, которые готовы к тому, что супруга будет зарабатывать больше, ориентированы только на одного ребенка (69%). Кроме пола (V = 0,531) и незначительно религиозной (V = 0,133) и этнической (V = 0,128) идентичности не установлено факторов, которые влияют на готовность к тому, будет ли супруг зарабатывать больше. Различие ожиданий в паре по поводу того, будет больше зарабатывать, может стать поводом для конфликтов в будущей молодой семье.
36 С чем студенты связывают вступление в брак? Понятно, что не только возраст играет роль для готовности вступить в брак. С точки зрения подхода семейного пути важно понять, в связи с какими обстоятельствами современные юноши и девушки связывают юридическое оформление брака. Если в 2007 г. для ставропольских юношей в качестве основного условия заключения брака была работа, где будут хорошо платить, в 2018 г. приоритетным для них стало завершение образования и хорошая работа по профессии. Такие же приоритеты и у ставропольских девушек (табл. 3). Ставропольские юноши также указывали «приобрести машину, иметь дополнительный заработок», девушки – «уехать жить в свою республику».
37 У московских студентов, и у юношей, и у девушек, также главным остается получение образования до вступления в брак, а на втором месте – хорошая работа по профессии (табл. 4). Почти в два раза меньше стала за 13 лет доля и юношей, и девушек, обучающихся в Москве, которые мечтают о своей квартире до вступления в брак, жилье по-прежнему трудно доступно для молодежи, обучающейся в столице. Московские юноши также указывали – «обрести финансовую свободу», «сформироваться как личность», московские девушки – «получить права, купить машину», «пожить в другой стране», «поработать в разных местах, получить опыт».
38

Таблица 3. Представления студентов о необходимых условиях, предшествующих браку, в отношении себя (Ставрополь, в %)

39 Можно считать, что значимость образования повысилась и для юношей, и для девушек в обоих городах. И в 2018 г. их планы мало различаются по полу (V = 0,151). Девушки так же, как и юноши хотят быть образованными и экономически независимыми. Планы зависят от религиозной идентичности (V = 0,239), и в меньшей степени от городского/сельского происхождения (V = 0,194), этнической идентичности (V = 0,166), специальности (V = 0,166) и семейной структуры (V = 0,161).
40

Таблица 4. Представления студентов о необходимых условиях, предшествующих браку, в отношении себя (Москва, в %)

41 Изменились предпочтения в отношении того, чего должен достичь будущий супруг до заключения брака. Ставропольские юноши в 2018 г. (71%) несколько чаще, чем в 2007 г. (55%), считают главным, чтобы будущая супруга завершила образование. Доля желающих, чтобы она получила профессию также увеличилась вдвое с 17 до 40%. Среди московских юношей динамики не установлено. Можно считать, что эгалитаризация установок ставропольских юношей происходит более интенсивно, нежели московских, эти установки приближаются к московским.
42 Доля московских студенток, которые считают, что будущий супруг должен иметь свое жилье, сократилась почти в два раза (с 63 до 38%), т.е. реалистично оценивают возможности будущего супруга. В 2018 г. для большинства московских девушек-студенток (60%), так же, как и для ставропольских (56%) важно, чтобы будущий супруг нашел работу, где будут хорошо платить. Т.е. личные достижения будущих мужей ценятся выше, нежели то, что они получили от родительской семьи.
43 Существенно увеличилась доля ставропольских девушек-студенток, которые считают, что «в брак можно вступать несколько раз» с 29 до 50% и лишь незначительно ставропольских юношей (с 37% до 47%). Доля же московских студенток (58%) и московских юношей (57%), придерживающихся такого мнения, с 2005 г. по 2018 г. не уменьшилась и по-прежнему высока.
44 Установки на единобрачие студентов незначительно связаны с религиозной идентичностью (V = 0,183), хотя, например, число девушек-мусульманок, ориентированных на единобрачие меньше (53%), чем предполагалось. Такие установки очень слабо зависят от города, в Ставрополе они более консервативны (V = 0,170), от городского/сельского происхождения (V = 0,114), этнической идентичности студентов (V = 0,110), и совсем не связаны с полом, семейной структурой и специальностью. Т.е. можно считать, что развод среди молодежи становится нормой.
45

Выводы.

46 В сравнении с 2005–2007 гг. предпочтительный возраст вступления в брак повышается, а доля планирующих освятить свой брак в церкви/мечети уменьшается как среди юношей, так и среди девушек в обоих городах. Для большинства юношей в 2018 г. в качестве основного условия заключения брака стало завершение образования и хорошая работа по профессии (прежде в приоритете была работа, где будут хорошо платить). Девушки-студентки, как и прежде, хотят завершить образование и иметь работу по профессии. Иначе говоря, что происходит конвергенция планов юношей и девушек относительно их брачного пути.
47 В Ставрополе в 2018 г. в сравнении с 2007 г. увеличилась доля и юношей-студентов, и девушек, которые готовы заключить брак с представителем другой национальности и с представителем другой религии, что свидетельствует прежде всего о смягчении межэтнической напряженности и преодолении стереотипов в студенческой среде в полиэтническом регионе. В Москве доля студентов, готовых к браку с представителем другой национальности и религии, с 2005 г. по 2018 г. не уменьшилась и стабильно высока. В условиях глобализации, активной миграции в связи с продолжением учебы, поиска новой работы количество международных браков возрастает во всех странах мира. Доля студентов, готовых заключить брак с не россиянином/не россиянкой достаточно велика и среди российских студентов вне зависимости от пола и их больше в Москве, нежели в Ставрополе.
48 Анализ данных о желаемых характеристиках будущего супруга свидетельствует, что установки части девушек-студенток не вполне реалистичны, многие ориентированы на гипергамию, вероятно, из-за нестабильности социально-экономической ситуации. Девушки предпочитают супруга, значительно старше по возрасту, имеющего более высокий уровень образования и доходы. В то же время примерно треть юношей студентов в 2018 г., несколько чаще, чем более десятилетия назад, готовы к тому, что их супруга будет зарабатывать больше, нежели они сами, что может стать причиной разногласий в случаях несовпадения установок в паре.
49 Полученные результаты позволяют сделать осторожный прогноз относительно увеличения разводов и повторных браков. Существенно сократилась с 2005–2007 гг. доля студентов и в Ставрополе, и в Москве, которые планируют заключить брак и одновременно освятить его в церкви, в мечети. Почти в два раза увеличилась доля ставропольских девушек-студенток, которые считают, что в брак можно вступать несколько раз. Т.е. установки студентов консервативного юга России, в первую очередь девушек, становятся более либеральными в отношении разводов и повторных браков.
50 При анализе результатов в зависимости от специальности обучения студентов, обнаружилось, что особые установки и планы характерны для девушек, обучающихся по техническим специальностям. Они чаще планируют вступление в брак после 30 лет, чаще считают, что до брака будущий супруг должен завершить образование, не придают значения возрасту будущего супруга, реже планируют иметь детей и освятить брак в церкви/ мечети и поменять фамилию после брака, более толерантны в отношении национальности, религии, гражданства будущего супруга, реже считают, что будущий супруг должен больше зарабатывать и «в брак можно вступать один раз». В какой-то мере установки и планы этой группы более либеральны и ближе к тем, что распространены среди образованных девушек в западных обществах.
51 В целом можно прогнозировать повышение гетерогенности браков среди образованного слоя по критерию этнической/религиозной идентичности, гражданства, возраста, уровня образования и дохода. Такая тенденция, с одной стороны, может привести к смягчению межэтнической и социальной напряженности, с другой, к новым источникам конфликтов в парах и, следовательно, к нестабильности браков.

Библиография

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. О жизненных планах российской молодежи: настоящее и будущее // Россия и Китай: молодежь XXI века [монография] / Отв. ред.: М.К. Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. М.: Новый хронограф, 2014. С. 384–404.

2. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Институт социологии РАН, 2016.

3. Гурко Т.А. Новые семейные формы: тенденции распространения и понятия // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 99–110. DOI: 10.7868/S0132162517110113.

4. Гурко Т.А., Мамиконян М.С., Бийжанова Э.К. Исследования гендерной идеологии молодежи: обзор зарубежных работ // Социология медицины. 2018. Т. 17. № 2. (В печати.)

5. Женщины и мужчины России. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018.

6. ИНАБ № 2 – 2017. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2017.

7. Ионцев В.А., Прохорова Ю.А. Формирование «нового населения» в свете концепции четвертого демографического перехода // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2012. № 4. С. 77–88.

8. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. под ред. З.В. Кагановой. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

9. Тарченко В.С., Бийжанова Э.К. Исследования брачно-семейных представлений студенческой молодежи: обзор российских работ // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12. С. 50–55. DOI: 10.24158/spp.2018.12.7.

10. Труд и занятость в России 2017: Стат. сб. / Росстат. M., 2017.

11. Esteve A., Schwartz C.R., Van Bavel J., Permanyer, I., Klesment M., Garcia J. The End of Hypergamy: Global Trends and Implications // Population and Development Review.2016. Vol. 42. No. 4. P. 615–625. DOI: 10.1111/padr.12012.

12. Knapp S.J., Wurm G. Theorizing Family Change: A Review and Reconceptualization // Journal of Family Theory and Review, 2019. No. 2. P. 4–19.

13. Lanzieri G. Merging populations. A Look at Marriages with Foreign-born Persons in European Countries // Population and Social Conditions. Statistics in Focus. Eurostat. 29/2012. URL: https://emnbelgium.be/sites/default/files/attachments/eurostat_mixed_marriages.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

14. Nitsche N., Matysiak A., Van Bavel J., Vignoli D. Partners' Educational Pairings and Fertility across Europe // Families and Societies Working Paper Series. 2015. No. 38. P. 1–37. URL: http://www.familiesandsocieties.eu/wp-content/uploads/2015/06/WP38NitscheEtAl2015.pdf. (дата обращения: 20.01.2019).

15. Qian Y. Mate Selection in America: Do Spouses’ Incomes Converge When the Wife Has More Education? Dissertation. The Ohio State University. 2016. URL: https://etd.ohiolink.edu/!etd.send_file?accession=osu1460461118&disposition=inline (дата обращения: 20.11.2018).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести