Teaching the Fundamentals of Religion in General Education School: Ethnosociological Analysis (the Case of the Republics of the NorthCaucasian Federal District)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Teaching the Fundamentals of Religion in General Education School: Ethnosociological Analysis (the Case of the Republics of the NorthCaucasian Federal District)
Annotation
PII
S013216250006178-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Khasan V. Dzutsev 
Occupation: Head of the Center for Border Region Studies
Affiliation:
Institute of Socio-Political Studies of the Russian Academy of Sciences
K. L. Khetagurov North Ossetian State University
Address: Russian Federation, Vladikavkaz
Natal’ya V. Kornienko
Occupation: Researcher of the Center for Border Region Studies; Postgraduate, Department of sociology
Affiliation:
Institute of Socio-Political Studies of the Russian Academy of Sciences
K. L. Khetagurov North Ossetian State University
Address: Russian Federation, Vladikavkaz
Edition
Pages
150-156
Abstract

Today, in all schools of Russia, educational standards for religious education for primary and middle school students are being introduced, but public opinion on the issue of changing the standards of secular general education has not yet been studied. To overcome this gap, public opinion polls have been conducted on this innovation. The most difficult and diverse regions in the ethnic, religious and cultural aspects were chosen as the location for the surveys, which, due to their peculiarities, are also the most informative from the point of view of the clash of religious interests - the republic of the North Caucasus. Earlier studies have shown a high respect for the representatives of monotheistic religions by the overwhelming majority of residents of the republics of the North Caucasus Federal District, but the issues of teaching the basics of their own and foreign religions in secondary schools are quite acute and require special consideration. On the basis of the conducted research, significant differences were revealed in relation to the lessons of religious education in different republics. The authors came to following conclusions: 1) to take public opinion into account in order to adjust the process of changing the standards of general education on the territory of the North Caucasus adequate to the public demand; 2) to conduct similar research in the territory of each subject of Russia and the adjustment of education standards in accordance with the data obtained.

Keywords
general education school, federal educational standards, the fundamentals of Orthodox culture, the foundations of Islam, the foundations of Judaism, teaching the basics of religion, the North Caucasus, religious revival
Received
09.08.2019
Date of publication
12.08.2019
Number of purchasers
89
Views
566
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1

Постановка задачи и эмпирическая база исследования.

2 Сегодня Россия и большинство стран мира испытывают период так называемого «религиозного ренессанса», который влияет на ключевые сферы общества. Перед современными государствами стоит задача обеспечения духовно-нравственного образования и воспитания школьников – в России этой цели служит широкое внедрение учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» (для начального общего образования) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
3 Введение религиозной, по сути, дисциплины в федеральный образовательный стандарт вызывает опасения и споры среди специалистов. Так, Д.С. Лебедев подчёркивает, что преподавание конфессионально ориентированных религиоведческих дисциплин в российской школе остаётся по сути экспериментальным проектом и «на практике связано с целым комплексом латентных противоречий культурного характера, ставящих под вопрос позитивный образовательный эффект» [Лебедев, 2014: 85].
4 Ещё в начале 2000-х гг. в научной среде звучали категорические суждения в пользу религиозного образования в школах: сам факт отделённости от церкви «совершенно не означает, что из школ должна быть исключена всякая религиозная тематика. Это просто недопустимо, поскольку без обращения к наследию христианства мы рискуем быть отрезанными от своих исторических и культурных корней, оказаться вне как мировой, так и отечественной культуры и истории» [Михалкин, 2004: 72]. Высказывались и противоположные точки зрения – например, об опасности «…появления в светских образовательных учреждениях таких предметов, как «Основы православной культуры», тем более дисциплин по своему названию откровенно клерикальных» [Кондратьев, 2007: 72]. В этой же работе М.Ю. Кондратьев высказывал опасения, что подобные уроки со временем перестанут быть факультативными, и сегодня мы наблюдаем, как они стали оправдываться. В этой связи актуально определить общественный запрос, чтобы скорректировать в соответствии с ним процесс внедрения элементов религиозного образования в программу средней школы.
5 Для решения этих задач использовались материалы этносоциологического опроса, проведенного летом 2016 г. в республиках Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации (в Республике Северная Осетия – Алания (РСО-А), Чеченской Республике (ЧР), Карачаево-Черкесской Республике (КЧР), Республике Ингушетия (РИ), Республике Дагестан (РД) и Кабардино-Балкарской Республике (КБР)). Объем выработки составил 1200 человек, предельная ошибка выборки не превышает 1,4%. Объём выборки составил 200 респондентов в каждой республике. Опрос репрезентативен по возрасту, полу, уровню образования, этнической принадлежности1 и типу поселения.
1. В литературе существует сильный разнобой в использовании терминов «этнос» и «нация» (что проявляется, например, в параллельном использовании выражений «титульная нация» и «титульный этнос»). В данной статье социальные группы, различающиеся культурными традициями (прежде всего, языком), последовательно обозначаются как этносы.
6 В Республике Дагестан титульные этносы представляли аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, агулы и цахуры, они объединены в группу «Народы Дагестана» и составили 86,0% среди респондентов республики. В Республике Ингушетии 77,2% опрошенных отнесли себя к ингушам. В Кабардино-Балкарской республике было 55,3% кабардинцев и 11,6% балкарцев. В Карачаево-Черкесской республике опрошены 38,5% карачаевцев и 11,2% черкесов. 62,6% респондентов в Республике Северная Осетия – Алания назвали себя осетинами. В Чеченской Республике доля чеченцев составила 93,4%. Респонденты, назвавшие себя русскими или представителями других некавказских этносов, объединены в группу «Русские и русскоязычные», которая составила 14,0% в РД, 22,8% в РИ, 33,1% в КБР, 50,3% в КЧР, 37,4% в РСО-А, 6,6% в ЧР, в среднем по всем республикам – 27,4%.
7

Результаты исследования.

8

По данным опроса, православными себя считают большинство осетин, а также русских и русскоязычных жителей всех республик СКФО РФ, мусульманами – более 90% представителей титульных этносов в других (помимо РСО-А) республиках региона (табл. 1).

9

Таблица 1. Вы считаете себя (в %)

10 Первый вопрос, заданный респондентам, касался самой распространенной в регионе религии – ислама. Сегодня ислам является для представителей мусульманских республик не просто религией, а средством этнической самоидентификации. Изучение основ ислама в школах особо важно для мусульман. Предложение преподавать основы ислама в общеобразовательных школах региона нашло положительный отзыв у большинства представителей титульных этносов республик с доминированием мусульман (табл. 2).
11

Таблица 2. Представьте, что мусульмане захотят преподавать основы ислама в общеобразовательных школах нашего города/района (в %)

12 Наибольшее количество положительных ответов, полученных от представителей титульного этноса в Республике Ингушетия, может быть связано с наибольшей долей мусульман именно среди ингушей (см. табл. 1). В целом высокий процент готовых разрешить преподавание ислама в республиках с доминированием исламской конфессиональности свидетельствует о важности религии для населения, желании передать религиозные знания детям в рамках семьи, религиозной общины, через светский институт общеобразовательных школ.
13 Другой показатель, на который хотелось бы обратить внимание, – это доходящее до 30,3% число желающих запретить преподавание основ ислама среди представителей мусульманских народов. Мнение этой части коренных жителей республик также следует учитывать при решении такого деликатного вопроса, как образование и воспитание детей. Примирить интересы сторонников противоположных взглядов можно путем перенесения акцента с религиозного на культурологический и исторический аспекты образования.
14 Следующим был вопрос о преподавании основы православной веры – второй по популярности в регионе религии (табл. 1) в общеобразовательных школах республик (табл. 3).
15

Таблица 3. Представьте, что православные захотят преподавать основы православной веры в общеобразовательных школах нашего города / района (в %)

16 Как видим, среди представителей республик с доминированием исламской конфессиональности получено примерно на 20 п.п. меньше положительных ответов, когда речь зашла о православии. Среди этносов с преимущественно христианской идентификацией разница в ответах не так сильно зависит от предлагаемой религии: русскими, русскоязычными и осетинами предложение ввести преподавание основ православия в школе встречено положительно на 10,4 и 13,3 п.п. чаще, чем преподавание ислама, однако не достигло даже половины в обоих случаях.
17 В целом можно говорить о скорее положительном отношении к преподаванию основ религии школьникам среди представителей титульных этносов, которая не связана прямо с конфессиональной принадлежностью респондентов.
18 На фоне общей картины по региону привлекает внимание Республика Чечня, где наблюдается наибольшая разница в ответах в отношении ислама и христианства. Данные таблиц 2 и 3 заставляют задуматься: чем объясняется такая дифференциация ответов – негативным отношением среди чеченцев только к православию или к преподаванию любой, кроме ислама, религии? Для получения ответа мы включили в анкету вопрос о преподавании в школах основ иудаизма и новых западных религий, проповедники-распространители которых активизировали деятельность сразу после распада СССР и продолжают ее до сих пор.
19 Иудаизм и новые западные религии, по данным табл. 1, можно назвать непопулярными в регионе, поэтому исследование мнения жителей о распространении этих религий в школах позволит более объективно оценить отношение населения к преподаванию религии без привязки к религиозной самоидентификации (табл. 4, 5).
20

Таблица 4. Теперь представьте, что иудеи захотят преподавать основы иудаизма в общеобразовательных школах нашего города / района (в %)

21

Таблица 5. Представьте, что новая западная церковь захочет преподавать основы своей веры в общеобразовательных школах нашего города / района (в %)

22 Хотя нравственные и религиозные ценности мусульман, христиан и иудеев во многом совпадают, только ингуши разрешили бы преподавание основ иудаизма более чем в половине случаев. Среди представителей других народов с исламской самоидентификацией согласие на такие занятия дали только треть опрошенных, русские и русскоязычные респонденты дали около четверти положительных ответов, осетины – незначительное количество. Преподавание основ новых западных религий одобрили только 9,3% опрошенных.
23 Обращает на себя внимание мнение чеченцев в отношении неисламских религий: в отличие от остальных народов, которые допускали преподавание основ иудаизма в школах примерно на 20 п.п. реже, чем православия, у чеченцев разница составила всего 6,6 п.п., хотя в целом только треть чеченцев допустили преподавание как христианства, так и иудаизма. Наибольшее число затруднившихся ответить на вопросы о преподавании немусульманских религий среди чеченцев (от 15,2 до 18,7%) говорит о потенциальной возможности повлиять на мнение значительного числа жителей республики в отношении немусульманских религий. В целом же мы видим неготовность чеченцев к преподаванию в школах иных религий, кроме ислама.
24 Наиболее положительно восприняли преподавание религии в общеобразовательных школах коренные жители Республики Ингушетия: преподавание ислама одобрили 95,7% опрошенных, с каждым следующим вопросом (о преподавании основ православия и иудаизма) число согласившихся почти равномерно уменьшалось на 20 п.п., преподавание основ новых западных религий одобрили только 18,9% респондентов. Таким образом, представители титульного этноса Республики Ингушетия показали наивысший уровень одобрения преподавания в школах любой религии.
25 Следующей по количеству одобривших преподавание основ ислама стала Чеченская Республика – «за» высказались 85,4% опрошенных, одобривших преподавание основ православия почти на 50 п.п. меньше, основ иудаизма – ещё на 6 п.п. меньше, новые западные религии – всего 7,6%.
26 Близкие показатели получены в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике и Кабардино-Балкарской Республике: одобрили преподавание основ ислама около 70% опрошенных, основ православия – около 50%, основ иудаизма – около 35%, заметная разница обнаружилась только в отношении основ новых западных религий (среди респондентов в РД и КБР около 12% одобрили преподавание основ таких религий, в КЧР – всего 6,1%).
27 Представители титульного этноса Республики Северная Осетия – Алания показали максимальное неодобрение преподавания любых религий в школах: только четверть опрошенных одобрили преподавание основ православия, каждый десятый – основ ислама, каждый 30-й – основ иудаизма, новые западные религии были отвергнуты почти единогласно.
28 Русские и русскоязычные жители республик заняли промежуточную позицию между «христианской» (Республики Северная Осетия – Алания) и «исламскими» республиками: половина опрошенных представителей нетитульных этносов региона согласны на преподавание основ православия в школах, 4 из 10 – основ ислама, 3 из 10 – основ иудаизма, каждый 15-й – основ новых западных религий.
29

Выводы.

30 На основе проведённых исследований общественного мнения обнаружено несоответствие между проводящийся единой политикой по введению элементов религиозного образования в систему общего образования России и общественным запросом граждан. Отношение общественности к введению религиозного образования неоднозначно и меняется от одной республики к другой. Исторически сложившийся полиэтнический и поликонфессиональный состав региона не располагает к единому подходу при решении вопроса преподавания основ той или иной религии в общеобразовательных учреждениях. Напротив, расхождения в общественном мнении должны повлечь адекватную реакцию по выработке особенного подхода для каждой республики. Следует учесть мнение и тех этнических групп, проживающих на территории региона, представители которых негативно настроены на преподавание основ любой религии в общеобразовательных школах.
31 Представленное исследование ещё раз показывает важность изучения общественного мнения для корректировки изменения стандартов общего образования. Даже с учётом того, что опрошенные в целом положительно относятся к введению основ религиозного образования в общеобразовательных школах, реализация этого нововведения не может быть единой для многоэтнической и полирелигиозной страны, требуя предварительного и текущего изучения общественного мнения в каждом регионе, особенно в национальных республиках.

References

1. Kondratiev M.Yu. (2007) Psychology and religion: parallel problematic subject planes. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics]. Vol. 4. No. 2: 65–73. (In Russ.)

2. Lebedev S.D. (2014) Educational reflection of religion: to sociological interpretation. Sociologicheskij zhurnal [Sociological journal]. No. 2: 72–88. (In Russ.)

3. Mikhalkin V.S. (2004) The content of education and the integrity of the worldview of the individual in modern conditions Integration of education. Integraciya obrazovaniya [Integration of education]. No. 2: 69–72. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate