RAS Social ScienceСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

Donati P. Relational Theory of Society: Social Life from a Perspective of Critical Realism. Moscow: PSTGU, 2019. 312 p. Reviewed by D.V. Maltseva

PII
S013216250008504-7-1
DOI
10.31857/S013216250008504-7
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 2
Pages
169-171
Abstract

        

Keywords
Date of publication
16.03.2020
Year of publication
2020
Number of purchasers
28
Views
600

Книга является сборником переводов работ Пьерпаоло Донати – итальянского социолога, профессора Болонского университета, одного из основоположников оригинального подхода к изучению социума — реляционной социологии (relational sociology) или реляционной теории общества (relational theory of society).

Важно отметить, что сам подход и ученые, разрабатывающие его, мало знакомы отечественному академическому сообществу. Как следует из названия, которое является калькой с английского “relational sociology”, особое внимание реляционная социология уделяет понятию отношений (от англ. “relation”) – не просто отношениям, а взаимодействиям, транзакциям между социальными сущностями как динамическим процессам. Развитие этого подхода стало своеобразным ответом быстро развивающемуся с 1970-х гг. направлению структурного анализа социальных сетей (structural social network analysis): «культурный поворот» 1980-х гг. в социальных науках пробудил критику и проблематизацию того, что сетевой анализ принимает во внимание только структурные компоненты отношений (рассматривает «сетевые снимки»), тогда как их культурные аспекты (локальные практики, смыслы, дискурсы, репертуары и нормы) чаще всего остаются за пределами анализа.

Помимо работ П. Донати российским исследователям могут быть знакомы имена двух американских социологов, работающих в ключе реляционного подхода: Х. Уайта, предложившего в начале 1990-х гг. оригинальную теорию социального действия, и М. Эмирбайера, провозгласившего в своей программной статье-манифесте 1997 г. необходимость движения к реляционной социологии. Отметим, что с самого начала формирование теоретико-методологических подходов, имеющих реляционную направленность, шло в нескольких интеллектуальных центрах, под руководством ряда знаковых фигур, таких как Г. Баджойт, С. Лафламм, Н. Кроссли, М. Арчер. В связи с этим в настоящее время направление реляционной социологии в целом представляет собой «лоскутное» одеяло представлений о социальных отношениях (рассматриваемых как динамичные и изменяющиеся процессы), имеющих общие основания, но в то же время по-разному понимающих предмет своего исследования. На это указывает и сам П. Донати : «…термин «реляционная социология» используется сейчас в самых разных значениях и во многих случаях становится практически пустым ярлыком» (с.11).

Рецензируемая работа представляет собой изложение основных идей реляционной социологии в версии П. Донати. По словам итальянского социолога, при внешней схожести с другими ветвями реляционной социологии (связанной как с общим названием, так и с противопоставлением методологическому индивидуализму и методологическому холизму), предлагаемый им подход значительно отличается, поскольку понимает социальные отношения не как транзакции (взаимодействия, обмены, взаимозависимости), а как эмерджентные эффекты (нечто «третье», с. 32), происходящие из процессов, в которых и субстанции, и отношения одинаково реальны. Поскольку отношения, по автору, это реальность sui generis, реляционный подход нужно отличать от реляционистского, где отношения понимаются как продукт смешения индивидуальных действий и социальных структур: «Моя теория трактует социальные отношения как реальность, которая переплетает элементы, порожденные природой, с эффектами, порожденными сетями, которые соединяют агентов/акторов» (с. 18). Отсюда и цель реляционной теории общества – «понять и объяснить связь между социальным морфогенезом отношений, составляющих общество, и эмерджентными структурами, которые характеризуют конкретное общество с точки зрения его отличия от других обществ» (с.23).

Задача составителя сборника – представить основные идеи реляционной социологии П. Донати – успешно решается посредством логичного структурирования текстов, отобранных для перевода. Первая часть сборника посвящена теоретическим основаниям направления: здесь реляционная социология представлена в виде «новой теории общества», а ее центральный концепт – социальные отношения – как «молекула социального», претерпевающая значительные изменения в эпоху «трансмодерна» (гл. 1). Схема морфогенеза этой «социальной молекулы» заключается в соединении компонентов взаимодействий определенным образом, в результате производится эмерджентный эффект и возникают новые социальные структуры. Обсуждая связь реляционной теории общества с критическим реализмом (гл. 2), автор сообщает, что общество, или социальная реальность, состоит из социальных отношений (а не «содержит» или «включает» их в себя). Из связи с критическим реализмом возникает и новый взгляд на социологическое изучение социальной реальности – необходимость «охватывать социальные факты как эмерджентные эффекты , связанные с онтологической реальностью и ее внешними проявлениями на эмпирическом уровне» (с. 61). Отдельно, на примере изучения социального капитала, рассматривается (гл. 3) и такое ключевое для П. Донати понятие, как добавленная ценность социальных отношений – «эмерджентный эффект агентивной, интерактивной и системной рефлексивности социальных сетей, когда они рассматриваются и используются как возможности и ресурсы , а не как рамки и ограничения, сдерживающие акторов» (с. 88).

Важной особенностью подхода П. Донати является связь теоретических построений с конкретными прикладными вопросами - он приводит примеры практик из жизни, которые значимо меняются в современном обществе. При этом в рамках рассмотрения каждого практического примера автор не только указывает на имеющиеся в нем проблемы, но и обозначает вопросы, связанные с его изучением методами реляционной социологии. Так, в рамках описания проблем нового гражданского общества и гражданской демократии (гл. 4) внимание уделяется вопросам реляционных благ (представляющих собой выход за пределы традиционной дихотомии «публичные – частные блага») и генерирующих их субъектов. Обсуждение института семьи и семейных политик (гл.5 ) указывает на необходимость перехода к реляционному видению семьи как связующего элемента между индивидом и обществом. При описании религиозной жизни (гл. 6) автор выходит на рассуждения о важности теологической матрицы общества не только для развития взаимоотношений Я и Бога, но и как основы гражданственности в обществе. В этом смысле интересно отметить, что преимущества отдаются теологической рамке христианства как религиозного направления, способного ставить различающиеся сущности в отношения друг с другом – в отличие от теологических матриц других направлений, основанных на диалектической и бинарной семантике разъединения и противопоставления элементов. Обсуждая любовь в терминах социальных отношений и социального блага (гл. 7), автор провозглашает ее принципом социальной организации, способным действовать в различных сферах жизни общества – экономике, политике, публичной сфере, семье: «от чувств и страстей любовь должна перейти к заботе о социальных отношениях как таковых, в соответствии с собственным значением, которое отношения принимают в каждой сфере жизни и в ситуативном контексте, в столкновении знакомых и незнакомых людей» (с. 224). Наконец, реляционный взгляд на взаимодействия между культурой и коммуникацией в современном обществе (гл. 8) позволяет по-новому смотреть на многие формы социального участия: гражданство, этническая принадлежность, участие в общественных организациях и др. (подчеркивая и важность отношений, с одной стороны, и связь с культурными характеристиками – с другой).

После обращения к ряду примеров сборник завершается работой (гл.9), объединяющей ряд тезисов, обозначенных в других главах, связанных с размышлениями о сути социального отношения, его «загадке». По словам П. Донати, «загадка человеческих социальных отношений состоит именно в этом: они создаются индивидами, но не из индивидов» (с. 252). Современная неспособность западного общества решить эту загадку («неспособность помочь разным культурам вступить в диалог», с. 270) ведет к кризису. Разрешить это – то есть признать важность социальных отношений как отдельной реальности sui generis и их эмерджентных свойств – и предлагает автор с помощью своего подхода.

В последние годы в России начинает складываться сообщество исследователей, занимающихся разработкой и применением направления анализа социальных сетей. Однако в век «больших данных» и больших возможностей их анализа довольно просто увлечься сугубо «структурными» характеристиками сетей, не задумываясь о том, какие процессы производят и воспроизводят сети, на чем строятся отношения акторов внутри сети, насколько реальны эти отношения, несут ли они в себе способность создавать нечто большее, в чем состоит их смысл, как формируются идентичности агентов отношений. На мой взгляд, этот сборник и другие работы такого характера позволяют выводить теоретико-методологические разговоры о сетях на качественно другой уровень. Да, такое чтение – не самая простая работа, оно требует наличия социологического бэкграунда, знания философского тезауруса, сосредоточенности и вовлеченности. Редакторы и переводчики сборника постарались сделать эту работу более простой и доступной – самим переводом, а также важными пояснениями и комментариями, оставленными в тексте. Остается поблагодарить их за работу над сборником и приступить к чтению – вдумчивому, неторопливому и рефлексивному.

Книга обращена к специалистам в области анализа социальных сетей, социологам и социальным исследователям, широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении развития современного общества.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library