Теория и практика инноватики: учебник для вузов / Н.И. Лапин, В.В. Карачаровский; под общей редакцией Н.И. Лапина. 2-е издание. М.: Издательство Юрайт, 2019. 350 с.
Теория и практика инноватики: учебник для вузов / Н.И. Лапин, В.В. Карачаровский; под общей редакцией Н.И. Лапина. 2-е издание. М.: Издательство Юрайт, 2019. 350 с.
Аннотация
Код статьи
S013216250009132-8-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Теория и практика инноватики: учебник для вузов / Н.И. Лапин, В.В. Карачаровский; под общей редакцией Н.И. Лапина. 2-е издание. М.: Издательство Юрайт, 2019. 350 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тихонов Александр Васильевич 
Должность: рук. Центра социологии управления и социальных технологий
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Щербина Вячеслав Вячеславович
Должность: гл. научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
168-170
Аннотация

      

Классификатор
Получено
07.04.2020
Дата публикации
27.04.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
484
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Первое издание учебника по проблемам становления инноватики как науки вызвало в свое время значительный интерес1. Однако актуальность ее второго издания, переработанного и дополненного, еще более возросла, когда на повестку дня поставлены 12 национальных проектов, призванных вывести нашу страну на новый уровень социально-экономического и научно-технического развития.
1. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н.И. Лапин. М.: Университетская книга; Логос, 2008. 328 с.
2 Характерно, что целью одного из «прорывных» проектов («Наука») стало включение России в число пяти ведущих стран мира по уровню технологического развития. Для успешного продвижения в этом направлении необходима качественно иная трансформация научно-технологической сферы и прежде всего актуализация научных разработок, создание доступной инфраструктуры и научно-образовательных центров, обеспечение всего направления необходимыми ресурсами. Без оценки реализации предшествующих стратегий научно-технологического развития в регионах с различным уровнем социокультурной модернизации, трудно было бы говорить о решении более сложных задач. В этой связи второе издание “Теории и практики инноватики“, перерастает статус учебника. В нем воплощены знание и опыт изучения социокультурной эволюции России и разработанная Н.И. Лапиным концепция инновационной деятельности. Она операционализирована на макро-, мезо- и на микроуровнях организаций, включая непосредственных разработчиков инновационных процессов – от характеристик инновационной личности до авторов проекта и участников его реализации.
3 Структура второго издания обновлена. Первый, в прежнем издании, раздел «Становление инноватики» стал вводным, что позволяет сразу обратить внимание читателей на основные разделы пособия: «Основы инноватики», «Инновационные риски», «Инновационный опыт российских предприятий, фирм», «Венчурное предпринимательство и национальная инновационная система». Более ясным стал сложный материал раздела о рисках, в частности расширен анализ моделирования рисковых ситуаций. В предыдущем издании структура главы «Пути снижения риска» представляла собой комплекс мер, поэтапное следование которым способно обеспечить грамотное управление инновационным проектом. В настоящем издании она претерпела значительные изменения путем смещения смысловых акцентов. Каких? Появилась глава, раскрывающая суть оценки мониторинга оборота человеческого капитала по трем направлениям: воспроизводство в процессе труда, изменения его воспроизводства, а также трансляции и восполнения. Она предлагает читателям качественную оценку современной инновационной политики, в основе которой Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Представленный авторами в начале главы анализ смысловых частей этого документа задает фундаментальную направленность всему последующему изложению.
4 Оценка уровня развития инновационной системы регионов напрямую зависит от уровня их социокультурной модернизации. Так, с помощью термина диспропорции развития регионов делается акцент на социально-экономических трудностях, с которыми российское региональное сообщество имеет дело в действительности. На основе статистических данных авторы представили обоснование потребности России в ускорении социокультурной модернизации. Также дана оценка уровня развития отечественных инновационных площадок, предложена структура общероссийских и региональных инновационных систем. Следует обратить особое внимание на определение историко-культурных особенностей регионов России, от которых в значительной степени зависит уровень поддержки инновационных ценностей по шкале «открытость изменениям – сохранение».
5 Другой отличительной особенностью нового издания является кластеризация регионов по стадиям, уровням и фазам модернизации. С помощью понятия «этапы – волны интегрированной модернизации» дается обоснование трех стадий модернизационного развития. Они основаны на материалах масштабного исследования, проведенного Н.И. Лапиным в Институте философии РАН совместно с китайским профессором Чуаньци Хэ. Результаты опубликованы в 2016 г. в монографии «Атлас модернизации регионов России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные проблемы и тенденции».
6 Особое внимание следует уделить переосмыслению некоторых старых понятий: например, появились термины «долгосрочные инновационные проекты», «большие вызовы», «волны интегрированной модернизации», на смену «инвестиционным предложениям» – «инновационные проекты», разработано понятие синергия, эффект от которой авторы рассматривают как ресурс успеха молодых специалистов на уровне региональных инновационных систем.
7 В заключении авторы дают качественную оценку инновационного развития России, его ограничениям и возможностям на основании трех уровней анализа: 1) долгосрочном (30–50 лет), макростратегическом; 2) среднесрочном (10–20 лет), проблемно-тактическом; 3) краткосрочном (5–10 лет), операционально-управленческом. Несомненным преимуществом этой части работы является выделение типологии барьеров (ограничений) на пути инновационного прорыва.
8 Еще одним отличием второго издания является приложенная программа учебного курса «Теория и практика инноватики», содержание которой – отличное подспорье для всех, кто интересуется вопросами инноваций. В конце каждой главы авторы поместили задания для самоконтроля.
9 Несомненным достоинством работы являются ее теоретические выводы на основе анализа данных классических и современных исследований. Советы и рекомендации авторов, полученные опытным путем, становятся убедительным основанием теории инноваций. Ценность издания состоит и в постановке новых вопросов, связанных с научно-технологическим развитием России, с освоением т.н. «прорывных технологий». Эти темы во многом составляют основу современного государственного, научного, социально-экономического и геополитического дискурса. В своей работе авторы дают оценку тому, какое значение современная государственная политика придает инновационным проектам, каковы перспективы отечественного бизнес- и научного сообщества в повышении конкурентоспособности в области инноватики. Все они и составляют суть стоящих перед страной новых исторических проблем научно-технологического развития.
10 Фундаментальность разработки проблем инноватики в работе Н.И. Лапина и В.В. Карачаровского позволяет рекомендовать ее не только социологам, но и специалистам различных областей – экономистам, маркетологам, бизнесменам и практикам управления различных уровней.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести