Television in Convergent Media Environment: Audience Trends
Table of contents
Share
QR
Metrics
Television in Convergent Media Environment: Audience Trends
Annotation
PII
S013216250014208-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mihail Nazarov 
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
69-78
Abstract

The article focusses on the last decade TV consumption trends in Russia. The concept of media convergence forms theoretical basis of the research. Due to convergence, the configuration of screen consumption, including television and online video, changes. The research provideы evidence that in the first half of the last decade there was an increase in the average television viewing time. After 2016, a gradual decline in the audience's attention to television took place. During the latest crisis associated with the pandemic, the trend of a decrease in the Russian television audience reversed. Media convergence processes brings for broadcast television further increase of competition with streaming services, video exchange services, online movie theaters. Based on representative sample of Russian population, the results show that nearly third of the audience believes that television plays an important role in their life and leisure. It is recorded that negative attitude to television is primarily predicted by variables of dissatisfaction with the choice and content of programs; belonging to a group of young people aged 15-24 years; dissatisfaction with the implementation of the information function by Russian television. The author argues that the domination of the commercial imperative and mass formats of postmodern culture forms a moral and emotional content of a significant part of television programs. Often, this does not correspond to the interests of a sufficiently wide audience. Under current conditions, television does not perform a number of social functions important for Russian society.

Keywords
television, Internet, media convergence, media consumption, digitalization, mass communication
Received
29.06.2021
Date of publication
29.06.2021
Number of purchasers
6
Views
65
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 В последнее десятилетие возможности удовлетворения информационных потребностей аудитории существенно возросли. Это связано с цифровыми трансформациями, развитием среды Интернет, процессами конвергенции медиа. В статье рассмотрены следующие вопросы. Каковы долгосрочные тренды использования телевидения? Каким является отношение аудитории к российскому телевидению? Как аудиторные тренды соотносятся с социальной ролью телевидения в обществе в целом?
2 Поскольку конвергенция медиа самым непосредственным образом влияет на аудиторные тренды телевидения, следует определиться с содержанием этого понятия. Под конвергенцией медиа обычно понимают развитие мультимедийности и интеграцию разных форм передачи и получения информации. Некоторые авторы связывают ее истоки с началом использования компьютеров и систем телекоммуникации как интегральной технологии и относят их к появлению во второй половине 1970-х гг. первых корпораций, владевших одновременно печатными и электронными СМИ, а также первых кабельных и спутниковых новостных ТВ каналов, таких как CNN [Encyclopedia…, 2009: 361]. Процессы интеграции медиа ускорились в 1990-х гг. с приходом глобальной сети Интернет, давшей импульс к образованию медиаконгломератов, работающих одновременно на нескольких медиа-платформах, таких как газеты, журналы, телевизионные станции и веб-сайты. «Технологическая интеграция коммуникационных и медиаустройств, например, сотового телефона, обеспечивающего обмен текстовыми сообщениями, слушанье музыки, доступ к Интернету и видео, а также голосовую связь, стала еще одним краеугольным камнем конвергенции» [Encyclopedia …, 2009: 362].
3 При осмыслении конвергенции медиа поначалу преобладали настроения технологического и социального оптимизма. Особая роль отводилась интерактивной природе интернета, позволяющей трансформировать коммуникационную модель «от одного к многим», присущую традиционным медиа, в том числе телевидению, к многостороннему информационному обмену в сети, когда «многие говорят со многими». В популярном в тексте Н. Негропонте «Быть цифровым» жестко противопоставлены традиционные медиа, приводящие к пассивности аудитории, и новые интерактивные медиа. Прогноз для вещательного телевидения был неутешительным – ожидалась его замена нишевыми медиа, просмотром программ по запросу [Negroponte, 1999]. Согласно оценкам другого цифрового оптимиста, Дж. Гилдера, компьютерные технологии в скором времени фактически поглотят телевидение [Gilder, 1994].
4 Со временем оценки медиа конвергенции стали сдержаннее. В первое десятилетие XXI в. широкую известность приобрела книга Г. Дженкингса «Конвернентная культура». В ней на первый план выходит идея активности аудитории; новых качеств, которые приобретают коммуникационные сообщества, трансформации пассивных потребителей в производителей контента. При этом автор говорит не о замене одних медиа другими, а о трансформации медиаландшафта, когда происходит «столкновение старых и новых медиа». Именно таков подзаголовок в названии его текста [Дженкингс, 2019].
5 По сути своей конвергенция характеризует скрещивание или гибридное соединение средств коммуникации, о котором писал в 1960-х гг М. Маклюен: «Здесь идет речь о том, что средства коммуникации как расширения наших чувств, взаимодействуя друг с другом, устанавливают новые пропорции, причем не только между нашими частными чувствами, но и между собой» [Маклюен, 2003: 63–64.]. Актуальными являются не технологические усовершенствования сами по себе, а «социальные последствия конфигураций или паттернов, усложняющих или ускоряющих существующие процессы, … то изменение масштаба, скорости или формы, которые привносятся в человеческие дела» [Маклюен, 2003: 10].
6 Для понимания результатов конвергенции медиа, в частности, в связи с трендами аудитории телевидения, важно учитывать комплексный характер этого явления. Иными словами, конвергенция медиа имеет несколько уровней или ключевых областей проявления. Технологический уровень отражает инновации в способах обработки, накопления и передачи информации. На уровне медиаиндустрии конвергенция связана с изменениями бизнес-моделей, практик регулирования, сегментации рынка. Уровень организации и менеджмента медиакомпаний также претерпевает трансформации, обусловленные новыми корпоративными стратегиями, практиками слияний и поглощений. Наконец, уровень аудитории – пользователей, которым оказывается присущ новый коммуникативный, культурный и социальный опыт, обусловленный процессами конвергенции [Zotto, Lugmay, 2016: 9–10].
7 Потребление телевидения – эмпирические тренды.1 С точки зрения особенностей медиапотребления (равно как и многих других процессов в обществе) последнее десятилетие правомерно разбить на два периода: на период относительно стабильного развития, – примерно до начала января-февраля 2020 г., и период, связанный с мировым кризисом, обусловленным пандемией COVID-19.
1. Эмпирическую базу работы составили несколько источников. Для фиксации долгосрочных трендов потребления телевидения используются международные сравнительные данные компании Zenith (Media Consumption Forecasts, 2019. L.: Zenith, 2019); международной организации The Global TV Group – объединения телевизионных вещателей Европы, США, Латинской Америки Deck. >>>> Особенности отношения к телевидению изучены на основе репрезентативных данных проекта «Телевидение глазами телезрителей», проведенного в 2019 г. Аналитическим Центром «НСК» (опрос городского населения в возрасте от 15 лет и старше, N=2000; опрос регулярных пользователей интернет в возрасте 15–54 лет, N= 2180).
8 Обратимся к данным о среднесуточной длительности просмотра аудитории российского вещательного телевидения на временном интервале 2012-2019 гг. Если в первой половине последнего десятилетия наблюдался рост средней длительности просмотра, то после 2016 г. заметным стало постепенное сокращение внимания аудитории к телевидению. (См. табл. 1). Технологические инновации в коммуникационной сфере имеют глобальный характер, и поэтому рассмотрение российской ситуации будет проводиться в контексте отдельных ведущих мировых рынков. При всех национальных особенностях это поможет лучше понять возможные перспективы российских аудиторных трендов телевидения.
9 Таблица 1. Динамика среднесуточной длительности потребления ТВ (час: мин)
Страны Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Россия США Великобритания Германия 4:12 5:13 4:17 3:56 4:14 5:05 4:08 3:54 4:20 4:57 3:58 3:54 4:23 4:49 3:56 3:57 4:23 4:47 3:51 3:59 4:20 4:42 3:43 3:57 4:09 4:30 3:33 3:53 3:51 4:23 3:24 3:47
Источники: [Media Consumption Forecasts, 2019; Zenith, 2019].
10 Изменение длительности просмотра телевидения в нашей стране оказалось сходным с ситуацией в Германии. Опережающими темпами происходило уменьшение среднесуточного времени просмотра телевидения в Великобритании и США. В этих странах падение длительности просмотра ТВ наблюдалось в течение всего периода с 2012 по 2019 г. и составило 53 мин. и 50 мин. соответственно. Сопряжен с трендом сокращения общего среднесуточного времени просмотра телевидения и другой важный момент. Уменьшение продолжительности просмотра телевидения наиболее выражено для зрителей младших возрастов [Назаров др., 2020; Tелевидение…, 2020: 26; Полуэхтова, 2018]2.
2. Media Nations 2019. UK report. L.: Ofcom. P. 4. URL: >>>> (дата обращения: 18.11.20).
11 Одна из причин сокращения средней длительности просмотра телевидения связана с технологическими инновациями, в результате которых возможности коммуникации посредством разных аудиовизуальных средств в целом расширились. Практики использования высокоскоростного мобильного Интернета и смартфонов в этот период стали присущими не только ограниченным сегментам так называемых «инноваторов», но и широким слоям населения. В течение нескольких последних десятилетий телевидение занимало лидирующие позиции в структуре свободного времени населения. К концу второго десятилетия нынешнего века ситуация изменилась. Среднесуточное пользование Интернетом оказалось примерно равным времени, которое население отводит просмотру телевидения. Причем в отдельных странах с высококонкурентной медиасредой, например, в Великобритании, использование Интернета в 1,5 раза продолжительнее телевидения [Austin et el., 2019].
12 Применительно к обсуждаемой проблематике важен не только факт общего роста длительности времени использования Интернет. Благодаря конвергенции медиа меняется баланс экранного потребления в целом. Во второй половине XX в. и в первом десятилетии XXI в. просмотр телевидения был доминирующей формой экранного потребления. В последние годы благодаря Интернету увеличились возможности доступа аудитории к контенту, имеющему выразительно-изобразительную аудиовизуальную природу. Содержательный спектр просматриваемых в Интернете материалов очень широк и простирается от кинопродукции до коротких клипов, снятых самими зрителями. Если сначала эти материалы были доступны в Интернет преимущественно на экранах компьютеров, планшетов, смартфонов, теперь зрители к ним обращаются и посредством современных домашних телевизоров с высоким качеством разрешения экрана и подключением к интернету (так называемое Смарт ТВ). Эти видео доступны зрителям в Интернет с помощью разнообразных сервисов – видехостингов, онлайн-кинотеатров, мессенджеров. Конвергенция включает и встречный процесс, благодаря которому доставка телевидения происходит теперь как посредством кабельных и спутниковых сетей, наземного цифрового вещания, так и с использованием инфраструктуры Интернета.
13 Таким образом, конфигурация экранного потребления меняется. У граждан появляются альтернативы и новые возможности удовлетворения информационных и рекреативных потребностей. Это привело к тому, что в последние несколько лет выросла доля видеопотребления в Интернет. Данные об этом приведены в табл. 2.
14 Таблица 2. Структура потребления телевизионного и другого видео-контента (доли от общего среднесуточного потребления, в %)
Страны Линейное ТВ ТВ через интернет Другой видео-контент через интернет
Россия 69,1% 4,0% 26,8%
Великобритания 64,0% 5,6% 30,4%
Германия 82,9% 3,3% 13,8%
Источник: The Global TV Deck3.
3. The Global TV Deck. The global proof of TV’s power and popularity. >>>> (дата обращения: 18.01.21).
15 В России на просмотр линейного телевидения приходится около 70% всего времени, которое зрители отводят просмотру линейного телевидения и других форматов видео. Около четверти видеопотребления (26%) приходится на обращение к различным интернет-видеосервисам, например, Youtube, ivi.ru и др. Доля просмотра телевидения через Интернет 4% (табл. 2). Среди тех, кто пользуется интернетом не реже одного раза в неделю для просмотра фильмов, сериалов, телепередач в сети используются: компьютеры или ноутбуки – 42%; смартфоны – 34%; телевизор (с подключением онлайн или для просмотра скачанных из сети материалов) – 23%; Смарт ТВ (через видео приложения) – 17%; планшеты – 11%. Доля просмотра нетелевизионного контента существенно больше в молодых возрастных группах.
16 Как повлиял кризис, связанный с пандемией COVID-19, на изучаемые аудиторные тренды? Тренд уменьшения российской аудитории ТВ приобрел обратную направленность. Так, например, в апреле 2020 г. средняя длительность просмотра увеличилась на 15-20% в разных группах по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Сильнее всего время телепросмотра выросло среди так называемых «нерегулярных зрителей» – тех, кто обычно мало смотрит ТВ, а также тех, кто практически не смотрел ТВ раньше. Также выросло время использования интернета: в апреле 2020 г. все жители страны старше 12 лет стали проводить в интернете на стационарных компьютерах (десктопе) на 19% и на мобильных устройствах на 11% больше времени, чем в марте того же года4. Возвращение аудитории в период кризиса к более активному, чем ранее, просмотру ТВ характерно и для ряда зарубежных стран. В период кризиса средняя продолжительность просмотра ТВ каналов увеличилась во Франции на 24%, в Италии – на 17%, в Нидерландах – на 16%, в Испании – на 23%, в Великобритании – на 20%5.
4. Ачкасова К. Медиапотребление в новой реальности. Презентация на Digital Brand Day. 2020. 23.06. 20. >>>> (дата обращения: 10.12.20).

5. Stuck at Home: Media Behavior in the Time of Coronavirus. May 18, 2020. >>>> (дата обращения: 17.07.20).
17 По всей видимости, общий рост потребления ТВ и Интернета в период кризиса связан с тем, что увеличение времени нахождения дома, режим удаленной работы сопряжены с более активным медиапотреблением. Принципиально иная общественная атмосфера, обусловленная новыми вызовами и опасностями для жизни людей, объективно способствовала интенсификации коммуникационных процессов. Очевидно, что в этих условиях массовое информационное общение посредством ведущих медиа – телевидения и Интернет – стало одной из ключевых активностей людей. В период кризиса осуществление рекреативной и информационной функций медиа более востребовано, чем ранее.
18 Вместе с тем в области медиа получили дальнейшее развитие в условиях кризиса также конвергентные процессы. Традиционному вещательному ТВ кризис принес дальнейшее усиление конкуренции других игроков. В последний год в мире наблюдался опережающий рост так называемых стриминговых сервисов, когда на экране домашнего телевизора обеспечивается доступ к библиотекам качественного киноконтента и других развлекательных материалов (Netflix, DisneyPlus и др.). Также в кризис наблюдался рост использования экранов телевизоров с игровыми консолями. То есть востребованность разных форм теле- и видеоконтента продолжает возрастать. Экран современного телевизора, равно как смартфона и др., образуют единое пространство конкуренции за внимание аудитории между традиционными телекомпаниями и рядом других игроков.
19 Отношение аудитории к российскому телевидению. Аудиторные тренды телевидения обусловлены не только процессами конвергенции медиа, о которых говорилось выше. Телевидение в течение более полувека занимало существенную долю в структуре свободного времени, являясь важным источником информации, рекреативной деятельности и т.п. Активность аудитории так или иначе связана с общим отношением людей к телевидению. В этой связи обратимся к результатам проекта «Телевидение глазами телезрителей» (подробнее о проекте см. выше в описании эмпирической базы работы). На основе репрезентативных данных исследования городского населения РФ (возраст от 15 лет и старше, N=2000) было выявлено, какова субъективная значимость телевидения для аудитории. Для этого как индикатор использовались ответы на вопрос: «Как бы вы оценили важность телевидения для вас лично, для вашей жизни и досуга?».
20 Российское население оценивает значимость телевидения по-разному. На важность телевидения для своей жизни и досуга указали 29,1% респондентов; мнение о том, что телевидение не важно для их жизни и досуга, разделяют 25,8% респондентов; 45,1% опрошенных указали нейтральное отношение к телевидению6.
6. Для измерения использовалась порядковая шкала с крайними позициями: 1 – «совершенно не важно», 10 – «чрезвычайно важно». В тексте приводится распределение исходных данных по трехчленной шкале с позициями «важно»; «отчасти важно, отчасти не важно»; «не важно».
21 Какие обстоятельства связаны с тем, что телевидение теряет значимость для жизни и досуга значительной части населения РФ? Для ответа на этот вопрос применялась бинарная логистическая регрессия. Тестированию подлежала модель анализа влияния независимых переменных (предикторов) на зависимую переменную – отношение к телевидению. Всего в анализ было включено 49 независимых переменных. В содержательном плане эти переменные можно разделить на группы: социально-демографические; переменные, фиксирующие уровень продолжительности и особенности просмотра; мотивы обращения к телевидению, удовлетворенность контентом; подключение домохозяйств к телевидению и интернету, активность использования коммуникационных устройств; практики просмотра телевидения через интернет, обращение к другому (не телевизионному) видеоконтенту в среде интернет. Все переменные, включенные в анализ, были предварительно дихотомизированы.
22 Результаты логистической регрессии показаны в табл. 3. Из всего перечня анализируемых переменных приводятся только предикторы, которые статистически значимы. Статистическая значимость – это вероятность наступления или не наступления исследуемого события. Уровень p ≤ 0.5 означает, что с вероятностью 95% можно утверждать – исследуемая переменная (предиктор) имеет связь с независимой переменной. Для каждого предиктора приведен коэффициент B. Чем больше значение В, тем вероятнее влияние предиктора на зависимую переменную. Кроме того, в таблице представлены значения экспонент коэффициентов eb. Применялся пошаговый метод анализа влияния независимых переменных на зависимую переменную.
23 Таблица 3
24 Регрессионная модель: предикторы того, что телевидение не важно для жизни и досуга респондентов
Переменные (предиктторы) B Значимость Exp (B)
"Не устраивают выбор и содержание передач" 1,398 ,000 4,049
Возраст 15–24 года ,882 ,000 2,415
Низкая среднесуточная продолжительность просмотра ТВ ,808 ,000 2,243
Пол - "мужской" ,456 ,002 1,578
Больше смотрят ТВ фоном, совмещая с другими делами ,379 ,008 1,460
Больше смотрят ТВ дома вместе с другими членами семьи ,317 ,049 1,373
"ТВ помогает находить общие темы для обсуждения в семье, с друзьями, знакомыми" -,403 ,009 ,669
"ТВ помогает проводить время с семьей" -,427 ,008 ,653
"ТВ помогает получать практически полезные советы" -,470 ,003 ,625
"ТВ помогает отдохнуть и расслабться после тяжелого дня" -,524 ,001 ,592
"ТВ помогает получить яркие впечатления и эмоции" -,560 ,001 ,571
"ТВ помогает быть в курсе новостей и текущих событий" -,751 ,000 ,472
R-квадрат Нэйджелкерка ,460    
25 Согласно модели и полученным значениям коэффициентов, при фиксированных прочих переменных правомерно говорить о следующем. Наибольшую предсказательную силу имеет переменная, характеризующая негативные оценки выбора и содержания передач, предлагаемого российским телевидением. Наличие у респондентов подобной установки увеличивает примерно в полтора раза вероятность принадлежности к группе тех, кто считает, что телевидение не является значимым для их жизни и досуга (против тех, кто не разделяет отрицательных оценок содержания телевидения).
26 Несколько меньшей, но существенной предсказательной силой обладают две другие переменные: факт низкой продолжительности просмотра телепередач и принадлежность к возрастной группе молодежи 15–24 лет. Для респондентов, обладающих этими признаками, вероятность отношения к телевидению как к незначимому фактору их жизни возрастает примерно на 80%. Вероятность трактовки статуса телевидения как незначимого возрастает в пределах 30-50% для респондентов, обладающих следующими характеристиками: мужчины; лица, которые смотрят телевизор фоном; те, кто смотрят его преимущественно в рамках совместного просмотра с другими аудиовизуальными материалами. Кроме того, сюда относятся переменные, фиксирующие негативное отношение к тому, как телевидение удовлетворяет ряд базовых мотивов обращения людей к этому медиа. Особо в статистическом плане здесь выделяется неудовлетворенность информационной функцией телевидения (повышает вероятность общего негативного отношения к ТВ на 75%).
27 Для уточнения причин отношения к медиа рассмотрим их в контексте коммуникативных потребностей аудитории. В этой связи обратимся к традиции функционального анализа медиа. Здесь на уровне аудитории к ведущим относятся такие функции, как информационная, личностной идентификации, общения, рекреации [McQuail, 1989: 72–74]. Выше показано, что теперь благодаря Интернету телевидение находится в непосредственной конкуренции с большим по объему и широким в жанрово-тематическом плане набором видеоматериалов, доступных массовой аудитории. Для определения того, какие потребности лучше удовлетворяет телевидение, с одной стороны, и онлайн-видео – с другой, нами проведен анализ представлений регулярных пользователей Интернета.
28 Больше половины респондентов отдает предпочтение телевидению в части удовлетворения таких потребностей, как: «отдохнуть и расслабиться после тяжелого дня» (51 против 38%); «быть в курсе новостей и текущих событий» (56 против 35%); «проводить время с семьей» (63 против 18%). Лидерство онлайн-видео наблюдается в связи с удовлетворением следующих потребностей: «развлечься, поднять настроение» (62 против 26%); «получать яркие впечатления и эмоции» (56 против 27%); «получать практически полезные советы» (78 против 13%); «не отставать от жизни» (60% против 27%); «повышать культурный уровень, эрудированность» (57 против 29%); «узнавать о жизни других людей» (56 против 32%). Практически равны доли респондентов, отдающих предпочтение телевидению и онлайн-видео в связи с возможностью «находить общие темы для обсуждения с членами семьи, друзьями, знакомыми».
29 «Функциональные образы» телевидения и онлайн-видео у аудитории различны. Телевидение удерживает функциональное лидерство в плане удовлетворения потребностей в новостях, обеспечении семейного общения. Онлайн-видео лидирует как средство получения эмоций, расширения кругозора, в несколько раз опережая телевидение в плане обеспечения информацией утилитарного плана. Рекреативные функции телевидения и онлайн-видео в значительной части пересекаются. В большей части случаев соотношение «за» и «против» составляет примерно два к одному – т.е. лидерство в каждом конкретном случае значимо, но не абсолютно.
30 Не стоит упускать из виду, что среди регулярных пользователей Интернетом (частота обращение к сети каждый или почти каждый день) около трети опрошенных не рассматривают или рассматривают лишь в очень небольшой степени возможности использования телевидения. В частности, об этом свидетельствует уровень согласия со следующими оценочными суждениями. «Телевизор вообще не нужен, когда есть Интернет» – 30,7%; «смотреть телевизор – это несовременно, сейчас все смотрят в Интернете» – 33%. Напомним, что доля регулярных пользователей Интернет среди городского населения не менее 70%.
31 Вместо заключения: аудиторные тренды и социальные функции телевидения. Содержание аудиторных трендов соотносится с осуществлением ряда социальных функций. По всей видимости, телевидение начинает постепенно утрачивать роль ведущего средства формирования картин мира, циркулирующих в обществе. Это характерно для России и для многих других стран. Ранее мейнстримные медиа, прежде всего телевидение, эффективно выполняли функции gatekeepers (привратников) – регулирования или «фильтрации» доступа к тому, что будет находиться в информационном пространстве, т.е. в сфере общественного внимания. Важным в этой связи фактором является соотнесение распространяемых в информационном пространстве материалов с доминирующими социально-политическими и культурными ценностями, соответствие их принятым нормам и конвенциям [Chandler, Munday, 2014: 166]. Процессы конвергенции медиа обусловили возможности формирования нового культурного и социального опыта аудитории, что связано с обращением к более широкому, чем ранее, спектру информационных источников с выражением разных точек зрения, в том числе имеющих несистемный характер.
32 Не будем забывать, что телевидение, являясь важной составляющей единой политической и культурно-информационной системы страны, выполняло значимые интеграционные функции. Интернет «вскрыл» ранее замкнутое и защищенное экранное пространство телевидения. Теперь «открытая» среда Интернет наряду с телевидением представляет собой важный зрительский «интерфейс реальности». В этих условиях телевидение испытывает серьезное давление в борьбе за внимание массовой аудитории со стороны целого ряда других игроков – агрегаторов и производителей видеоконтента. Зафиксированный в исследовании невысокий престиж телевидения у значительной части аудитории отражает, среди прочего, ослабление его интегрирующей функции, состоящей в обеспечении сопричастности к обществу в целом, поддержании присущих гражданам базовых норм и ценностей.
33 Очевидно, в деятельности телевидения как важного социального института находит выражение баланс между интересами общества, государства и рынка. Российское телевидение в течение своей истории испытывало влияние как государства, так и рынка. При этом вопрос о его социальных функциях находился на втором плане. Приоритетными были выполнение целей политического порядка, с одной стороны; и задач медиа как коммерческих предприятий – с другой. Деятельность медиа опосредуется особенностями сложившейся политической системы общества, спецификой политической культуры. В целом для институтов российской власти в период постсоциалистической трансформации были характерны акценты на укрепление субъектности страны (на международной арене) с сохранением либерального курса в экономике и социальной сфере. Доминирующий тип медиа дискурса, в том числе телевизионного, отражал эти тенденции. В последние 20 лет либеральный период сменило развитие авторитарных тенденций, проявляющихся в том числе в расширении сфер влияния институтов исполнительной власти, а также в уменьшении пространства функционирования независимых СМИ, в том числе в сегменте телевидения.
34 Говоря о так называемом коммерческом императиве, отметим, что ситуация на российском телевидении находилась в русле мирового тренда нескольких последних десятилетий, связанного с процессами коммерциализации. Взгляды представителей государства на медиа и журналистику в этом аспекте мало отличались от либеральных подходов в других областях экономики. «Государство видит журналистику как бизнес, рынок и работает с ним исключительно с точки зрения организации правил игры. Как это есть в любом бизнесе. При этом этот бизнес должен быть безопасным, в том числе для пользователя… Государство заказывает общественно-полезную функцию СМИ, которая называется «производство детских и образовательных передач», которые коммерчески непривлекательны. … »7.
7. Скоробогатый А. Журналистика — это просто бизнес. Интервью заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А. Волина. Эксперт. № 23 от 1 июня 2020. URL: >>>> >>>> (дата обращения: 12.05.2021).
35 С этим корреспондирует и другое обстоятельство. Современное телевидение по сути является неотъемлемой составляющей постмодернистской культуры. Значительная часть наиболее популярных форматов его содержания ориентирована прежде всего на коммерческий успех, который отражается в количественных показателях контактов аудитории с контентом и рекламой. Причем содержание, по крайней мере, в части развлекательных программ и сериалов, составляющих большую долю объемов вещания, зачастую отражает черты эстетики постмодерна: отсутствие высокого и низкого; минимальные ценности, как можно менее четкие и определенные; стремление к устранению каких-либо канонов; представление мира как хаоса; «карнавализация» и ирония; и др. Эти и им подобные константы определяют то нравственно-эмоциональное наполнение содержания значительной части программ, которое далеко не всегда оказываются принятыми аудиторией.
36 Существуют различные взгляды на основания, на которых должны функционировать медиа в обществе, в частности, телевидение. Преобладающая ныне в мире идея дерегулирования медиа во главу угла ставит задачи формирования рыночной конкурентной среды, где потребитель имеет возможность свободного выбора интересного для него содержания медиа [Picard, 2011: 25-31]. Существует и другой подход, при котором свобода информации, справедливо, на наш взгляд, рассматривается, прежде всего, как общественная ценность, а не как товар. При такой установке общества выходят на первый план задачи удовлетворения информационных потребностей граждан. В этой связи становится возможным говорить о выполнении важнейших социальных функциях телевидения – объективного информирования о жизни в обществе и мире; обеспечении согласия, поддержания общности социальных ценностей; выражении образцов доминирующей культуры и одновременно открытости к новым культурным направлениям; реализации рекреативных потребностей и др. [Кин, 2015: 270–276; Curran, 2001].
37 Многие деятели российской культуры, представители академических кругов и экспертного сообщества независимо от их мировоззренческих предпочтений указывали на негативные тенденции на российском телевидении, ведущие к падению качества общественно-политического и художественного вещания, потере его общественной значимости [Дондурей, 2007:10–19; Поляков, 2020: 114–119]. В целом это соотносится с критической традицией анализа медиа в современном социально-гуманитарном знании. Идеи критики «индустрии» культуры изначально были сформулированы теоретиками франкфуртской школы в середине прошлого века [Хоркхаймер, Адорно, 1997]. Позднее линия критики негативных сторон в деятельности телевидения была продолжена. В частности, это относилось к отрицательным для общества последствиям гипертрофированной роли развлекательной составляющей; трансформации большей части телевизионного содержания в продукты шоу бизнеса, когда под влиянием упрощенных медийных форматов находятся сферы политики, образования, культуры [Postman, 1985].
38 Вопрос о том, каким интеллектуальным тенденциям и какой тип культуры формирует телевидение, является не только российской проблемой. Он активно обсуждается в течение последних десятилетий во многих странах мира. Говоря о содержании современного российского телевидения, уместно вспомнить критику, с которой обращался глава национального регулятора США в области средств массовой информации – Федеральной комиссии по связи – в адрес руководителей телевизионной индустрии. «Я приглашаю каждого из вас сесть перед телевизором, когда ваша станция выходит в эфир …. Могу заверить вас, что вы увидите бескрайнюю пустошь. Вы увидите процессию игровых шоу, насилия, шоу с участием аудитории, схематичных комедий о невероятных семьях, крови и громе, хаосе, насилии. … И бесконечно реклама - много криков, уговоров и раздражения. И, прежде всего, скука. Правда, вы увидите несколько вещей, которые вам понравятся. Но их будет очень и очень мало. Если вы думаете, что я преувеличиваю, я прошу вас попробовать» [Minow, 2003]. Показательно, что эти слова были сказаны почти семьдесят лет назад в другом культурном, социальном и политическом контексте. На наш взгляд, применительно к существенной части содержания современного российского телевидения это звучит вполне актуально.

References

1. Austin A., Barnard J., Hutcheon N. (2019) Media Consumption Forecasts. London: Zenith.

2. Chandler D., Munday R. (2014) A Dictionary of Media and Communication. Oxford: Oxford University Press.

3. Curran J. (2001) Media Regulation in the era of market liberalism. In: Philo G., Miller D. (eds) Market Killing. What the Free Market Does and What Social Scientists Can Do About It. Edinburgh: Pearson: 216–232.

4. Dondurei D. (2007) Censorship of Reality. In: Dondurei D. (eds) Television: Producing Reality. Moscow: Iskusstvo kino. (In Russ.)

5. Gilder G. (1994) Life After Television. New York: Norton.

6. Horkheimer M., Adorno T. (1997) Dialectic of Enlightenment. Philosophical fragments. Moscow: Medium. (In Russ.)

7. Jenkins H. (2006) Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York: New York University Press. (In Russ.)

8. Keane J. (2015) Democracy and Media Decadence. New York: Cambridge University Press. (In Russ.)

9. McLuhan M. (1994) Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge: MIT Press. (In Russ.)

10. McQuail D. (1989) Mass Communication Theory. An Introduction. 2nd ed. London: Sage.

11. Minow N. (2003) Television and the Public Interest. Federal Communications Law Journal. Vol. 55. Iss. 3. Article 4. URL: http://www.repository.law.indiana.edu/fclj/vol55/iss3/4 (accessed 18.11.2020).

12. Nazarov M.M., Ivanov V.N., Kublitskaya E.A. (2020) Media Consumption of Different Cohorts: TV and Internet. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. Ser.: Sociologiya. [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Ser.: Sociology]. No. 20 (3): 560–571. (In Russ.) DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-560-571

13. Negroponte N. (1999). Being Digital. New York: Knopf.

14. Picard R.G. (2011). The Economics and Financing of Media Companies. New York. Fordham University Press.

15. Polyakov Yu. (2020) Why Are You Masters of Culture? About Russian Literature and Art. Moscow: Mir knigi. (In Russ.)

16. Postman N. (1985) Amusing Ourselves to Death. Public Discourse in the Age of Show Business. New York: Methuen.

17. Sterling, C.H., eds. (2009) Encyclopedia of Journalism. London: Sage.

18. Vartanova E.L., Kolomiets V.P. (eds) Television in Russia in 2019. Status, Trends and Development Prospects. (2020) Moscow: FAPMK. (In Russ.)

19. Zotto С., Lugmay A. (2016) Media Convergence as Evolutionary Process. In: Lugmayr A., Zotto C. (eds) Media Convergence Handbook. Berlin Heidelberg: Springer-Verlag.

Comments

No posts found

Write a review
Translate