Active Old Age Of Women In Russian Nursing Homes (A Regional Sociological Study)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Active Old Age Of Women In Russian Nursing Homes (A Regional Sociological Study)
Annotation
PII
S013216250015999-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgenij A. Popov 
Occupation: Head of the Department of General Sociology
Affiliation: Altai State University
Address: Russian Federation, Barnaul
Edition
Pages
139-144
Abstract

The problem of social adaptation and reassessment of women's The problem of social adaptation and re-evaluation of the values of women in nursing homes needs scientific research. This problem is not only existential in nature, associated with feelings of finiteness of being and life. It is also connected with the social aspects of human individual and collective life activity. In this article, the emphasis is placed on identifying various forms of active old age of women permanently residing in Russian nursing homes. According to statistics, it is women who predominate as residents of these institutions in the Russian reality. This affects the formation of the social climate in nursing homes, but also affects the values of people. The "female face" of nursing homes in Russia, however, does not at all indicate a weak social climate in such institutions and a passive and pessimistic mood. The main conclusions are made based on the results of an empirical study, which was attended by a total of 42 people from two regions of Russia – the Altai Republic and the Altai Territory. The article considers the concept of a nursing home. At the same time, the perception of a nursing home by elderly women is considered, who constantly compare it with their native home. The article shows that over time, residents of such homes begin to see their native home in the nursing home itself, endow it with certain qualities for this ("warm house", "my house", "cozy house" and others). The article also reveals the values that help residents of nursing homes to maintain a positive attitude and look into the future. The main such values include women's communication with each other and social activity. It is activity as a factor of socialization and the change of existential reflection (awareness of the finiteness of life) to social (certain life prospects based on the interaction of a person and society) that is considered in the article as a key element of the concept of active old age.

Received
23.07.2021
Date of publication
21.06.2022
Number of purchasers
11
Views
56
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 Постановка задачи и теоретическая рамка исследования. Старение – процесс, который характеризуется в первую очередь медицинскими, биологическими и психологическими изменениями личности. В то же время рост числа престарелых граждан влияет на структуру общества и определяет вектор государственной социальной политики всех уровней, в которой сегодня востребован концепт активной старости. Эта категория понимается как «сохранение здоровья и физической активности на максимально долгое время» [Корнышева, 2011: 416], а также как состояние включенности в социальную жизнь и выполнение пожилыми людьми соответствующих социальных функций [Келасьев, Первова, 2010; Рогозин, 2012; Шмерлина, 2014; Andrews, 2009]. Активная старость в статье понимается как сохранение пожилым человеком «прежнего деятельного отношения к жизни, что может проявляться в его включенности в различные социальные среды, а, следовательно, в наполненности жизни различными видами активности, социальными контактами и т.д.» [Корнышева, 2011: 413].
2 Цель статьи – показать, как активная жизненная позиция пожилых женщин, проживающих в домах престарелых, помогает им преодолевать не только личностные, но и социальные проблемы, прежде всего адаптация к новым условиям и ценностям.
3 Выделяется две «критические» линии в процессе такого переосмысления. Во-первых, обстоятельства часто раскрывают внутренний потенциал индивида, направляют скрытую энергию в русло социального взаимодействия. Во-вторых, жизненный опыт часто формирует т.н. «иронию старости», которая способствует переосмыслению ценностных стереотипов и, как следствие, приводит к жизнеутверждающим оценкам новых условий бытия [Новиков, 2016]. Эти положения легли в основу концепции исследования: как женщины, проживающие в домах престарелых, переоценивают свой жизненный путь, и как социальные факторы коррелируют с их активной старостью.
4 Методы исследования. В 2019–2020 гг. в Алтайском крае и Республике Алтай (всего 13 в крае и 4 в республике) проводилось исследование «Взгляд пожилых женщин в будущее: ценности, нормы и солидарность поколений» в государственных домах престарелых. Проведены полуструктурированные интервью с 31 женщиной из трех краевых домов престарелых и 11 женщин из двух республиканских в возрасте от 66 до 74 лет. Средний возраст опрешенных – 68 лет. Отметим, что вероятность снижения активности жительниц домов престарелых в возрастной категории ближе к 80 годам и более, на наш взгляд, очевидна.
5 Транскрипты интервью кодировались, строились кодировочные таблицы (выделено 16 кодов). В гайд интервью были включены следующие блоки: 1) отношение к концепции дома престарелых и заботе о стариках; 2) представления о роли пожилого человека в социальной жизни; 3) оценка активной старости как способа адаптации к новым условиям бытия и взгляд в будущее. Отметим: акцент был сделан на выявлении особенностей активной старости женщин именно в условиях дома престарелых. Анализировалась совокупность ценностных установок индивидов под воздействием того или иного опыта: болезни, материальные проблемы, социальная изоляция и т.д. Эти переживания в свою очередь очерчивают ориентиры и поведенческие стратегии, в том числе активное стремление не только изменить свою жизнь к лучшему, но и принять участие в значимых социальных событиях и общественных делах. Последнему обстоятельству уделялось особое внимание в ходе работы, им же определялась логика исследования.
6 Концепция дома престарелых и ценность «родного дома». Общественное мнение в отношении института домов престарелых неоднозначно. В России, пожалуй, преобладает негативное восприятие их, во многом из-за стереотипов «дожития» и покинутости, отчужденности, разрыва поколений. Дом престарелых в сознании людей противопоставлен «родному дому» как символу тепла, семьи, добра и уюта [Oswald, Wahl, 2013].
7 Интерес представляет отношение самих жителей домов престарелых к названному институту и в целом к ситуации, в которой они оказались. Большая часть респондентов (39 чел.) дала положительную оценку своему дому престарелых. Вместе с тем информанты высказывали критические отзывы обо всей системе этого рода социальной помощи в стране. 40 жительниц высказались против названной институции; основной причиной назывался разрыв с родными и близкими: «дом престарелых – это по отношению к нам издевательство, мои родственники не могут часто здесь быть» (71 г.); «здесь я не чувствую себя как дома, мы, конечно, стараемся понять, что жизнь изменилась серьезно, но дом престарелых – это уж чересчур» (70 л.).
8 Не удивительно, что в системе ценностей жительниц домов престарелых образ «родного дома» занимает первое место (39 чел.), ему уступает даже фактор здоровья (37 чел.). Данное обстоятельство может свидетельствовать в пользу самой концепции дома престарелых, если он будет в какой-то мере отвечать представлениям людей о «родном доме». Его главными характеристиками, по мнению респондентов, являются уют, чувство покоя, защищенность, собственность, визиты гостей, комфорт, возможность жить по своему усмотрению и т.д. На вопрос о том, какие из указанных признаков соответствуют дому престарелых, участники исследования в числе значимых назвали посещения родных и близких (21 чел.) и возможность жить по своему усмотрению (15 чел.). Вероятно, это указывает на возрастающую в зрелом возрасте потребность в общении и социальных коммуникациях: «Здесь все равно ощущается наша оторванность от внешнего мира, хотя вокруг нас и постоянно есть люди, это не меняет ситуацию» (68 л.); «иногда здесь чувствую себя еще более древней старухой, по моим ощущениям, дома я бы ждала гостей или внучку, сама ходила в гости» (71 г.). Отметим, что среди жительниц домов престарелых были те, что связывал ощущение жизни в «родном доме» с возможностью сохранения привычек и свободы в быту: «дома я могла смотреть телевизор допоздна, но здесь за этим следят, чтоб никому не мешать» (68 л.).
9 Итак, жители домов престарелых не могут признать успешной концепцию данного института, но согласны с тем, что здесь можно создать теплую атмосферу уюта и тем самым улучшить повседневную жизнь постояльцев. Ценностным ориентиром в этом случае выступает обобщенный образ «родного дома», важное характеристикой которого выступают коммуникации (например, общение с гостями).
10 «Сопротивляясь судьбе»: пожилой человек и социальная реальность. При подготовке к исследованию предполагалось, что одиночество будет основным фактором изменения взглядов в будущее для жительниц домов престарелых. Однако большинство респондентов не относятся к этому состоянию критически: «мне не так уж плохо одной, я привыкла» (69 л.); «мне одиночество не мешает, тем более что здесь и не поскучаешь» (70 л.).
11 Однако некоторые переживают его очень тяжело: «я каждый день знаю, что я здесь одна, мне тяжеловато, но что я могу с этим сделать» (69 л.); «мои подружки здесь как-то устроились и чувствуют себя неплохо, а я не могу – мне кажется, что я одна на всем белом свете» (66 л.).
12 В то же время респонденты находят повседневную жизнь в домах престарелых вполне приемлемой и считают, что это «утешает их старость» (12 чел.), «о них здесь проявляют заботу и уход» (7 чел.), «не нужно решать сложные бытовые проблемы» (6 чел.) и т.д. Многие интересуются событиями в стране и мире и обсуждают их в своем кругу; большую часть информации они получают из телевизионных программ. Именно «новости» в обобщенном смысле рассматриваются респондентами как связь с внешним миром: «а что еще нам остается – смотрим новости и обсуждаем друг с другом» (69 л); «новости хоть как-то связывают нас с другими людьми» (68 л.). Отметим, что приобщились к чтению книг именно в доме престарелых 13 респондентов, а раньше, по их признанию, они совсем не читали. Это указывает на то, что они не утрачивают интерес к жизни, продолжают общаться и развивать свои познавательные навыки.
13 Важной ценностью любого человека является здоровье, особенно значимое для престарелых. Участники исследования (10 чел. имели инвалидность разных групп) открыто отзывались о своем состоянии до и после поступления в дом престарелых. В целом респонденты оценивали свое здоровья как среднее (24 чел.), плохим его посчитали 9 опрошенных. Примечательно, что не все респонденты готовы признавать ведущую роль здоровья при выработке взгляда на будущее. Ответы на вопрос о том, что дает им силы и оптимизм в сегодняшней ситуации, позволили выстроить следующие ценностные приоритеты по убывающей: общение, забота, состояние здоровья, чувство покоя, семья, возможность поработать на земле, новые впечатления и т.д.
14 В кругу жительниц домов престарелых ценность общения – своего рода компенсаторный фактор, минимизирующий последствия одиночества, покинутости, отчужденности. Состояние здоровья, по-видимому, оценивается как маркер неизбежности, люди примирились с тем, что в дальнейшем оно будет только ухудшаться. В целом же их открытое желание наполненной жизни болезни и недомогания не способны серьезно поколебать. Подобную тенденцию восприятия пожилыми людьми своего здоровья, когда оно становится «антиценностным» стереотипом, мешающим надеяться на лучшее и наслаждаться жизнью, отмечают и зарубежные авторы [Social Policy First Hand, 2018].
15 На хорошее самочувствие и позитивный взгляд в будущее оказывает воздействие бывшая профессия / род занятий респондентов. В основном среди респондентов преобладали представительницы рабочих профессий (слесарь, отделочник, столяр, швея, почтальон и др.). У части информантов активная трудовая деятельность была связана с такими специальностями, как учитель, радиоинженер, журналист, агроном и т.д. Большинство участников исследования (25 чел.) отметили, что бывшая профессия в условиях дома престарелых особо им не помогает и их настоящий взгляд на жизнь не меняет. Для других респондентов этот фактор оказался значимым, поскольку профессия дала им качества, которые помогают справляться с возникающими сложностями в пожилом возрасте. Речь идет о терпении, ответственности, любознательности, желании помочь, усидчивости и др.: «я когда работала на почте, вынуждена была терпеть разных раздраженных клиентов, но я умела с ними работать, и думаю, что терпение, желание понять человека необходимо мне и здесь» (69 л.); «мне хочется всегда понять ситуацию, разобраться в деталях, ведь я работала педагогом в школе» (70 л.). Таким образом, для жительниц домов престарелых их прошлый жизненный опыт позволяет им «вживаться» в новую социальную реальность, формировать позитивный взгляд на действительность и является важным механизмом ее принятия/непринятия.
16 Активная старость женщин и новые возможности. Почти все участники исследования (40 чел.) заявили, что стараются не замыкаться в себе и по мере сил и возможностей принимают активное участие в жизни дома престарелых. В этом им видится польза для себя и для общества. Некоторые респонденты долго не могли принять ситуацию, в которой оказались, но постепенно осознавали необходимость переоценки своей жизни.
17 Один из главных вопросов, который был задан жительницам домов престарелых, связан с пониманием смысла активной старости. И вновь одним из «трендов» стало общение. По мнению многих, оно позволяет узнавать о новых событиях, поддерживать хорошее настроение и не унывать, сопереживать своим новым товарищам: «Здесь трудно совсем быть одному, мы все время разговариваем, это помогает жить» (72 г.); «когда не поговоришь целый день, чувствуешь себя не так, как будто про тебя забыли, поэтому нам нужно интересоваться друг другом» (74 г.); «я всегда оптимист, даже оказавшись здесь, я решила для себя, что не буду унывать, мне нравится поговорить с интересными людьми» (67 л.).
18 Помимо общения активная старость проявляется в том, что жительницы домов престарелых принимают активное участие в общественной жизни своего учреждения. Около 90% женщин вовлечены в разные мероприятия (исключение составляет доля инвалидов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями). Все респонденты признают, что такая форма взаимодействия им необходима, чтобы чувствовать себя хорошо и не переживать тяжелые утраты, включая расставание с близкими и смену места жительства. Позитивную оценку информанты дали праздникам по поводу памятных дат, дней рождения, встречам с приглашенными специалистами (например, из библиотеки, музея), а также программам литературных и музыкальных кафе и т.д. Зачастую инициатива проведения тех или иных мероприятий исходит от самих жителей домов престарелых (были созданы шахматный клуб в одном учреждении и литературный клуб в другом). В беседе о том, как связывают свое участие в общественных проектах с перспективами будущего, респонденты в большинстве случаев отмечали важность данной составляющей в их жизни: «Если мы просто будем сидеть без дела, то нам будет плохо, мы тогда совсем разболеемся» (69 л.); «если нам здесь интересно, когда мы участвуем в разных мероприятиях, то это ведь хорошо для всех» (69 л.). Активность как взаимодействие людей для достижения какой-либо значимой цели или разных целей при помощи конкретных действий/участия в жизни коллектива связана в том числе с позитивными оценками будущего, которое открывается для людей прежде всего как перспектива жизни.

References

1. Andrews, G., Milligan, C., Phillips, D., Skinner, M. (2009) Geographical gerontology: mapping a disciplinary intersection. Geography Compass. No. 3: 1641–1659.

2. Kelas’ev V.N., Pervova I.L. (2010) Social competence and technologies of its formation in modern Russia. Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta. Seriya 12 [Bulletin of the Saint Petersburg University. Episode 12]. No. 3: 356–365. (In Russ.)

3. Kornysheva A.E. (2011) Active life position of older people: determinants of formation. Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta. Ser.12 [Bulletin of the St. Petersburg University. Ser. 12]. No. 4: 413–419. (In Russ.)

4. Novikov K. (2016) Narrative and irony of old age. In: Old people belong here: social understanding of aging. Rogozin D.M., Ipatova А.А. (eds). Moscow: IS RAN. (In Russ.)

5. Oswald F., Wahl H.-W. (2013) Creating and sustaining homelike places in own home environments. In: Rowles G.D., Bernard М. (eds). Environmental Gerontology. New York: Springer.

6. Rogozin D.M. (2012) Liberalization of ageing, or labor, knowledge and health in older age. Sociologicheskij zhurnal [Sociological journal]. No. 4: 62–93. (In Russ.)

7. Shmerlina I.A. (2014) Age constructs and lifestyle in older age. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring public opinion: economic and social changes]. No. 2(120): 190–198. (In Russ.)

8. Szebehely M., Meagher G. (2018) Nordic eldercare–weak universalism becoming weaker? Journal of European Social Policy. No. 28(3): 294–308. (In Germ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate