Объект социологии в метаморфозе морфогенеза гибридного социума
Объект социологии в метаморфозе морфогенеза гибридного социума
Аннотация
Код статьи
S013216250017890-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Игнатьев Владимир Игоревич 
Аффилиация: Новосибирский государственный технический университет
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
114-123
Аннотация

Представлено обоснование значения морфологического анализа социальных изменений в период качественной трансформации социальной реальности. Актуализируется вопрос о необходимости уточнения содержания объекта социологии. Анализируется специфика становящейся новой социальной морфологии, в основе которой, по мнению автора, лежит появление в социальном пространстве нового вида агента социальных отношений – устройств с искусственным интеллектом. Для обозначения этого агента вводится понятие “техносубъект”. Автор приходит к выводу, что новая социальная морфология оформлена в виде двух параллельных структур, образующих две взаимосвязанные топологические системы: стратификационную систему людей и также стратифицированную социотехносистему, образованную техносубъектами различных видов. Сделан вывод о становлении гибридного социума, в котором субстратным основанием его морфологии выступает симбиоз агентов естественной и искусственной природы. Продуктом их взаимодействия становится гибридная социальность. Обоснована необходимость перехода к новой парадигме интерпретации объекта социологии.

Ключевые слова
объект социологии, социальный морфогенез, искусственный интеллект, техносубъекты, социотехносистема, гибридный социум
Классификатор
Получено
28.03.2022
Дата публикации
18.04.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
54
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Введение. Значение “объекта”. К теме объекта не столь часто обращаются при обсуждении состояния развитости социологического знания, как к исходному не только эпистемологическому, но и гносеологическому и в большей степени онтологическому основанию рефлексии над получаемым, прежде всего, теоретическим знанием. Складывается впечатление, что, по крайней мере, на площадках публичных обсуждений, в дискуссиях и дискурсе, ведущихся “как бы” и по поводу социологической теории (ее состояния или вообще наличия) преобладает своеобразная индифферентность к выявлению оснований самого предмета обсуждения. Имею в виду, что не обсуждается адекватность использования понятия “теория”. Предъявляемые в качестве концептуальных или теоретических конструкций нарративы зачастую не сопровождаются доказательством их принадлежности к теории как особой форме и уровню научного знания. Это связано в значительной мере с тем, что не придается значения различению объекта и предмета науки, как следствие - не уточняется тождество и различие объекта и предмета разрабатываемой в рамках этой науки очередной теории и детерминация объектом ее предмета. Эта детерминация распространяется и на познающего субъекта, который всякий раз при разработке очередной теории должен обеспечивать реверсивное движение (восхождение) от объекта к предмету и методу, возвращаясь к объекту и, двигаясь по нему, воплощать его строение в теоретической модели. Актуализация обращения к различению объекта и предмета и уточнению их содержания возникает, как правило, в ситуации существенного изменения в той стороне реальности, которую отображает данная наука. В социуме в определенные исторические периоды происходят качественные изменения и переходы к иным формам и способам развития. В этом случае встает вопрос о возможности дальнейшего использования сложившейся картины социальной реальности и ее морфологии, адекватности понятийного аппарата и методов исследования, т.е. о переопределении предпосылочного знания. Для этого требуется уточнение: какова эта новая реальность и ее морфология и каковы возможности ее познания. Применительно к социологии это означает конструирование новой общей концептуальной картины социальной реальности, что может даже означать переопределение объекта социологии в целом. Исходная посылка: содержание обновленного предмета детерминировано не столько обновленным языком его описания, сколько новыми свойствами реальности как объекта данной науки.
2 В период формирования социологии как науки, особенно при разработке фундаментальных оснований ее теории, тематика этих обсуждений присутствовала в работах большинства социологов. Классики социологии начинали раскрытие специфики социологического знания с вопроса о его предмете. Реже – выделяя еще и его объект. В мою задачу не входит восстановление картины эволюции взглядов на предмет и объект социологии, поскольку эта работа проделана в многочисленных исследованиях за прошедшее столетие. В контексте сформулированной в статье темы есть необходимость обратить внимание лишь на один, но чрезвычайно важный методологический аспект и гносеологический “нюанс” подхода к определению предмета науки: вводится ли он самостоятельно или опосредованно понятием объекта. Наличие подобной познавательной ситуации можно проследить, обращаясь, например, к трудам П.А. Сорокина. Одним из классических образцов аргументации в пользу социологии как особой науки следует признать изложенные им в 1920 г. доказательства в книге “Система социологии”. “Определить объект социологии, - отмечал П.А.Сорокин,- как и любой науки, это значит выделить тот разряд фактов, который является предметом ее изучения, или, иными словами, установить особую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук […] социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия,- с другой … все остальные формы и виды взаимодействия исключаются из сферы социологического изучения… Наша социология есть homo-социология. Она трактует только о человеческих взаимоотношениях… это взаимодействие должно быть межчеловеческим взаимодействием” [Сорокин, 1993: 57]. И еще. Сорокин подчеркивал, что “общество как предмет изучения социологии дано только там, где дано несколько единиц (индивидов), одаренных психикой и связанных между собой процессами психического взаимодействия”. “Социология изучает только такие общества, где члены последнего, помимо неорганических и органических процессов, связаны еще взаимодействием психическим, то есть обменом идей, чувств, волевых устремлений… тем, что характеризуется словом “сознание” [Сорокин, 1992: 28–29]. Как видим, применяя термины объект и предмет, Сорокин между ними не делает различия. Хотя, в одном месте, как следует из ранее приведенного фрагмента, у него все же появляется необходимость дополнительно подчеркнуть специфику того, на что направлен интерес социологии: для социологии общество есть множество людей, и в людях выделяются исключительно процессы психического, то есть присущего исключительно людям, взаимодействия. В таком случае множество взаимодействующих агентов с помощью сознания (отличаемых Сорокиным от взаимодействий и возникающих из них явлений) – это и есть sui generis фрагмент реальности, на которого обращает свой взор социология – они и есть ее объект. Это исходный образ общества, который социология избирает как свой аспект, точку зрения на особую социальную реальность. Его исходность и делает эту первичную мыслительную конструкцию объектом. Так в познании конструируется объект социологии, становясь в следующих шагах рефлексивно расчлененным, преобразуясь в исходное определение предмета, которое и формулирует Сорокин, – это взаимодействия индивидов и результаты этих взаимодействий.
3 Начало метаморфоза. Вариант задания объекта и предмета социологии, представленный Сорокиным, относится к образцу ясной и логически строгой аргументации и самопрезентации социологическим сообществом своего специфического места в ряду других наук. Этот вариант претерпевал конкретизации, уточнения и расширение различными авторами в контексте создаваемых ими теоретических моделей. Но в любом случае предполагалось, что объект социологии – особая часть окружающего мира – остается неизменным: это те же агенты и продукты социальных взаимодействий, той же природы, принадлежащие к виду Homo sapiens, и взаимодействующие с помощью тех же посредников – феноменов и структур своего сознания – естественного разума. Эта аксиома просуществовала до эпохи появления особых посредников социальных взаимодействий, каковыми выступают устройства, оснащенные искусственным интеллектом (ИИ). Полагаю, что уже само их появление в социальных взаимодействиях требует обратиться к обсуждению необходимости уточнения или даже пересмотра содержания объекта социологии современного общества. Необходимость существенного уточнения содержания современной социальной реальности нашло, в частности, отражение в предложенной А.В. Резаевым и его коллегами концепции “искусственной социальности” [Резаев, Стариков, Трегубова, 2020]. В содержании социальной морфологии рядом с людьми появились не только их технобиологические модификации, но и искусственные агенты социальных отношений и искусственный интеллект как важнейшая сторона (атрибут) искусственного сознания, становящийся конкурентом естественным психическим явлениям и процессам. Общество становится морфологически гибридным, что не может не отражаться на его качественном своеобразии – как особой – социальной – формы, состоящей теперь уже не только и не столько из людей.
4 Социальная морфология и морфогенез. Формирование нового объекта социологии происходит как процесс отражения морфогенеза социума нового типа.1 Морфология – наука о составных частях некоторой сложной системы, образующих некую “форму”. Она отвечает на вопрос, как комбинации этих частей создают новый тип/вид объектов и их новую топологию - размещение в пространстве. Социальная морфология сосредоточена на изучении способа, каким агенты в деятельности, используя ресурсы предметной среды, своей телесности и когнитивных способностей, воплощают себя в многообразии артефактов и коллективных форм повседневной жизни, создавая структуры отношений и наполняя их многообразным содержанием. Именно с особыми морфологиями оперируют различные науки как со своими объектами.
1. Морфология – от греч. morphe – форма и logos – слово, учение.
5 В социологической традиции можно обнаружить исследования, близкие к морфологическому подходу. Так, у Ф.Тенниса в основу замысла создания “чистой социологии” была положена идея разработки социологии форм, которая привела к созданию “формальной социологии”. Но использовал ли Теннис само понятие “форма”? Разрабатывая типологию на основе различения общественных отношений на gemeinschaftliche, и общественные (gesellschaftliche), он применяет понятие типов общественных отношений: общность и общество. Теннис дает описание двух способов объединения индивидов в устойчивые союзы – на основе двух различных принципов органической и механической связи, которые строятся с помощью разнотипных структур общественных отношений. Это структуры, включающие совокупности отношений и связей. Тем самым “социальная морфология” Тенниса – это описание двух типов комбинаций (форм) социальных отношений. А из морфологии (состава) общества у Тенниса присутствуют лишь структуры без социальных агентов. Тем самым он представил вариант морфологий двух исходных структурных способов существования социальности. В методологическом же отношении, понятия общности и общества у Тенниса стали основным критерием классификации любых социальных форм. В итоге формы социальной жизни были разделены на три типа: 1) социальные отношения; 2) группы и 3) корпорации или объединения [Теннис, 1998: 217–226].
6 Близким к изучению социальных форм стала разработка Г. Зиммелем теории “чистых форм социации”. У Зиммеля “чистые формы” это наиболее типичные и повторяющиеся в различных социумах модели (схемы) действий, взаимодействий и поведения. Агенты этих чистых форм находятся вне поля рассмотрения. “То, что мы называем формой, с точки зрения используемых ею функций есть унификация материала: она преодолевает изолированность частей, его составляющих. Целостность как единство этих частей… противостоит всякому другому материалу, не обладающему формой или оформленному иначе” [История социологии…, 1993: 107]. Выявление чистых форм социации будет сопровождаться выяснением того, “что значат они как чистые формы поведения, при каких обстоятельствах они возникли, как развивались, какие изменения претерпевали особенности их объектов” [там же].
7 Специально понятие социальной морфологии стал использовать Э. Дюркгейм. Разделяя социологию на три основных отрасли, первой из них он называет социальную морфологию. Она, по его мнению, аналогична анатомии, и исследует “субстрат” общества, его структуру, материальную форму. Предполагается также изучение географической жизни народов в связи с социальной организацией и народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории [Дюркгейм, 1911: 239]. Тем самым, Дюркгейм вводит в морфологию общества социальных агентов. Социальная морфология, по Дюркгейму, это особая предметная область социологии, изучающая и объясняющая структурное строение общества в его взаимодействии с окружающей средой (физическим окружением) с целью создания типологической классификации обществ на основе их сегментирования. В основе классификации лежит построение моделей видов обществ с помощью выявления специфической природы и числа составных элементов и способа их сочетания. Конкретный социальный тип строится как морфологическая модель одного из видов обществ [Дюркгейм, 1990: 475].
8 Традиция изучения социальной морфологии была развита в работах одного из ближайших последователей Э.Дюркгейма - Мориса Хальбвакса. Он присоединялся к позиции М. Мосса, который подчеркивал, что морфология – это “имеющая едва ли не самое важное значение часть социологии… один из наиболее независимых ее разделов” [цит. по: Хальбвакс, 2000: 238]. По мнению Хальбвакса, задача морфологии – изучение “материального тела” общества – величины, объема, пространственной конфигурации и плотности групп, изменения их формы и перемещение в пространстве. В строгом смысле (stricto sensu) – это исследование населения. Но в морфологии также рассматривается и величина, конфигурация самых разных групп [там же]. Всякая группа имеет материальное тело, находящееся в пространстве, имеет очертания и границы. Группы можно представить на карте, сосчитать количество участников в каждой из них. Каждую группу можно рассматривать в отдельности, вычленять иерархию частей, исследовать плотность рассредоточения в пространстве [там же: 239]. Общности могут расти или уменьшаться, располагаться географически [там же: 340].
9 В дальнейшем тематика социальной морфологии продолжала оставаться на периферии социологических исследований. Хотя идея целостного (как единства агента-субстрата и функций), а не только структурно-функционального и системного подходов к изучению социальной жизни и ее форм, была продолжена, в какой-то мере, в социологии повседневности, в социальной антропологии и в социологии города и поселений. В качестве типичных современных представителей изучения морфологии агентов и социальных структур можно назвать М. Арчер и П. Донати, которые специально стали использовать термин “социальный морфогенез”. По М.Арчер, в соответствии с предложенным ею “морфологическим/морфостатическим подходом”, морфогенез – это формирование, преобразование, трансформация социальной структуры, трансформация морфостазиса, как стабильного состояния некой социальной структурной формы. В такой интерпретации морфогенез выступает противоположностью морфостазиса [Арчер, 1994: 55]. У П. Донати в его реляционной теории общества морфогенез – это порождение в деятельности новых форм социальных отношений [Донати, 2019: 33]. У Донати, как и у Арчер, морфология общества – это система деятельности, отношений, которые и образуют его структуру. В этом случае объект социологии предстает как структура, находящаяся в становлении и трансформации через действия и взаимодействия людей. Эта вполне оправданная абстракция, в определенной степени и до определенного предела, была допустима, пока в качестве агента и актора выступал представитель одного и того же рода носителя активности – Homo sapiens. Как носитель сознания, целеполагания и мотиваций на основе воспроизводимых потребностей, он оставался неким объектом и субъектом status quo, обеспечивающим действие механизма воспроизводства социальности неизменным образом и понятным для исследователя.
10 При изменении субстрата - агента социальных взаимодействий возникает необходимость в корректировке используемой характеристики содержания социальной морфологии и социального морфогенеза. Речь идет о ситуации, когда, наряду с человеком, агентом становится иной, не человеческий носитель деятельности, во многом схожей с человеческой, но принципиально отличной. Морфология такого - гибридного - общества в аспекте целостного подхода должна включать агентов генетически различных видов. Помимо людей - это технобиологические гибриды и гибриды машин с ИИ, а также возникающие в результате их взаимодействий отношения и структуры. Так мы возвращаемся к идее Хальбвакса рассматривать социум и его морфогенез как единство материальных оснований (в новой исторической ситуации - прежнего и нового вида) и базирующихся на них структур. Социальный морфогенез приобретает вид процесса формирования, становления и развития общества как сообществ разнородных агентов (и не только разновидностей вида Homo) через их объединение и образование гибридных структур и связей.
11 Новая социальная морфология. Происходит постоянное усложнение соединения человека с машинами через технологии ИИ: через дополненную и виртуальную реальности, голограммы, имплантаты, интерфейс “мозг-компьютер”, через искусственные части тела, созданные с помощью нанотехнологий и продуктов синтетической биологии. Вместо людей-пользователей активно действуют боты – автоматизированные облачные программные агенты ИИ, например, “цифровые помощники” (IDA – Intellectual digital assistant). Они представлены как веб-сервисы, приложения для смартфонов и персональных компьютеров и выступают в роли личного секретаря. Люди все более предпочитают общаться с устройствами, а не с себе подобными, что перерастает в процесс квазисоциализации - социализации через техносистемы. Техносоциализация становится процессом вхождения индивидов в систему техновзаимодействий. Эта система – параллельное социуму пространство, основанное на алгоритмах. В итоге не человек следит за устройствами, а они за человеком [Леонгард, 2018: 117].
12 Происходит замещение межличностных интеракций на взаимодействие людей с устройствами ИИ. Таким образом, не только машины “делают” людей (трансформируя их под себя), но и люди стремятся сделать из машин людей. Киборги первого поколения - это люди с вживленными устройствами. Но они еще остаются людьми – “улучшенными людьми”. Эти улучшения постепенно органично вписываются в наши тела, превращая нас в технобиологических гибридов [Йонк, 2019: 319-320]. Мы стали свидетелями нарастающей тенденции – делать машины более удобными для применения. Но впервые это удобство проявляется как уподобление инструмента человеку, а не просто как усиление или продолжение его функций или органов. А это означает передачу функций и свойств человека машине. Но это одновременно и изъятие функций, свойств и способностей у человека – обесчеловечивание его, что также есть и продолжение эволюции Homo sapiens.
13 Машины становятся не просто сверхсовременными механизмами, а следующим этапом эволюции объекта наделенного особым разумом – ИИ, но пока без эмоционального содержания, т.е. возникновения синтетического Homo digital. Этот процесс есть упрощение вида Homo sapiens, перенос качеств и функций с одного (био) субстрата на другой (техно) субстрат. В результате интеллект поднимается на новую ступень, сознание трансформируется, исчезают самосознание и эмоции. Однако такой новый, модифицированный вид Homo (но не вполне тот же sapience) может жить только в симбиозе с ИИ и его устройствами. Это означает, что возникли новые участники социальных взаимодействий. Появились не только новые посредники в человеческой орудийной деятельности, но и его новые “напарники”. В информационную эпоху они эволюционировали в технические системы, роботизированное производство, Интернет вещей, промышленный Интернет и проч. [Баррат, 2015; Грингард, 2017; Гринфилд, 2018; Маркофф, 2016; Уолш, 2019]. Человек всех их активировал. Они же приобрели антропоморфные характеристики. С усложнением машины стали более автономными, перешли из состояния управляемых в состояние самоуправляемых, тем самым приобретая первичные черты субъектности, которая проявилась в способности самоактивизации.
14 Наивысший в настоящее время уровень активности, самоорганизации и автономности приобрели машины, основанные на технологиях ИИ, став своеобразными техносубъектами. Термин “техносубъект” одними из первых стали использовать С. Бескаравайный и В. Мазин, придавая ему как понятию различную смысловую нагрузку [Бескаравайный, 2018: 125; Мазин, 2018: 14]. В моей интерпретации техносубъекты это такие объекты, которые ведут себя как акторы, поскольку не только учатся исполнять социальные роли, предписанные им алгоритмами, но и сами создают систему интеракций, выступая в роли социальных агентов, конструируя систему социальных взаимодействий. Это новый вид агента и новый вид актора социальных отношений. Тем самым рядом с социальной структурой общества людей возникает структура, состоящая из агентов нового вида – техносубъектного. А техносубъекты становятся не только исполнителями социальных ролей, но и агентами социальной системы нового вида, состоящего их технических систем с ИИ. Возникает гибридное социальное пространство с новой социальной морфологией, состоящее из: 1) индивидов (Homo Sapiens 1.0), 2) технобиологических гибридов человека и ИИ - киборгов (Homo Sapiens 2.0), 3) “цифровых двойников” человека и 4) техносубъектов – технических устройств с ИИ.
15 Морфогенез гибрида: топология техносубъектов и гибридная стратификация. Техносубъект можно рассматривать как синтетический, искусственный эквивалент субъекта-индивида, если за основной признак субъектности принимать целеполагание. Под воздействием его стремительно нарастающего влияния на общество происходит утрата целостности социальной структуры, нарастает ее расщепление на структуру людей и структуру техносубъектов. Возникает техносоциосфера – система машин нового вида с ИИ. Образование ее топологии можно проследить, обратившись к исследованиям, посвященным изучению становления технологий с ИИ и последствий изменения ими человеческого поведения и социальной жизни [Баррат, 2015; Бриньолфсон, Макафи, 2017; Грингард, 2017; Гринфилд, 2018; Йонк, 2019; Леонгард, 2018; Маркофф, 2016; Уолш, 2019; Форд, 2016]. Выскажу гипотезу: техносоциосфера формирует структуру, подобную социальной, и также стратифицированную. Разные виды техносубъектов занимают в ней различные вертикальные позиции. И эта структура – технотопология – сопряжена с социальной структурой людей в процессе морфогенеза гибрида.
16 Техносубъекты иерархически организованы и расположены. На вершине пирамиды – ИИ. Ниже - алгоритмы и программы; затем - сетевые облачные хранилища как основа суперкомпьютеров, образующих глобальный ИИ; затем - “стеки”, состоящие их корпораций Северной Америки и Европы - Google, Amazon, Facebook, Apple, Microsoft и сверхмонополии Alphabet; платформ КНР Tencent, Alibaba, Baidu, JD.com и DiDi; российских Яндекс и Мэйл.ру. На их основе функционируют нижележащие страты роботов и мобильных компьютеров-коммуникаторов; страты ИВ и промышленного Интернета. Затем расположен слой кибернетической экосистемы с хакерами, создающими ботнеты. Отдельные слои техносубъектов обладают специфическими статусными наборами (статусными потенциалами) - ресурсами для влияния на другие страты как техносубъектов, так и представителей социальной структуры индивидов. Каждый такой слой образует подвид сообщества устройств с ИИ. Эти страты созданы и воспроизводится индивидами, образующими профессиональные сообщества агентов цифрового общества. Они также расположены в иерархическом порядке: создатели ИИ, творцы алгоритмов и разработчики программ, создатели и собственники “стеков”, конструкторы и пользователи роботов, разработчики устройств мобильной связи и миллионы пользователей гаджетов, сообщества хакеров - активных и наиболее креативных разработчиков и экспериментаторов применения альтернативных программ и алгоритмов.
17 Высший ранг ИИ определяется, прежде всего, тем, что он способен в ряде случаев принимать самостоятельные решения. Так, ИИ активно вытесняет людей из многих профессий, трансформируя социальную структуру, вставая над людьми в промежутки между стратами индивидов. Он становится автономным в создании собственной логики – она все более независима от людей и им непонятна. Более того, ИИ как система алгоритмов и программ стремится к собственному совершенствованию. Его статусное доминирование выражено побуждениями к: 1) эффективности, 2) самосохранению, 3) приобретению ресурсов, 4) творчеству, и 5) уходу от уязвимости. ИИ обладает преимуществами перед другими техносубъектами - он способен думать, планировать и обманывать создателя.
18 Обособленные технологии собираются вместе в вертикально интегрированных коммерческих компаниях – “стеках” (термин Брюса Стерлинга), которыми контролируются сети, платформы, приложения, физические устройства и контент. “Стеки” монополизируют коммерческую рекламу, мобильные трафики социальных сетей, рынок электронных книг [Гринфилд, 2018: 365]. Глобальные масштабы приобрел еще один вид техносубъекта – Интернет вещей. ИВ - это своеобразная “колонизация” повседневной жизни обработкой информации и превращение мира вещей в “пищу” ИИ. ИВ обеспечивает работу технологических систем без наблюдения человека. У него неограниченные возможности перемещения данных в любые точки пространства к любым техническим системам и людям. Более того, участники Всемирного экономического форума ставят задачу перехода к “Интернету тел”, когда встроенные датчики или вживленные имплантаты не только будут осуществлять функции передачи информации, но и изменять само тело и даже поведение человека. Тело предполагают сделать технологической платформой, а обмен данными о теле станет необходим ради “коллективного и индивидуального блага”, как его понимает ВЭФ.
19 Такой техносубъект как робот есть техническое воплощение непосредственной власти не только людей над людьми, но и самими машинами над людьми, поскольку они превосходят человека по ряду функций. Но в иерархии техносубъектов роботы стоят ниже ИВ, ИИ и алгоритмов, поскольку функционируют на их основе. Робот – это машинная альтернатива человеку, но особая машина, созданная для непосредственного с ним взаимодействия. Человек, создавая робота под себя, одновременно подчиняет себя роботу. Робот - это воплощенный в материале алгоритм. Он его “маска”, поскольку сети роботов создаются на основе сети алгоритмов. Так открывается возможность возникновения социума роботов и материализации социальности систем алгоритмов. Случаем такого воплощения стало появление ботнетов – сети роботов, созданных для продвижения вредоносных программ с целью использования компьютеров без согласия их владельцев.
20 Гибридное социальное взаимодействие. Морфологическая трансформация происходит и с социальным взаимодействием - оно превращается в гибридное. Взаимодействуя с персональными цифровыми помощниками, человек ожидает, что взаимодействия с ботами будут разумными. Появление в системе социальных интеракций интеллектуальных помощников сопровождается их сближением с такими сообществами людей, как разработчики систем человеко-машинного взаимодействия и исследователи ИИ. В процессе этого сближения образуется ядро морфологии гибридного социума. Наметилась тенденция движения к созданию интерактивных систем, которые функционируют как интеллектуальные «коллеги», становясь компьютерными аватарами, а не оставаясь только инструментами с компьютерами. Склонности человека к очеловечиванию машин ориентирует людей на стремление вступать с машинами в социальные отношения по мере повышения их эффективности ИИ. Но нужно быть готовым к тому, что одновременно с расширением возможностей человека с помощью ИИ будет происходить и вытеснение людей. Более того, этот процесс будет принимать все более конфликтный характер, о чем предупреждал Н. Винер: «…машина, способная к обучению и принятию решений на базе этого обучения, никоим образом не окажется обязанной принимать те решения, какие приняли бы мы сами или какие были бы приемлемыми для нас» [Винер, 2019: 190].
21 Новая социальная морфология проявляется в том, что интеллектуальные машины, образуя единство “агент-структура”, реализуют в своей активности ряд схем действий, схожих с социальными: 1) распознавание объекта взаимодействия; 2) ориентация-на-Другого; 3) прогнозирование ответных действий; 4) отнесение своего поведения к набору нормативных образцов, заложенных в алгоритме. К специфике действия интеллектуальных устройств можно отнести, прежде всего, 1) отсутствие (пока) у них индивидуального Я-образа и рефлексии исполняемой роли; 2) ограниченность возможности свободного выбора сценария ввиду отсутствия (пока) у алгоритмов собственного накопленного «жизненного опыта» и пройденных этапов социализации; 3) отсутствие в алгоритмах (как правило) программ «отнесения к ценности» определенной субкультуры и к универсальным ценностным образцам. Есть основания утверждать, что взаимодействие интеллектуальных устройств с человеком приобретает характер специфической разновидности социального взаимодействия. Но уже иного социального. При этом меняется природа обеих сторон, происходит обоюдная мутация, в процессе которой появились субъекты-гибриды с антропоморфными (у устройств с ИИ) и техноморфными (у людей) характеристиками. В этом процессе активно формируется гибридный социум.
22 Заключение. Устройство воздействует на человека не только как машина, но и как антропоморфный объект. Его форма не пассивна, а активна и проявляется и вообще существует только в ответном воздействии машины на своего создателя в моменты оперирования человека с машиной, заставляя человека меняться и как субъекта – одной из сторон социального взаимодействия. Поэтому происходит расширение области взаимодействий двух разнородных субъектов, но таких, которые были разнородны до начала использования машины. И в этом взаимодействии они образуют «ассамбляж» [Деланда, 2018] новой природы – гибридное социальное взаимодействие. Исследованием этих ассамбляжей и должна озаботиться современная социология, из поля зрения которой – парадокс! – до сих пор выпадает техносубъект как элемент новой морфологии социума, который, наряду с техномодифицированными индивидами, становится новым «игроком» на поле человеческого сообщества. Можно его игнорировать и впредь, но тогда кто подготовит массовое сознание к встрече с реализацией проектов “машинопоклонников” (Н. Винер), транс- и посгуманистов и “цифропоклонников”?
23 Полагаю, назрела необходимость в существенном уточнении содержания морфологии современного общества и объекта социологии современности: им становится гибридная социальность, новая морфология, включающая четыре вида агента социальности: 1) человека; 2) технобиологического гибрида; 3) “цифрового двойника” человека и 4) техносубъекта. Параллельно со стратификационной структурой сообщества людей образуется стратификационная структура техносубъектов, вместе с цифровыми двойниками и технобиологическими гибридами формирующая социальную структуру гибридного социума.

Библиография

1. Арчер М. Реализм и морфогенез // Социологический журнал. 1994. № 4. С. 50-68.

2. Баррат Дж. Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens / Пер. с англ. Н.Лисовой. М.: Альпина нон-фикшн, 2015.

3. Бескаравайный С. Бытие техники и сингулярность. М.: РИПОЛ классик, 2018.

4. Бриньолфсон Э., Макафи Э. Вторая эра машин. Работа, прогресс и процветание в эпоху новейших технологий / Пер. с англ. П. Миронова. М.: АСТ, 2017.

5. Винер Н. Кибернетика и общество: [сборник] / Пер. с англ. В. Желнинова. М.: АСТ, 2019.

6. Грингард С. Интернет вещей: Будущее уже здесь / Пер. с англ. М. Трощенко. М.: Точка, 2017.

7. Гринфилд А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: «Дело» РАНХиГС, 2018.

8. Деланда М. Новая философия общества: Теория ассамбляжей и социальная сложность / Пер. с англ. К.С. Майоровой. Пермь: Гиле Пресс, 2018.

9. Донати П. Реляционная теория общества: Социальная жизнь с точки зрения критического реализма / Сост. Е.А. Кострова. М.: ПСТГУ, 2019.

10. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесл. А.Б. Гофмана. М.: Наука, 1990.

11. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Метод в науках. СПб., 1911. С. 239.

12. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993.

13. Йонк Р. Сердце машины. Наше будущее в эру эмоционального искусственного интеллекта / Пер. с англ. Э. Воронович. М.: Эксмо. 2019.

14. Леонгард Г. Технологии против человека / Пер. с англ. А.О. Юркова, М.Ю. Килина, Т.Ю. Глазкова; предисл. М. Федорова. М.: АСТ, 2018.

15. Мазин В. Машина влияния. М.: Ин-т Гайдара, 2018.

16. Маркофф Д. Homo Roboticus? Люди и машины в поисках взаимопонимания / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2016.

17. Рассел С. Совместимость. Как контролировать искусственный интеллект / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.

18. Резаев А.В., Стариков В.С., Трегубова Н.Д. Социология в эпоху “искусственной социальности”: поиск новых оснований // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 3–12. DOI: 10.31857/S013216250008489-0.

19. Сорокин П.А. Общая социология. Социология № 1. // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

20. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: Наука, 1993.

21. Теннис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 217–226.

22. Уолш Т. 2062: время машин. М.: АСТ, 2019.

23. Форд М. Роботы наступают: Развитие технологий и будущее без работы / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2016.

24. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология / Пер. с фр. А.Т. Бикбов; составл., биограф. очерк В. Каради. М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 2000 г.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести