Values and Norms of Political Culture in the Public Consciousness of Kazakhstan Society
Table of contents
Share
QR
Metrics
Values and Norms of Political Culture in the Public Consciousness of Kazakhstan Society
Annotation
PII
S013216250024462-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Valentina D. Kurganskaya 
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute for Philosophy, Political Science and Religious Studies of the CS MSHE RK
Address: Kazakhstan, Almaty
Vladimir Yu. Dunaev
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute for Philosophy, Political Science and Religious Studies of the CS MSHE RK
Address: Kazakhstan, Almaty
Ayazhan Sagikyzy
Affiliation: Institute for Philosophy, Political Science and Religious Studies of the CS MSHE RK
Address: Kazakhstan, Almaty
Edition
Pages
94-100
Abstract

The article discusses the basic values and norms of the political culture of the Republic of Kazakhstan population on the basis of a sociological survey in the summer, 2022. The purpose of our study is to determine the values and norms in the political culture of the republic population at the present stage of the country’s political modernization. The authors analyze the qualitative and quantitative characteristics of the political consciousness of the citizens of the country. Based on the survey results, a conclusion is made about the predominance of parochial and subordinate types of political culture in the mentality of the population of Kazakhstan. The trend of development of participatory political culture elements, despite attempts to implement a program of modernization of public consciousness, is not visible. The main sources of the formation of values and norms of political culture are communicative practices in reference groups, as well as official media.

Keywords
public opinion, political culture, typological features, values, political modernization
Acknowledgment
The article was prepared as part of the financing of the Committee of Science of the CS MSHE RK – grant BR10965263
Received
03.07.2023
Date of publication
12.07.2023
Number of purchasers
12
Views
33
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 Осенью 2022 г. Казахстан вступил в новый электоральный цикл, который проходит в условиях глубокого реформирования политической системы страны. К числу важнейших преобразований относятся переход к президентской республике с влиятельным парламентом и с подотчётным народу правительством, ограничение и упразднение ряда полномочий президента, упрощение процедур регистрации партий и т.д. Востребованность новых принципов в реальной политике показали январские события 2022 г., когда мирные протесты против повышения цен на сжиженный газ переросли в массовые беспорядки с человеческими жертвами. Задача авторов – проанализировать, насколько реализация новой модели политической архитектуры общества возможна в современном казахстанском обществе со сложившимися в нем когнитивными, аффективными и нормативно-ценностными аспектами политического сознания.
2 Анализ политической культуры казахстанцев построен в основном на материалах социологического исследования в июне-июле 2022 г.1, включавшего проведение массового социологического опроса населения (N = 3000). Выборка была маршрутная, случайная, репрезентирующая взрослое население по полу, возрасту, национальной принадлежности и месту проживания. Параллельно с массовым опросом проводились пять фокус-групп в городах Караганда, Костанай, Тараз, Атырау и Семей, в них приняли участие 50 человек. Для выявления динамических тенденций авторами использованы результаты социологических исследований 2001 и 2008 гг.2.
1. «Исследование культуры и ценностей общества в контексте стратегии устойчивого развития Казахстана» проводилось ОО «Научно-исследовательская ассоциация "Институт демократии"» по заказу Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК

2. Социологическое исследование «Казахстанская модель межэтнической интеграции» проведено в 2001 г. Казахстанским институтом социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) в рамках проекта Европейской Комиссии (EIHDR) (N = 2154). Социологическое исследование 2008 г. проводилось сотрудниками Института философии и политологии МОН РК в рамках проекта «Имидж политического лидера» (N = 2008). В обоих исследованиях выборка была многоступенчатой, квотной по полу, поселенческому признаку, этническому составу и месту проживания. Отбор респондентов осуществлялся с использованием маршрутной выборки.
3 Основные источники формирования политических взглядов казахстанцев. Как пишет известный казахстанский политолог А. Чеботарев, «…политическое пространство Казахстана сосредоточило в себе большую палитру самых разнообразных ценностей и установок: либеральных, консервативных, социал-демократических, коммунистических, «зеленых», национально-патриотических, пантюркистских, монархических, алармистских и т.д. Другое дело, что в своем большинстве они не имеют широкой социальной базы, а также устойчивого институционального выражения в лице соответствующих партий и иных общественно-политических объединений» [Чеботарев, 2021: 448]. Авторы статьи попытались выяснить, под воздействием каких основных факторов формируются нормы и ценности политического сознания казахстанцев.
4 Главным фактором формирования политических взглядов респондентов они считают политику официальных властей, так полагает около половины опрошенных (48,4%). Вторым по частоте фактором являются взгляды членов семьи (40,0%), третьим – выступления общественных деятелей и неформальных лидеров (27,0%). Если учесть влияние взглядов коллег по работе/учёбе (21,8%), выступления оппозиционных политиков (16,3%), а также произведения и выступления писателей, поэтов, деятелей культуры (16,7%), то очевидно большое влияние неформальных институтов и структур, суммарно казалось бы превосходящего влияние политических институтов государства. Правда, когда респондентам был задан вопрос об источниках информации, оказывающих влияние на их политические взгляды и представления, то чаще всего они называли «родных, близких, друзей» (54,0%), «выступления президента РК» (49,8%) и «государственные СМИ» (49,5%), в то время как любые другие источники (Интернет, соседи, общественные деятели и т.д.) называли менее 30%.
5 Вопрос об отношении граждан к политической оппозиции является одним из индикаторов отнесения политической культуры к тому или иному типу. В рамках подданнической политической культуры любая оппозиционная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на дискредитацию политического режима и тем самым на политическую дестабилизацию. Партиципаторная политическая культура расценивает политическую оппозицию как структурно необходимый и конструктивный элемент политической системы, без которого она неизбежно деградирует к крайним формам авторитаризма, фундаментализма, тоталитаризма и т.д. Если судить по распределению ответов на вопрос о роли оппозиции (табл. 1), напрашивается вывод, что отношение казахстанцев к этому институту во многом отвечает нормам гражданской политической культуры, хотя оппозиционные партии имеют в Казахстане очень короткую историю. Отношение к оппозиции в стране постепенно меняется: если в 2008 г. позитивные оценки ей давала треть респондентов, через 15 лет – половина. Количество негативно относящихся к оппозиции респондентов несколько снизилось. В целом представители оппозиции начинают оказывать всё большее влияние на формирование политической культуры основной массы населения Казахстана, хотя оно не столь значительно, как влияние государственных институтов.
6 Таблица 1 Оценки респондентами деятельности политической оппозиции в РК, % опрошенных
Оценки 2008 г. 2022 г.
Позитивные
Она защищает интересы простых людей, стремится улучшить их жизнь 8,5 15,7
Она критикует «огрехи», «проколы» властей и тем самым помогает решить проблемы различных социальных групп 19,1 15,1
Она работает на благо страны, потому что её идеи способствуют продвижению Казахстана по пути демократических реформ 9,3 19,9
Негативные
Её лидеры реализуют собственные политические амбиции и не думают об интересах простых людей 11,0 17,2
Её лидеры рвутся к власти и используют для этого все методы 14,7 9,2
Её лидеры по каким-то причинам «выпали» из властных структур и сейчас стремятся вернуться туда через оппозицию 13,3 6,1
Затрудняюсь ответить 24,1 16,8
7 Если воспользоваться классической типологией политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы, напрашивается вывод о преобладании в политическом сознании граждан Казахстана парохиального и подданнического типов политико-культурных установок. Об этом свидетельствует ответы респондентов. Согласно им, на формирование политических взглядов и представлений наибольшее влияние оказывают 1) круг непосредственного общения в референтных группах (что типично для парохиальной политической культуры) и 2) политические установки, диктуемые политической властью в лице главы государства и разъясняемые провластными СМИ (этот тип восприятия и усвоения политической информации характерен для подданнического политического сознания). Вместе с тем в информационно-коммуникативной базе политической социализации казахстанского социума существенно представлены, как отмечено выше, выступления общественных деятелей, блогеров, независимых аналитиков и экспертов. Это свидетельствует о наличии в массовом политическом сознании казахстанцев элементов критически-рефлексивных способов отношения к политической реальности, – показатель гражданской, активистски-участнической политической культуры (Г. Алмонд), или культуры «квалифицированной активной гражданственности» [Соловьёв, 1991: 421].
8 Ценности и нормы политической культуры казахстанцев. Казахстан, судя по ответам респондентов, имеет высокий потенциал для ценностно-мировоззренческой консолидации общества как важнейшего условия социально-политической стабильности при проведении политических реформ. Отвечая на вопрос «Какие факторы могут сплотить казахстанцев?», респонденты чаще всего называли пять – «Единство всех народов Казахстана» (83,4%), «Патриотизм» (78,4%), «Мир и согласие, дружба, бесконфликтность в общественных взаимоотношениях» (77,9%), «Повышение уровня жизни всех граждан» (77,8%), «Общечеловеческие ценности» (76,3%) и «Искоренение коррупции» (75,2%). Несколько иначе о потенциале ценностно-мировоззренческой консолидации казахстанского общества говорят ответы респондентов на уточняющий вопрос «С кем вы в большей степени ощущаете совпадения своих жизненных взглядов и ценностей?». Чаще всего говорят о консолидации со своей семьёй (59,6%), заметно реже – с «людьми моей национальности» (36,8%) и с казахстанцами (36,3%).
9 28,6% признают совпадение основных ценностных ориентаций казахстанцев. Почти 2/3 респондентов (63,2%) считают, что современный Казахстан представляет собой ценностно фрагментированное, расколотое общество. Из ответов считающих, что общество РК находится в состоянии ценностного раскола, следует, что основные линии раскола проходят между малоимущими и обеспеченными гражданами (так считают 65%), а также между чиновниками и народом (62,4%). Для сравнения укажем, что 20 лет назад 27,2% респондентов отмечали наличие раскола между малоимущими и обеспеченными, 25,7% – между чиновниками и народом. В настоящее время эти два вида противоречий обострились, достигнув пика в январе 2022 г., когда раскол между народом и элитой стал генератором социально-политических катаклизмов.
10 Утверждение приоритета консолидированных общенациональных интересов над узко корпоративными и специфически групповыми интересами невозможно без институционализации диалога между социальными группами – без вовлечения масс в активную политическую деятельность. Либерализация и демократизация политического режима означают имплантацию в политический процесс и в массовую политическую культуру комплекса демократических ценностей, которые актуальны для граждан РК. Действительно, по мнению респондентов, самыми востребованными для казахстанцев демократическими ценностями являются уважение человеческого достоинства и соблюдение прав человека (68,1%), свобода выбора (63,2%), отсутствие дискриминации (44,6%) и толерантность (43,1%). В то же время с важностью соблюдения прав меньшинств (например, ЛГБТ) согласны 10,5%, с важностью мультикультурности – 19,1%, идеологической свободы и многопартийности – 22,9%.
11 Казахстанское общество в оценке значимости социально-политических прав и свобод остаётся консервативным. Из всех политических прав и свобод наиболее значимы для респондентов на протяжении 15-ти лет равенство всех граждан перед законом, право использовать родной язык, соблюдать национальные традиции, а также гарантированное право на труд, на охрану здоровья и на социальное обеспечение (табл. 2).
12 Таблица 2 Оценки значимости социально-политических прав и свобод, по пятибалльной шкале (1 балл – практически не значимы, 5 баллов – очень значимы)
Права и свободы 2008 г. 2022 г.
Свобода слова, печати, собраний 4 3,8
Право на участие в политической жизни (право избирать и быть избранным в органы политической власти) 3,7 3,8
Свобода вероисповеданий 4 3,9
Свобода частного предпринимательства 3,9 4
Право на свободу передвижения и выбора места жительства 4 4,2
Неприкосновенность собственности, личности и жилища 4,3 4,2
Гарантированное право на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение 4,2 4,3
Право использовать родной язык, соблюдать национальные традиции 4,2 4,3
Равенство всех граждан перед законом 4,3 4,3
13 Как видим, наиболее значимыми социально-политическими правами и свободами для граждан Казахстана остаются права и свободы, связанные с условиями их повседневной жизнедеятельности. Низшую ступень значимости среди всех видов социально-политических прав и свобод устойчиво занимает право избирать и быть избранным в органы политической власти. Это объясняется традиционным недоверием к политике, поскольку граждане страны свыклись с неотделимой от подданнической политической культуры мыслью, что от их участия в электоральных процессах ничего в реальной жизни не меняется. Как было отмечено почти десятилетие назад, постсоветское «население Казахстана, независимо от того, в каком разрезе мы его рассматриваем – в стратном, этническом, региональном или ином, – разделяет в целом общую постсоветскую, патриархально-подданническую политическую культуру с характерными для неё аполитичностью и низкой политической компетентностью населения»3. Поэтому формальный характер приобрело в Казахстане и политическое участие через членство в политических партиях. Для подданнической культуры политического участия в РК характерны такие, например, заявления участников фокус-группового обсуждения: «Нас никто не спрашивал. Сказали: вся организация должна вступить и всё. Мы даже не знали, что члены партии, только тогда узнали, когда взносы надо было платить. Когда хотели выйти оттуда, нам не разрешили. В другую партию вступить не разрешали (казашка, 30 лет, домохозяйка); «Я был членом партии, но активность проявляю вне партий, так как не верю в их работу и в результаты их деятельности (русский, 71 год, пенсионер).
3. Карабекова Ж. Развитие политической культуры Казахстана. 2014. С. 6. URL: >>>> (дата доступа: 15.04.2023).
14 Соблюдение социально-политических прав и свобод, методы их защиты. Часто в СМИ правозащитники пишут о нарушениях прав и свобод человека в Казахстане. В связи с этим респондентам было предложено оценить значимость и степень соблюдения в стране основополагающих для современного демократического общественного устройства социально-политических прав и свобод.
15 В 2008 г. (табл. 3) респонденты отметили самый низкий уровень соблюдения двух наиболее значимых для них прав – гарантированного права на труд, на охрану здоровья и на социальное обеспечение, а также равенства всех граждан перед законом.
16 Таблица 3 Оценки соблюдения социально-политических прав и свобод, 2008 г., по пятибалльной шкале (1 балл - практически не соблюдаются, 5 баллов – в основном соблюдаются)
Права и свободы Оценки
Гарантированное право на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение 3,1
Равенство всех граждан перед законом 3,3
Свобода слова, печати, собраний 3,7
Свобода вероисповеданий 3,7
Неприкосновенность собственности, личности и жилища 3,8
Свобода частного предпринимательства 4
Право на участие в политической жизни (право избирать и быть избранным в органы политической власти) 4,1
Право использовать родной язык, соблюдать национальные традиции 4,2
Право на свободу передвижения и выбора места жительства 4,4
17 В 2022 г., через 15 лет, наибольшая неудовлетворённость населения соблюдением их социально-политических прав и свобод касалась тех же аспектов (табл. 4).
18 Таблица 4 Оценки частоты нарушения социально-политических прав и свобод, 2022 г., % отметивших «сталкиваемся постоянно/в отдельных случаях»
Права и свободы Оценки
Гарантированное право на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение 15,4
Равенство всех граждан перед законом 13,2
Свобода слова, печати, собраний 13,1
Свобода вероисповеданий 11,9
Право использовать родной язык, соблюдать национальные традиции 11,4
Неприкосновенность собственности, личности и жилища 11,2
Право на свободу передвижения и выбора места жительства 11
Свобода частного предпринимательства 10,9
Право на участие в политической жизни (право избирать и быть избранным в органы политической власти) 10
19 Около 2/3 респондентов в обыденной жизни не сталкивались с нарушениями своих прав и свобод: ни по одному из вариантов ответа не выбрали ответы «сталкиваемся постоянно» или «в отдельных случаях» 61,6% участников опроса. Январь 2022 г. показал, что достаточно локального очага, чтобы протесты обрели взрывную динамику и приняли национальный масштаб. После этих событий прошло немало времени, поэтому было уместно задать респондентам вопрос об их причинах. Участники фокус-групп подчёркивали множественность и разноплановость причин январских событий, вот пара типичных отзывов о них: «Январские события произошли не по одной причине, а по многим причинам, в том числе по причине накопившейся у народа злости. Самая первая причина – дороговизна, а затем уже гнев накопившийся. Вначале был мирный митинг, а дальше уже вмешались провокаторы и мародёры» (казашка, 23 года, студентка); «Причинами послужили системные ошибки в молодёжной политике, ошибки в социальной политике, в политической системе, которую нужно было переформатировать, но видимо за эти 30 лет настолько всё устоялось, что менять не очень хотелось» (русский, 39 лет, работник бюджетной сферы). Мнения респондентов в массовом опросе о причинах январских событий разделились примерно поровну: двумя основными причинами были названы борьба народа за свои права и активные действия деструктивных сил.
20 Перспективы развития страны. Респондентам был предложен ряд лозунгов, отражающих различные политико-идеологические аспекты программы строительства Нового Казахстана, с просьбой определить, какой из них лучше отвечает целям системной модернизации страны (табл. 5).
21 Таблица 5 Подходящие лозунги строительства Нового Казахстана, 2022 г., % отметивших «обязательно»
Права и свободы Оценки
Достойная оплата труда и социальная защита – достойное качество жизни 76,3
Свобода, справедливость, равные стартовые возможности 70,1
Власть – для народа, законы – для всех 65,4
Новый Казахстан – родина для всех этносов 58,6
22 Как видим, казахстанцы сочли наиболее актуальным социально-экономический лозунг «Достойная оплата труда и социальная защита – достойное качество жизни». В качестве основных для населения страны в первую очередь в настоящее время (впрочем, как и раньше) выступают ценности не политического, а социально-экономического плана.
23 Респондентам было предложено выбрать наиболее необходимые, по их мнению, политические изменения. Чаще всего (60%) они выбирали «разработку действенных законов борьбы с коррупцией», несколько реже (46%) – «аттестацию («чистку», люстрацию) руководства и аппаратных работников министерств и ведомств». Реже всего – «усилить роль парламента, ограничить власть исполнительных органов (президента и правительства)» (22,1%), а также «создать реальную многопартийность, в том числе в виде сильной оппозиции» (26,3%). Ответы показывают, что массовое политическое сознание тяготеет к привычным силовым, административно-приказным методам управленческих воздействий, не к либерально-демократическим механизмам и переговорным социальным технологиям, на которых строится гражданская политическая культура. Между тем глобальной социально-политической перспективой является переход от элитарной демократии к демократии социальной. В Казахстане (и в других странах догоняющего развития) серьёзным препятствием для такого перехода являются механизмы традиционной политической культуры, которые «воспроизводят практику неформальных отношений, приводят к фактической институализации клановости и распространению коррупционных отношений» [Дорожкин, Игбаев, 2009: 136].
24 Наиболее точно роль гражданской политической культуры в решении задач построения Нового Казахстана сформулировал один из участников фокус-группы в г. Костанай: «В нашей стране власть сначала что-то формирует, а потом спускает вниз, и все остальные это выполняют. Задача Нового Казахстана как раз-таки сформировать такое гражданское общество, когда инициатива будет идти не сверху вниз, а снизу вверх, когда люди будут сами выдвигать политические решения, а власть уже будет их институционализировать и поддерживать» (русский, 39 лет, работник бюджетной сферы).
25 Основные выводы. Изучение общественного сознания позволяет сделать вывод о преобладании в политическом сознании граждан Казахстана парохиального и подданнического типов политической культуры. Курс на демократизацию в РК будет наталкиваться на существенные объективные препятствия, поскольку далеко не все демократические нормы и ценности для казахстанцев актуальны. В этом плане нельзя недооценивать в функционировании и развитии политической культуры Казахстана роль традиций, влияние кровнородственных, земляческих и региональных групп и кланов.
26 Вместе с тем в массовом политическом сознании казахстанцев имеют место элементы современной культуры «квалифицированной активной гражданственности» (Э.Ю. Соловьёв). Формирование данного типа политической культуры, при котором власть оборачивается сотрудничеством и при распределении ресурсов, и при согласовании специализированных политических функций, – оптимальный путь продвижения страны к справедливому Казахстану. Он сможет опереться на расширение реального участия масс в выработке и принятии управленческих решений, а также на социально-политическое воспитание и просвещение, направленные на развитие критического мышления, «способности политического суждения».

References

1. Almond G.A., Verba S. Grazhdanskaya kul'tura. Podkhod k izucheniyu politicheskoj kul'tury (I) // Politiya. 2010. № 2 (57). S. 122–144. [Almond G.A., Verba S. (2010). Civil culture. An approach to the study of political culture (I). Politiya. No. 2 (57): 122–144. (In Russ.)]

2. Dorozhkin Yu, Igbaev R. Rol' politicheskikh traditsij v sovremennom politicheskom rezhime Respubliki Kazakhstan // Vlast'. 2009. № 10. S. 133–137. [Dorozhkin Yu., Igbayev R. (2009). The role of political traditions in the modern political regime of the Republic of Kazakhstan. Vlast' [Power]. No. 10: 133–137. (In Russ.)]

3. Solov'yov Eh.Yu. Lichnost' i pravo // Solov'yov Eh.Yu. Proshloe tolkuet nas: (Ocherki po istorii filosofii i kul'tury). M.: Politizdat, 1991. S. 403–431. [Solovyov E.Yu. (1991) Personality and law. In: Solovyov E.Yu. The past interprets us: (Essays on the history of philosophy and culture). Moscow: Politizdat: 403–431. (In Russ.)]

4. Chebotaryov A.E. Politicheskaya mysl' suverennogo Kazakhstana: istoki, ehvolyutsiya, sovremennost'. Nur-Sultan: Kazakhstanskij institut strategicheskikh issledovanij pri Prezidente Respubliki Kazakhstan, 2021. [Chebotarev A.E. (2021) Political Thought of sovereign Kazakhstan: origins, evolution, modernity. Nursultan: Kazakhstanskij institut strategicheskikh issledovanij pri Prezidente Respubliki Kazakhstan. (In Russ.)]

Comments

No posts found

Write a review
Translate