Прикладная социология профессора Г.П. Давидюка и возрождение социологической науки в БССР
Прикладная социология профессора Г.П. Давидюка и возрождение социологической науки в БССР
Аннотация
Код статьи
S013216250026397-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Данилов Александр Николаевич 
Аффилиация: Белорусский государственный университет
Адрес: Минск, Республика Беларусь
Выпуск
Страницы
144-151
Аннотация

В статье исследуется история научной школы прикладной социологии профессора Г.П. Давидюка (1923-2020), оценивается вклад ее основателя в возрождение социологической науки и институционализацию социологического образования в Беларуси. Г.П. Давидюк в конце 1960-х гг. сформировал первые в Белоруссии научные структуры социологического профиля (сектор социальных исследований, отдел социологических исследований Института философии и права АН БССР; сектор прикладной социологии при кафедре философии БГУ и др.), им были написаны учебники «Основы прикладной социологии» (1975) и «Прикладная социология» (1979), под его редакцией был подготовлен первый в стране «Словарь прикладной социологии» (1984), созданы основы подготовки профессиональных социологов в Белорусском государственном университете, кадров высшей научной квалификации. В 1970–1980-х гг. руководимая Г.П. Давидюком Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований БГУ превратилась в ведущий в стране научный центр. Работа сектора прикладной социологии БГУ дало импульс к развитию заводской социологии. Г.П. Давидюк неоднократно представлял белорусскую социологию на международных форумах.

Ключевые слова
Г.П. Давидюк, возрождение социологии в СССР, научная школа, прикладная социология, Институт философии и права АН БССР, Белорусский государственный университет, институционализация социологического образования
Классификатор
Получено
03.07.2023
Дата публикации
12.07.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
27
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Введение. Начало возрождения социологии в СССР приходится на 1960-е гг. Под влиянием «хрущевской оттепели» происходило постепенное оживление общественной мысли, пробуждалась потребность в новых знаниях, реально отражающих социальные процессы и противоречия. Социология воскрешалась из небытия, но в стране еще не было условий, благоприятных для полного восстановления социологической науки, поскольку признание партийными идеологами прав теоретической социологии на существование противоречило официальной доктрине исторического материализма. Однако необходимость в более эффективном управлении социальными процессами во всех сферах общественной жизни требовала признания социологии в ранге прикладных социальных исследований.
2 На преодоление влияния факторов, тормозивших развитие страны, была направлена в 1965 г. попытка реформирования ее экономики, известная как реформа А.Н. Косыгина. В ходе нее предполагалось повысить самостоятельность предприятий в налаживании хозяйственных взаимосвязей на основе договорных отношений, вводились элементы самоуправления в трудовых коллективах, что объективно востребовало формирование в их структуре социологических служб.
3 Вызревание понимания необходимости возрождения социологии как науки на государственном уровне заняло в СССР почти четверть века. Этот процесс завершился к концу 1980-х гг. окончательной институционализацией социологической науки как самостоятельной академической дисциплины и предмета преподавания в вузах. По характеристике очевидцев тех событий, на принимаемые в высших партийных эшелонах власти решения влияли сложившиеся ранее стереотипы, отношение к социологии было неоднозначным, не всегда последовательным, а порой абсурдным. «Это было связано с существовавшим тогда догматизмом определения роли и значения исторического материализма, перестраховкой некоторых руководителей общественных наук, боязнью выводов, основанных на данных проводимых социологами исследований. Эти зигзаги нашли отражение даже в смене названий Института социологии, который сначала назывался Институтом конкретных социальных исследований (1968), затем Институтом социологических исследований (1972). Все это позволяет сделать вывод, что судьба социологии в Советском Союзе была чрезвычайно сложной, запутанной, игнорируемой и противоречивой, отмеченной шараханием официальных лиц и отсутствием логики во многих актах (например, существовала Советская социологическая ассоциация, социологические службы при партийных комитетах, в министерствах и на предприятиях, но не было до конца 1980-х гг. социологического образования)» [Дмитриев и др., 2018: 137].
4 В Белорусской ССР важным и смелым для тех лет шагом на пути признания социологии стало Постановление Президиума ЦК КПБ «Об организации конкретно-социологических исследований в республике»1, принятое 9 ноября 1965 г. Оно обязывало Президиум АН БССР, руководство Отделения общественных наук, институтов философии и права, экономики, истории, Министерства высшего, среднего специального и профессионального образования БССР обеспечить условия для проведения социологических исследований в НИИ и вузах [Кафедра социологии…, 2014: 212–213]. В частности, было предложено создать лаборатории социологических исследований при БГУ и в Институте народного хозяйства. Этим же постановлением при ЦК КПБ был создан Республиканский общественный институт социологических исследований для контроля их идеологической составляющей.
1. В марте 1965 г. пост первого секретаря ЦК КПБ занял Петр Миронович Машеров, который активно поддержал «косыгинскую» экономическую реформу и потребовал от республиканских министерств и ведомств разработать систему планирования, которая бы стимулировала экономическую заинтересованность предприятий. Отсюда его одобрительное отношение к социологическим исследованиям.
5 К возрождению социологии в Беларуси были причастны многие. В когорту первопроходцев, безусловно, входил и Георгий Петрович Давидюк (1923–2020). Георгий Петрович родился 5 июля 1923 г. в семье белорусских крестьян в д. Камень-Шляхетский (на тот момент она была в составе Польши, относилась к гмине Городец Кобринского повета Полесского воеводства, ныне это деревня Октябрь, Кобринский район Брестской области). Георгий Петрович успел окончить в Кобрине два класса гимназии. С первых дней войны он ушел на фронт, в возрасте двадцати лет командовал разведгруппой партизанского отряда, в 1942 г. получил под Ганцевичами первое ранение в открытом бою с немецкой ротой. В 1943 г. вступил в ВКП(б). В 1944 г. при штурме переправы на реке Плисса вблизи деревни Заречье получил серьезное ранение и был списан с фронта. После войны работал в административных учреждениях, в том числе в отделе культуры Брестского горисполкома и завершал образование в вечерней школе, затем в Брестском педагогическом институте им. М. Горького, который окончил в 1952 г. По рекомендации ЦК КПБ в сентябре 1955 г. поступил в аспирантуру философского отделения Академии общественных наук при ЦК КПСС. За время учебы в Академии Г.П. Давидюк подготовил кандидатскую диссертацию на тему «Основные черты современного ревизионизма», опираясь на польские, английские и немецкие источники. Диссертация получила высокую оценку членов ученого совета и успешно была защищена. 10 июля 1959 г. Совет Академии общественных наук присудил Г.П. Давидюку ученую степень кандидата философских наук. После окончания Академии он был направлен работать в Минск лектором ЦК КПБ. Но ненадолго. К осени 1962 г. была опубликована его монография «Основные черты современного ревизионизма», написанная на основании кандидатской диссертации. Книгу раскритиковали в югославской прессе, обвинив автора в клевете на югославское руководство, в том числе на И.Б. Тито. Чтобы сгладить последствия, Г.П. Давидюку предложили перейти на работу в Институт философии и права АН БССР.
6 В воспоминаниях Г.П. Давидюк пишет: «О социологии я узнал во время учебы в аспирантуре в московской Академии общественных наук при ЦК КПСС. Старые профессора нашей кафедры философии часто зло заявляли, что социология – это “буржуазная наука”. Из прессы я узнал, что такова установка ЦК КПСС. Работая в АН БССР, я не только узнал, но и почувствовал ненависть, враждебность по отношению к социологии… Суть социологии я узнал, часто бывая в Институте философии АН СССР, где уже в середине 1960-х гг. был сектор социальных исследований…. Наиболее глубоко я постиг суть социологии, когда писал докторскую диссертацию “Критика теории единого индустриального общества”. Книги по этой теме были написаны в то время американскими, немецкими, польскими социологами. Переводов на русский язык данных книг в 1960-е гг. не было. Пришлось читать все в оригинале. Меня поражала глубина проникновения мысли авторов этих книг в социальную действительность и связь теоретического суждения с объективными ее процессами. Особенно меня впечатлили глубиной знаний как американской, так и советской действительности Джон Гэлбрэйт и Дэниель Белл в своих книгах “Новое индустриальное общество. Техноструктура” и “Грядущее постиндустриальное общество”» [Данилов, 2013: 100–101].
7 В декабре 1968 г. Президиум АН БССР принял решение о создании в Институте философии и права сектора социальных исследований во главе с Г.П. Давидюком. Создание сектора, рост числа и квалификации сотрудников позволили расширить тематику исследований: в частности, по социальным последствиям научно-технической революции на селе, руководству социальными процессами, социальному планированию в городе и деревне. В 1970 г. социологи сектора организовали исследование проблем социального планирования предприятий и разработали методику «Перспективное социальное развитие производственного коллектива». В том же году сектор социальных исследований был преобразован в отдел социологических исследований с секторами: социология управления, социальное планирование и социальные проблемы села. По итогам исследований отдел предоставлял тем предприятиям и колхозам, где они проводились, отчеты и рекомендации по планированию и организации рабочих процессов. Были выпущены коллективные монографии: «Структура советской интеллигенции» (1970), «Проблемы социальной структуры села» (1971), «Научно-технический прогресс и социальные изменения села» (1972). В 1967 г. В.П. Давидюк был награжден Грамотой Верховного Совета БССР и медалью «За трудовое отличие», в 1972 г. – Почетной грамотой Верховного Совета БССР. В том же году белорусски ученый вошел в состав Президиума Правления Советской социологической ассоциации.
8 С сентября 1969 г. началось сотрудничество Георгия Петровича с Белорусским государственным университетом, куда он был приглашен читать лекции по социологии для студентов философского отделения. В декабре 1972 г. по предложению ректора БГУ В.М. Сикорского Г.П. Давидюк возглавил кафедру марксистско-ленинской философии гуманитарных факультетов, при которой в 1974 г. был создан сектор прикладной социологии – крупнейшее в БССР учреждение, проводившее в 1970-х гг. социологические исследования. Георгий Петрович долгое время заведовал также университетской Проблемной научно-исследовательской лабораторией социологических исследований. Под его руководством в 1970–1980-х гг. лаборатория превратилась в востребованный в различных сферах республики научный центр. В 1960–1970-е гг. по примеру БГУ стали создаваться социологические структуры в ведущих вузах республики.
9 Г.П. Давидюк руководил разработкой проекта плана социально-экономического развития г. Минска на 1976–1980 гг., по итогам которой была выпущена коллективная монография «Методологические указания по разработке комплексного плана экономического и социального развития Минска на 1976–1980 гг.» (1975). За разработку методики этого плана коллектив исследователей удостоился золотой медали ВДНХ. В 1976 г. по инициативе Г.П. Давидюка было учреждено Белорусское отделение Советской социологической ассоциации, которое объединило усилия социологов всей республики.
10 В 1970-х гг. Г. П. Давидюк неоднократно представлял белорусскую социологию за рубежом: выступал с лекциями в университетах Чехословакии (апрель – май 1974 г.); в составе советской делегации участвовал в работе VIII Международного социологического конгресса (август 1974 г., Канада); читал лекции в Йенском университете им. Фридриха Шиллера (ГДР, сентябрь 1975 г.) и в Люблянском университете (Югославия, 1976 г.); в составе группы Всесоюзного общества «Знание» ездил в Шри-Ланку (ноябрь 1977 г.), в составе советской делегации участвовал в работе IX Международного социологического конгресса (август 1978 г., Швеция); читал лекции в Ягеллонском университете (Польша, октябрь – ноябрь 1979 г.).
11 В апреле 1981 г. Г.П. Давидюк был переведен на должность заведующего Проблемной научно-исследовательской лабораторией социологических исследований Белорусского государственного университета. При нем лаборатория окрепла организационно и финансово, многие сотрудники защитили диссертации, написали монографии, стали активными участниками научных форумов. Ученый активно участвовал в работе Белорусского отделения Советской социологической ассоциации, преподавал, ездил в научные командировки по СССР, в Польшу, Германию, Австрию и т.д. В первой половине 1989 г. в БГУ был создан философско-экономический факультет с отделениями философии, политэкономии и социологии, организована кафедра социологии. В 2010 г. Г.П. Давидюку было присвоено почетное звание «Заслуженный работник БГУ».
12 Научная школа прикладной социологии профессора Г.П. Давидюка. С возрождением социологии в 1960-е годы начала складываться научная школа прикладной социологии профессора Г.П. Давидюка. «Все научные школы возникают тогда, когда появляется человек с повышенным энергетическим зарядом, который, активно занимаясь исследованиями, вырабатывая новые идеи, заражает этим других» [Академик В.С. Стёпин…, 2019: 31]. Таким лидером в Беларуси стал профессор Г.П. Давидюк. Вокруг него «сформировалось активное ядро исследователей, было восстановлено социологическое наследие – не только труды социологов 1920–1930-х гг., но и социологические идеи выдающихся дореволюционных философов, писателей, статистиков, юристов, демографов и др.; создавались новые подразделения, готовились кадры…» [Шавель, 2010: 15–16]. Возрождение шло от практики: создавались исследовательские подразделения социологического профиля, шла переподготовка сотрудников, переводились статьи и монографии, обобщался опыт ученых-социологов, разрабатывались рекомендации, готовились и издавались учебно-методические пособия, появлялись первые отечественные социологические теории, собственные учебники. «Моими настольными учебниками, – вспоминал Георгий Петрвич, – были книги Владимира Ядова “Социологические исследования. Методология. Программа. Методика” (1972), Андрея Здравомыслова “Методология и процедура социологических исследований” (1969)» [Данилов, 2013: 100–101].
13 В первом учебном пособии «Введение в прикладную социологию», которое было издано в 1975 г. в издательстве «Вышэйшая школа» в Минске, Г.П. Давидюк пишет: «Что за наука прикладная социология, и вообще – является ли она наукой, и если да, то каков ее предмет, – по этим и другим вопросам все еще продолжаются дискуссии» [Давидюк, 1975: 6]. Дискуссий тогда было много, и тон в них задавал только образованный журнал «Социологические исследования» (1974). Г.П. Давидюк писал: «Мы живем в эпоху бурного социального развития, постоянного нарождения новых социальных явлений. Все это требует исключительно совершенных подходов к исследованию общественных явлений, что влечет за собой быстрое развитие некоторых направлений в общественных науках. К их числу относится и прикладная социология…» [Давидюк, 1975: 3]. В этом он был прав. Действительно, «развитие социологических исследований, рост бюджетных организаций, осуществляющих эти исследования, появления на предприятиях социологических служб настоятельно требуют подготовки квалифицированных кадров социологов» [там же: 4]. В своем первом учебнике Г.П. Давидюк предпринял попытку «систематизировано изложить историю и сущность марксистско-ленинской прикладной социологии, а также развитие буржуазной социологии на разных этапах; определить прикладную социологию как науку, сформулировать ее основные законы, изложить в синтезированном виде черты и функции марксистской социологии, показать соотношение между историческим материализмом и прикладной социологией» [там же: 4].
14 Через четыре года в 1979 г. у Георгия Петровича в этом же издательстве выходит монография «Прикладная социология», в которой он раскрыл сущность и структуру данной отрасли социологии. Как пишется в аннотации, «впервые в советской социологической литературе дана характеристика ее законов и категорий. Органично изложены методология и процедуры социологического исследования. В новой интерпретации, отличной от предыдущих работ автора, охарактеризован процесс становления и развития прикладной социологии в СССР» [Давидюк, 1979]. Прошло четыре неполных года, и при сопоставлении содержания этих двух книг видно большое различие между ними. Уже нет параграфа «Исторический материализм и прикладная социология», не включен в монографию раздел: «Буржуазная социология». Зато получила развитие и приобрела свою логику первая глава «Марксистско-ленинская прикладная социология как наука», где помимо предмета были рассмотрены соотношение прикладной социологии с другими науками, ее функции и черты. Появилась третья глава: «Категории и законы прикладной социологии», четвертая глава «Методология прикладного социологического исследования» и пятая глава «Процедура прикладного социологического исследования», где помимо методов представлен параграф по обработке социологической информации.
15 По признанию Г.П. Давидюка, «прикладная социология, хотя еще и не завоевала равноправного положения в ряду общественных наук, но уже вошла в академии, университеты, созданы институты, отделы, кафедры. Однако полной ясности о ней как о науке пока нет: иногда ей отводят роль «сборщика» теоретического и фактического материала. Часто понятие «прикладная социолгия» подменяется другими – «конкретные социальные исследования», «конкретные социологические исследования». Конкретные исследования ведутся на основе социологической науки и являются источником ее обогащения и развития. Это один из важных видов деятельности социолога, когда происходит апробация выдвинутых гипотез, получение нового знания о социальной действительности. Поэтому подменять прикладную социологию как науку конкретными социологическими исследованиями нельзя» [Давидюк, 1979: 7].
16 Г.П. Давидюк видел прикладную социологию как науку о «специфических законах становления, развития и функционирования конкретных социальных систем, процессов, структур, организаций и их элементов» [Давидюк, 1979: 7]. Своим энтузиазмом он заражал слушателей, студентов, преподавателей, показывал на практике эффективность социологии в упреждении или разрешении социальных конфликтов, учил руководителей предприятий и госучреждений видению перспективы, умению управлять и сплачивать трудовой коллектив. Его школа прикладной социологии требовала скрупулёзной отработки каждого элемента исследовательской программы, добивалась точного соблюдения всех процедур, выверенности полученных результатов и строгой их интерпретации. За каждым результатом стояли его высокий авторитет ученого и его стремление дойти до сути.
17 Наработки Г.П. Давидюка имели большое значение для институционализации социологии и создавали реальную базу подготовки специалистов-социологов и кадров высшей научной квалификации. Георгий Петрович признавал, что «сложный период в развитии прикладной социологии, который характеризовался на первом этапе ее развития нигилистическим отрицанием ее как науки, затем продолжительными дискуссиями о предмете и, наконец, о ее месте, – наложил отпечаток на понимание и решение многих проблем данной науки. Поэтому ряд положений в нашей книге является тоже не бесспорным» [там же: 199].
18 В заключении монографии Г.П. Давидюк высказывает конкретные рекомендации «организационного характера по усовершенствованию управления социологическими исследованиями». В частности, он пишет: «Нам думается, что уже настало время иметь на всех предприятиях заводского социолога профессионала, а в производственных объединениях – социологическую лабораторию. Следует создать стройную систему социологической службы в каждом министерстве. Отраслевые социологические лаборатории – вот те социальные институты, которые крайне необходимы всем министерским управлениям для более глубокого изучения социальных проблем своей отрасли, получения объективной информации об интересах и запросах работников отрасли, повышения эффективности управления, содействия максимальному превращению объекта в субъект управления» [там же: 205]. «Специалист с высшим социологическим образованием сейчас крайне нужен для научно-исследовательских социологических учреждений, в высших учебных заведениях, на предприятиях, учреждениях. Поэтому вопрос об открытии социологических факультетов в университетах, где есть уже опытные кадры преподавателей и некоторый опыт подготовки социологов на философских факультетах, – вопрос, требующий неотлагательного решения» [там же: 205-206].
19 Благодаря усилиям Г.П. Давидюка в 1974 г. на философском отделении исторического факультета БГУ была предпринята попытка подготовки специалистов-социологов и была открыта первая аспирантура по специальности «прикладная социология». Первый выпуск студентов, отучившихся по специальности «Философ. Прикладной социолог», состоялся в 1977 г. Внешне препятствий не было, но и поддержки не было тоже. В результате его усилия продолжить эту работу были остановлены союзным министерством образования. Для реализации этой задачи, понадобилось еще целое десятилетие борьбы.
20 Следует отметить, что выход учебника нового поколения Г.П. Давидюка «Прикладная социология» имел большое значение в возрождении социологии. Опыт первопроходцев был использован шедшими за ним более молодыми исследователями. Эта книга «примечательна еще двумя чертами: во-первых, в ней была сделана едва ли не первая попытка дать очерк современной советской социологии – ее трудов и их авторов за 60-70-е годы, и, во-вторых, сформулированы предложения и размышления, как построить учебный процесс (на примере Белорусского университета)» [Тощенко, 1998: 3]. «Опыт обобщения теоретических поисков и прикладных исследований стал основой для еще одного крупного достижения белорусских социологов: под редакцией Г.П. Давидюка (составители А.Н. Елсуков, К.В. Шульга) в 1984 г. вышел в свет «Словарь прикладной социологии» (1984; повторно он был переиздан в 1991 г.). По сути дела, это был первый советский социологический словарь, вышедший в свет после официального признания социологии. Этот словарь появился раньше аналогичных изданий в Москве и Киеве и был сразу признан социологическим сообществом, стал помощником для тех, кто ориентировался на стезю социологии, пытался реализовать на практике конкретные социологические исследования, создавать первые учебные курсы по социологии» [Тощенко, 1998: 3].
21 Интересен опыт работы сектора прикладной социологии при кафедре философии гуманитарных факультетов БГУ. Он создан Г.П. Давидюком в 1974 г. и проводил исследования на крупнейших заводах Белоруссии, в том числе на таких промышленных гигантах, как Могилевское ПО «Химволокно», Оршанский льнокомбинат. В 1960–1970-е гг. по примеру БГУ стали создаваться социологические структуры во всех ведущих вузах республики. Работа сектора прикладной социологии в БГУ дала толчок развитию заводской социологии, когда в штаты крупных заводов, комбинатов и организаций были введены инженеры-социологи. К 1980-м гг. на базе вузовских кафедр гуманитарного профиля сложилась сеть социологических лабораторий, секторов, групп.
22 Профессор Г.П. Давидюк готовил кадры профессиональных социологов, понимая важность создания базы развития социологической науки. Только под его непосредственным научным руководством подготовлено 48 кандидатов наук, 12 из которых впоследствии защитили докторские диссертации. Его идеи и правила были приняты последователями и получили дальнейшее развитие в их исследованиях и научных трудах.
23 Заключение. Усилия таких первопроходцев в науке как Георгий Петрович Давидюк не пропали даром. Его научная школа живет и развивается: социологическая наука ни у кого не вызывает сомнений, с учетом достижений науки и новым технологиям совершенствуются социологические методы. Получило прописку в ведущих университетах социологическое образование, защищаются диссертации по социологическим наукам, создаются факультеты и кафедры социологического профиля. Школа постижения социологии профессора Г.П. Давидюка, выработанные в ней методологические и этические нормы живут в новых поколениях ученых. Со временем социологам не становится легче. В зеркало правды, как и раньше, не всем хочется заглядывать. Сегодня социология стала одним из главных источников получения знания о современном обществе, процессах в нем, о человеке, его социальном самочувствии. Главное – без социологии невозможно найти достойного ответа на новые вызовы времени. Несмотря на трудности, социологи в состоянии преодолеть последствия глобальной нестабильности и возникающие социальные турбулентности.
24 Новые поколения ученых социологов внимательно исследуют и используют опыт и наработки предшествующих поколений ученых, развивая научную школу прикладной социологии профессора Г.П. Давидюка. Традиции, заложенные в период возрождения социологии Г.П. Давидюком, со временем трансформировались с учетом развития научно-технологического и информационного-коммуникативного прогресса, оставаясь своеобразными маяками развития. Время дополняет их новым опытом, обновляет содержание, создавая условия преодоления препятствий на историческом пути.

Библиография

1. Академик В.С. Степин. Тайна долгого пути… / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии; сост. А.Н. Данилов; ред. колл.: А.Н. Данилов (отв. ред.) и др. Минск: Беларуская навука, 2019.

2. Давидюк Г.П. В муках и страданиях родилась социология // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 93–99.

3. Давидюк Г.П. Введение в прикладную социологию. Минск: «Вышэйшая школа», 1975.

4. Давидюк Г.П. Прикладная социология. Минск: «Вышэйшая школа», 1979.

5. Данилов А.Н. Слово о современниках: эссе, интервью. Минск: Беларуская навука, 2013.

6. Дмитриев А.В., Иванов В.Н., Тощенко Ж.Т. Так как же все было на самом деле? К истории возрождения социологической науки в СССР // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 134–145. DOI: 10.31857/S013216250002793-5.

7. Кафедра социологии БГУ: история и современность. К 25-летию создания. Минск: БГУ? 2014.

8. Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб.: РХГИ, 1999.

9. Тощенко Ж.Т. «Социология возрождалась в нашей стране сначала как политическая витрина» // Социологический журнал. 2007. № 4. С. 149–170.

10. Тощенко Ж.Т. Беларусь: время надежд // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 3–4.

11. Шавель С.А. Общественная миссия социологии. Минск: Беларуская навука, 2010.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести