RAS Social ScienceСоциологические исследования Sotsialogicheski issledovania

  • ISSN (Print) 0132-1625
  • ISSN (Online) 3034-6010

Innovative Resources and Trajectories of Russian Employees in Modern Conditions

PII
S013216250026593-5-1
DOI
10.31857/S013216250026593-5
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 7
Pages
151-154
Abstract

      

Keywords
Date of publication
02.10.2023
Year of publication
2023
Number of purchasers
10
Views
75

В рамках VII Санкт-Петербургского Международного форума труда 16-17 марта 2023 г. состоялась научная сессия на тему: «Инновативные ресурсы и траектории российских работников в современных условиях деконверсии сферы труда». Подготовку программы сессии, как и в прежние годы, взяли на себя члены ИК «Социология труда» РОС: В.Ю. Бочаров (Самарский ун-т, СИ ФНИСЦ РАН), Р.В. Карапетян (СПбГУ), С.Г. Климова (ИС ФНИСЦ РАН), А.В. Попов (ВолНЦ РАН), З.Х.-М. Саралиева (ННГУ), И.Л. Сизова (СПбГУ), А.Л. Темницкий (ИС ФНИСЦ РАН, МГИМО), чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко (РГГУ, ИС ФНИСЦ РАН). В работе сессии приняли участие исследователи, представляющие прикладную, академическую и университетскую науку из Кемерово, Москвы, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Минска, Самары, Санкт-Петербурга, Тюмени, Ульяновска, Уфы.

Цель сессии: обсудить институциональные и контекстуальные условия для реализации интеллектуального потенциала трудоспособного населения России. Новая парадигма суверенного экономического развития страны делает необходимым поиск особых моделей инновационной политики в связи с научной и технологической изоляцией России от недружественных западных стран; накопившимися проблемами в сфере занятости и профессионального образования. Соответственно, важно выяснить, насколько и в каких аспектах ресурсы российских работников и их стратегии на рынке труда соответствуют запросу государства на инновативное развитие. Сейчас нужны не только значительные капиталовложения в инновационную инфраструктуру, но и стимулирование творческого труда как в элитном, так и в массовом сегментах занятости.

Анализ динамики параметров инновативного поведения на основе трех общероссийских исследований позволил А.Л. Темницкому (ИС ФНИСЦ РАН, МГИМО) оценить перемены в установках российских работников за последние 20 лет. Он обнаружил рост распространенности установок на проявление инициативы, предприимчивости, поиск нового в работе и жизни. Одновременно в группе инноваторов зафиксированы более явные и отличающие их от антиподов-«традиционалистов» уверенность в будущем и ценность индивидуальной свободы. Согласуются с этими данными результаты исследований, проведенные С.Г. Климовой (ИС ФНИСЦ РАН) за этот же период, но с помощью других методических инструментов. Ее выводы касаются не динамики ценностных установок, а изменений реального поведения. В докладе говорилось, что российские работники «приватизировали» не только свои знания и возможность выбора объекта приложения своих навыков, но и круг профессионального общения. Анализ и выводы С.Г. Климовой касаются необходимых изменений институциональных условий, которые сейчас стимулируют, а чаще вынуждают индивидуализированное трудовое поведение, в том числе и в группе инноваторов.

Приватизация собственных знаний и навыков – довольно типичная стратегия российских работников в ситуациях, когда они принуждены обстоятельствами или начальством делиться своими наработками. Однако, как свидетельствует доклад Л.М. Чеглаковой (НИУ ВШЭ), в последнее время усилия работодателей и чиновников корректируют ситуацию. Возрождается не только прежний опыт наставничества, но и институциализируется профессиональный статус наставников, что приводит, помимо роста квалификации молодых работников, и к ощущаемой корпоративной солидарности. Вместе с тем, культура «свободного творчества» наставников встречает сопротивление «эффективных менеджеров» в стремлении последних к тотальной регламентации.

Особый аспект темы включенности профессионалов в процессы инноваций проанализирован в докладах И.И. Фроловой (Набережночелнинский ф-л КИУ), А.П. Соловей (ИС НАН Беларуси), И.П. Поповой (ИС ФНИСЦ РАН), посвященных труду ученых. В частности, в докладе И.П. Поповой получила обстоятельную разработку тема карьеры ученого. При этом, нетривиальным оказался исследовательский фокус анализа: на взаимодействии личностных особенностей ученых и социального контекста. Элемент контекста – формальные показатели эффективности работы ученого, которые часто не совпадают с сущностью научной деятельности.

Противоположная ученым группа по многим параметрам – рабочие. Но и в этой группе обнаружены похожие проблемы. Ю.В. Андреева и Е.Л. Лукьянова (УлГУ) использовали данные качественных исследований для концептуализации своих выводов. Авторы обнаружили паттерны трудового поведения молодых рабочих Ульяновска, характерные и для других групп наемных работников: индивидуализм, ориентация на образование, освоение инновационных стратегий и видов занятости. Препятствуют раскрытию потенциала этой социально-профессиональной группы, по мнению ульяновских ученых, не адекватные вызовам времени, архаичные нормы и управленческие практики, которые несут новые риски для молодых рабочих.

Г.П. Бессокирная (ИС ФНИСЦ РАН) продолжила тему инновативного поведения российских рабочих, представив результаты изучения их инновативных практик. Данные о том, что рабочие-инноваторы чаще других удовлетворены работой на предприятии, материальным положением и жизнью в целом свидетельствуют, что стимулирование инновативной деятельности сказывается положительно не только на производстве, но и качестве жизни людей.

Доклад И.Л. Сизовой и Е.Д. Елагиной (СПбГУ) был посвящен анализу компетенций работников в условиях социально-экономической неопределенности, характерной для современности. По мнению авторов, в таких условиях система профессиональной подготовки становится все более абстрактной, сосредоточенной на передаче выпускникам ключевых квалификаций. В то же время предполагается, что личностные качества работники должны развивать самостоятельно. Формируется рыночная модель «профессии», в которой акцентируются краткосрочные квалификации.

Н.С. Орлова (СПбГУ) на основе материалов глубинных интервью с работодателями представила доклад о цифровой компетентности современных городских работников. Она делает вывод, что, несмотря на всеобщую востребованность цифровых компетенций, важнейшими остаются профессиональные знания работников.

Особенностям социально-профессионального положения самозанятых был посвящён доклад Ю.В. Васькиной (Самарский ун-т, СИ ФНИСЦ РАН). Специфика этой группы в том, что она образовалась благодаря совпадению интенций трех субъектов. Власть разработала и приняла Закон о налоге на профессиональный доход, который не противоречил желанию работодателей сэкономить на налогах. Работники тоже были не прочь более свободно распоряжаться своим рабочим временем. Но «получилось как всегда»: эта практика, наряду с плюсами, стала сопровождаться проблемами, которые анализировались в докладе.

Разные аспекты проблем образования, его связи с потребностями производства и инновативным поведением работников присутствовали в значительной части докладов, что неудивительно, если учитывать заявленную тему сессии и преобладание университетских ученых. Это тематическое направление оказалось воплощенным в наиболее законченном виде с точки зрения практической значимости, научной обоснованности и содержательной завершенности проекта в докладе Н.Ф. Апариной (КемГУ), К.И. Васильева и И.Н. Ковалевской (КРИРПО). Новаторским можно считать практичное описание профессиональной функции социолога как социального интегратора в решении задачи объединения интересов производственных отраслей и образования; выпускников учебных заведений разного уровня и профиля и предприятий; региональных властей и жителей. Авторы предъявили организационные и экономические алгоритмы решения этой задачи, которые воплощаются в жизнь на предприятиях девяти отраслей Кузбасса.

Спорная тема – сочетание совместного обучения студентов разных специальностей с обучением по индивидуальным образовательным траекториям (ИОТ) в соответствии с выбранной специальностью – нашла отражение в докладе Т.В. Гаврилюк (ТюмГУ). На основе анализа данных опроса студентов и преподавателей автор делает вывод о том, что «смешанное обучение» не только затрудняет профессиональную идентификацию, но и лишает преимуществ фундаментального образования по своей специальности, делает профессиональную подготовку «легковесной».

Е.Н. Колесникова (ИС ФНИСЦ РАН) представила доклад о похожих образовательных технологиях в школе. Поскольку школьники – это будущие студенты, доклад вызвал немалый интерес участников, тем более что исследование было международным, проведенным в 26 странах. STEM-образование – это обучение школьников не по предметам, а по предметным областям: естественные науки, технология, инженерия, математика, искусство, гуманитарные дисциплины. Исследование обнаружило большую готовность учащихся STEM-классов, по сравнению с обычными, связать свою будущую профессию с профориентационным профилем школьного обучения.

Проблемы студентов и их педагогов; работников и их наставников в городах и регионах России рассматривались в большинстве докладов, но некоторые обобщенные выводы о региональных различиях сделала только Н.Д. Коленникова (ИС ФНИСЦ РАН). Она использовала классификацию РМЭЗ НИУ ВШЭ, позволяющую рассматривать зоны «большой», «промежуточной» и «малой» России. Отмечены общие тенденции: деиндустриализация занятости; отсутствие перспектив роста производительности труда в производственном секторе; стабилизация занятости в сфере услуг; расширение сферы применения нефизического труда средней квалификации. Ключевые риски такого развития занятости для России, по ее мнению, это проблемность перспектив дальнейшего технологического развития России в целом. Тенденции для «промежуточной» и «малой» России — это стагнация, медленное обновление, перманентное отставание от центра, потеря работников в производственных секторах.

Тему институциональных условий, производственных регламентов и практик, влияющих на инновативную активность российских работников; запросов инноваторов к этим условиям в организациях анализировали З.Х.-М. Саралиева и Л.Н. Захарова (ННГУ). На основании анализа типов трудового поведения они предложили принципы организационной культуры инновативности, включающие в комплекс стимулов инновативного труда не только деньги, но и другие важные для инноваторов измерения: социально-коммуникативное, юридически-институциональное, статусное и смысловое. Важность этого вывода подтверждает и развивает и их коллега С.Л. Иваньковский (ННГУ). Изучение инновативных ресурсов и потребностей современной сферы труда привело его к выводу о необходимости системной политики, принимающей во внимание различия ценностных установок и качеств молодёжи с учётом национальных приоритетов.

Село не часто оказывается в сфере интересов социологов, входящих в ИК «Социология труда» РОС. Однако в сфере занятости жителей сельских поселений идут процессы, сходные с теми, которые мы фиксируем в городских сферах занятости. Этот факт продемонстрировала М.Н. Муханова (ИС ФНИСЦ РАН). Её доклад об инновационном потенциале работников сельского хозяйства свидетельствует, что эта отрасль в России стала не только самой производительной, но и самой капиталоемкой, наукоемкой, технически оснащенной и высокоиндустриальной в экономике России.

Единственным оказался и доклад, посвященный социологическим методам исследования инновативных процессов на производстве, представленный В.Ю. Бочаровым (Самарский ун-т, СИ ФНИСЦ РАН). Он вызвал большой интерес участников, что позволяет сделать вывод о том, что нашему сообществу следует посвятить методическим вопросам специальную конференцию.

Участники научной сессии пришли к выводу, что перемены в сфере труда и проблемы эффективного использования инновативного потенциала современных российских работников требуют дальнейшего изучения не только на прикладном уровне эмпирических исследований, но и в плане разработки теоретико-методологических положений в рамках формирующейся новой концепции социологии труда в условиях информационного общества. При этом в практическом плане важно, что для восстановления утраченных производств и сфер деятельности в условиях суверенного развития России необходимы не только значительные инвестиции и мотивирование творческого труда во всех сегментах занятости, но и комплексное развитие профессиональных компетенций.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library