Тувинцы- тоджинцы в современных условиях
Тувинцы- тоджинцы в современных условиях
Аннотация
Код статьи
S013216250028312-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Балакина Галина Федоровна 
Должность: Главный научный сотрудник, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН
Аффилиация: Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН
Адрес: Российская Федерация, Кызыл
Харунова Марианна Монге-Байыровна
Должность: Зав. Отдела аспирантуры Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
146-150
Аннотация

Рассматриваются процессы социокультурной динамики коренного малочисленного народа Севера, тувинцев-тоджинцев, проживающего в Тоджинском районе Республики Тыва. На основе материалов социологического опроса жителей района (2021-2022 гг.) и данных официальной статистики определены основные черты социального самочувствия тувинцев-тоджинцев: предпочтения в трудовой и социальной сферах, специфика восприятия трансформаций. Сделаны выводы о приверженности традиционному укладу жизни и труда, оленеводству как базису жизни, традиционным ценностям при возрастании роли современных реалий в сознании молодых представителей народа, что детерминирует необходимость целевого подхода к сохранению этнокультурного многообразия страны на региональном и муниципальном уровнях управления.

Ключевые слова
коренные малочисленные народы Севера, тувинцы-тоджинцы, Республика Тыва, традиции, оленеводство
Классификатор
Дата публикации
25.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
47
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Актуальность исследования. Сохранение культуры этносов в ее многообразии становится частью государственного регулирования развития России и регионов, включая населяющие их коренные народы. Изучению вклада коренных народов в социальную и экологическую гармонизацию общечеловеческого существования, особенностей восприятия современных социокультурных реалий, встраивания в рыночные процессы, трудовых мотиваций, специфики моделей адаптации тувинцев-тоджинцев посвящена данная статья. Изменения в жизни коренных малочисленных народов (КМН), к которым относятся тувинцы-тоджинцы, и связанные с этим процессы стали основой нашего исследования. Современные процессы, происходящие в жизни тувинцев-тоджинцев, имеют свою специфику, требующих изучения и осмысления.
2 По данным нашего исследования, тувинцы-тоджинцы стремятся сохранить традиционное оленеводство в новых социально-экономических реалиях, т.е. наблюдается процесс формирования неотрадиции с целью этнокультурного самосохранения. Государство осознает необходимость решения проблем коренных малочисленных народов Севера (КМНС), разрабатываются различные меры их поддержки, что формирует не только законодательную основу, но и своего рода теорию неотрадиционализма.
3 Эмпирическая база. В Республике Тыва к местам проживания малочисленных народов Севера отнесены Тоджинский и Тере-Хольский кожууны (административные районы). На 1 января 2007 г. численность тувинцев-тоджинцев составляла 4876 человек. По предварительным данным ВПН 2020 г. численность тувинцев-тоджинцев составила 7189 человек1. Наблюдается рост численности тувинцев-тоджинцев.
1. Материалы Всероссийской переписи населения РФ 2020 г. URL: >>>> tabl1vpn-2020(3).xlsx (дата обращения: 03.11.2022).
4 Исследование осуществлялось авторами на базе данных официальной статистики и результатов опроса населения Тоджинского кожууна, являющимся основным местом проживания тувинцев-тоджинцев. В опросе приняли участие в 300 тувинцев-тоджинцев в селах Адыр-Кежиг, Чазылары, Тоора-Хем и Салдам. Анкетный опрос проходил в сентябре-октябре 2021 г. и январе 2022 г. Анкета состояла из 51 вопроса. Состав респондентов в основном соответствует основным характеристикам генеральной совокупности: среди опрошенных 44,7% мужчины и 55,3% женщины; 26,6% респондентов в возрасте 18-30 лет, 59,2% – 31-50 лет, 14,2% в возрасте 51 год и старше; 50,3% респондентов имеют среднее и неполное среднее общее образование, 25,0% – среднее специальное и 23,7% – начальное профессиональное, 1,0% – незаконченное высшее образование.
5 Современные исследования, направленные на изучение социально-экономических реалий тувинцев-тоджинцев показывают, что распад СССР вызвал серьезные социально-экономические потрясения у КМН, которые проявились не только в резком снижении поголовья оленей [Монгуш, 2013: 65] и увеличении числа оленеводов, забросивших свое традиционное занятие, но и повышении уровня безработицы, сокращении продолжительности жизни, роста алкоголизации и преступности [Донахо, 2006: 129–130]. Процессы социальной адаптации населения Тоджинского кожууна проходят трудно и болезненно [Биче-оол, Самдан, 2012: 119], что обусловлено низким уровнем доходов, нерешенностью проблем материального обеспечения оленеводов, отставанием уровня их образованности от среднереспубликанских показателей [Балакина, 2008]. Поддержание родовых общин оленеводов способствовало бы этнокультурной устойчивости тувинцев-тоджинцев [Литвиненко, 2015: 80–83].
6 Особенности социального самочувствия. В ходе анализа полученных данных, выяснилось, что 62,5% опрошенных относятся к экономическим изменениям, происходящим в последние годы, положительно, что выше, чем в среднем по республике (55,8%), это обусловлено высоким уровнем толерантности и лояльным отношением к власти. Подавляющее большинство респондентов в возрасте 25-30 лет (81,8%), а также люди 56-60 лет (80%) поддерживают проводимую экономическую политику. Чуть менее трети (32,7%) в сумме выразили отрицательное (13,2%) и безразличное отношение к происходящим изменениям (19,5%). При этом 60% молодежи от 18 до 24 лет не смогли дать свою оценку в этом вопросе: 40% затруднились с ответом и 20% относятся безразлично. При оценке социально-экономического положения более четверти опрошенных (28%) отмечают признаки стабилизации экономики, с сохранением роста социальной напряженности: данный вариант ответа выбрали 56%; 27,4% затруднились оценить социально-экономическое положение, из них большинство молодых людей в возрасте 18-24 лет.
7 На вопрос «Какие чувства проявились, окрепли у людей за последний год?» затруднились ответить 19,7% респондентов; 28% опрошенных отметили «чувство собственного достоинства», 28,3% – «надежду», 13,0%, – «гордость за свой народ» (80% людей в возрасте 56-60 лет выбрали этот ответ), «озлобленность и агрессивность» – 11%. При оценке динамики уровня жизни более половины опрошенных (60,0%) считают, что их материальное положение не изменилось, его ухудшение отметили 19,7%. Половина респондентов (50%) предполагают, что их материальное положение останется без изменений, а треть (32,3%) – надеется на улучшение. Таким образом, результаты опроса позволяют сделать вывод, вектор социального самочувствия тувинцев-тоджинцев имеет положительную направленность.
8 Социокультурные и ценностные ориентации. Исследование выявило высокую степень обеспокоенности тувинцев-тоджинцев, связанной с возможностью утраты части традиционной культуры как способа адаптации к экстремальным природно-географическим условиям Севера. Так, 52,7% респондентов ответили, что традиционный образ жизни, обычаи, язык и культура постепенно теряются, но их можно возродить; 27,7% считают, что угрозы потерь традиций и обычаев не существует, основные составляющие традиционной культуры КМНС хорошо сохранились, 12,3% отметили, что ряд традиций и обычаев утеряны безвозвратно, 7,3% затруднились с ответом. Перечень привлекательных занятий в основном совпадает с традиционными способами хозяйствования КМНС: хотели бы заняться оленеводством и отгонным животноводством, если бы другой работы не было, свыше 75%; производством национальной одежды и изготовлением изделий из войлока шерсти, кожи – 25%; сбором и заготовкой дикорастущих трав, плодов и ягод занялись бы 32,1% респондентов. При этом для следующих поколений также сохраняются ожидания в привлекательности традиционного образа жизни. На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети вели традиционный образ жизни оленеводов-тоджинцев?» утвердительно ответили 52,7% тоджинцев, отрицательно – 25% и затруднились ответить 22,3%, среди женщин процент отрицательных ответов несколько выше (26,3% женщин и 23,1% не хотели бы, чтобы их дети стали оленеводами).
9 При высокой степени склонности к традиционному хозяйствованию, включающему собирательный (присваивающий) образ жизни (охота, собирательство, рыболовство) и производящий (оленеводство, отгонное животноводство) – значительная часть респондентов (75,7%) указала, что не готова активно включаться в рыночные процессы, только 1,9% опрошенных отметили, что начали искать свою нишу в современной действительности, а 22,4% вынужденно меняют свой жизненный уклад в ходе социальных трансформаций. Одновременно тоджинцы демонстрируют стремление остаться в прежнем статусе: ни при каких обстоятельствах не согласны менять род занятий 43,7%, среди мужчин такой модели поведения придерживаются 45%. Однако 56,3% представителей КМНС предпочитают много работать и хорошо зарабатывать без каких-то гарантий в будущем или иметь собственное дело.
10 Материальная основа жизни оленеводов с 1990-х гг. претерпела существенные трансформации. Была деструктурирована комплексная поддержка оленеводства: свернута деятельность оленеводческих совхозов, предприятий сбыта продукции леса, пунктов торговли товарами первой необходимости. Ветеринарное обслуживание отрасли при переводе на платную основу значительно ослабло, что при нестабильной оплате труда привело к резкому снижению поголовья оленей2, которых животноводы вынуждены были забивать для продажи мяса и получения ресурсов для выживания.
2. Согласно данным Минсельхозпрода Республики Тыва поголовье оленей снизилось с 17 тыс. голов в 1980-х гг. до до 1960 голов в 2022 г.
11 К неоднозначным последствиям социокультурных трансформаций можно отнести особенности встраивания в рыночные процессы - значительную зависимость от специфики и инструментов государственной поддержки оленеводства. В республике действует государственная программа «Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Тыва на 2021 – 2023 годы»3, включающая подпрограмму поддержки КМНС. Однако она достаточно поверхностна и ситуативна и предусматривает только проведение организационно-культурных мероприятий, финансирование участия тувинцев-тоджинцев в выставках и фестивалях и т.д. Также в республике осуществляется выплата субсидий на поголовье оленей по линии Министерства сельского хозяйства. Применение других мер федеральной поддержки жизни и труда оленеводов респондентами отрицается, поскольку они о ней ничего не знают,.
3. Постановление Правительства Республики Тыва от 23 апреля 2020 г. №174. URL: >>>> (дата обращения: 03.11.2022).
12 Заключение. В ходе анализа были выявлены характерные черты социальных процессов развития тувинцев-тоджинцев как проявление противоречивых последствий современных социокультурных трансформаций. Так, наблюдается значительная межпоколенная приверженность тувинцев-тоджинцев традиционному бытовому укладу с приоритетностью оленеводства. Достаточно высок уровень позитивного восприятия действительности и особенностей современных социально-экономических процессов, при явном отставании уровня жизни от среднего по Туве. Это может объясняться тем, что на социальное самочувствие тувинцев-тоджинцев в большей степени влияет возможность ведения традиционного уклада жизни и хозяйствования, нежели доступность современных, комфортных условий. При этом отметим, что молодые тоджинцы, при вербально высоком уровне приверженности традиционным занятиям, в реальной жизни только помогают родителям-оленеводам, не избирая эту сферу как основное занятие.
13 Выявленная пониженная психологическая готовность тувинцев-тоджинцев к новшествам в социально-экономической сфере региона констатирует сложности адаптации к рыночным изменениям, не соответствующие современным реалиям. Эту проблему возможно разрешить как за счет роста активности самих тувинцев-тоджинцев по сохранению традиционной культуры и самобытности, так и посредством системной государственной поддержки.

Библиография

1. Балакина Г.Ф. Современная региональная политика и развитие коренных малочисленных народов Севера в Республике Тыва // Этнорегиональные модели адаптации (постсоветские практики) / Ред.-сост. Л.В. Остапенко, И.А. Субботина; общ. ред. М.Н. Губогло. М.: ИЭА РАН, 2008. C. 275–295.

2. Биче-оол С.М., Самдан А.А. Современное состояние оленеводства в Республике Тыва // Новые исследования Тувы. 2012. № 1. С. 111–121.

3. Донахо Б. Оленеводство тувинцев-тоджинцев сегодня // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов / Сост. А.О. Дыртык-оол, У.П. Опей-оол. Кызыл: ТКИ, 2006. С. 121–132.

4. Литвиненко Т.В. Развитие оленеводства и возникновение общин коренных малочисленных народов в южной Сибири в постсоветский период (на примере Тоджинского района Республики Тыва) // Проблемы региональной экологии. 2015. № 4. C. 78–84.

5. Монгуш М.В. О двух экспедициях в Тоджу // Новые исследования Тувы. 2013. №1. С.49–71.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести