СТАТУЯ ДАРИЯ I ИЗ СУЗ: К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПАМЯТНИКА В СВЕТЕ РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЕГИПТА И ПЕРЕДНЕГО ВОСТОКА
СТАТУЯ ДАРИЯ I ИЗ СУЗ: К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПАМЯТНИКА В СВЕТЕ РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЕГИПТА И ПЕРЕДНЕГО ВОСТОКА
Аннотация
Код статьи
S0321-03910000392-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
3-27
Аннотация

Статья предлагает интерпретацию известной находки в Сузах статуи Дария I египетского происхождения в свете переднеазиатской практики вывоза культовых изображений из покоренных стран и египетских представлений Позднего времени о царской сакральности.

Ключевые слова
Дарий I, Сузы, статуя, надписи, персидское владычество в Египте, захват культовых предметов, царская сакральность, взаимодействие с божествами, Хор, хварна/фарр
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
542
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Берлев О.Д. 1972: Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М.

Берлев О.Д. 1979: «Золотое имя» египетского царя // Ж.Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов / И.С. Кацнельсон (ред.). М., 41–59.

Берлев О.Д. 2003: Два царя – два Солнца: к мировоззрению древних египтян // Discovering Egypt from the Neva: The Egyptological Legacy of Oleg D. Berlev. B., 1–18.

Бойс М. 1994: Зороастрийцы: верования и обычаи. 3-е изд. СПб.

Большаков А.О. 2000: Древнеегипетская скульптура и «Хорово имя» // ВДИ. № 2, 73–87.

Большаков А.О. 2001а: Человек и его Двойник: Изобразительность и мировоззрение в Египте Среднего царства. СПб.

Большаков А.О. 2003: Изображение и текст: Два языка древнеегипетской культуры // ВДИ. № 4, 3–20.

Большаков А.О., Сущевский А.Г. 1991: Герой и общество в древнем Египте // ВДИ. № 3, 3–27.

Васильева О.А., Ладынин И.А. 2001: У истоков античного эвгемеризма: Леон из Пеллы // Античность: Общество и идеи. Казань, 177–192.

Дандамаев М.А. 1985: Политическая история Ахеменидской державы. М.

Дандамаев М.А., Луконин В.Г. 1980: Культура и экономика древнего Ирана. М.

Демидчик А.Е. 2001: Староегипетская печать «правителя Нагорья» и письмо Синухета царю //ВДИ. № 2, 79–88.

Демидчик А.Е. 2005: Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.

Иванчик А.И. 2000: История державы Ахеменидов: источники и новые интерпретации // ВДИ. № 2, 174–198.

Кеес Г. 2005: Заупокойные верования древних египтян. СПб.

Ладынин И.А. 2002: Сведения о возвращении из Азии египетских культовых предметов правителями династии Птолемеев // : Сборник научных трудов, посвященный памяти проф. В.Д. Жигунина. Казань, 202–225.

Ладынин И.А. 2005: Сакрализация царской власти в древнем Египте в кон. IV – нач. II тыс. до н.э. // Сакрализация власти в истории цивилизаций. Ч. I / Д.М. Бондаренко (ред.) М., 63–94.

Ладынин И.А. 2006: Идеологические аспекты междоусобицы Амасиса и Априя в 570–567 гг. до н.э. // Петербургские египтологические чтения–2005. СПб., 88–108.

Ладынин И.А. 2007: 3-я Сирийская война и захват Птолемеем III в Азии культовых предметов в сведениях книги Даниила и Порфирия Тирского // Antiquitas aeterna: Поволжский антиковедческий журнал. № 2, 273–287.

Ладынин И.А. 2009: «Соколы-Нектанебы»: Скульптурные изображения Нектанеба II перед богом Хором и их концепция // ВДИ. № 4, 3–26.

Ладынин И.А. 2010: «Царь на пути бога»: О принципах оценки царской деятельности в египетской идеологии IV–III вв. до н.э. // Петербургские египтологические чтения–2009: памяти С.И. Ходжаш. СПб. (в печати).

Мещеряков А.Н. 2006: Император Мэйдзи и его Япония. М.

Перепёлкин Ю.Я. 1979: Кэйе и Семнех-ке-Рэ: К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М.

Романова Е.А. 2004: К проблеме интерпретации титула imAxw в надписях Древнего царства: сложение этических представлений в Древнем Египте // Культурное наследие Египта и христианский Восток (Материалы международных научных конференций). М., 89–130.

Савельева Т.Н. 1977: Статуя Дария I, найденная в Иране // Тутанхамон и его время / И.Е. Данилова, И.С. Кацнельсон (ред.). М., 165–175.

Суриков И.Е. 2005: Status versus charisma: сакрализация правителя в Греции и греческом мире I тыс. до н.э. // Сакрализация власти в истории цивилизаций. Ч. II, III / Л.А. Андреева, А.В. Коротаев (ред.). М., 7–35.

Тахия М.Ш. 1993: Автобиография в древнем Египте в эпоху IV–VIII династий. Дис. … к.и.н.

СПб.

Фрай Р. 2002: Наследие Ирана. 2-е изд. М.

Хрестоматия 1980: Хрестоматия по истории древнего Востока. Ч. 2 / М.А. Коростовцев, И.С. Кацнельсон, В.И. Кузищин (ред.). М.

Шахермайр Ф. 1984: Александр Македонский. М.

Эдаков А.В. 1976: Новые надписи Ахеменидов // ВДИ. № 1, 91–96.

Эдаков А.В. 1979: Новые находки надписей Ахеменидов // ВДИ. № 3, 104–108.

Allotte de la Fuÿe F.M., Cumont Fr., Mecquenem R. de. 1928: Numismatique. Épigraphie grecque. Céramique élamite (Mémoires de la Mission archéologique de Perse, 20. Mission en Susiane). P.

Ancient Iranian Religion 1983: An Introduction to Ancient Iranian Religion: Readings from the Avesta and Achaemenid Inscriptions / W.W. Malandra (transl., ed.). Minneapolis.

Arnold D. 1999: Temples of the Last Pharaohs. N.Y.–Oxf.

Asheri D., Lloyd A., Corcella A. 2007: A Commentary on Herodotus’ Books I–IV / O. Murray, A. Moreno (eds.). Oxf.

Azarpay G. 1972: Crowns and Some Royal Insignia in Early Iran // Iranica Antiqua. 9, 108–115.

Baines J. 1995: Kingship, Defi nition of Culture and Legitimation // Ancient Egyptian Kingship (Probleme der Ägyptologie, 9) / D. O’Connor, D.P. Silverman (ed.). Leiden, 3–47.

Beckerath J. von. 1999: Handbuch der ägyptischen Königsnamen. 2. Aufl . (Münchner ägyptologische Studien, 49). München.

Berlev O.D. 1981: The Eleventh Dynasty in the Dynastic History of Egypt // Studies presented to H.J. Polotsky / D.W. Young (ed.). Beacon Hill (Mass.), 361–377.

Berlev O., Hodjash S. 1982: Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts. Moscow.

Berlev O., Hodjash S. 1998: Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Byelorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States (Orbis biblicus et orientalis, 17). Freiburg–Göttingen.

Blöbaum A.I. 2006: «Denn ich bin ein König, der Maat liebt»: Herrscherlegitimation im spätzeitlichen Ägypten (Aegyptiaca Monasteriensia, 4). Aachen.

Bresciani E. 1985: The Persian Occupation of Egypt // CHIr. 2: The Median and Achaemenian Periods / I. Gershevitch (ed.), 502–528.

Briant P. 1996: Histoire de l’empire perse. De Cyrus à Alexandre. P.

Burchardt M. 1911: Datierte Denkmäler der Berliner Sammlung aus der Achämenidenzeit // ZÄS. 49, 69–80.

Calmeyer P. 1991: Ägyptischer Stil und reichsachaimenidische Inhalte auf dem Sockel der DareiosStatue aus Susa/Heliopolis // Achaemenid History VI. Asia Minor and Egypt: Old Cultures in a New Empire. Proceedings of the Groningen 1988 Achaemenid History Workshop. H. Sancisi-Weenden-Burg, A. Kuhrt (eds.). Leiden, 285–303.

Colin G. 1995: L’Égypte pharaonique dans la chronique de Jean, évêque de Nikiou // RdÉ. 46, 43–54.

Cook J.M. 1983: The Persian Empire. London–Melbourne–Toronto.

Daumas F. 1958: Les mammisis des temples égyptiens. P.

De Jong A. 1997: Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin Literature (Religions in the Graeco-Roman World, 133). Leiden–New York–Köln.

De Meulenaere H. 1960: Les monuments du culte des rois Nectanébo // CdÉ. 35, 92–107.

Frye R.N. 1964: The Charisma of Kingship in Ancient Iran // Iranica Antiqua. 4, 36–54.

Gnoli G. 1974: Politica religiosa e concezione della regalità sotto gli Achemenidi // Gururājamañjarikā. Studi in onore di Giuseppe Tucci / A. Forte, L.P. Remaggi, M. Taddei (eds.). 1. Napoli, 23–89.

Gnoli G. 1999: Farr(ah), xvarənah // Encyclopedia Iranica, Online Edition. Last updated: December 15, 1999; available at: http://www.iranica.com/articles/farrah#.

Habashi L. 1969: Features of the Deifi cation of Ramesses II (Abhandlungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abt. Kairo, 5). Glückstadt.

Hartwig M. 2004: Divine Kingship and Personal Piety in the Mid-Eighteenth Dynasty // IXe Congrès International des Égyptologues. 6–12 Septembre 2004, Grenoble, France. Résumés des communications (Abstracts of Papers). Grenoble, 57.

Hinz W. 1975: Darius und der Suezkanal // AMI. N.F. 8, 115–121.

Holm-Rasmussen T. 1979: On the Statue Cult of Nectanebos II // Acta Orientalia. 40, 21–25.

Huss W. 1997: Ägyptische Kollaborateure in persischer Zeit // Tyche. 12, 131–143.

Ivantchik A.I. 1999: Une légende sur l’origine des Scythes (Hdt. IV, 5–7) et le problème des sources du Scythikos logos d’Hérodote // REG. 112, 141–192.

Jacoby F. 1912: Hekataios (4) // RE. 7, 2750–2769.

Kervran M. 1972: Une statue de Darius découverte à Suse: Le contexte archéologique // Journal asiatique. 260, 235–239.

Lecoq P. 1984: Une problem de religion achéménide: Ahura Mazda ou Xvarna? // Orientalia J. DuchesneGuillemin Emerito Oblata (Acta Iranica, 23). Leiden, 301–326.

Luschey H. 1979: Archäologische Bemerkungen zu der Darius-Statue von Susa // Akten der VII. Internationalen Kongresses für Iranische Kunst (München 1976). B., 207–217.

Malaise M. 1966: Sesostris, Pharaon de legende et d'histoire // CdÉ. 41, 244–272.

Murray O. 1970: Hecataeus of Abdera and Pharaonic kingship // JEA. 56, 141–171.

Muscarella O.W. 1992: Sculpture // The Royal City of Susa: Ancient Near Eastern Treasures in Louvre / P.O. Harper, J. Aruz, F. Tallon (eds.). N.Y.

Myśliwiec K. 2000: The Twilight of Ancient Egypt: First Millennium B.C. Ithaca–London.

Perrot J., Ladiray D. 1997: La porte de Darius à Suse // Iran: La perse de Cyrus à Alexandre (Dossiers d’archéologie, 227), 72–77.

Porada E. 1985: Classic Achaemenian Architecture and Sculpture // CHIr. 2: The Median and Achaemenian Periods / I. Gershevitch (ed.), 793–827.

Posener G. 1936: La première domination perse en Égypte (Bibliothèque d’étude de l’Institut français d’archéologie orientale, 11). Le Caire.

Posener G. 1960: De la divinité du pharaon (Cahiers de la Société Asiatique, 15). P.

Quirke St. 1992: Ancient Egyptian Religion. L.

Ray J. 1988: Egypt, 525–404 B.C. // CAH2. Vol. IV: Persia, Greece and the Western Mediterranean c. 525 to 479 B.C., 254–286.

Razmjou S. 2002: Assessing the Damage: Notes on the Life and Demise of the Statue of Darius from Susa // Ars Orientalis. 32, 81–104.

Roaf M. 1974: The Subject Peoples on the Base of the Statue of Darius // CDAFI. 4, 73–160.

Rössler-Köhler U. 1991: Individuelle Haltungen zum ägyptischen Königtum der Spätzeit: Private Quellen und ihre Königswertung im Spannungsfeld zwischen Erwartung und Erfahrung (Göttinger Orientforschungen. IV. Reihe: Ägypten, 21). Wiesbaden.

Schuller-Götzburg Th. 1993: Zur Vergöttlichung Amenophis. III in Ägypten // GM. 135, 89–95.

Shahbazi A.Sh. 1974: An Achaemenid Symbol I: A Farewell to «Fravahr and Ahuramazda» // AMI. N.F. 7, 135–144.

Schwartz E. 1905: Diodoros (38) // RE. 5, 663–704.

Schwartz M. 1985: The Religion of Achaemenian Iran // CHIr. 2: The Median and Achaemenian Periods / I. Gershevitch (ed.), 664–697.

Shahbazi A.Sh. 1980: An Achaemenid Symbol II. Farnah ‘(god given) fortune’ symbolised // AMI. N.F. 13, 119–147.

Soudavar A. 2003: The Aura of Kings: Legitimacy and Divine Sanction in Iranian Kingship (Bibliotheca Iranica. Intellectual Tradition Series, 10). Costa Mesa (Calif.).

Sternberg el-Hotabi H. 2006: Der Hibis-Tempel in der Oase El-Chargeh: Architektur und Dekoration im Spannungsfeld ägyptischer und persischer Interessen // Altertum und Mittelmeerraum: Die antike Welt diesseits und jenseits der Levante, Festschrift für Peter W. Haider zum 60. Geburtstag (Oriens und Occidens, 12) / R. Rollinger, B. Truschnegg (hrsg.). Innsbruck, 537–547.

Stronach D. 1972: Une statue de Darius découverte à Suse: Description and Comment // Journal asiatique. 260, 241–246.

Stronach D. 1974: La statue de Darius découverte à Suse // CDAFI. 4, 61–72.

Traunecker Cl. 1979: Essai sur l’histoire de la XXIXe dynastie // BIFAO. 79, 395–436.

Trésors 2004: Trésors d’Égypte: La «cachette» de Karnak, 1904–2004 / J.-Cl. Goyon, Chr. Cardin (dir.), M. Azim, G. Zaki (collab.). Grenoble.

Trichet J., Poupet P. 1974: Étude pétrographique de la roche constituant la statue de Darius découverte à Suse en décembre 1972 // CDAFI. 4, 57–59.

Trichet J., Vallat F. 1990: L’origine égyptienne de la statue de Darius // Contribution à l’histoire de l’Iran. Mélanges offerts à Jean Perrot / F. Vallat (ed.). P., 205–208.

Tuplin Ch. 1991: Darius’ Suez Canal and the Persian Imperialism // Achaem-enid History VI. Asia Minor and Egypt: Old Cultures in a New Empire. Proceedings of the Groningen 1988 Achaemenid History Workshop. H. Sancisi-Weendenburg, A. Kuhrt (eds.). Leiden, 237–283.

Vallat F. 1972: Une statue de Darius découverte à Suse: L’inscription cunéiforme trilingue (DSab) // Journal asiatique. 260, 247–251.

Vallat F. 1974: Les textes cunéiformes de la statue de Darius // CDAFI. 4, 161–170.

Vandersleyen Cl. 1992: Inepou: un terme désignant le roi avant qu'il ne soit roi // The Intellectual Heritage of Egypt: Studies presented to L. Kakoši (Studia aegyptiaca, 14) / U. Lüft (ed.). Budapest, 563–566.

Wildung D. 1969: Die Rolle ägyptischer Könige im Bewusstsein ihrer Nachwelt. Bd 1 (Münchner ägyptologische Studien, 17). B.

Winnicky J.K. 1994: Carrying off and Bringing Home the Statues of the Gods: on the Aspect of the Religious Policy of the Ptolemies Towards the Egyptians // Journal of Juristic Papyrology. 24, 149–190.

Yoyotte J. 1959: Nectanébo II comme faucon divin? // Kêmi. 15, 70–74.

Yoyotte J. 1972: Une statue de Darius découverte à Suse: Les inscriptions hiéroglyphiques. Darius et l’Égypte // Journal asiatique. 260, 253–266.

Yoyotte J. 1974: Les inscriptions de Darius découvertes à Suse // CDAFI. 4, 181–183.

Zotenberg H. 1879: Mémoire sur la chronique byzantine de Jean, évêque de Nikiou. P.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести