Филиппины. Экономическая и социальная деятельность религиозного института на примере епархии Бутуан
Филиппины. Экономическая и социальная деятельность религиозного института на примере епархии Бутуан
Аннотация
Код статьи
S032150750024750-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Балабейкина Ольга Александровна 
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет (CПбГЭУ)
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д.50, кв. 109
Кузнецов Леонид Михайлович
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д.50, кв. 109
Янковская Анна Андреевна
Должность: Saint-Petersburg State University of Economics
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д.50, кв. 109
Выпуск
Страницы
74-80
Аннотация

Авторы рассматривают территориально-административную структуру Римско-католической церкви Филиппин (РКЦФ) и факторы её трансформации в контексте значимости религиозного института в экономической и социальной жизни общества. Цель исследования – определить экономические, социальные, территориальные и институциональные аспекты деятельности РКЦФ и выявить области, на которые она оказывает значительное влияние. Модель взаимоотношений Римско-католической церкви и государства на Филиппинах не типична для Азиатско-Тихоокеанского региона, и опыт их реализации может быть актуален для других стран и институтов в сфере решения вопросов, связанных с формированием и развитием конфессионального пространства. С помощью анализа отчетных данных выявлены направления проектной деятельности некоммерческих католических организаций в области экономического и социального развития страны и её регионов. Полигоном для исследования выбрана типовая по ряду характеристик епархия Бутуана РКЦФ. Авторы приходят к выводу, что РКЦФ – влиятельный институт, играющий существенную роль в разных областях хозяйства страны. Пример РКЦФ позволяет утверждать, что в случае установки на конструктивное сотрудничество мажоритарная религиозная организация может оказывать существенную помощь государственным органам в решении текущих проблем и в процессе реализации мер, направленных на борьбу с ситуациями, требующими мобилизации сил, средств и оперативного реагирования

Ключевые слова
Филиппины, религиозная организация, экономическая деятельность, Римско-католическая церковь
Классификатор
Получено
06.03.2023
Дата публикации
06.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
246
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Несмотря на секуляризационные процессы, охватившие значительную часть современного общества, значение религии и деятельности религиозных институтов для населения, а также для социального и экономического развития регионов и стран остается существенным. Это неоднократно подчеркивали отечественные [1; 2] и зарубежные специалисты [3; 4], избиравшие в качестве предметной области своих исследований различные аспекты функционирования структурных элементов геоконфессионального пространства. При этом во многих современных научных работах на первый план выдвигаются вопросы, связанные с экономической [5; 6; 7] и социальной деятельностью религиозных организаций [8].
3 Для России и её Дальнего Востока зарубежный опыт выстраивания государственно-религиозных отношений представляет научный и практический интерес [9].
4 Репрезентативным примером в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) выступают Филиппины, занимающие 3-е место в мире по численности адептов католичества. Свыше 80% населения страны, или более 80 млн человек, являются членами национальной Римско-католической церкви (РКЦФ). Особую актуальность исследованиям, связанным с этим религиозным институтом, придает тот факт, что 2021 г. ознаменован празднованием 500-летнего юбилея истории распространения католичества на территории этого государства.
5 Ранее российские ученые неоднократно касались политических, правовых, исторических аспектов функционирования конфессионального пространства Филиппин [10; 11]. Освещались отечественными специалистами и частные вопросы, связанные с экономической деятельностью РКЦФ [12]. В зарубежных изданиях также встречаются отдельные примеры работ, где предпринимаются попытки научного осмысления последствий территориальной дифференциации основных показателей уровня жизни католического духовенства в центральных и периферийных регионах Филиппин [13]. Рассматривались и особенности трансформации религиозно-государственных отношений в стране [14], но отдельного подробного исследования, отражающего специфику деятельности региональных структур РКЦФ в области социальной ответственности, за счет которой в основном реализуется влияние Церкви на жизнь населения государства и его отдельных регионов, обнаружить не удалось.
6 Обозначенное выше обстоятельство определило основную научную траекторию представленной статьи – выявление особенностей реализации социальной функции мажоритарного религиозного института Филиппин – национальной РКЦ на основе анализа данных официальной финансовой отчетности одной из её епархий с центром в г. Бутуан (lat: Dioecesis Butuanensis), входящей в состав митрополии Кагаян-де-Оро.
7 Модель взаимоотношений РКЦ и государства на Филиппинах нетипична для АТР, а опыт их выстраивания может быть актуален для решения вопросов, связанных со становлением и развитием конфессионального пространства российских регионов, в т.ч. Дальнего Востока.
8 Основным источником первичной статистической и фактической информации в представленном исследовании послужили данные официального отчета о деятельности, в т.ч. финансовой, региональной структуры РКЦФ – диоцеза Бутуан за период 2011–2018 гг.1 Ранее в научном обороте были представлены только примеры исследований, базирующихся на аналогичных данных национальных христианских Церквей зарубежной Европы [15]. В этом контексте религиозный институт АТР привлекается как объект изучения впервые.
1. Butuan Ad Limina Report 2018. >>>> 958288cd74f774d2.pdf (accessed 17.07.2021)
9

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РКЦ ФИЛИППИН

10 Экспансия католичества, инициированная испанскими миссионерами, началась среди населения Филиппинского архипелага еще в 1521 г. Практически сразу РКЦ приняла на себя ряд социальных функций. Так, работа учреждений начального образования и пунктов оказания медицинской помощи впервые в истории Филиппин была организована по инициативе и за счет средств католических монашеских конгрегаций и орденов. Постепенно приходы РКЦ, самые первые из которых были основаны на о. Себу, распространились повсеместно, оформились в густую сеть церковно-административных единиц.
11 Несмотря на отделение Церкви от государства в 1898 г. и введение в филиппинское законодательство положений о свободе совести и вероисповедании, часть социально значимых государственных функций по-прежнему делегированы РКЦФ и дублируется её структурами. В первую очередь речь идет о легитимности церковного брака, функционировании института военного духовенства, а также о системе католических образовательных учреждений различного уровня. Помимо реализации официально закрепленных функций, РКЦФ активно проводит социальную работу, затрачивая при этом собственные денежные и иные средства.
12 В церковно-административном отношении Филиппины подразделяется на 16 макроединиц – католических митрополий, состоящих из 56 епархий (диоцезов). Епархии объединяют в своем составе несколько благочиний – аналогов таксонов районного уровня, в каждое из которых включено по 5–15 приходов. Именно католический приход выступает в качестве низовой территориальной единицы РКЦФ, консолидирующей её адептов вокруг центра – храмового здания.
13 Национальная церковь на Филиппинах традиционно поддерживает и работу по направлениям, ориентированным на непосредственное оказание помощи незащищенным слоям населения. Так, практически в каждой из епархий за счет средств РКЦФ действуют больницы, дома престарелых, ночлежные дома, пункты раздачи горячего питания нуждающимся. В последние десятилетия получили распространение приходские и епархиальные кризисные центры, куда могут обратиться за психологической и другой помощью жертвы насилия.
14

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИИ БУТУАН

15 Выбор епархии Бутуан в качестве полигона нашего исследования не случаен.
16 Во-первых, диоцез Бутуан – единственная структурная единица РКЦФ регионального уровня, опубликовавшая в открытом доступе подробные отчетные материалы. Существенным является и тот факт, что эта епархия совпадает в границах с провинциями Агусан-дель-Норте и Агусан-дель-Сур, в совокупности составляющими регион Карага. Кроме того, её центр – г. Бутуан – это развитый торгово-промышленный центр, в котором сильны проявления влияния западной культуры. Проникновение христианских ценностей на о. Минданао берет начало именно в Бутуане.
17 Наконец, для обоснования выбора данной епархии РКЦФ важное значение имеет то обстоятельство, что по ряду основных показателей – площади территории, количеству приходов и степени равномерности их распределения, а также числу адептов католичества, митрополия Кагаян-де-Оро, в состав которой она включена, характеризуется средними статистическими показателями2. К тому же она расположена в сравнительной близости от исторического центра распространения католичества на Филиппинах – о. Себу и длительный период в церковно-административном отношении находилась в подчинении его структурам.
2. The Hierarchy of the Catholic Church. www.catholic-hierarchy.org/country/scph1.htm (accessed 10.06.2021)
18 Образование Бутуана как отдельной епархии РКЦФ датируется 1967 г., оно стало результатом разукрупнения единиц административно-территориального деления РКЦФ3. Её площадь составляет 13,5 тыс. кв. км с населением чуть менее 1,4 млн человек. Из них членов РКЦФ – около 960 тыс.4, но регулярно посещают богослужения только 15–20%5. В церковно-административном плане Бутуан состоит из 11 благочиний, включающих 53 католических прихода6. На территории епархии действуют 37 образовательных учреждений РКЦФ и 3 благотворительные организации.
3. Official website of the Diocese of Butuan. >>>> (accessed 10.06.2021)

4. Butuan Ad Limina Report 2018, р. 26.

5. Ibid., р. 47.

6. Ibid., р. 28.
19 Направления социальной работы епархии отражены в её структуре. Так, получаемые ежегодно пожертвования направляются в различные отделения Объединения католических епископов Филиппин для дальнейшего распределения на пастырскую работу с заключенными, лицами с серьезными заболеваниями, молодежью, социально незащищенными категориями граждан, материальную поддержку и повышение уровня образования духовенства, адаптацию мигрантов.
20 В епархии Бутуан уделяется внимание развитию образования на всех уровнях (финансовая поддержка католических школ и институтов, программа повышения грамотности и др.), проектов по устойчивому развитию и реализации широкого спектра социально-ориентированных мероприятий (программ обеспечения горячим питанием беспризорных детей, оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий, попечения о духовенстве и т.д.).
21 Образовательная система Бутуанской епархии и Ассоциация католического образования Агусан работают в тесном контакте с властями. Педагоги и другие работники школ, колледжей и т.д., функционирующих под началом РКЦФ, зарегистрированы в соответствующих государственных органах профессионального развития и социального обеспечения. Учителя в католических школах получают государственную субсидию к заработной плате. Учащиеся также пользуются государственной поддержкой в виде стипендий и субсидий.
22 Пример успешной интеграции католических университетов в систему управления и социального обеспечения – Университет отца Сатурнино Уриоса (The Father Saturnino Urios University, FSUU), через который реализуется ряд социальных проектов. Так, например, университет участвует в «Сообществе оперативного оповещения и готовности» (Alert and Ready Communities) и, в частности, в программе «Рука помощи детям» под управлением Департамента внутренних дел.
23 В рамках внедрения концепции устойчивого развития Университет способствует интеграции местного сообщества, расширению прав и возможностей людей, развитию социального предпринимательства, обеспечению грамотности и непрерывного образования, охране и сохранению окружающей среды, образованию в области здравоохранения и медицинской помощи, развитию инфраструктуры региона, оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации на уровне сообществ7.
7. Butuan Ad Limina Report 2018, р. 83.
24 Программа повышения грамотности лумадов (коренные жители на юге Филиппин) Университета отца Сатурнино Уриоса действует в течение последних 35 лет. Ранее в её реализации участвовали и отдельные подконтрольные Университету учреждения. Епархия Бутуан осуществляет попечение о духовенстве: в принадлежащем ей Доме духовенства проживают и обеспечиваются всем необходимым священнослужители, более не способные к дальнейшему служению по причине преклонного возраста или инвалидности.
25 Епархия обеспечивает материальную компенсацию духовенству, сравнимую с зарплатой учителей местных школ. Также предоставляется медицинское страхование (как по поручению государства, так и в частном порядке), помощь при госпитализации и пособия по восстановлению трудоспособности.
26 Помощь нуждающимся и пострадавшим оказывают через благотворительные учреждения, которыми управляют члены епархиального духовенства и женских католических общин и орденов8. Среди них – Дом престарелых «Por Cristo» – учреждение, находящееся в ведении Бутуанской епархии, где на условиях постоянного пребывания и полного обеспечения осуществляется уход (в т.ч. медицинский) за нуждающимися в этом одинокими престарелыми людьми. Диоцез Бутуан несет материальные расходы, связанные с захоронением умерших в Доме престарелых.
8. Ibid., рp. 186–188.
27 Важную социальную роль играет епархиальный реабилитационный центр круглосуточного пребывания Gesu Eucarisco. На его базе оказывают помощь несовершеннолетним девочкам региона Карага, пережившим различные виды насилия. Близок ему по назначению Дом Вифании (Bethany Home), обеспечивающий временный приют и защиту не только детям, но и взрослым женщинам.
28 Социальная работа РКЦФ в сфере здравоохранения проводится в форме духовной и материальной помощи умирающим в местных больницах и хосписах. У епархии Бутуан нет собственных медицинских учреждений (кроме Дома престарелых «Por Cristo»), но представители духовенства и волонтеры регулярно посещают 13 больниц, 1 дом престарелых и 53 родильных дома с целью оказания помощи нуждающимся.
29 В структуре епархиального Университета есть факультет, на котором проводится профессиональная подготовка медицинских сестер. Его работа, а также работа школ медицинских сестер (их было 4 на 2018 г.) обеспечивают потребности региона в работниках такой квалификации.
30 Кроме того, в некоторых отдельных католических приходах для их членов несколько раз в год предлагаются бесплатные общемедицинские, стоматологические и офтальмологические услуги.
31 На современном этапе епархия Бутуана, в отличие от аналогичных католических структур в странах Европы, не реализует полномасштабных программ пастырской помощи мигрантам и иммигрантам. Однако в перспективе учреждение официального апостольства для мигрантов и иностранцев – один из приоритетов епархиальной деятельности.
32 В РКЦФ прилагаются значительные усилия по сохранению и развитию искусства, а также по сохранению исторического наследия. В ведении диоцеза Бутуан находятся 53 храмовых здания, 1226 часовен, 3 музея и 1 архив. В музейных коллекциях хранятся ценные и редкие экспонаты, связанные с историей католичества на Филиппинах.
33 Программы и инициативы епархии по сохранению, поддержанию и развитию человеческого капитала включают партнерство с наднациональными и национальными гуманитарными католическими организациями. Им поступает помощь от епархии в виде денежных выплат (например, оказывается постоянная финансовая поддержка программе «Алай Капва», в рамках которой формируется фонд помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций)9.
9. Pastoral Letter on Alay Kapwa 2021. Give and gifts will be given to you (9 February 2021). https://rcam.org/pastoral-letter-alay-kapwa-2021/ (accessed 25.07.2021)
34

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕПАРХИИ БУТУАН

35 Финансовое положение епархии можно охарактеризовать как стабильное. Несмотря на то, что точные суммы поступлений от разных видов епархиальной деятельности и объемов денежных отчислений с отдельных приходов отсутствуют в открытом доступе, доходы епархии позволяют ей покрывать расходы с профицитом. Так, в сведениях об аудированной финансовой отчетности за 2016 г. указано, что поступления составили 17,57 млн песо ($332 тыс.), а расходы (в т.ч. на помощь другим епархиям) – 17,56 млн10. В отчете отмечается стабильный ежегодный рост сумм поступлений с 2012 г. Среди источников финансовых ресурсов отмечены: доходы от церковной собственности, частные пожертвования, пожертвования со стороны других епархий и архиепархий, – от 15% до 40% от сборов приходов. Для эффективной финансовой поддержки духовенства в сентябре 2018 г. был официально учрежден специальный фонд. В фонд направляется 50% поступлений от внесенных прихожанами средств за совершение всех видов католических обрядов и таинств (крещения, венчания, погребальные обряды, соборования, сбор средств в честь Дня благодарения и т.д.).
10. Butuan Ad Limina Report 2018, р. 204.
36 Собранные средства передаются в епархиальное финансовое управление и распределяются для выплаты компенсации священникам (в т.ч. по инвалидности; на их госпитализацию, медицинский осмотр и лекарства). Эта сумма также используется для оплаты ежемесячных отчислений по пенсионному плану для духовенства Филиппин.
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38 Диоцез Бутуана РКЦФ представляет собой пример региональной единицы конфессионального пространства, функционирование которой можно охарактеризовать как конструктивное, а организацию финансовой деятельности как успешную. О последнем свидетельствуют данные о профиците епархиального бюджета. РКЦФ в пределах Бутуана не только покрывает необходимые собственные расходы на содержание руководства, сотрудников, обеспечение различных нужд духовенства, в области социальной ответственности. Аналитический обзор первичной отчетной информации позволил сделать вывод о том, что основные направления социальной деятельности в пределах Бутуана коррелируют с государственными интересами, на удовлетворение которых выделяются средства из бюджета. Так, деятельность отдельных епархиальных комиссий дублирует за счет денежных и иных средств РКЦФ такие функции государства, как работа с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, забота о состоянии здоровья граждан, обеспечение качественного образования, разработка и выполнение программ рационального использования природных ресурсов и т.д.
39 Епархия Бутуан РКЦФ – пример конструктивной реализации модели церковно-государственных отношений, деятельность которой ведется на региональном уровне. Описанный опыт может быть интересен как религиозным институтам и организациям, так и представителям органов государственной и административной власти других стран.

Библиография

1. Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Формирование конфессионального пространства Тропической Африки в начале XXI века. Поляризация российского пространства: экономико-, социально-, культурно-географические аспекты. Москва. 2018. С. 346–350.

2. Манаков А.Г. Трансформация территориальной структуры конфессионального пространства России в ХХ – начале XXI в. Географический вестник. Пермь, 2019, № 2(49), c. 13–24.

3. Laughlin R.C. Accounting in its social context: an analysis of the accounting systems of the church of England. 1988. https://www.researchgate.net/publication/242349417_Accounting_in_its_Social_Context_An_Analysis_of_the_Accounting_Systems_of_the_Church_of_England (accessed 10.10.2021)

4. Peri Rotem N. Religion and fertility in Western Europe: trends across cohorts in Britain, France and the Netherlands. European Journal of Population. 2016, № 2, pp. 231–265.

5. Гориславская Н.В. Особенности экономического анализа деятельности религиозных организаций. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, 2014, № 4, c. 85–91.

6. Гогин А.А., Гогина В.Н. Правовые аспекты экономической деятельности религиозных организаций: прошлое и настоящее. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Тольятти, 2018, № 2, с. 13–21.

7. Мезенин Н.А., Верзакова А.В. Особенности управления и эффективность деятельности религиозных организаций. European Social Science Journal. 2011, № 7 (10), с. 371–377.

8. Богатова О.А., Долгаева Е.И., Митрофанова А.В. Деятельность социально ориентированных организаций Русской православной церкви: региональные аспекты. Регионология. Саранск, 2019, Т. 27, № 3, с. 489–512. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.107.027.201903

9. Дударенок С.М. Религиозная составляющая дальневосточного фронтира. Труды IV конгресса российских исследователей религии «Религия как фактор цивилизаций». Благовещенск, Изд-во Амурского государственного университета. 2018. С. 314–323.

10. Левтонова Ю.О. Филиппинский вариант проблемы «религия и политика» (современный ракурс). Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2014, № 4, с. 34–57.

11. Сабалдан Н.А., Алепко А.В. Мусульманско-христианский антагонизм на юге Филиппин: истоки и последствия (конец XVI – начало XXI в.). Актуальные проблемы востоковедения. Сборник научных трудов по итогам работы VIII Международной научно-практической конференции по востоковедению. Хабаровск, Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2019. С. 26–41.

12. Balabeykina О.А., Kuznetsova J. A., Yankovskaya А.А. The role of a religious institution in the developing and functioning of social and economic sphere (the case of the Roman catholic church of the Philippines). Services in Russia and Abroad. 2020, № 4, pp. 57–68. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10304

13. Serrano Cornelio J. Priesthood Satisfaction and the Challenges Priests Face: A Case Study of a Rural Diocese in the Philippines. Religions, 2012, № 3 (4), pp. 1103–1119. DOI: https ://doi.org/10.3390/rel3041103

14. Batalla E.V., Baring R. Church-State Separation and Challenging Issues Concerning Religion. Religions. 2019, № 10 (3), p. 197. DOI: https://doi.org/10.3390/rel10030197

15. Балабейкина О.А., Межевич Н.М., Янковская А.А. Официальная отчетность религиозных организаций как источник эмпирических данных о деятельности Церкви: некоторые вопросы теории и практики Евангелическо-Лютеранской Церкви Швеции. Управленческое консультирование. 2020, № 10 (142), c. 135–145.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести